Деловая игра Суд над мусором. Проблема бытовых отходов

Суд над мусором. Проблема твёрдых бытовых отходов.
Цель проведения: экологическое воспитание учащихся, выработка у учащихся правильного поведения в отношении поставленной проблемы, популяризация экологических знаний.
Форма проведения: ролевая игра.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички со словами (судья, прокурор, адвокаты, историки, современники).
Домашнее задание: проведение социологического опроса жителей села, подготовить ролик, рекламирующий урну по заданному плану.
Ход проведения:
Сообщение темы занятия
Учитель: То, о чём мы будем говорить сегодня на занятии, вы узнаете из видео ролика. Почему случилось так с героем ролика, и кто в этом виноват (показывается ролик о мусоре).
- На сегодня загрязнение бытовым мусором наших городов и сёл стало одной из глобальных экологических проблем. Это не далёкое будущее, а совсем близкое. Мы будем говорить о проблеме мусора и о борьбе с ним.
Проведение разминки
Учитель: А что относится к твёрдым бытовым отходам? Я называю вам по 5 высказываний об отходам, а вы говорите мне о том, что это такое?
1группа высказываний:
Предметы, которые из неё изготавливают, весят очень мало;
Её нельзя выбрасывать, так как она в природе сама по себе не разлагается;
Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать;
Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма;
Детские игрушки делают из неё (пластмасса).
Группа высказываний:
Её изобрели китайцы;
Из неё получается очень много мусора;
Она легко горит;
У нас её получают из дерева;
На ней обычно пишут (бумага).
группа высказываний:
Если его нагреть, оно становится тягучим как тесто;
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара;
Его делают из песка;
Чаще всего оно прозрачное;
Когда падает, оно разбивается (стекло).
Вы отгадали несколько видов бытового мусора, которые встречаются на наших свалках. Проведём суд над мусором (выходит судья в шапочке). Все ребята разбиты на 4 группы: прокурор, адвокаты, историки, современники.
Судья: Слушается суд над Мусором. Внесите обвиняемого. Представляю его – это мусор (вносят и выставляют на стол мусор: бумагу, пластиковые бутылки, стекло, батарейки, лампочки и т.д.).
Судья: В чём состоит вина сера Мусора против людей? Слово предоставляется обвинению.
Прокурор: Вина сера Мусора состоит в том, что он превратил города и села в искусственных монстров, подобие зоопарков или аквариумов, где мало воздуха, пищи, жилья, зато много хлама. От мусора разводятся грызуны, вредные насекомые. Люди вынуждены дышать воздухом, состоящим из газом, полученных при гниении мусора. Города и сёла захламлённые и голые, без деревьев и цветов, с рядами однообразных домов, приводят людей к депрессиям, к агрессивности.
Судья: Что вы хотите?
Прокурор: Мы хотим жить в чистых домах с чистыми дворами, а не на свалках, хотим слышать пение птиц, а не рёв моторов, хотим дышать свежим воздухом.
Судья: Слово предоставляется защите.
1 Адвокат: Уважаемые граждане! Всё, что здесь было сказано, правильно и справедливо. Но мусора ли в этом вина? Это люди оставляют километры ничейной, никем не убираемой земли, это люди не ставят урн даже в местах скопления людей. Люди не соблюдают график вывоза отходов, люди выделяют мало средств на поддержание чистоты и, наконец люди не уважают труд дворников и уборщиц.
2 Адвокат: Я приведу доказательство вышеизложенному. Мы провели социологический опрос жителей села по следующим вопросам:

Вопрос
Да
Нет
Затрудняюсь ответить

1
Считаете ли вы, что ваше село замусорено?




2
Влияет ли замусоривание на красоту вашего села?




3
Во сколько, по-вашему, стоит очистка села от мусора?




4
Приходилось ли вам обращаться в какие – либо инстанции с жалобой о замусоривании?




5
Принимаете ли вы участие в улучшении санитарного состояния своего дома, двора, улицы?
Обращаете ли вы внимание на надписи на упаковках о соблюдении чистоты?




6
Влияет ли данное напоминание на ваши действия?




7
Как выдумаете, какие места вашего села сильнее всего замусорены (улицы, дворы, места для отдыха и другие)




8
Как вы считаете, кто больше всех мусорит?




9
Что вы выбросили в общественном месте?




10
Что на ваш взгляд является главной причиной того, что ваше село замусорено?




Мы обобщили полученные результаты опроса: все опрошенные сошлись во мнении, что село замусорено, и это влияет на красоту села, а также 85 % респондентов считают причиной замусоривания недостаточное количество мусорных урн, несвоевременный вывоз мусора и низкий культурный уровень жителей села. Значит, виноват сам человек.
Судья: Очень интересно. Мы выслушали обе стороны. А теперь оглашается приговор: подсудимый признаётся невиновным и освобождается из под стражи в зале суда. Частное определение выносится в отношении жителей села. Именно ваше бездействие и равнодушие привели село к экологическому кризису. Необходимо проделать большую работу всем от мала до велика, чтобы село засияло чистотой.
Учитель: Давайте посмотрим как эту проблему решали в давние времена? Слово предоставляется историкам.
Историки: Мы почитали разные книги и узнали, что князь Ярослав Мудрый, живший тысячу лет назад, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносился непоправимый вред, сумел с помощью законов уменьшить добычу лебедей, бобров и других зверей. А царь Пётр I в указе от 1719 года высказал озабоченность по поводу: «если кто осквернит Неву отбросами и другими нечистотами, тот будет приговорён к избиению кнутом или ссылке в Сибирь».
Учитель: Почему в старые времена экосистема земли оставалась в равновесии? (Ответы детей: не было машин, заводов и фабрик, не было в таком количестве, чтобы мусорить). Как эта проблема решается сейчас? Слово предоставляется современникам.
Современники: Появилась новая наука гарбология – мусороведение, наука, изучающая мусор, и что можно с ним сделать. Существует Закон «Об охране окружающей природной среды». Коммунальные службы убирают все незаконные свалки. Налагаются штрафы на людей, которые выбрасывают мусор в местах, для этого не предусмотренных. Много волонтёров, которые устраивают акции по очистке берегов рек о моря. Появляются всё больше урн и контейнеров в местах большого скопления людей. Вот в Голландии, например, все домашние отходы тщательно сортируются и раскладываются по 8 – ми видам различных контейнеров.
Учитель: Это очень правильно. Голландцы не считают мусор мусором. Все отходы имеют вторую жизнь, и люди просто зарабатывают хорошие деньги вторично перерабатывая отходы.
Игра «Сортировка мусора».
Учитель указывает на мусор на столе и предлагает учащимся проанализировать то, каким образом можно отсортировать мусор (бумага, картон – на переработку в макулатуру, металл – на переплавку, стеклянные изделия – на повторное применение, пищевые отходы – на корм, пластмасс, полиэтилен – на переработку). Но к сожалению, у нас нет пока таких заводов, которые бы смогли переработать все наши с вами отходы.
Учитель: Наша с вами задача выбросить весь мусор в урну, а не на улицу. Показать своим примером, как важно не мусорить. Мы с вами должны изменить себя и людей, которые рядом, объяснить, что можно делать, а чего нельзя. Это можно сделать своим примером. Ну а я предложу провести вам рекламную кампанию, посвящённую чистоте, воспитанию чистоты у людей.
Рекламная кампания (работа групп учащихся)
Вариант «Прилипалы»
Молодой человек отходит от киоска, где только что купил пачку сигарет, вскрывает её и бросает её на землю. Но целлофан словно прилипает к руке. Молодой человек в недоумении смотрит на целлофан и снова встряхивает кистью, не падает. Парень пытается оторвать целлофан другой рукой, он отрывается, но прилипает к другой ладони. Парень начинает нервничать, лихорадочно трясти рукой, отдирать целлофан то одной рукой, то другой. Рядом слышатся испуганные крики, ругань. Он поворачивается и видит, что вокруг него немало людей с теми же проблемами. Вот женщина, истерически всхлипывая, не может избавиться от прилипшей шоколадной упаковки. Вот подросток борется с упаковкой от жевательной резинки. Рядом с живописной группкой проходит девочка, только что купившая мороженое. С удивлением глядя на взрослых, она снимает с мороженого упаковку и легко бросает её в урну. Молодой человек с целлофаном-прилипалой неуверенно подходит к урне, встряхивает рукой, целлофан легко соскальзывает в урну.
ТИТР: « Мусор знает, где он должен находится! А вы?»
Вариант «Реклама мусора»
Ролик выполнен в анимационном стиле: серия схематических рисунков с пояснениями. Титр: «Инструкция по использованию мусора».
Крупно – урны. Диктор:
- Этот предмет называется урна, он предназначен для скапливания мусора.
Крупно – рука с мытой бумагой. Диктор:
- Если у вас есть мусор, кидайте его в урну.
Улица, человек с бумагой в руке, урна.
- Чтобы воспользоваться урной на улице, сделайте несколько шагов в её сторону
Рука над урной. Диктор:
- Остановитесь, протяните над ней руку, разожмите ладонь, и мусор упадёт прямо в урну.
Крупно – урна. Диктор:
- Используйте для мусора урны!
«Урна – это так просто!»
Нескольким ребятам раздать листовки «Инструкция по использованию урной», в конце листа надпись: «Прочитали? Воспользуйтесь урной!»
Итог занятия:
Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путём. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за всё, что происходит вокруг нас.
Любовь к Крыму в сердце сохраню
Цель проведения: формирование представлений учащихся об образе малой родины привитие любви к «малой родине» Крыму, являющемуся неотъемлемой частью «большой родины» - Украины, увеличение познавательного интереса
Форма проведения: деловая игра
Материалы: государственные символы АР Крым, карточки с пословицами, карта Крыма, иллюстрации о Крыме
Эпиграф: Отчизны краешек особенный,
Долины, горы, хлеб и соль
Для всех ты – Крым,
А мне ты – Родина,
Мой дом, судьба моя и боль. В. Субботенко
Ход проведения:
Учитель читает стихотворение В. Субботенко
Долины, горы, хлеб и соль
Для всех ты – Крым,
А мне ты – Родина,
Мой дом, судьба моя и боль.
Нет, не красотами природными
Впервые мир открыл ты мне,
А детством, пусть полуголодным,
Но тем и памятным вдвойне;
Нелёгкой юности судьбою,
Тем, что друзья есть и враги,
И самой первою любовью,
Вдруг обратившейся в стихи.
Всем этим я тебе обязан,

·Мой молодой и древний Крым,
Пожизненно, посмертно связан
Я каждым камушком твоим.
Где б ни был я, далёко близко ль,
Повсюду снится берег твой,
Поросшими густо обелисками
Войны последней мировой.
Я по тебе тоскую остро,
Спешу туда, где впереди
Сияет Крымский полуостров
Звездой у моря на груди.
Так написал о Крыме наш талантливый земляк, крымский поэт Валерий Субботенко. И не случайно взято несколько строк этого стихотворения эпиграфом к нашему занятию. Действительно, нам живущим в благословенной Тавриде, очень повезло. Крым – наша Родина. Причём, необыкновенная Родина. Это удивительная сокровищница, хранящая тайны тысячелетий. И мы все с вами любим эту землю.
Упражнение «Свободный микрофон» (дети передают друг другу микрофон и отвечают на вопрос: «Что для меня значит любить свою маленькую Родину – Крым»
Упражнение «Путаница». Учащимся даются пословицы о Родине с перепутанным порядком слов в них. Необходимо поставить слова в них в правильном порядке.
Любовь к Родине сильнее смерти;
Нет в мире краше Родины нашей;
Кто Родиной торгует, того кара не минует;
Человек без Родины, что соловей без песни;
Родина – мать, умей за неё постоять;
Родина краше солнца, дороже золота;
Береги землю родимую, как мать любимую.
Упражнение «Недописанный тезис». Учащимся даётся начало предложения, они заканчивают предложение
Верховная Рада Крыма постановила, что день 19 января считать днём флага АР Крым;
Он состоит из трёх полос: синей, белой и красной;
Флагу оказываются почести: военные отдают честь, люди стоят при его поднятии стоя;
На гербе Крыма изображено: мифическое животное грифон;
Жемчужина в раковине – это олицетворение Крыма;
Слова на гербе: «Процветание в единстве»;
Гимн исполняется во время торжественных церемоний и событий;
Слова и музыку гимна написали А. Караманов и О. Голубева;
Осквернение государственных символов влечёт за собой ответственность в установленном законом порядке.
Упражнение «Самый – самый» (учащимся задаются вопросы и показываются иллюстрации к вопросам)
Самая протяжённая река Крыма (Салгир, её длина 232 км);
Самая многоводная река Крыма (Бельбек);
Самоё большое озеро Крыма (Сасык – Сиваш, площадь – 70 км2);
Самая высокая вершина Крымских гор (гора Роман – Кош, её высота 1545 м);
Самая крупная птица Крыма (чёрный гриф, размах крыльев достигает 3,5 м);
Самое крупное хищное животное Крыма (лисица, степная, горно-крымская);
Самый высокий над уровнем моря и активно действующий грязевой вулкан Крыма (Джау-Тепе, 119,8 м(.
Упражнение «Кроссворд о народах Крыма» (учащимся предлагается разгадать кроссворд о народах Крыма, населяющих его в древности)














С










Т








Х



Р



























А








Г



Ы




















7. Упражнение «Соберём карту Крыма» (учащимся даётся предварительно разрезанная на фрагменты карта Крыма. Учащиеся собирают её).
Упражнение «Магический квадрат» (перед учащимися вывешивается квадрат с ячейками под номерами. Задаются вопросы, и по мере того как вопросы отгадываются, открываются ячейки квадрата. Слово в квадрате «Крым - моя Родина».
1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
11
12


К
Р
Ы
М

-
М
О
Й

Д
О
М
!

Вопросы:
Название моря, которые омывает Крымский полуостров (Чёрное);
Город, древнее название которого Сурож (Судак);
Как назывался Крым в древние времена (Таврида);
Назовите город, который долгое время был столицей Крымского ханства (Бахчисарай);
Как называется легенда о мастере, «заставившем плакать камень («Фонтан слёз);
По какому дереву определяют, насколько будет холодно зимой в Крыму (кизил);
Как называется акула Чёрного моря (катран);
Что в переводе с греческого обозначает слово «Ялта» («ялос» – берег);
Города-герои Крыма (Севастополь, Керчь);
Чья картинная галерея есть в Феодосии (художника Айвазовского);
Сколько пещерный городов в окрестности Бахчисарая (14);
Кто автор этих строк: «Волшебный край! Очей отрада!» (А.С. Пушкин).
Подведение итогов занятия. Слова учителя.
Любовь к родной земле возникает у человека вместе с его рождением. Она впитывается вместе с материнским молоком. И наверно, нет на земле человека, который бы не любил то место, в котором родился, не любил бы своего дома. А Крым – эта наша любимая Родина, наш дом, в котором живём мы, и будут жить наши дети и внуки. Пожелаем же нашему дому благополучия и процветания.











План проведения заседаний
школьного ученического парламента
на 2013/2014 учебный год
№1
Сентябрь
Заседание избирательной комиссии по подведению итогов голосования на пост Президента школы

№2
Сентябрь
Распределение обязанностей членов школьного ученического парламента;
О структуре школьного самоуправления;
О плане работы на сентябрь;
О проведении конкурса «Мисс осень – 2013»

№3
Октябрь
О выполнении решений предыдущего заседания;
Об участии в месячнике правовых знаний. Заслушивание учащихся, нарушающих дисциплину;
О плане работы на ноябрь

№4
Ноябрь
О выполнении решений предыдущего заседания;
О плане проведения месячника оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания;
О плане работы на декабрь, проведение новогодних праздников


№5
Декабрь
О выполнении решений предыдущего заседания;
Об итогах работы за 1 семестр
О плане работы на зимние каникулы




№6
Январь
О выполнении решений предыдущего заседания;
Об участии в месячнике по формированию ЗОЖ;
О плане работы на февраль

№7
Февраль
О выполнении решений предыдущего заседания;
О проведении конкурса «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!»;
О плане работы на март

№8
Март
О выполнении решений предыдущего заседания;
О работе детских организаций;
О плане работы на апрель

№9
Апрель
О выполнении решений предыдущего заседания;
Об участии в экологическом месячнике и месячнике правовых знаний;
О повышении уровня успеваемости

№10
Май
О выполнении решений предыдущего заседания;
Об итогах работы ШУП в 2013/2014 учебном году. Отчёты председателей комитетов;
О подготовке конференции









Праздник «Последний звонок»
Праздник проводится перед школой. Школа украшена. Учащиеся выстроены по классам. Форма детей – парадная.
Вед1: Внимание! Внимание!
Вед2: О чём сегодня поют нам птицы?
Вед1: О чём с утра прошептал ветерок?
Вед2: Какое событие в школе случится?
Вед1: Какой у нас праздник?
Вместе: Последний звонок!
Вед2: Кто главный герой на празднике нашем?
Вед1: Кого ждут все гости и ученики?
Вед2: Кому мы сегодня восторженно скажем:
Вед1: «Добро пожаловать»
Все (скандируют). Выпускники!
Вед2: Приглашаем выпускников 9 класса со своим классным руководителем
Вед1: Приглашаем выпускников 11-А и выпускников 11-Б классов со своими классными руководителями.
(Каждому выпускнику читается характеристика и под музыку они входят на линейку).
Вед2: Уважаемые выпускники и гости нашего праздника! Школа, равняйсь, смирно! Линейка, посвящённая празднику Последнего звонка объявляется открытой (звучит гимн Украины и гимн Автономной Республики Крым).
Вед1: Промчались годы в школе средней,
И вот уж наступает срок,
Когда тут будет дан последний
Для старшеклассников урок .
Вед2: В нём грусть и радость, смех и слёзы,
Воспоминанья прошлых лет,
Подарки, пожелания, розы,
Прощальный школьникам привет.
Вед1: Слово для приветствия выпускников предоставляется директору школы
Вед2: Сегодня на нашем празднике присутствуют гости (перечисление гостей).
Им предоставляется слово для приветствия.
Вед1: Всем известно – детям и родителям,
Ясно это всем как дважды два:
Школа начинается с учителя
И трудом учителя жива!
Вед2: Учитель первый! Он всей душой за нас в ответе,
Хотя б пришлось нам для седин дожить,
Мы для него, как и для мамы просто дети,
Которых можно похвалить и пожурить!
Вед1: Слово для приветствия выпускников предоставляется первому учителю
Вед2: Трудно было ребятам
В вихре трудов и наук.
Но с ними всегда был рядом
Старший товарищ и друг.
Вед1: Добрый, сердечный, мудрый
Смелый, как мушкетёр
Вед2: Но иногда и грозный,
Строгий как прокурор.
Вед1: Нянечка иль укротитель,
Иль многодетная мать?
Классный руководитель –
Вот вас как называть.
Вед1: Слово предоставляется классным руководителям выпускников
Вед2: Чтоб было высокое качество знаний,
Побольше нам надо домашних заданий.
И после урока и в стужу, и в зной
Несут ребятишки работу домой.
Вед1: Бабушки, дедушки, папы и мамы
С вами уроки учили упрямо.
В прописях первые буквы писали,
Пестик с тычинкой вам рисовали.
Вед2: В муках писали они сочинения,
Вам объясняли они уравнения.
И всей семьёю подводят итог:
С вами пришли на последний звонок.
Вед1: напутственное слово родителей
Вед2: Последний звонок Дорогие выпускники! Одиннадцать раз вы стояли на этой линейке, провожая из школы выпускников, а сегодня, глядя на лесенку классов, вспоминаете, какими вы были на каждой из ступеней!
Вед1: К прошлому можем мы здесь прикоснуться,
Можем увидеть здесь чудеса:
Остановиться и оглянуться,
И посмотреть прямо детству в глаза
Вед2: Гости из детства – первоклассники пришли приветствовать выпускников (выступление первоклассников).
Вед1: А теперь слово предоставляется героям нашего праздника - нашим выпускникам (выступление выпускников, танцевальный флешмоб, выпускники выпускают в воздух шары, с прикрепленным к ним звонком, нарисованным на картоне).
Вед1: Пускай за окном соловьиные трели,
И ветер, смеясь, шевелит завиток.
Вам грустно сегодня, вы все повзрослели.
Для вас звучит ваш последний звонок.
Вед2: Право дать последний звонок предоставляется ученику 11 класса и ученице 1 класса.
Вед1: Прозвенел последний звонок,
Но пронзительной ноте замер.
Только самый главный урок
Впереди, где вся жизнь – экзамен.
Вед2: Школа, равняясь, смирно! (звучит Гимн Украины и гимн АРКрым)
Вед1: Пусть не смолкнет в сердце у вас,
Пусть звучит и волнует снова
Нестареющий школьный вальс –
Эхо вечера выпускного.
Вед2: выпускники! Пригласите на последний школьный вальс своих родителей!
Вед1: После традиционного круга почёта выпускники вместо с родителями приглашаются на последний в их жизни урок.
Вед2: На этом линейка, посвящённая выпуску из школы учащихся 9, 11 классов считается оконченной. Счастливого пути, ребята!