Сценарий конкурса чтецов Красавица зима



Сценарий конкурса чтецов
«Красавица зима»
Январь 2016 года

Цель: воспитывать любовь к родной природе, к русской литературе
Задачи:
Образовательные:
1)Закрепить знания о времени года – зиме, месяцах;
2)развивать умения учащихся выразительно читать стихи;
Воспитательные:
1) Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, формировать умение детей “слушать и слышать”.
2) Воспитывать интерес к русской литературе
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать и тренировать память через заучивание стихов наизусть,
2) Развивать задатки самоконтроля в поведении детей.
3) Развивать эмоциональную сферу (доставить детям радость от общения и чувства праздника).
Оборудование: слайдовая презентация, песни о зиме.
Звучит песня “Три белых коня” в сопровождении слайдовой презентации - картин о зиме.
Ведущий: - Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на конкурсе чтецов «Красавица зима». Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. (слайды) Только что сейчас Вы убедились в этом сами, посмотрев на картины о зиме, и вы убедились, что зима – это очень красивое время года.
- О каких трёх месяцах сейчас шла речь в песни? (декабрь, январь, февраль)
(Идёт описание каждого месяца в сопровождении слайдовой презентации). - По календарю зима длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош. Но мы живем в таком климатическом поясе, где зима длится гораздо дольше. Через несколько дней наступит первый весенний месяц – март, а у нас за окном до сих пор лежат сугробы снега, воздух по-прежнему морозный, и зима никак не хочет сдавать свои позиции и уступать место весне!
- Ребята, попробуйте отгадать загадки о зимних месяцах. Слушайте внимательно! Кто отгадает загадку первым – поднимет руку и получает за правильный ответ снежинку. В конце нашей встречи ученик, набравший больше всех снежинок, получит приз!
Ведущий:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)
Ведущий:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (ЯНВАРЬ)
Ведущий:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц этот? (ФЕВРАЛЬ)
Ведущий: Молодцы, ребята! Сейчас мы вместе вспомнили, что Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом. Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками. Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.
- Но зиму любят не только за детские забавы. Многие художники и поэты находили в этом удивительном времени года вдохновение для своего творчества, для написания картин, которые стали известны и любимы во всем мире.
Попробуйте ответить на вопрос «Какая у нас зима?» (варианты ответов детей)
- Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» - восхищенно воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро ранее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер - длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки.
Давайте посмотрим на зиму глазами русских художников (слайды с репродукциями картин):
1) Кондратенко Гавриил Павлович «Зимний вечер» (Не смотря на то что на картине изображено вечернее время суток, небо ясное, светлое, нет ни облачка. Чувствуется, что погода стоит морозная. Деревья и кусты в инее. На крышах домов и сараев лежат большие сугробы снега. Когда мы смотрим на эту картину, сразу вспоминается стихотворение Сергея Александровича Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна…)
2) Саврасов Алексей Кондратьевич «Зима» (художник изобразил пасмурную, хмурую зиму, небо затянуто тучами.)
3) Шишкин Иван Иванович «Зима»
Федор Иванович Тютчев:
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
4) Клевер Юрий Юрьевич «Зимний закат в еловом лесу» (посмотрите, какую необыкновенно сказочную картину написал художник!)
5) посмотрите, какой суровой, мрачной изображена зима на картине Мещерского Арсения Ивановича «Ледокол». Небо не просто хмурое, а почти черное от туч. Лес стоит глухой стеной. И совсем другой, противоположной по настроению представлена зима на картине Саврасова. В стихах, в музыке, на картинах всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывал сам. И тогда зима на картинах становится то мрачной и сердитой, то сказочной, необыкновенно ясной, пушистой и доброй.)
Пришло время начинать наш конкурс чтецов «В гостях у зимы». Как и любой другой наш конкурс своей целью ставит выявить лучших и сильнейших. Определять победителя будет строгое независимое жюри.
Представление членов жюри - вязниковский поэт Богаткин Геннадий Алексеевич,
библиотекарь Шевцова Ирина Александровна

(От каждого класса по 2 участника выходят и читают стихотворения о зиме, можно сопровождать слайдовой презентацией – природа зимы, зимние стихи и т.д.)
Предлагаю начать наш конкурс самым маленьким участникам, учащимся младших классов.
1 класс: Вика Шибанова «Художник». Автор Мельников
2- 3 класс:
4 класс: Даниил Забелин «Я еду»
Алексей Манов «Снегири». Автор Прокофьев
Среди учащихся младших классов мы попросим выбрать своего лучшего чтеца стихов о зиме. И в конце нашего конкурса жюри объявит нам победителя в этой возрастной группе.
Продолжит читать стихи учащийся 5 класса: Борисов Алексей «Снежинка»
6 класс: Лебедев Павел «Снежок».
Кулышова Наталья «Снежинка» Автор Алексей Фатьянов.
Ульянов Иван «Зима»
7 класс: Шибанов Николай
8 класс: Пятакина Алена «Белые стихи» Автор Михалков
Лушина Алена «Закружило хлопьями снежными»…
Блохина Алена «Дворник Дед-мороз» Автор Хармс
9 класс: Шибанов Алексей «Зима» Сергей Есенин
10 класс: Лушина Лидия
Ведущий: Молодцы, ребята! С помощью ваших стихотворений мы ещё раз побывали в зимнем лесу, увидели красоту зимнего леса. Пока жюри совещаются, я предлагаю вам отгадать зимние загадки. Помним правило – не кричим, а поднимаем руку и получаем баллы – снежинки!!!
Лучший знаток загадок получает приз! (по подсчетам снежинок-баллов).
Жюри объявляют итоги конкурса, победители награждаются грамотами (1,2 и 3 место и 1 место среди начальных классов).
Ведущий: Вот, ребята, и подошёл к концу наш конкурс чтецов о зиме. Мы благодарим вас за активное участие и желаем вам самого доброго: здоровья, счастья, и в последние зимние деньки накататься вдоволь на санках, на лыжах, наиграться в снежки на целый год до следующей зимы!!!
Клип о зиме в сопровождении классической музыки. Все расходятся.