Статья Подготовка обучающихся МКОУ Алексеевская СОШ к сдаче норм ВФСК ГТО в учебно — воспитательном процессе


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Подготовка обучающихся школы к сдаче норм комплекса ГТО в учебно – воспитательном процессе»
Учитель физической культуры : Макеев С.А.
Согласно Указа Президента РФ «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»» от 24.03.2014г. № 172 и федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в РФ» одной из главных задач в физическом воспитании обучающихся является подготовка их к успешной сдаче нормативов комплекса ГТО.
Расскажу о подготовке к сдаче норм комплекса ГТО в учебно-воспитательном процессе обучающихся 9-х, 10-х, 11-х классов. В начале учебного года все обучающиеся проходят медосмотр с заключением о состоянии группы здоровья. Допускаются к сдаче норм комплекса обучающиеся имеющие только основную группу здоровья по физической культуре. Таких в 2016 – 2017 учебном году было 67% от общего числа. Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО осуществляется непосредственно в течение всего учебно - воспитательного процесса, следующим образом:
На уроках физической культуры при изучении разделов программы физического воспитания основное внимание уделяется развитию физических качеств таких как быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости и скоростно – силовых качеств, которые лежат в основе выполнения упражнений комплекса. Так на уроках лёгкой атлетики большое внимание уделяется развитию быстроты при помощи специально беговых упражнений: бега на дистанцию 30 метров, 60 метров, 100метров, на время; выносливость развивается с помощью кроссовой подготовки – бег от 1000 метров до 3000 метров по стадиону и пересеченной местности, а также пробежки от 2 мин до 15 минут; развитие скоростно – силовых качеств происходит при метаниях теннисного мяча вертикальную и горизонтальную цели на дальность, метании гранаты на дальность; прыжках в длину с места и прыжках через гимнастическую скакалку и препятствие. На уроках гимнастики развиваем силу с помощью выполнения всевозможных комплексов упражнений с набивными мячами весом 2 кг для девочек и 3 кг для мальчиков, с гимнастической скамейкой, в парах, с гантелями, с собственным весом и отягощением на снарядах – гимнастической перекладине и параллельных брусьях в основном это подтягивания в висе у мальчиков, в висе лежа у девочек на низкой перекладине, сгибания разгибания рук в упоре лёжа от пола для мальчиков и девочек, и на параллельных брусьях для мальчиков эти упражнения применяются на каждом уроке в не зависимости изучения разделов программы и как показывает практика при систематическом выполнении данных упражнений результаты улучшаются. Развитие скоростно-силовых качеств на уроках гимнастики осуществляется за счет выполнения акробатических упражнений: длинный кувырок вперед с трёх шагов разбега, длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см, а также прыжков через такие снаряды как конь, козёл; прыжковая работа в сериях: прыжки через скамейки (10шт), многоскоки, тройной прыжок, выпрыгивания из приседа вверх, прыжки с места вперед, спиной вперед, приседы на одной ноге с поддержкой и без поддержки. Так же при изучении раздела гимнастика уделяю внимание атлетической гимнастики за счет внеурочных занятий на тренажёрах.
При изучении раздела программы лыжная подготовка большое внимание уделяю изучении техники лыжных ходов в особенности конькового и развитии выносливости – ежеурочное прохождение дистанции от 3 до 10 км с увеличением длинны дистанции на каждом уроке, занятия проходят на учебной лыжне, которая находится на стадионе и в лесном массиве. Сдача контрольных нормативов по лыжной подготовке – лыжные гонки от 1км до 5 км. Изучении раздела программы спортивные игры также способствуют улучшению показателей развития основных физических качеств: волейбол – скоростно – силовые качества, баскетбол – выносливость, скоростно –силовые качества, сила и способствуют эмоциональному подъёму обучающихся.
Во внеурочное время также происходит подготовка обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО за счет участия их во внутришкольных соревнованиях и кружках. Так в начале года традиционно проводится соревнования по лёгкой атлетике – День бегуна: обучающиеся соревнуются в беге на дистанциях от 30 метров до 2000м; легкоатлетические эстафеты с этапами от 60 до 100метров; встречные эстафеты. Традиционно в школе проходят соревнования по ОФП среди обучающихся всех ступеней, куда включены такие виды как прыжок в длину с места, подъем туловища за 1минуту, подтягивания в висе у мальчиков и в висе лёжа у девочек, бросок набивного мяча с этого года в календарь школьных соревнований в обязательном порядке ввели сдачу норм комплекса ГТО – январь, обучающиеся показавшие лучшие результаты в своих ступенях едут защищать честь школы на соревнования муниципального этапа. Зимой проходят традиционно соревнования по лыжным гонкам, проходят лыжные эстафеты и биатлон.
Большое внимание на формирования базового уровня ОФП для сдачи норм комплекса ГТО уделяется на внеурочных занятиях, в частности на кружке ОФП программа которого включает в себя дополнительное изучение всех разделов программы по физической культуре: легкая атлетика: спринтерский бег, кроссовая подготовка; спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол; лыжная подготовка: совершенствование техники лыжных ходов на дистанциях от 3 до 10 км спусков и подъёмов, лыжные гонки на дистанциях от 1 до 5 км; атлетическая гимнастика: занятия на гимнастических снарядах с собственным весом и отягощением: перекладине, параллельных брусьях, шведской стенке; тренажерах. Стрелковый кружок так же играет большую роль в подготовке обучающихся к сдаче норм комлекса ГТО - отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки стоя,с упора локтями о стол, стоя, лёжа, по мишеням №8 с расстояния 6м и 10м и по настенным фигурам.
Весомый вклад в подготовке обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО является участие в районных и областных соревнованиях по лёгкой атлетике: осенний легкоатлетический кросс, Кросс наций, Лыжня России, Лыжня Веденина, лыжные гонки памяти ГСС П.А. Данилова, соревнования по зимнему полиатлону среди допризывной молодёжи и ряд других соревнований, на которых обучающиеся нередко становятся призёрами и победителями.
Результатом всего выше перечисленного является то, что обучающиеся школы успешно сдают нормативы комплекса ГТО как на муниципальном так и на областном уровне. Так из 10 человек выступающих в составе сборной команды района на областных соревнованиях в 2015 -2016 учебном году 4 человека стали призерами в следующих видах испытаний: стрельба из ПВ 3 место с результатом 64 балла - 3 ступень; стрельба из ПВ 3 место с результатом 82 балла - 5 ступень; тест на гибкость 2 место с результатом 85 баллов – 5 ступень; тест на гибкость 2 место с результатом 76 баллов – 4ступень.
Участвуя в муниципальном этапе зимнего фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в 2016 – 2017 учебном году были показаны хорошие результаты среди обучающихся 2-ой ступени призерами стали мальчики и девочки занявшие 2 и 3 места. Среди обучающихся 5 ступени в число призёров вошёл ученик 11 класса занявший 3 место. Данные обучающиеся вошли в состав сборной района и выступали на областном этапе фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», где показали хорошие результаты.
Осуществляя подготовку обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО сам также стараюсь показывать пример, в декабре 2016 года на базе на учебно –тренировочной базе «Ока» сдавал нормы комплекса ГТО где показал следующие результаты: 1 место в сгибаниях – разгибаниях рук в упоре лёжа за 1мин с результатом 89 раз, прыжок в длину с места 1 место с результатом 266см, подтягивания на высокой перекладине 18 раз – 1 место.
Считаю, уровень подготовки обучающихся оптимален. О чем свидетельствуют выше перечисленные результаты. Основной задачей в подготовке сдачи норм комплекса ГТО на мой взгляд является повышение уровня ОФП и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости.