Деловая игра «Экологический суд»

Полухина В.П. МБОУ СОШ с УИОП №58 г.Кирова
Классный час 3 класс.
« Экологический суд»
Цель:
-Создание условий для формирования объективного представления о состоянии экологии на Земле;
Задачи:
-Способствовать включению детей в разработку мероприятий по охране природы на основе деятельностного подхода в экологии.
-Содействовать развитию эмоциональной сферы, воображения, чувства эмпатии;
-Способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.
Форма: ролевая дискуссия (судебное разбирательство)
Методы и приемы: рассказ, дискуссия как методы формирования сознания, воспитывающие ситуации, критический анализ как методы формирования опыта.
Оборудование: костюмы для участников суда, мультимедиапроектор, компьютер, Красная книга, фломастеры, ручки, листы бумаги А-4.
Подготовительная работа:
Оформление зала, создание мультимедиапрезентации, распределение ролей, «вживание» в роль «актеров».
Ход занятия:
(Под музыку в зал входит ведущий)
В е д у щ и й:

Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Здравствуйте, леса и реки!

Здравствуйте, птицы и звери!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А может ли человек без природы? Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.

Итак, суд. Суд над человеком

Судьей у нас будет Зубр. Ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли.

Главный обвинитель – Тигр- ведь именно тигры сейчас на грани вымирания.

Адвокат-защитник человека – Собака.
Присяжные заседатели – все, кто находится здесь в зале.

С у д ь я . Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово – главному обвинителю.

Т и г р . Мне трудно говорить. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчезает мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Неужели он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.

Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга. Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок», так когда-то называли зебр древние люди.

Еще один пример – странствующий голубь. Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса.

Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских «коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

Крупная нелетающая птица дронт уже ни когда не будет жить на земле: люди уничтожили их всех.

Обратимся теперь к судьбе флоры. Ливанский кедр. Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев.

Где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.

(Обращается к человеку.) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания. Отравлены воздух, реки... Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

3 у б р . Какое наказание, по-вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?

Т иг р . Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, свое мнение относительно наказания я выскажу позднее.

3 у б р . Теперь слово защите.

С о б а к а . Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

О б в и н и т е л ь. Уважения?

Собака. Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

О б в и н и т е л ь. Смешно! Вы же от него зависите во всем. Вам невыгодно обвинять его, а иначе кто даст вам пищу, жилье.

С о б а к а. Но люди создают заповедники, заказники и национальные парки, тем самым они стараются защитить от вымирания животных и растения.

С у д ь я . Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения – Воздух.

В о з д у х. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате появляются озоновые дыры: В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в основном тропический, многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в результате неправильной мелиорации. А усохшие леса – плохие поставщики кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, заводов?

С у д ь я. Свидетель – Вода.

В о д а. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.

Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.

С у д ь я . Свидетель – Почва.

П о ч в а . Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно четвертая часть всех плодородных почв! Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Человек начал вносить горы минеральных удобрений. Происходило засаливание земель, отравление почвы и людей. Например, селитра в Средней Азии стимулировала рост фруктов, но травила почву и влияла на здоровье человека.


С у д ь я . Слово защите.

Собака. Да, аргументы весомые. Но человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и опять используют.Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, а Япония нашла им заменители.

Начали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях, водороде.
С у д ь я . Послушаем следующих свидетелей: Цветы.

Л а н д ы ш . Люди рвут меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу!

С уд ья. Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.

Л а н д ы ш . Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции я был священным цветком. Мною всегда интересовались целители. И сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите.
Мы, травянистые растения, уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза.
С у д ь я . Следующий свидетель – Лягушка.

Л я г у ш к а . Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны.

Судья. Следующий свидетель – Сова.

С о в а. Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов. Скольких моих пернатых собратьев люди уже никогда не увидят!

Уважаемый Тигр напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Хочу дополнить.
За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. Из-за химикатов в почве, по пищевой цепи попадающих в наш организм, птица скопа откладывает яйца без скорлупок или с такой хрупкой скорлупой, которая не выдерживает ее веса во время высиживания.

С у д ь я . Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?

С о б а к а . А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить! Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники. К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, об этом знать?

С у д ь я . Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.

Тигр. Но благодаря людям вы чуть совсем не исчезли с лица планеты.

С у д ь я . Так или иначе, мы все зависим от человека

С у д ь я . Какое решение нам принять? (Решают, совещаются.) – Прошу внимания!

Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей и птиц сегодня угрожает опасность. 25000 видов растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц...

Решение – пусть человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь дронта: его не станет. Ведь без всех нас, без чистого воздуха, чистой воды, он не сможет выжить.

А господа присяжные заседатели определят: что именно должен сделать человек, чтобы исправить экологическую ситуацию на нашей планете.
(заседатели совещаются в группах, выносят решение, озвучивают его)

Ведущий: В завершении я хотела бы призвать вас( читают хором):

Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной она одна
Для жизни счастливой нам дана!
Р е ф л е к с и я: -А сейчас возьмите в руки карточку с изображением зверя или птицы и , если вам понравилась наша игра и вы считаете полученные знания полезными- прикрепите карточку на зеленый плакат, если нет- на красный плакат.

Литература
“Азбука экологии”, О.Г. Завьяова, К., 97г.
“Формы экологического воспитания детей”, Бахарева А.С., Ш.,98г.
“100 уроков по экологии”, ИПКРО, К.,98г.
Журналы “Начальная школа”, №5, №6/98г., №6/2000г