Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление, проверка деления с остатком
Конспект урока математики
Внетабличное умножение и деление. Проверка деления с остатком.
3 класс (Математика 2 часть,)
Цель урока: научить детей выполнять проверку деления с остатком
Задачи урока:
Образовательная – закрепить прием деления с остатком, познакомить детей с приемом вычисления деления с остатком, когда в частном получается нуль.
Развивающая – развивать вычислительные навыки: устные и письменные.
Воспитательная – привить интерес к математике, развивать внимание, память мышление.
Оборудование:
Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дидактический материал.
Структура урока:
1. организационный момент 1 минута
2. актуализация знаний 10 минут
3. изучение нового материала 12 минут
4. физкультминутка 3 минуты
5. закрепление нового материала 17 минут
6. подведение итогов 2 минуты
№ Этапы урока Вопросы и задания учителя Ответы учеников
1. Организационный
момент -Здравствуйте, ребята. Встали красиво.
Посмотрите, все ли есть на парте. Сейчас у нас урок математики. Садитесь.
-Делить – это здорово!
Делить – это классно!
Хотя очень часто с остатком ответ,
Все можно вычислить быстро и четко,
Когда в таблице умножения помнишь
Каждый ответ.
- Открываем свои тетради и записываем число, классная работа. 19 марта.
Классная работа.
2. Актуализация
знаний. Устный счет.
ученики записывают выражения.
Самопроверка с доски.
А) В каждую байдарку садится по 2 гребца. Сколько байдарок участвует в соревнованиях, если гребцов 26 человек?
Б) На вокзал в четверг прибыло 18 поездов, а в пятницу в три раза меньше. Сколько поездов прибыло в пятницу?
В) В библиотеке 24 книги про Таню Гроттер и 8 про Гарри Поттера. Во сколько раз книг про Таню Гроттер больше, чем про Гарри Поттера?
Г) У Наташи 9 фломастеров и 36 баночек с гуашью. На сколько баночек с гуашью больше, чем фломастеров?
Д) в школу привезли 30 учебников по английскому, а по математике в 3 раза больше. Сколько учебников по математике привезли в школу?
2. проверка домашнего задания.
Задача на смекалку страница 28.
Альбом для рисования и карандаш стоят 15 рублей. На все свои деньги девочка может купить 1 альбом или 4 карандаша. Сколько денег у девочки? Реши подбором.
игра «Расшифруй слово». Самопроверка с доски.
Вычислите значение выражений и расположите ответы в порядке возрастания остатков. Сейчас вы будете по одному выходить к доске и решать примеры, остальные записывают решение у себя в тетрадях.
Л 35 : 6=…ост… Д 43 : 20 =…ост…
У 38 : 12 =…ост… П 6 : 5 = …ост…
Ь 30 : 8 = …ост… Е 58 : 6 = …ост…
Какое же слово у нас получилось? 26 : 2 = 13
12 : 3 = 4
24 : 18 = 3
36 – 9 = 27
30 х 3 = 90
Один карандаш стоит 3 рубля. Альбом стоит 12 рублей.
12 + 3 = 15 рублей, у девочки 12 рублей.
35 : 6 = 5 ост 5
38 : 12 = 3 ост 2
30 : 8 = 3 ост 6
43 : 20 = 2 ост 3
6 : 5 = 1 ост 1
58 : 6 = 9 ост 4
ПУДЕЛЬ
3. Изучение
нового
материала. 1.на доске записаны числа 12, 13, 14, 15
Давайте поочередно каждое из этих чисел разделим на 2, 3 и 4, а результаты занесем в таблицу:
делитель остаток
2 0, 1
3 0, 1, 2
4 0, 1, 2, 3
Теперь давайте посмотрим на нашу таблицу: какой вывод мы можем сделать? Что меньше: остаток или делитель?
2.А сейчас мы познакомимся еще с одним случаем деления с остатком. Давайте решим последний столбик примеров из №1 на стр. 30 и сделаем проверку:
25 : 26
9 : 13
В таких случаях говорят: «в частном получился нуль». А какой мы получили остаток в первом случае? Во втором?
Что вы можете сказать об остатках?
Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы?
Проверим наш вывод: для этого прочитаем задание №1 на стр. 29 и устно объясним решение.
1)Для изготовления рамки требуется 4 одинаковые деревянные планки. Сколько таких рамок можно сделать из 16 таких планок? Из 10 планок?
2) сколько таких рамок можно сделать, если есть только 3 планки?
12 : 2 = 6 ост 0
12 : 3 = 4 ост 0
12 : 4 = 3 ост 0
13 : 2 = 6 ост 1
13 : 3 = 4 ост 1
13 : 4 = 3 ост 1
14 : 2 = 7 ост 0
14 : 3 = 4 ост 2
14 : 4 = 3 ост 2
15 : 2 = 7 ост 1
15 : 3 = 5 ост 0
15 : 4 = 3 ост 3
Остаток всегда меньше делителя
25 : 26 = 0 ост 25
Проверка: 25<26
26 х 0 + 25 = 25
9 : 13 = 0 ост 9
Проверка: 9<13
13 х 0 + 9 = 9
25, 9
Они равны делимым.
Если делитель больше делимого, то в частном получится нуль, а остаток будет равен делимому.
16 : 4 = 4
10 : 4 = 2 ост. 2
3 : 4 = 0 ост. 3
4. физкультминутка. - А теперь давайте немного отдохнем и проведем небольшую физкультминутку.
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх, руки вниз!
Влево, вправо повернись!
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Раз - согнуться, разогнуться,
Два – высоко подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять шесть – тихо сесть. Встать, ходьба на месте, поднять руки вверх, опустить, повороты влево, вправо, поднять медленно руки, сжать в кулак, разжать, опустить руки вниз, наклон, выпрямиться, подняться на носки, руки в стороны, сесть за парты.
5. Закрепление пройденного материала. - мы с вами отдохнули, давайте продолжим работу. Выполним устно задание №2 1): какие остатки могут получиться при делении на 2? На 4? На 9? На 15?
-А сейчас мы с вами решим задачу №5 на стр.31:
Надо упаковать 86 кубиков в коробки, по 10 штук в каждую. Сколько потребуется таких коробок? Сколько кубиков останется?
- Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (правильные ответы записаны на доске)
- теперь давайте самостоятельно выполним №7 стр.31. задание будем выполнять по вариантам. Верхняя строка – первый вариант, нижняя строка – второй вариант.
1 вариант
99 : 3
56 : 7 х 9
36 : 2 + 72
(86-30) : 8
2 вариант
75 : 5
54 : 9 х 6
48 : 3 + 14
(78-50) : 7 0, 1
0, 1, 2, 3
От 0 до 8
От 0 до 14.
86 : 10 = 8 ост.6
99 : 3 = 33
56 : 7 х 9 = 72
36 : 2 + 72 = 90
(86-30) : 8 = 7
75 : 5 = 15
54 : 9 х 6 = 36
48 : 3 + 14 = 30
(78-50) : 7 = 4
6. Подведение итогов - какие примеры на деление мы сегодня научились решать?
- А сейчас запишите домашнее задание. Учебник страница 31 № 1 (первые3 столбика), 6. Примеры на деление с остатком, когда делитель меньше делимого.