Рабочая программа факультатива по русскому языку в 5 классе Занимательный русский язык
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Новый Уренгой
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________/________/
ФИО
Протокол № ___
от «__» _________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 6
_____________/___________/
ФИО
«__»____________2014г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ № 6
_____________/___________/
ФИО
Приказ ___
от «__»__________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Газизуллиной Елены Наилевны
по факультативу
"Занимательный русский язык"
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»_______2014 г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
В основу рабочей программы по курсу «Занимательный русский язык» для 5 класса МБОУ СОШ №6 положена авторская программа, разработанная Л.В. Мищенковой и обеспеченная методическим пособием «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет)/ Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013г.
Данный предмет входит в перечень рекомендуемых предметов Министерством образования и науки РФ.
Настоящая программа составлена на 35 часов (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Общая характеристика предмета
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходит на помощь занятие факультатива.
Организация занимательных уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.
Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.
Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.
В 5г классе обучающиеся с разной степенью учебной мотивации, поэтому планирование составлено с учётом их особенностей.
Цели и задачи обучения
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.
Курс по русскому языку ставит следующие задачи:
Воспитание любви к русскому языку;
Развитие интереса к языку как учебному предмету;
Расширение и углубление программного материала;
Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
Совершенствование общего языкового развития школьников.
Место предмета в учебном плане
Программа адресована обучающимся 5-х классов общеобразовательной школы со средним уровнем обученности.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы организации учебного процесса
Организационные формы образовательной деятельности:
классно-урочная система, групповые и индивидуальные формы работы.
- урок,
- беседа,
- викторина и др.
Технологии
Для решения познавательных и коммуникативных задач используются разные технологии. Приоритет отдается РКМЧП, ИКТ, здоровьесберегающим и проектно-исследовательской технологиям.
Формы контроля
монологический ответ;
диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
комплексный анализ текста;
осложненное описание;
составление сложного и простого плана к тексту;
изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
составление диалога на заданную тему;
составление текста определенного стиля и типа речи;
сочинение;
составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
работа с деформированным текстом;
задания в форме тестов (закрытого и открытого типа).
Контроль предполагает разноуровневый подход.
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов на изучение материала
Развитие речи
Введение.
1
Русский язык – наше богатство.
1
Ох уж эти небылицы!..
1
Игротека.
1
Правописание –тся и –ться у глаголов.
1
Поиграем со словами.
1
Удвоенные согласные.
1
Игротека.
1
Афоризмы о труде.
1
Пословицы.
1
Анаграммы и метограммы.
1
Игротека.
1
По страницам детской энциклопедии.
1
Фразеологизмы.
1
Приставки.
1
Игротека.
1
Буквы З и С на конце приставок.
2
О логогрифах и палиндромах.
1
Игротека.
1
Что мы пишем после Ц.
1
Е-И в корнях с чередованием.
1
Разделительные Ъ и Ь.
1
Игротека.
1
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.
1
Словарные слова.
1
Чередование И-Е в корнях слов.
1
Игротека.
1
Библейские фразеологизмы.
1
О басне.
1
Берегите книгу.
1
Игротека.
1
Повторение.
3
Итого: 35
25
10
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Содержание тем учебного курса:
В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
С Днем знаний!/ Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы".
Русский язык – наше богатство./Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Ох уж эти небылицы!../Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.
Игротека./ Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.
Про –тся и –ться у глаголов./ Правило написания-тся и -ться у глаголов.
Поиграем со словами./ Различные формы игр со словами.
Они такие классные, удвоенные согласные/Правописание слов с удвоенными согласными.
Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.
Афоризмы о труде./ Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.
Пословица не даром молвится./ Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы.
Про анаграммы и метаграммы./ Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.
Игротека./ Афоризмы. Пословицы. Анаграммы.Метаграммы.
По страницам детской энциклопедии./Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.
Фразеологизмы./ Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки./ Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.
Игротека./ Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.
Буквы З и С на конце приставок./ Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.
Их следует запомнить./Слова из словаря для запоминания.
О логогрифах и палиндромах./ Понятия "логогрифы"и "палиндромы".
Игротека./ Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Что мы пишем после Ц./ Правописание Ы,И после Ц.
Коварные Е-И в корнях с чередованием./ Правописание Е,И в корнях с чередованием.
Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах.
Игротека./ Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике./ Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.
И вновь словарные слова./ Игры со словарными словами.
И снова о чередовании И-Е в корнях слов./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.
Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".
Библейские фразеологизмы./ Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.
Поговорим, дружок, о басне./ Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни".
Берегите книгу./ Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.
Игротека./ Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.
Повторяем./ Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Повторяем, повторяем/ Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде.
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»./Решение головоломок.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу учебного года учащиеся 5 класса должны знать:
Из раздела «Орфография»:
-Тся и -ться в глаголах;
-Удвоенные согласные в словах;
-Приставки пре- и при-;
-З и с на конце приставок;
-И и ы после ц;
-Е и и в корнях с чередованием;
- Разделительный ъ и ь знак;
-Словарные слова.
Из раздела «Фразеология»:
Фразеологизмы.
Из курса литература : небылицы, пословицы, басни, афоризмы.
Понятия «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
Учащиеся должны уметь:
В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть такими понятиями: «Грамматика», «Орфография», «Фразеология», «Культура речи».
-произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
-работать со словарями и детской энциклопедией;
-составлять рассуждения на тему о богатстве русского языка, как беречь книгу и др.
-использовать в речи пословицы, поговорки, фразеологизмы;
-разгадывать кроссворды, ребусы, загадки.
Перечень учебно – методического обеспечения:
Компьютер;
мультимедийный проектор;
рабочие тетради.
Список обязательной литературы
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
Концепция модернизации Российского образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования;
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Программы по русский языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классы. 3-е издание, стреотипное. Москва,2009
«Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет)/ Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.Издательство РОСТ, 2013г.
УМК по русскому языку под ред.С.Львовой (5 кл .) изд. Мнемозина,2008
Дополнительная
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Васильевых И.П.Уроки русского языка в 5 классе./ Под ред.С.И.Львовой
Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка
в 5 -9 классах.
Тематическое планирование по курсу
«Занимательный русский язык»/
«Развитие познавательных способностей»
№
Тема
Дата
С Днем знаний!
3.09
Русский язык – наше богатство.
10.09
Ох уж эти небылицы!..
17.09
Игротека.
24.09
Про –тся и –ться у глаголов.
1.10
Поиграем со словами.
8.10
Они такие классные, удвоенные согласные
15.10
Игротека.
22.10
Афоризмы о труде.
5.11
Пословица не даром молвится.
12.11
Про анаграммы и метограммы.
19.11
Игротека.
26.11
По страницам детской энциклопедии.
3.12
Фразеологизмы.
10.12
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки.
17.12
Игротека.
24.12
Буквы З и С на конце приставок.
14.01
Их следует запомнить.
21.01
О логогрифах и палиндромах.
28.01
Игротека.
4.02
Что мы пишем после Ц.
11.02
Коварные Е-И в корнях с чередованием.
18.02
Разделительные Ъ и Ь.
25.02
Игротека.
4.03
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.
11.03
И вновь словарные слова.
18.03
И снова о чередовании И-Е в корнях слов.
1.04
Игротека.
8.04
Библейские фразеологизмы.
15.04
Поговорим, дружок, о басне.
22.04
Берегите книгу.
29.04
Игротека.
6.05
Повторяем.
13.05
Повторяем, повторяем
20.05
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»
27.05
15