Урок по биологии Скелет человека. Осевой скелет. 8 класс
Тема: «Скелет человека. Осевой скелет.»
Цель. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека.
Задачи.
Образовательные. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища. Показать сходство в строении скелета млекопитающих и человека. Раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью.
Развивающие. Развивать умения работать с учебником, учебными таблицами, моделями черепа и скелета. Развивать творческие способности учащихся (размышления над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника, придумывание вопросов).
Воспитательные. Продолжить формирование качеств личности: волевые (выдержка, настойчивость, целеустремленность), коммуникативные (умение внимательно и уважительно относиться к коллегам, умение работать в коллективе, группе), нравственные, эстетические. Совершенствовать развитие памяти учащихся, внимания.
Тип урока – комбинированный.
Методы – словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация схем, таблиц), мультимедиа
Оборудование: презентация
Литература для учителя. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева. – М.: ВАКО, 2005.
Программа. Биология 5 – 9 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.
Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 3 – е изд. – М.: Дрофа, 2002.
Литература для учащихся. Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 3 – е изд. – М.: Дрофа, 2002.
Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2004.
Ход урока.
Организационный момент (1 мин).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Проверка знаний (10 мин).
Индивидуальный опрос:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
С какой функцией связано такое строение кости?
Назовите типы костей.
Работа по карточкам:
Карточка №1
Из перечня веществ (1 –10 )выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы (I – XII)
1. Минеральные вещества
2. Органические вещества
3. Вода.
4. Губчатое строение
5. Надкостница
6. Кость без полости
7. Трубчатое строение
I Придают кости упругость
II Придают кости твердость
III Придают кости легкость
IV Придают кости прочность, твердость и упругость
VI Особенности строения длинных костей
VII Особенности строения плоских костей.
VIII Растворяются в кислоте.
IX Сгорают в огне.
V Растущий слой кости
Ответы: I – 2; II – 1; III – 4; IV – 1,2; V – 5; VI – 7; VII – 4,6; VIII – 1; IX – 2.
Изучение нового материала (20 мин).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. Они определяют форму тела, служат опорой мягким частям, защищают внутренние органы от механических повреждений.
(Просмотр видеосюжета
рассмотрите рис 20 стр51 и определите строение скелета.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Вспомните функции опорно-двигательной системы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Осевой и добавочный скелет (беседа с использованием схемы).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
(Просмотр видеосюжета «Череп»
Рассмотрите рис 21 стр 52 и определите строение черепа
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Череп. Кости мозгового отдела – внешние - лобная, затылочная, 2 теменные, 2 височные (внешние) и внутренние – клиновидная, пирамидные отростки височных костей (демонстрация черепа и рис.21 учебника.)
Особенно обратите внимание на строение височных костей. Они состоят из чешуи и пирамиды. Внутри них находятся органы внутреннего уха и вестибулярного аппарата. Чешуя височной кости очень тонкая, по ней проходит височная артерия(можно прощупать пульс на ней). Поэтому травмирование височных костей приводит к тяжелым последствиям.
Кости лицевого отдела – верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кость, подвижна лишь нижняя челюсть, остальные образуют неподвижный каркас.
В ходе антропогенеза кости лицевого отдела черепа претерпели ряд изменений. (беседа с использованием материала о происхождении человека и рис.18 учебника)
Уменьшение лицевой части за счет челюстей, которые перестают выступать вперед; исчезновение глазных валиков; появление подбородочного выступа; на клыки, которые становятся по величине равными резцам.
(Просмотр видеосюжета
Рассмотрите строение позвоночника и позвонков и определите их строение рис22 стр 53
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Рассмотрите рис 25 стр 54 и определите строение грудной клетки
Такое строение грудной клетки обеспечивает спокойный выдох, который происходит без участия мышц, благодаря эластичности хрящей и силе тяжести. Грудная клетка человека сплюснута в передне-заднем направлении (у животных – с боков), что связано с прямохождением человека.
4. Закрепление. (10 мин)
Задание №1. (работа по группам)
Определите, к каким отделам скелета относятся названные кости. Найдите на рисунке скелета эти кости.
1 группа
Грудина
Затылочная кость
Теменная кость
Грудной позвонок
Лобная кость
Ребро
Височная кость
2 группа
Шейный позвонок
Крестцовый позвонок
Верхнечелюстная кость
Поясничный позвонок
Скуловая кость
Грудной позвонок
Носовая кость
Нижнечелюстная кость
5. Домашнее задание (2 мин).
§ 11, вопросы
6. Подведение итогов урока (2 мин)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение.
Карточка
Из перечня веществ (1 –10 )выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы (I – XII)
1. Минеральные вещества
2. Органические вещества
3. Вода.
4. Губчатое строение
5. Надкостница
6. Кость без полости
7. Трубчатое строение
I Придают кости упругость
II Придают кости твердость
III Придают кости легкость
IV Придают кости прочность, твердость и упругость
VI Особенности строения длинных костей
VII Особенности строения плоских костей.
VIII Растворяются в кислоте.
IX Сгорают в огне.
V Растущий слой кости
Задание
Определите, к каким отделам скелета относятся названные кости. Найдите на рисунке скелета эти кости.
1 группа
Грудина
Затылочная кость
Теменная кость
Грудной позвонок
Лобная кость
Ребро
Височная кость
Задание
Определите, к каким отделам скелета относятся названные кости. Найдите на рисунке скелета эти кости.
2 группа
Шейный позвонок
Крестцовый позвонок
Верхнечелюстная кость
Поясничный позвонок
Скуловая кость
Грудной позвонок
Носовая кость
Нижнечелюстная кость
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Изображение 028Изображение 02915