Конспект классного часа в 6 классе Мои права и обязанности (правовое воспитание учащихся)
Конспект классного часа
«Мои права и обязанности»
Цели классного часа:
обобщить знания детей об основных правах ребенка;
разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей;
способствовать формированию активной жизненной позиции.
Задачи:
формировать конституционные, правовые позиции личности;
вырабатывать идеи, нормы, взгляды и идеалы, которые определяют гражданское сознание формирующейся личности;
развивать творческий потенциал обучающихся.
Оформление класса: плакат «Мои права и обязанности», рисунки детей.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Мои права и обязанности».
План классного часа
1. Беседа «Какими правами обладает каждый ребёнок в РФ»
2. Рассказ учителя о документах, гарантирующих соблюдение прав ребёнка.
3. Дискуссия «Бывают ли права без обязанностей?»
4. Разбор ситуаций «Права и ответственность».
5. Рефлексия.
Ход классного часа
1. Классный руководитель: В Конвенции «О правах ребенка» (1989 г.) говорится, что «дети - все человеческие существа до 18 лет» (статья 1). У каждого ребёнка имеются следующие права:
право на жизнь;
право на имя при рождении;
право на медицинскую помощь;
право на образование;
право на отдых и досуг;
право иметь имущество;
право свободно выражать свои взгляды;
право на свободное перемещение;
право на заботу и воспитание родителями;
право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям);
право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
2. Классный руководитель: А знаете ли вы, в каких документах зафиксированы права детей?
В 1959 году была принята Декларация прав ребенка. Ребята, а 20 ноября 1989 года все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Также была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране права каждому ребёнку гарантирует Конституция РФ, Семейный кодекс, Закон об образовании и другие документы.
3. Чтение учеником стихотворения, написанного Матюхиной Ринатой (10 лет)
Едва на свете появилсяИ приоткрыл свои глаза,Немного миру подивился -Ты получил свои права:
Права на счастье и улыбки,Права на новый светлый день,Права на глупости, ошибки,Права на озорных друзей.
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенкомИ отличаться ото всех.
Права на улице гулять,Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,Права заботиться о всех.
Но есть один большой урок -Во всех правах и смыслах их -Ты должен быть самим собой И уважать права других!
Классный руководитель: Обо всех ли правах упомянула девочка в своём стихотворении? Какой важный вывод делает она в конце своего стихотворения?
(Ответы детей о том, что права неразрывно связаны с обязанностями, дискуссия о том, какие обязанности есть у учащихся).
4. Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Примерные ответы детей:
- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?
Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
5. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.