Урок устный журнал по окружающему миру на тему Весна. Изменения в природе весной




ГБОУ ЛНР
«Ровеньковская общеобразовательная школа №9»








Из опыта педагогической деятельности
Урок устный журнал + презентация
Тема: Весна. Изменения в природе весной.















Шумакова Юлия Николаевна
учитель начальных классов
II категории
Адрес учебного заведения:
Кв. Гагарина, 26.


2016

Урок окружающего мира
"Весна. Изменения в природе весной"

Цели:
уточнить представления учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе;
ознакомить с растениями первоцветами;
развивать познавательную активность учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока

· Организационный момент.
(слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы наверно заметили, что к нам пришли гости. Давайте покажем им, что
(слайд 2)
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы прекрасно учимся!
Все у нас получится!
- Сегодня у нас праздник, много гостей. Но должна прийти ещё одна гостья.
А кто она, вы узнаете, когда поиграем в игру «Добавь словечко».
(Слайд 3, 4, 5)
Так кто же она эта гостья?
(Слайд 6 весна пришла)
II. Сообщение темы урока.
Сегодня мы поговорим о весне. Выясним, каковы ее признаки, узнаем о жизни растений , птиц и животных.
(Музыка, все ожило)
- Дети а вы знаете, что весны бывает три?
/нет/
Сейчас узнаете.
(Слайд о месяцах 7, 8, 9)
“Весна света”, “весна воды”, “весна зелёной травы”.
- Как вы думаете, почему 3?
/потому что весна длится 3 месяца/
- Кто назовет весенние месяцы?
Верно.
Март- это “весна света”
Апрель- это “весна воды”
Май- это “весна зеленой травы”.
- Какого числа, по календарю начинается весна? 1марта.
А сегодня? Какой вывод? (сегодня первый день весны).
(слайд 10)
Устный журнал.
-Дети, а где можно больше узнать о весне, весенних цветах, птицах, животных?
/в книгах, энциклопедиях, журналах/
(Слайд 11, 12 журнал о природе.)
И сейчас мы с вами полистаем журнал «Весна пришла».
(Слайд 12 первая страница журнала «признаки весны»)
Весна сменяет зиму незаметно, постепенно.
Давайте постараемся перечислить признаки весны в природе.
(слайд 13 работа по картинке)





1) Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой.
2) Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее.
3) Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.
4) Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
5) Очень опасно ходить по подтаявшему льду.
7) От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям.
8) Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.

Молодцы! Вы хорошо перечислили признаки весны в неживой природе.
А как вы думаете, происходят ли изменения в жизни живой природы.
(Да! Происходят, потому что в природе всё взаимосвязано)

(Слайд 16)
Открываем вторую страницу нашего журнала. Растения весной.
1) Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
(на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки,
затем появляются листья)
2) Что происходит в жизни травянистых растений весной?
(появляется молодая травка; некоторые травянистые
растения начинают цвести)
Послушайте загадку:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький.
(слайд 17)
- А кто знает почему его так назвали?
(они первыми появляются из-под снега)
Где появляются первые весенние цветы?
(на открытых местах, где много солнца, света, влаги)
- Тепла им требуется немного, вот они и цветут в начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.
- А кто знает, как ещё называют такие растения?
(Первоцветы. Раннецветущие растения)
- Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?
- Кто хочет рассказать о своём любимом растении?
(слайд 18, 19, 20.21, 22)
Игра «микрофон».(выступают дети)

Подснежник
Ранней весной в наших лесах и полях появляются подснежники. Эти изящные белые цветы. Они зацветают, когда тает снег и ласково светит весеннее солнце. У цветка есть и другое название латинское «галантус», в переводе значит «молочный цветок». Вероятно, такое название появилось из-за того, что цветы подснежника напоминают капли молока.



Ландыш майский
Растет в хвойных и смешанных лесах, в кустарниках, на опушках и полянах, в поймах рек. Самые обширные заросли отмечены в дубравах и в некоторых сосновых лесах. Ландыши принадлежат к теневыносливым растениям.

Хохлатки
Народное название «хохлатка», по-видимому, объясняется причудливой формой цветка. Произрастает почти по всей Европе в лиственных лесах и среди кустарников. Это травянистое растение высотой 10-15 см с приятным легким ароматом.

Медуница
Название «медуница» дано растению за обилие меда сладкого нектара в ее цветках. Латинское название «пульмонария» было образовано от слова «легкое», так как читалось, что листья растения способствуют излечению от кашля и легочных заболеваний.

Пролеска
Пролеска ранневесенний морозостойкий цветок. Цветочки большей частью синие или голубые, но встречаются розовые, белые и фиолетовые в кисти на верхушке безлистного стебля. Растет по лесам, опушкам, кустарникам. Хорошо растет в тенистых местах. Пролески, как правило, цветут весной (из-за чего их иногда называют «подснежниками», или «голубыми подснежниками»).

Одуванчик
Вряд ли найдется человек, не знающий такое растение. Этот веселый и михый цветок очень любим в народе. Он появляется вместе с первыми теплыми *учами весеннего солнца. По своему виду это растение напоминает солнышко. Однако красота этого растения не является единственным его достоинством. Еще с давних времен были обнаружены его целебные свойства. Одуванчик считается «эликсиром жизни» не просто так. Все составляющие части этого растения оказывают лечебное действие. Оно способно улучшить общее самочувтвие, нормализовать работу желудка, заболеваний сердца.

Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
(слайд 23)
Учебник с.115 запомни красная книга.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] официальный государственный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который содержит перечень редчайших и находящихся под угрозой исчезновения видов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мира в границах территории нашего края.
Занесенные в Красную книгу виды растений и животных подлежат особой охране на всей территории нашей страны.
Следующая страница нашего журнала. Животные весной. ПТИЦЫ
(слайд 24-25)
- Какие изменения происходят в жизни птиц с приходом весны?
(возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов)
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
(Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны
насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы)
- Каких перелётных птиц вы знаете?
Слайд с птицами

- Хорошо! О том как птицы встречают весну, мы поговорили.

А кто знает, как встречают весну звери?
Страничка журнала.
(Слайд звери. 26-27)

Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей весной появляются детёныши.

Учитель: Правильно. Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о своём потомстве, поэтому запрещена охота на всех животных.
- А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной?
(Не тревожить и не беспокоить птиц в гнёздах. Иначе они могут покинуть гнёзда и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Соблюдать в лесу тишину.)

Работа с карточками (подчеркнуть признаки весны)
(Слайд проверка 28)

Молодцы! Всё правильно вы делаете.

(Слайд 29 страница журнала.)
Работа с учебником. С.113
Ребята давайте откроем учебник на с.113
Читают дети.
- Расскажите о своих наблюдениях за работой людей весной там, где ты живешь.
Диалог как вы помогаете взрослым весной.

(слайд31-32)
Итак. Открываем последнюю страницу нашего журнала.
Слушайте и смотрите весну.
1) Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните, какие звуки весны вы сегодня услышали?
(звук капели, треск льдин, журчание ручьёв, пение птиц)
- Какие у весны запахи?
(запах цветов, молодых листьев, набухших почек, оттаявшей земли)
(слайд 33)
РЕФЛЕКСИЯ
Я узнал(а) нового
Меня научил сегодняшний урок
Я делал(а) открытия
Учитель: Какое слово говорит вам весна?
(М О Л О Д Ц Ы !)
- Скажите себе: Я – молодец.
(слайд 33)

Домашнее задание. По выбору.
Подготовить сообщение о первоцвете, перелётной птице или о каком-нибудь другом животном.
Сказку о том, почему кукушка не вьёт гнездо.

Итог урока.
- Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листья деревьев. Слушайте и смотрите весну.