Урок математики по теме: Запись деления с остатком столбиком
Технологическая карта урока
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Тема: Запись деления с остатком столбиком.
Цель: создание условий для возникновения необходимости понимания и записи деления с остатком столбиком.
Задачи:
- формирование понятия и алгоритма «деление с остатком столбиком»;
- формирование умений делать правильную запись деления с остатком столбиком;
- развитие математической устной и письменной речи.
Формирование УУД: развитие логического мышления.
Повторение: алгоритма сложения, вычитания, умножения в столбик и деления с остатком в строчку.
Пропедевтика: алгоритм и запись деления в столбик без остатка.
Оборудование урока:
для учителя – ЭФУ, презентация;
для учеников – учебник по математике А. Л. Чекина 4 класс, ч. 1, ТПО, рабочая тетрадь.
№, этап, его цель, время Формируемые УУД Содержание Виды учебной деятельности Формы и методы работы
1.Организация направленного внимания на начало учебного занятия
(2 мин.)
ЦЕЛЬ:
организовать направленное внимание на начало урока. Личностное самоопределение Здравствуйте, ребята!
Проверьте готовность к уроку
-дневник
-учебник
-ТПО
-рабочая тетрадь. Готовы!
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Запишем число в тетради Организационная Индивидуальная
2. Актуализация знаний
(до 10 мин.)
ЦЕЛЬ:
повторить понятие, правило, алгоритм сложения, вычитания, умножения столбиком и способ использования алгоритма для дальнейшего усвоения новых знаний и учебных действий Смыслообразование,
прогнозирование, целеполагание,
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Посмотрите, на доске даны выражения, необходимо вычислить их значения, сделав запись столбиком.
Все ли значения выражений вы можете вычислить столбиком? (нет)
Почему? (не знаем, как записать и вычислить столбиком деление)
Сформулируем тему урока!
Проверим, правы мы или нет (ЭФУ)
Уточним тему урока (Запись деления с остатком столбиком) Речевая деятельность (проговаривает алгоритм записи и решения столбиком)
Проблемная ситуация
Организационная деятельность
Работа с источником информации Индивидуальная работа в тетради, четверо работают у доски
Высказывают предположения
Индивидуальная
Фронтальная
3. Целеполагание
(2 мин.)
ЦЕЛЬ:
сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся Целеполагание,
контроль, поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ЭФУ и источников информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Какие цели поставите себе на урок?
Составим план работы:
Учебник
Тетрадь
ТПО Фиксирование на доске Фронтальная
4. Физическая разрядка
ЦЕЛЬ:
смена вида деятельности Встали на зарядку Организационная 5. Объяснение
(по времени самый большой этап урока)
ЦЕЛЬ:
сформировать понятие, представление о делении с остатком столбиком,
обучение УУД (построение высказывания в письменной и устной форме) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
контроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения, моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков,
Начнем работу по плану, с чего?
Кто прочтет диалог Маши и Миши?
Запишем обе записи деления с остатком, в строчку и столбиком.
Покажите знак, который обозначает знак деления при записи в столбик.
Объясните, где записывается делимое (слева от вертикальной черты), делитель (справа от вертикальной черты, над горизонтальной чертой), неполное частное (справа от вертикальной черты, под горизонтальной чертой).
Подчеркнем в записи деления столбиком число 24, а как же оно получилось?
(число 24 – это результат умножения неполного частного и делителя)
Что важно соблюдать при записи числа 24?
(каждый разряд записывается под соответствующими разрядами делимого, тогда, выполняя действие вычитание, мы не ошибемся с остатком).
Подведем итог: в чем нам помог учебник? Что узнали? Что поняли? Работа с источником информации
Организационная
Познавательная и речевая
Запись на доске
Организационная Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальные записи в рабочих тетрадях
Фронтальная
Индивидуальные записи в рабочих тетрадях
Рефлексия этапа работы по плану
6. Применение и первичное закрепление теоретических положений
ЦЕЛЬ:
сформировать учебные действия по использованию алгоритма, правила; продолжить формирование УУД по работе с оглавлением учебника, иллюстрациями Нравственно-этическая ориентация,
контроль,
коррекция, оценка, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий Что дальше?
Самостоятельно работать с каким упражнением будете? (№227)
План работы с упражнением! Работаем!
Выполним взаимопроверку соседа по парте.
Все справились? Что не получилось? Над чем нужно поработать?
Выполним самопроверку.
Все справились? Что не получилось? Над чем нужно поработать?
Какое следующее задание! (№228)
План работы с упражнением! Работаем!
Выполним взаимопроверку соседа по парте.
Все справились? Что не получилось? Над чем нужно поработать?
Выполним самопроверку.
Все справились? Что не получилось? Над чем нужно поработать?
Подведем итог: в чем нам помогло упражнение №227, №228?
Что узнали? Что поняли? Организационная
Организационная
Организационная Индивидуальная
Фронтальная
Взаимопроверка
Самопроверка
Фронтальная
Взаимопроверка
Самопроверка
Рефлексия этапа работы по плану
7. Контроль результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала
ЦЕЛЬ:
проконтролировать умение учеников использовать термины при устных ответах; ранее изученный способ записи столбиком в новых условиях Планирование,
контроль,
оценка,
саморегуляция,
Что дальше?
Самостоятельно будете работать в ТПО на какой странице? Открываем!
Отметьте два упражнения ???, одно выполните сейчас, одно дома на выбор.
Подведем итог: в чем вам помогла работа в ТПО?
Что повторили? Что запомнили
Достигли или нет поставленных целей?
Что запланируете на следующий урок? Организационная
Работа с источником информации
Организационная Фронтальная
Рефлексия этапа работы по плану
8. Рефлексия
ЦЕЛЬ:
сформировать личную ответственность (личную значимость, необходимость) за результаты коллективной деятельности Предлагаю придумать критерии для оценивания своей работы и записать их в оценочный лист, и оценить себя по пятибалльной системе. Работаем!
Кто хочет озвучить свои критерии?
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я повторил…
Я научился…
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Мне захотелось…
Речевая Индивидуальная
Саморефлексия