Выступление на заседании МО Учебное занятие в системе дополнительного образования детей как форма организации образовательного процесса


Выступление на заседании методического совета
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей как форма организации образовательного процесса
Педагог дополнительного образования
(Малая академия наук школьников),
Дмитриева Л.П.
Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно
Киплинг
Тема выступления «Учебное занятие в системе дополнительного образования детей как форма организации образовательного процесса» скорее всего может показаться скучной и для многих достаточно знакомой. Точно так же, простое сообщение детям темы занятия вряд ли их заинтересует. Придадим значимость. Можно составить прекрасную образовательную программу (это, безусловно, необходимо), можно участвовать в различных конкурсах и побеждать (это тоже важно). Но если наши занятия не вызывают интереса у детей и они начинают постепенно уходить от нас, возникает вопрос, зачем мы? Так что расставляем приоритеты. Занятие – это то, ради чего мы здесь.
Вообще, мотивация – очень важный элемент в структуре занятия, к тому же, это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. Существует множество педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию, поскольку мотивированных на занятие детей какой-либо деятельностью единицы. Чтобы получить Нобелевскую премию, например, в области математики, нужно доказать теорему Ферма, а чтобы доказать её, как минимум необходимо, чтобы возникло такое желание. Сформировать желание самосовершенствоваться, заниматься самообразованием, научными исследованиями – главные цели, которые необходимо решать в совместной деятельности педагога и ученика. И тогда наши воспитанники, стремясь реализовать полученные знания, включаются в творческий процесс, предлагают темы исследовательских работ, воплощают их в жизнь, защищают свои работы в научно-практических конференциях, а участие в различных интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах становится потребностью. Эти ребята (Анастасия П., Артём Б., Аделина Г., Резеда Х., Владимир К. и др.) ещё и остальных вдохновляют.
Организационный момент, на мой взгляд, не менее важен. Это настрой на занятие. Наверняка у каждого из нас в копилке существует целый арсенал приёмов, как заинтересовать детей темой занятия или необычно начать занятие. Вы можете поделиться с молодыми коллегами своими наработками. Я, например, использую приём «Оратор», «подсмотренный» у учителя русского языка и литературы Игумновой О. М. «Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации: на уроках русского языка». Суть приёма: необходимо за одну минуту убедить собеседника в важности и значимости предлагаемой темы. Можно начать занятие с интересной, захватывающей истории, безусловно, связанной с темой занятия. Оригинальное, неожиданное начало привлечёт внимание, заинтересует воспитанников. И конечно же, немаловажную роль играет настрой педагога, который своё настроение сможет передать детям, поскольку по словам В.Ф. Шаталина: «Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать познание, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».
Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия, выходящие на реальный, достижимый результат. Необходимо помнить, что это промежуточные цели в системе занятий согласно нашим образовательным программам. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений и навыков.
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки, которые возможно формировать на учебном материале занятия.
Задачи развития учащихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.
Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.
В соответствии с типом занятия. (Основные: изучение нового материала, повторение, обобщение, контрольное) выбираем форму занятий и методы обучения. Ведущие формы в МАН: лекционная, самостоятельная, практическая. Методы: репродуктивный (воспроизводящий) метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному педагогом алгоритмом, метод проблемного обучения. Основная движущая пружина такого обучения – это система творческих заданий, интересных вопросов, исследовательских проектов, что позволяет говорить о личностно-ориентированном подходе. Считаю: на каждом этапе занятия необходимо использовать проблемные мотивации, задания.
Содержание занятия складывается из следующих компонентов:
владение педагогом содержанием программ дополнительного образования;
развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности; личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию;
индивидуальный подход к воспитаннику;
учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
Занятия с олимпиадниками в МАН строятся и просто, и сложно. Просто: часть детей уже мотивирована на получение знаний, так как впереди у них предметные олимпиады различного уровня, а успешное участие в некоторых даёт возможность поступления в вуз. Сложно: постоянный поиск олимпиадных заданий и огромный объём знаний, которые дети должны не только получить, но и использовать их при решении этих заданий. Групповая форма работа, одна из любимых, позволяет решать комплекс задач:
формирование мотивации обучения;
соблюдается дифференцированный подход (поскольку группы олимпиадников разновозрастные. Старшие обучают младших);
работа в группах помогает ребятам проявить себя;
улучшаются межличностные отношения;
достигается всеобъемлющий и всеохватывающий контроль.
Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников. Известно, что занятия, на которых присутствуют ребята разных возрастов, могут быть очень эффективны. Они полезны и для младших учеников, когда срабатывает принцип опережения, и для старших, которые закрепляют материал. Такие занятия практикуются педагогами академии. Олимпиаду по физике и математике от МФТИ проводят наши выпускники – Александр А., Ксения А. По русскому языку цикл лекций по сравнительному языкознанию читает Аделина Г. Они победители и призёры олимпиад. Воспитанник МАН Артём Б. проводит занятия по математике с младшими учениками. Я уже не говорю о воспитательном аспекте данного сотрудничества.
Кроме группы детей, занимающихся на олимпиадном уровне, есть группы с углублённым изучением предмета. И занятия для них строятся несколько иначе, используются игровые методы. Ребята младшего и среднего звена любят интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?»; зачёт или итоговая работа может проходить в форме викторины «Своя игра» или представлять собой ассоциативный кроссворд. Старшие дети – активные помощники в составлении таких программ.
Динамическая пауза. Релаксация. Это могут быть какие-то лирические отступления. (Историческая справка. В Древней Греции философы обучали учеников на занятиях, которые проводили в форме бесед и споров (диспутов). Многие учёные преподавали не в помещении, а на открытом воздухе — в саду или в роще. Платон преподавал в роще, которая была посвящена знаменитому герою Академу. Поэтому школа Платона получила название «Академия»).
Рефлексиия (от лат. обращение назад, отражение)- размышление индивида о самом себе, самонаблюдение, анализ собственных действий, мыслей, эмоций, обращение сознания на себя, размышление о своем внутреннем состоянии. Рефлексия — это всегда порождение нового знания в сознании индивида. Обращусь ещё раз к опыту Игумновой О.М. Создание ситуации успеха позволяет замотивировать ребят на активность, повысить лингвистическую компетенцию. «Я расскажу (выступлю с сообщением) в школе на уроке русского языка, что я узнал на занятии в академии».