Интегрированная программа элективного курса Математическая статистика в организации научно-исследовательской работы учащихся по проекту Школа-селу
Республиканский заочный конкурс методических разработок учителей «Этнокультурный компонент в обучении математике: проектирование, разработка и внедрение».
Интегрированная программа
элективного курса «Математическая статистика
в научно- исследовательской деятельности учащихся»
в 9-11 классах.
Составитель: учитель математики
высшей категории Терентьева О.С.
Пед. стаж: 40 лет.
с..Сатагай, 2017 г.
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс направлен на развитие мышления учащихся путем практического применения статистики в таких областях науки как демография, социология, медицина, история, информатика и математика.
Цель: Привить у учащихся интерес к исследовательской работе посредством применения математической статистики при обработке, анализе и представлении полученных данных в научно- исследовательской деятельности учащихся.
Владение азами математической статистики позволяет на содержательных (как в математическом , так и прикладном отношениях) примерах изучать различные процессы, показать универсальность математических методов, демонстрировать основные этапы решения прикладных задач средствами математики.
Знакомство учащихся с содержанием элективного курса усиливает прикладную направленность курса математики в профильных классах. При знакомстве с ней учащиеся осуществляют сбор и анализ статистических данных, в ходе которых предусматривается ознакомление их с простейшими способами регистрации и представления статистической информации, с возможностями её использования для получения выводов об изучаемых явлениях.
Статистика обеспечивает переход от реального мира к вероятностным моделям. Окружающий школьников мир выступает в качестве живого источника, а наблюдение его объектов как средство открытия математического аппарата.
Данный элективный курс способствует формированию научного мировоззрения, умения работать с количественной информацией, представленной в различной форме, адаптации учащихся в современном мире.
Новизна: Найден оригинальный и доступный подход глубокого исследования проблем демографической ситуации в родном селе посредством применения математической статистики.
Программа курса рассчитана на 32ч.
Примерное тематическое планирование
Высшее назначение математики состоит в том, чтобы
находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает.
Норберт Винер
№
Основное содержание
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
1.
Демография.
5
Статистика населения:
- численность населения;
- соотношение полов;
- средний возраст населения;
- рождаемость;
- уровень рождаемости одной женщиной;
- смертность;
- средняя продолжительность жизни;
- половозрастная смертность;
- младенческая смертность;
·- естественный прирост населения;
- миграция населения;
- абсолютный прирост населения;
- половозрастная структура
населения.
Возрастные группировки:
- группировки населения в
зависимости от трудоспособного
возраста;
- экономически активное население;
- число безработных;
- демографическое старение;
-Вычислить основные показатели демографии.
-Составить сравнительный анализ показателей демографической ситуации
с.Сатагай, РС(Я), РФ.
- Провести статистические исследования демографической ситуации в с. Сатагай.
2.
Медицина.
2
Статистика охраны здоровья:
- Заболеваемость населения;
- Число больных, состоящих на диспансерном учете;
- алкоголизм;
- инвалидность.
- Вычислить основные показатели состояния здоровья населения.
- Составить сравнительный анализ полученных показателей демографической ситуации
с.Сатагай, РС(Я), РФ.
3.
Информатика.
5
- Картотека жителей наслега;
в электронном виде;
- Вычисление среднего возраста
жителя наслега по программе MS Eхсel;
- Вычисление рождаемости одной женщиной наслега по программе MS Eхсel;
- Вычисление средней продолжительности жизни по программе MS Eхсel.
- Вычислить показатели основных данных с помощью MS Ехсеl.
- Составить статистические характеристики набора данных.
4.
Краеведение.
6
- Долгожители села;
- Структура населения;
- Родословные жителей наслега.
- Составить диаграмму возрастных макроциклов.
(половозрастная пирамида)
- Составить образовательные родословные жителей села с.Сатагай
- Проанализировать показатели образовательных родословных с.Сатагай
5.
Риторика.
3
- Защита доклада;
- Ответы на вопросы по данной теме;
- Выступление на школьном НПК;
- Участие в различных НПК по данной теме.
Подготовиться к НПК.
6.
Математика.
4
- Нахождение коэффициентов
рождаемости, смертности, младенческой смертности; -Графическое изображение статистических данных;
- Нахождение коэффициента увеличения семьи.
Применить способы описательной статистики при представлении полученных данных: диаграммы, графики, таблицы.
7.
Социология.
4
- Социологический опрос;
- Занятость населения;
- Типология семей.
Анализ статистических данных и составление диаграмм.
8.
Генеалогия
3
- Составление своей родословной при помощи таблицы;
- Применение статистических данных электронного архива «Древо жизни 4»;
-
Всего:
32ч.
15