Комплекс упражнений с гимнастической палкой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский политехнический техникум»
ГБОУ СПО «ТПТ»



УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
___________С.А. Гришина
____________2014г







МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Комплекс упражнений с
гимнастической палкой для развития
мышц плечевого пояса»

















Тольятти 2014

ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол ПЦК «Физическая культура» Старший методист

№______ от _____ ____________2014г. _________________Н.В. Роменская

Зав. ПЦК ________________Л.Н.Масюк «_____» _____________2014г.









Составил: преподаватель физической культуры О.В. Курченкова.











Рецензенты: Е.В. Воронкова, преподаватель ТФ СаГа (Самарская
Гуманитарная Академия)
Н.А. Давыдова, преподаватель ГБОУ СПО «ТПТ»
(Тольяттинский политехнический техникум)













Пособие включает в себя необходимый минимум информации, позволяющий расширить знания в основе воспитание координационных способностей занимающихся, улучшение гибкости плечевого сустава с помощью упражнений с гимнастической палкой. Понять особенности формирования и совершенствования двигательных навыков и способностей в процессе физического воспитания.
Содержание:
1
Ознакомление с задачами данного занятия (предмета) с гимнастической палкой.4стр.


2
Правильное представление об осанке, о работе плечевого сустава.6стр


3
Организация занятий с гимнастической палкой и техника безопасности...7стр


4
Специальный комплекс упражнений с гимнастической палкой..8стр


5
Рекомендации по выполнению упражнений и предупреждение страха у начинающих11стр


6
Литература..12стр

































1 Ознакомление с задачами данного занятия (предмета) с гимнастической палкой

Цель упражнений с гимнастической палкой – это воспитание координационных способностей занимающихся, улучшение гибкости плечевого сустава.

Задачи:
- Воспитание координационных способностей занимающихся;
- Профилактика осанки занимающихся;
- Рекомендация для занимающихся со сколиозами I и II группы;
- Развитие гибкости плечевого сустава;
- Разнообразить кругозор занимающихся о влиянии гимнастической палки на работу плечевого сустава;
- Научить согласованию движения и дыхания;

Под координационными способностями следует понимать:
Способность целесообразно строить целостные двигательные акты.
Способность преобразовывать выработанные формы действий меняющихся условий. Общие задачи занятий по воспитанию координационных способностей состоят в оптимизации процесса их развития применительно требованиям с гимнастической палкой.
Обновление двигательного опыта занимающихся, совершенствование физических анализаторов движений и способностей целесообразного регулирования мышечного напряжения в определенных пространственно временных условий.
В качестве средств воспитания координационных способностей занимающихся используют упражнения с гимнастической палкой. При работе с гимнастической палкой используются самые различные упражнения из числа средств общей и специальной подготовки, если они связаны с преодолением координационных трудностей.
Новизна, необычность, обусловленность или степень координационных трудностей определяют критерии выбора двигательных задач для воспитания координационных способностей.

Воспитание гибкости с гимнастической палкой.
Координационная способность и гибкость взаимосвязаны. Поэтому для улучшения координационных способностей занимающихся при выполнении упражнений с гимнастической палкой нужно улучшать или развивать гибкость плечевого сустав.
Гибкость относится к функциональным морфологическим свойствам опорно-двигательного аппарата, которая обусловлена степенью подвижности его звеньев относительно друг друга: плечо и плечевой сустав.

Плечевой сустав.
Свободная верхняя конечность соединяется с поясом верхней конечности при помощи плечевого сустава. Предплечье, соединяясь с плечом, образует локтевой сустав, а кисть, соединяясь с предплечьем – лучезапястный сустав. Суставы кисти очень многочисленны.
Плечевой сустав образован суставной впадиной лопатки и суставной шаровидный. Движения в нем возможны вокруг трех взаимно перпендикулярных осей вращения. Вокруг поперечной (фронтальной) оси возможны сгибание (движение плеча вперед) и разгибание (движение плеча назад), вокруг сагиттальной оси – отведение плеча в сторону до горизонтального уровня и приведение к туловищу (поднимание плеча или всей свободной верхней конечности выше горизонтального уровня происходит вместе с движением лопатки), вокруг вертикальной оси, идущей вдоль плечевой кости, пропорция (поворот внутрь) и супинация (поворот наружу). В плечевом суставе возможно также круговое движение – циркуляция.

Плечо.
Плечо состоит из сустава, который имеет шаровидную форму, суставной сумки плечевого сустава, которое имеет шаровидную форму, поэтому амплитуда движений максимальная – 360 0.
В опорно-двигательном аппарате человека имеется 2 сустава шаровидной формы: плечевой и тазобедренный. При знании особенностей опорно-двигательного аппарата человека упражнения с гимнастической палкой могут выполнятся с максимальной амплитудой плечевого сустава, не нанося вреда занимающимся.
Если степень развития гибкости плечевого сустава занимающихся соответствует требованиям занятий с гимнастической палкой, то основная задача воспитания гибкости сводится к предупреждению репресса (застоя).
Последующее занятие – подвижность плечевого сустава. Выполнение равностороннего вращения с гимнастической палкой через плечевой сустав дает представление об осанке занимающихся.



2 Правильное представление об осанке, о работе плечевого сустава
Осанка – привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Образуется в процессе физического развития ребенка и формирования у него статико-динамических функций. Известно, что ребенка параллельно с приобретением им навыков удержания головы, сидения, стояния постепенно формируются физиологические кривизны позвоночника – изгиб в шейном отделе выпуклость вперед – шейный лордоз, изгиб в грудном отделе выпуклостью назад – грудной кифоз и изгиб в поясничной области выпуклостью вперед – поясничный лордоз.
Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвонковых дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясений внутренние органы, центральную нервную систему.
Условия внешней среды и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется положение плечевого, тазового пояса, может выработаться наклонность к ассиметричному положению тела. Порочные положение тела при состоянии и сидении постепенно принимают характер стереотипа, возникает привычка неправильно держаться, затем это привычное положение тела может закрепиться. Отклонение со стороны осанки могут быть связаны с изменением положения плечевого пояса, таза, туловища.

Наблюдаются следующие виды нарушений осанки:

Крыловидные лопатки, сведенные вперед.
Свисающие плечевые суставы.
Усиление грудного кифоза (сутулость, круглая спина).
Усиление поясничного лордоза.
Осанка с ассиметричной установкой плечевого пояса

Поэтому, выполняя упражнения с гимнастической палкой, мы укрепляем мышцы с обеих сторон опорно-двигательного аппарата. Человек имеет 600 мышц. Они симметрично расположены вдоль скелета, поэтому одинаковая нагрузка на левую и правую сторону позволяет укрепить мышцы спины, груди. Эти упражнения можно использовать при сколиозе I и II группы.






3 Организация занятий с гимнастической палкой и техника безопасности

Гимнастическую палку использовать как снаряд, а не как шпагу, саблю или просто палку для битья.
Нельзя тыкать палкой по сторонам, направлять в лицо соседу.
Расстояние между занимающимися 1,5 м (обязательно), поэтому можно использовать построения в 2, 3 колонны в зависимости от количества занимающихся и места проведения (в данном случае зал колледжа).














4 Специальный комплекс упражнений с гимнастической палкой

Таблица 1 Специальный комплекс упражнений с гимнастической палкой.
I Исходное положение – стоя. Ноги врозь, палка внизу, стопы развернуты в стороны.
1-4 – прокручивание палки назад
5-8 – прокручивание палки вперед



II Исходное положение – стоя. Ноги врозь, палка внизу, сзади оборотный хват. Поднимание вверх и опускание вниз 10-12 раз.



III Исходное положение – стоя. Ноги врозь, палка внизу, стопы развернуты в стороны.(туловище повернуть вправо)
1-4 – прокручивание палки назад
5-8 – прокручивание палки вперед



IV Исходное положение – тоже, но поворот туловища влево.






V Исходное положение – стоя. Ноги врозь, палка вверху, вращательные движения, вправо и влево 10-12 раз.





VI Исходное положение – стоя. Ноги врозь, палка сзади, сзади оборотный хват. Поднимание вверх и опускание вниз (палка на уровне плеч смотрит всегда прямо)10-12 раз.



VII Исходное положение – тоже, выполняем в наклоне вперед.






VIII Исходное положение – тоже, выполняем в наклоне, поворот туловища вправо. Поднимание, опускание палки 10-12 раз.





IX Исходное положение – тоже, выполняем в наклоне, поворот туловища в левую сторону (смотрим прямо, спина прямая не прогибать, держим ровно)


вправо влево

X Исходное положение – стоя, ноги вместе, наклон вниз с палкой. Касаемся палкой пола (10-12 раз).





XI Исходное положение – тоже, наклон вперед с гимнастической палкой 10-12 раз (ноги в коленях не сгибать).





XII Исходное положение – сидя, наклон вперед с гимнастической палкой 10-12 раз (ноги в коленях не сгибать).





XIII Исходное положение – лежа на груди. Палка впереди. Поднимаем палку вверх, отрываем ключевой пояс от пола. Удержание исходного положения (15 сек, 30 сек, 1,мин, 2 мин).



XIV Исходное положение – тоже. Прокручивание палки назад






XV «Кошка» Исходное положение – лежа на груди, руки на полу, согнуты в локтевых суставах. Поднимание таза вверх, выпрямляем руки, выполняем прогиб вперед. Вернуться в исходное положение.









Вперед и обратно






5 Рекомендации по выполнению упражнений и предупреждение страха у начинающих

Рекомендации по выполнению упражнений и предупреждение страха у начинающих.
Первое занятие делаем по всей длине палочки, когда левая и правая кисти цепляются за края гимнастической палки.
Выполняем вращательные движения по линии, амплитуда плечевого сустава из исходного положения гимнастической палки внизу.
У многих учащихся идет закостенение плечевого сустава, что вызывает неравномерное прокручивание палочки через плечевой сустав.
Поскольку плечевой сустав имеет шаровидную форму, то движения скоординированные, поэтому для улучшения работы и разрабатывания плечевого сустава необходимо выполнять упражнения с гимнастической палкой.
Во время выполнения упражнений с гимнастической палкой у начинающих появляется страх. Связан он с тем, что, испытывая боль, учащиеся боятся вывиха сустава. Следовательно, нужно обратить внимание на правильное выполнение движений, команды инструктора (преподавателя).















6 Литература

1. Ю.Д. Железняк, П.К. Петров «Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте». Москва 2001 год.
2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-ое издание. М.: Гуманит. Издательский центр Владос, 2002 год.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура(кинезотерапия): Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-ое издание. М.: Гуманит. Издательский центр Владос, 2002 год.















Методическое пособие
«Комплекс упражнений с гимнастической палкой для развития плечевого пояса»












Заголовок 115