Урок — деловая игра Суд по делу В.И.Засулич


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Анастасиевская средняя общеобразовательная школа




Урок: «Суд по делу В.И.Засулич»
Деловая игра для 8 класса
Кравченко Александр Анатольевич,
учитель истории и обществознания
первой категории










с.Анастасиевка. Матвеево-Курганского района
Ростовской области
2010г.



Задачи:

- Образовательные:
1.закрепить материал темы: реформы 60-х – 70-х гг. 19 века;
2. повторить даты: 1861 г., 1864г;
3. закрепить в долговременной памяти термины: народничество, нигилизм, террор, идеология Ткачёва, черты нового суда: бессословный, гласный, состязательный, независимый, открытый, несменяемый;
4. ознакомить с персоналиями:
народница В.И.Засулич, участник демонстрации Боголюбов,
градоначальник Ф.Ф.Трепов, судебные деятели А.Ф.Кони, Н.С.Таганцев, адвокаты: В.Д.Спасович, Ф.Н.Плевако, В.А. Маклаков;

- Развивающие: 1. Приобрести новые компетенции судьи, адвоката, прокурора, участника суда, присяжного;
2. Продолжаем развивать умения анализировать происходящее, аргументировать свою позицию, строить монологическую речь;

- Воспитательные: 1. учащиеся должны сделать нравственный выбор между законностью и террором;
2. Осудить произвол и злоупотребление бездушной бюрократической власти;
3. Прививать элементы трудовой культуры.















Используемая литература:
П.Н.Зырянов «История России 19-й – начало 20-го веков» г. Москва
Издательство «Русское слово» 1997г.

Этапы:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

3. Процесс(деловая, театрализованная игра): а) речь прокурора;

б) речь адвоката;

в) свидетельские показания;

г) прения сторон;

д) вердикт присяжных;

е) приговор суда.

4. Заключительное слово учителя
(подведение итогов, рефлексия).








Оформление доски: сердце, даты, понятия и термины этой темы.

Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы станем участниками и свидетелями уголовного процесса по делу Веры Ивановны Засулич. Надо помнить, что подобные процессы стали возможны только после реформы 1864 года, когда суд приобрёл демократические, буржуазные черты, которые свойственны и нынешним судам. Тогда прославился судебный деятель Анатолий Федорович Кони – председательствующий в данном деле. Высокий профессионализм, проницательность и яркий дар слова демонстрировали адвокаты: Спасович, Плевако. Тот суд оправдал Засулич. Её индивидуальный террор был первым ростком. Люди того времени не знали, во что он обратится позднее – в массовый, беспощадный. Беслан, Москва, Волгодонск – кровавые отметины этого явления. Мы должны определиться: можно ли оправдывать самосуд и террор?!
Процесс:

Ученик, исполняющий роль судьи, представляется публике сам, представляет прокурора и адвоката, даёт слово обвинителю.



Речь прокурора: Вера Засулич обвиняется в том, что она умышленно посягала на жизнь градоначальника Фёдора Фёдоровича Трепова. 24 января 1878 года она, под видом сельской учительницы, явившись на приём к Трепову, достала из муфты револьвер и выстрелила в него. Ворвавшийся в кабинет градоначальника телохранитель увидел подсудимую с дымящимся револьвером. Итак, все улики: муфта, с потожировыми следами обвиняемой, револьвер с её же отпечатками пальцев, показания пострадавшего и свидетелей указывают на очевидную вину Засулич. Считаю В.И.Засулич опасной для общества, требую наказания в виде лишения свободы.




Предъявление доказательств суду:





Речь адвоката: Ваша Честь, прокурор умолчал о тех обстоятельствах, которые могли бы нам помочь понять, а возможно и оправдать мою подопечную. За год до этих событий без всяких оснований Засулич была арестована и длительно содержалась в тюрьме. А что такое женщине оказаться в тюрьме?! Например, Мария Ветрова подверглась надругательствам надзирателей, продав колечко, приобрела керосин и сожгла себя. Геся Гельфман в камере родила ребёнка. Из-за скудного питания у неё не стало молока. Ребёнок захлебнулся в крике и, посинев, умер.
А теперь непосредственно о данном деле. Летом 1877-го года петербургский градоначальник Трепов во время посещения тюрьмы предварительного следствия заметил, что один из арестантов при его появлении не снял кепку. Это был Боголюбов, участник демонстрации перед Казанским собором. Разгневанный Трепов велел его высечь.
Заключённые подняли шум, но их быстро силой усмирили, а приказание Трепова было исполнено. По закону он не мог требовать, чтобы перед ним снимали шапку. Телесное наказание в этом случае также являлось незаконным. Но градоначальник был уверен в своей безнаказанности. Вера Ивановна Засулич мстила не только за себя, но и за честь всех подвергшихся надругательствам власти.

Свидетельские показания:


Телохранитель Трепова рассказывает о дне 24 января 1878 года.

Прения сторон:
Каждая из сторон состязательного процесса настаивает на своей позиции. Прокурор вновь приводит свои аргументы в пользу обвинения: мотив (месть), умысел ( приготовления к преступлению), вина, то есть осознание своих действий, вещественные улики и показания потерпевшего и свидетелей. Адвокат настаивает на смягчении приговора или оправдании подсудимой.



Работа присяжных заседателей.

Учащиеся обмениваются впечатлениями и решают, какая из сторон была более убедительна. Затем они выносят свой вердикт и оглашают его.





Судья оглашает свой приговор:




Заключительное слово учителя
Подведение итогов, выставление оценок




15