Цикл уроков по теме Кислород. Оксиды.Горение

ГУ «Средняя школа имени В.Комарова.п.Шантобе отдела образованияг.Степногрска.»
























“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость





8 класс
Тема «Кислород.Оксиды.Горение.»
Вознюк Наталья Ивановна










Урок по теме : «Общая характеристика и распространение кислорода в природе»

Предмет: неорганическая химия.

8-й класс

Цель урока: дать общую характеристику кислорода, познакомить учащихся с историей открытия элемента, нахождением в природе.

Задачи:

Обучающие
Продолжить формирование понятий “химический элемент”, “простое вещество” на примере кислорода;
Расширить представление о кислороде как самом распространенном веществе на Земле;
Познакомить с историей открытия кислорода.

Развивающие
Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету химии;
Способствовать формированию основных интеллектуальных операций: анализировать, делать выводы, составлять схемы и зарисовывать их.

Воспитательные
Формировать коммуникативные навыки: взаимодействия и сотрудничества (работа в группах), рефлексивные умения.

Тип урока: комбинированный урок (КУ).

Методы:
Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
Объяснение с элементами беседы, рассуждения (загадки, стихи), сопровождающиеся презентацией;
Информационный (ИКТ);
Вопросно-ответный способ УД (“Вспоминай-ка”);
Игровой (“Выбирай-ка”, “Лови ошибку”“Крестики-нолики”).

Оборудование и реактивы:

Презентации, компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, видео фрагменты из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов,
Раздаточный материал: план урока, лист доверия (оценивания), карта-инструкция: “Выбирай-ка”, “Лови ошибку”, правила работы в группах, классная доска.


Организационные формы:
Фронтальная;
Работа учащихся малыми группами.
Индивидуальная.

Эпиграф урока

“Кислород это вещество, вокруг которого вращается земная химия”.

Я. Берцелиус.





ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Общая цель этапа : Подготовить учащихся к уроку;
Обеспечить благоприятную обстановку;
Создать условия мотивации учебной деятельности;
Определить цели урока;

Учитель: Прежде, чем мы займемся уроком, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок и сказал себе: “Я нахожусь на уроке химии. А обо всем остальном подумаю потом”.

На этом уроке каждый из вас будет иметь возможность воспользоваться листом доверия, а также получить несколько оценок за урок при условии активной работы (создание мотивации).

Атлет, придя на тренировку, не хватается сразу за штангу без разминки. Вот и мы с Вами проведем небольшую химическую разминку, потом попробуем отгадать загадку, чтобы узнать тему урока. Затем вы узнаете много интересного, потренируете мозги и даже поиграете.

2.Актуализация опорных знаний

“Вспоминай-ка”

Я вам буду задавать вопросы, а вы на них быстренько отвечать, получая бонусы.

Фронтальная беседа .

Что изучает химия?
Что такое физические явления? Пример.
Дайте определение химической реакции.
Какие вещества называются простыми?
Какие вещества называются сложными?
Что показывает индекс?
Что показывает коэффициент?
Что такое валентность?

МОЛОДЦЫ! Очень хорошо справились с заданием.


Учитель: Наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни человека и всего живого.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно без
(слайд)

Запишите в тетрадях тему урока:

«Общая характеристика и распространение кислорода в природе»
(слайд)

Проблемный вопрос (слайд)
Там какой-то аптекарь
Пред толпою ученье проводит:
Что, мол, нету души, а одна только
плоть,
И что если и впрямь существует
господь,
То он только есть вид кислорода.
А.К.Толстой
Господь – вид кислорода
На каком основании А.К. Толстой отводит такую важную роль данному элементу?

Докажите справедливость данного высказывания, проведя исследование о распространенности и роли кислорода на Земле.

А как вы думаете, почему кислород вездесущ? (Работа с эпиграфом)

Подумайте, что каждому из вас было бы интересно узнать о кислороде?

Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы, учитывая интересы детей.

Актуализация личностного опыта учащихся

Что вы знаете о кислороде?
Откуда берется кислород?
Кто дышит кислородом?
(слайд)

3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Общая цель этапа :Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний;

Расширить представление о кислороде: истории открытия, нахождении в природе.

Вызвать познавательный интерес у учащихся к предмету через удивительное (презентация, стихи);

1.История открытия кислорода. (презентация, слайд)

1770 год
Карл Вильгельм Шееле
нагревание селитры
взаимодействие диоксида марганца с серной кислотой
прокаливание перманганата калия
разложение оксида серебра (I)


Английский ученый Д. Пристли в 1774 году, изучая газы, проделал опыты с разложением оксида ртути, получил газ, который поддерживал горение и назвал его oxydeniym. (слайд)


Главным открывателем кислорода является французский химик Антуан Лавуазье, который в 1775 году установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах. Антуан Лавуазье создал кислородную теорию горения (слайд). Позднее стали изучать свойства кислорода. Изучим их и мы.

2.Общая характеристика кислорода

(презентация, слайд )

Химический знак кислорода – О

Относительная атомная масса – 16

Химическая формула простого вещества – О2

Относительная молекулярная масса – 32


У. предлагает учащимся на основе общей характеристики кислорода развести понятия “элемент” и “простое вещество” (можно воспользоваться планом характеристики). (слайд)


3. Нахождение в природе.

(презентация, слайд)

У. предлагает послушать стихотворения, которые читают учащиеся:

Ученик 1.

По причинам этим многим
Кислород везде в природе,
Он и в доме и в воде,
В материалах и еде,
В соде, мыле, глицерине,
Сахаре и маргарине,

Ученик 2.

В уксусе и ацетоне,
Спирте, клее и картоне,
Марганцовке, желатине,
Перекиси, аспирине,

Ученик 3.

В ванилине и крахмале –
Перечислим все едва ли.
В целлофане и капроне,
В извести, стекле, бетоне
Он попал в кирпич, цемент –
Всюду “О” как элемент.

Презентации детей

В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода (слайд ).

Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами – 49% (слайд ).

В связанном состоянии он находится в почве, минеральных рудах.

В песке – 53%, в глине – 56%(слайд ).

В составе воды, рек, озер, морей и океанов содержится – 80% кислорода (слайд ).

В организме человека в связанном состоянии содержится до 65% кислорода (слайд ).

Кислород является важным составляющим элементом растений и животных (слайд ).

После просмотра презентации У. задает вопрос: где в природе встречается кислород?

Вопрос: Верно ли высказывание: мы ходим по кислороду, мы пьем кислород, мы дышим кислородом?

Ответ: Да (кислород входит в состав земной коры, воды, воздуха, поэтому это утверждение верно).

Учащимся предлагается вычислить массу кислорода в своем организме. (слайд)

И заполнить кластер (слайд)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

4.ЭТАП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Общая цель этапа: Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения;
Формировать коммуникативные умения воспитанников;

Вызвать осознание ценности совместной работы, доверия (реализуемое через лист оценивания);
Развивать оценочные суждения.

Игра “Выбирай-ка” (слайд).


У. класс разбивается на малые группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Вместо пропущенных слов из справки необходимо подобрать нужное слово и вписать в предложение.

Подбери нужное слово.

Кислород – это , самый элемент в земной коре, химический знак- ,Относительная молекулярная масса-

Слова для справок: 32, распространенный, газ, О,

Проверка задания происходит через компьютер (слайд).
5 баллов – нет ошибок
4 балла – 1 ошибка
3 балла – 2 ошибки.

Учащиеся сами оценивают свое задание и вносят баллы в лист доверия (оценивания).
Показатели реального результата Самостоятельное выполнение задания, требующее применения знаний, полученных на уроке;

Осознание ценности совместной работы, формирование коммуникативных умений;

Развитие оценочных суждений, осознание ценности доверия.


5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Общая цель этапа:Формирование целостной системы ведущих знаний по теме;

Продолжить развитие оценочных суждений;
Вызвать осознание ценности доверия.
“Лови, ошибку!”
Задание: В каждом задании кроме правильного ответа есть и ошибки. Ваша задача найти ошибки и зачеркнуть их, оставив правильные ответы не зачеркнутыми.

Система оценивания: (слайд ).

Все найденные ошибки – 5 баллов
4 ошибки – 4 балла
3 ошибки – 3 балла.

Проверка осуществляется посредством компьютера (слайд ).

1. Кто установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах?
а) Д.Пристли
б) К.Шееле
в) П.Байен
г) А.Лавуазье

2. Относительная атомная масса кислорода:
а) 32
б) 18
в) 16
г) 29

3. В составе воды, рек, озер, морей и океанов содержится кислорода (%)
а) 32
б) 80
в) 62
г) 50

4. Молекула кислорода состоит из:
а) одного атома;
б) двух атомов;
в) трех атомов
г) четырех атомов

5. Химическая формула простого вещества кислорода:
а) О;
б) O2;
в) О3.
г) О4

Игра “Крестики-нолики”

Выигрышный путь – формулы, обозначающие атомы элемента кислорода:

О2 Н2О 2О

FeO 5O SO2

3O O2 O3

Выигрышный путь – формулы, обозначающие простые вещества:

5H2O O3 H2O

6S O2 3H2O

Fe H2 N2O


5.РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Общая цель этапа: Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности;
Совместное обсуждение урока и листа доверия (оценивания).



ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания)

Ф.И. ученика _______________________

Название игры
Баллы (бонусы)


“Вспоминай-ка”


“Выбирай-ка”



“Лови, ошибку!”


“Крестики-нолики”




РЕФЛЕКСИЯ


ДА
НЕТ

Принимал активное участие в уроке.



Урок понравился.




Урок не понравился




На уроке узнал много нового и интересного





Выставление оценок.

6.Домашнее задание:
$ 20,решить задачу №6 на странице 56.
Составить презентацию «Кислород в природе»
Составить сказку о физических свойствах ( 2 уч-ся)
Подобрать стихотворения по теме «Кислород»


Урок по теме : "Физические свойства кислорода и способы его получения"

Предмет: неорганическая химия.

8-й класс

Цель :

Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе. Изучить физические свойства кислорода. Сформировать представления о способах получения и собирания кислорода в лаборатории.

Задачи:

Образовательные:
– Уметь различать понятия “химический элемент” и “простое вещество”
на примере кислорода.
– Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы
собирания кислорода.

Воспитательные:

формирование аккуратности при выполнении лабораторного опыта;
внимательности, бережного отношения.

Развивающие:
– Формирование выстраивания логических цепочек, владеть химической
терминологией, познавательной активности, умозаключений и суждений.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.


Методы:
Объяснительно-иллюстративный (словесные: беседа, изложение; словесно-наглядные: самостоятельная работа учащихся с наглядными пособиями; словесно-наглядно-практические: работа учащихся с раздаточным материалом, выполнение химического опыта, выполнение письменной самостоятельная работы).

Частично-поисковый (эвристический) метод (словесные: беседа-дискуссия; словесно-наглядные: дискуссия с демонстрацией средств наглядности, самостоятельная работа учащихся с наглядным пособием; словесно-наглядно-практические: работа учащихся с раздаточным материалом, выполнение химического опыта, выполнение письменной самостоятельная работы).

Исследовательский метод (словесно-наглядно-практический: выполнение исследовательского химического опыта).

Оборудование и реактивы:

Таблица Д.И.Менделеева, раздаточный материал (тест), прибор для получения кислорода из пермангата калия (коническая колба с резиновой пробкой, газоотводная трубка, ПХ-12, штатив, лапка, вата), пероксид водорода 20 мл (15 флаконов), оксид марганца (IV) (15 склянок), ложка-дозатор (15 шт.), спиртовка (15 шт.), спички (15 шт.), лучина (15 шт.), перманганат калия (5 г),.


Организационные формы:
Фронтальная;
Групповая (парная).
Индивидуальная.


Не хорошо душе без знания; а торопливый ногами оступится

(Книга Притчей, гл. 19)

Эпиграф:

«Кислород – это самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара»


Ход урока

1.Организационный этап.

Начинается урок.

Входим дружно все мы в класс:

Урок химии у нас.

Гости на уроке нашем,

Знания мы им покажем.

Всех приветствую, друзья,

На уроке этом я!

2.Актуализация опорных знаний

Учитель: –Что вы уже знаете о кислороде? С помощью языка химии необходимо дать характеристику химическому элементу “Кислород”, по следующему плану:

(слайд) (заполняют схему)
Химический знак-
Относительная атомная масса Аr(O)=
Химическая формула вещества-
Относительная молекулярная масса Mr(O2)=
Валентность -


Учитель: Проверим, внимание на экран (слайд )

Учитель: Сейчас на экране появится несколько фраз (изречений), вам нужно определить в каком значении упоминается в них кислород – как химический элемент или как простое вещество.
(слайд )

Задание: Тест-соответствие
Определите кислород как химический элемент или простое вещество.

Кислород входит в состав жизненно важных органических веществ: белков, жиров, углеводов.
Все живые вещества на Земле дышат кислородом.
В состав ржавчины входят железо и кислород.
Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
При фотосинтезе зеленые растения выделяют кислород.

Учитель. Где распространен кислород в природе?

Распространение кислорода в природе:

Презентации детей

Уч-ся: Первое место по распространенности в земной коре, т.е. литосфере, занимает кислород – 49%, далее следуют кремний – 26%, алюминий – 7%, железо – 5%, кальций – 4%, натрий – 2%, калий – 2%, магний – 2%, водород – 1%.

В биосфере около 65% от массы живых организмов приходится на кислород.

В гидросфере на его долю приходится 89%.

В атмосфере: 23% по массе, 21% по объему.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


2. Восстанови шпаргалку ( вставляют пропущенные цифры) Приложение 1
Взаимопроверка. Ключ на экране (слайд)

3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ


Учитель: Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока нам с вами необходимо разгадать ребус?

Слайд 1

Разгадайте ребус и мы узнаем тему сегодняшнего урока.


Рис. 1

(КИСТИ) КИ + (СЛОН) СЛО + РОД

КИСЛОРОД

Учитель: Тема сегодняшнего урока: “ Физические свойства кислорода. Способы получения”.

Слайд

А история простая... Под стеклянным колпаком.

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча, .

А не вреден для дыхания? Кошка греется на крыше,

(Не узнаешь у врача.) Солнца луч в окошко бьет.

Новый газ из колбы вышел - Джозеф Пристли, с ним две мыши

Никому он не знаком. Открывают кислород.
Этим газом дышат мыши


Учитель: Теперь познакомимся с кислородом на опыте. Так как мы будем использовать нагревательный прибор (спиртовку), необходимо вспомнить ТБ при работе со спиртовкой:
Пользуясь спиртовкой, нельзя ее зажигать от другой спиртовки, так как может пролиться спирт и возникнет пожар.
Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.

Опыт №1.

Налейте в химический стакан раствор Н2О2 (пероксида водорода).

Зажгите спиртовку, поднесите лучину в пламя и затушите лучину. Потом добавьте оксид марганца (IV) в химический стакан и поднесите тлеющую лучину к стакану – что наблюдается?

Ученик: Лучина – вспыхивает. Таким способом мы определили, что в химическом стакане находится кислород.

Учитель: В данном опыте оксид марганца (IV) является катализатором – веществом, которое ускоряет процесс химической реакции, но сам при этом не расходуется.

Демонстрационный эксперимент: “Получение кислорода из перманганата калия”.

Собираем прибор.

Собираем кислород методом вытеснения воздуха в коническую колбу, через некоторое время проверяем на наличие кислорода, с помощью тлеющей лучины, если она вспыхивает, то кислорода собрано достаточное количество.

Закрываем резиновой пробкой и выставляем на подъемный столик.

У. предлагает учащимся послушать познавательную сказку о добром юноше и понять о чем в этой сказке шла речь?

Выступление уч-ся:

Он был очень тихим и добрым юношей: без цвета, вкуса и запаха. Всю свою жизнь он странствовал по белому свету, прячась и скрываясь ото всех. Даже имени у него не было, сирота он был. Родителей он своих тоже не помнил. Много встречалось на его пути людей добрых и не очень. Но вот как-то раз в далекой-далекой Франции повстречал юноша ученого по имени Антуан. Юноша так понравился ему, что тот пригласил его в свою химическую лабораторию и подарил ему красивое имя OXSIGENIUM-рождающий кислоты, а в России его стали звать Кислородом.

Однажды, в лабораторию заглянула красавица Вода и она так понравилась Кислороду, что он захотел раствориться в ней без остатка, но ничего из этого не вышло, потому что в 100 объемах Воды, растворяется всего 3 объема Кислорода. Тогда Кислород очень отчаялся и при Т -183С превратился в жидкость голубого цвета, а при Т – 219 С – затвердел и превратился в кристаллы синего цвета. Как только не пытались Друзья утешить и развеселить своего друга, чтобы он снова стал как прежде! Но Кислород превратился в Невидимку и удрал. До сих пор блуждает он по белому свету и ищет свое счастье.

Ответ учащихся: о свойствах кислорода.

У: какими же физическими свойствами обладает кислород?

(вместе с учащимися составляют схему), (слайд ).
Показатели реального результата активные действия учащихся с объемом изучения;
Вызван познавательный интерес к предмету через интересные сообщения о кислороде.
Слайд
Агрегатное состояние -...
Цвет – ...
Запах – ...
Растворимость в воде – ...
t o кип. –...
Электропроводность – ...
Теплопроводность – ...
Тяжелее или легче воздуха

Учитель: Проверим, внимание на экран.
Слайд
Агрегатное состояние – газ.
Цвет – без цвета
Запах – без запаха
Растворимость в воде – плохо растворим
t° кип. – 183°С
Электропроводность – неэлектропроводен
Теплопроводность – плохо проводит тепло (плохая)
Тяжелее воздуха

4.ЭТАП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Учитель: Ставим перед учащимися проблемный вопрос: Почему на картинке кислород в виде жидкости голубого цвета?
Слайд 11


Рис. 7

Ответ учащихся (дополняет учитель): Этот кислород в сжиженном состоянии, а жидкий кислород голубого цвета.

ВЫВОД: ( читают уч-ся)

Бесцветен я, без запаха и вкуса,
Чуть тяжелее воздуха и малорастворим.
Лучинка тлеющая с нежностью мне скажет:
«Давай-ка, синим пламенем сгорим!»
Родитель мой, великий химик Пристли
Открыл меня без всяких этих истин
С тех пор прошло два века
Я в химсоединения вхожу
любых животных, листьев, человека.
Я в жидком виде голубого цвета,
Напоминаю Волгу – русскую реку.
Одна лишь разница при этом:
Я во все стороны теку!
И без меня прожить нельзя,
Как берегам без вод.
И пусть все знают, уважают:
Ведь господин – я, кислород!

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Теперь давайте обобщим и запишем в тетрадь разные способы получения кислорода, которые мы сегодня с вами наблюдали.

Слайд 12

Способы получения кислорода:

I. Лабораторные способы:

1. Разложение пероксида водорода:


2. Разложение оксида ртути (II):


3. Разложение перманганата калия:



Задание для учащихся: расставьте коэффициенты в данных уравнениях реакций.

Учитель: Проверим, внимание на экран.

Слайд 13





А теперь обобщаем способы собирания кислорода, которые вы сегодня видели на уроке.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Собирание кислорода методом вытеснения воды
Собирание кислорода методом вытеснения воздуха

Учитель: В завершении урока, проверим свои знания. ( Тестовая работа по вариантам)

Тест
Вариант 1.

Часть А.
1. Чтобы доказать наличие в сосуде кислорода, а не воздуха, проще всего использовать:
А) разницу в плотности воздуха и кислорода;
Б) совпадение цвета;
В) тлеющую лучинку;
Г) разницу в степени растворимости в воде

2. Впервые об открытии кислорода сообщил:
A) К. Шееле; Б) Д. Пристли;
B) А. Лавуазье; Г) М.Ломоносов.

3. Свойство вещества кислорода:
А) газ с резким запахом;
Б) твердое вещество;
В) тяжелее воздуха;
Г) газ желто-зеленого цвета.

Часть В.
4. Для получения кислорода в лаборатории мы не использовали вещество, формула которого:
а) H2O; б) KMnO4; в) H2O2; г) Fe3O4.

Часть С.
5. Почему в историю открытия кислорода записана фамилия Пристли как первооткрывателя, а не Шееле?
A) Он первым получил кислород в истории химии;
Б) Он первым опубликовал свою работу по получению кислорода;
B) Он первым поставил биологические опыты;
Г) Он первым установил, что кислород содержится в воздухе.


Тест
Вариант 2.

Часть А.
1. Самый распространенный элемент в земной коре?
А) железо;
Б) кислород;
В) кремний;
Г) алюминий.

2. Кислород впервые был получен: А) нагреванием бертолетовой соли;
Б) разложением воды электрическим током;
В) разложением перманганата калия;
Г) разложением оксида ртути (II) при нагревании.

3. В каком веке был открыт кислород? А) XVII;
Б) XVI;
В) XVIII;
Г) XIX.

Часть В.
4. Кислород можно получить в лаборатории и собрать:
А) вытеснением воды и воздуха в пробирку, расположенную отверстием
вниз;
Б) над водой и вытеснением воздуха в пробирку, расположенную дном вниз;
В) только вытеснением воды;
Г) только вытеснением воздуха в пробирку, расположенную дном вниз.

Часть С.
5. Что делать, если пролилась ртуть?
А) Оставить её испаряться.
Б) Засыпать измельчённой серой и удалить через некоторое время.
В) Аккуратно собрать, и выбросить в мусорный ящик.
Г) Собрать ртуть и вылить в раковину.


5.РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

«Закончи фразу»:


- Если бы я был учителем,

- Сегодняшний урок позволил мне..

- На уроке я работал ..

- С урока я ухожу с ..настроением

- На следующем уроке я хотел бы


6.Домашнее задание:
$ 21 , решить задачу № 8 на стр 60
Составить кластер «Кислород. Получение и свойства»


Урок по теме : «Химические свойства кислорода. Окисление. Оксиды»

Предмет: неорганическая химия.

8-й класс

Цель урока: Цель: продолжить формирование у учащихся представлений о кислороде, изучить его химические свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, горении, рассмотреть практическую значимость.

Задачи:

Образовательные:

Изучить химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении, дать первоначальное понятие о катализаторе, сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам;

Развивающие:

развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательные:

формирование основных мировоззренческих идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.

Тип урока: Комбинированный; основная часть – формирование новых знаний и умений.


Форма работы: фронтальная при опросе, индивидуальная и самостоятельная при изучении нового материала.

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.


Оборудование и реактивы. Колба с пробкой, кислородная подушка, химическая ложечка (2 шт.), порошок серы, красный фосфор, лучинка, спиртовка, спички.

Эпиграф к уроку. «Кислород, как бог – вездесущий, всемогущий, невидимый»
Овидий

ХОД УРОКА

I. Организационный этап
Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.

Учитель. Ребята, в чем заключается роль кислорода на Земле и в жизни человека? Как вы понимаете этот эпиграф?

Учащиеся, используя информацию прошлого урока, в устной форме проговаривают, что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна.

После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

Учитель. Зачем нам нужно знать о кислороде больше информации?

Учащиеся определяют цели изучения темы.

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель (раздает на каждую парту лист с химическим тестом). Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока. Многие характеристики кислорода помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока.

Учащиеся выполняют задание (химический тест) по пройденной теме: «Общая характеристика кислорода, его физические свойства и способы получения» в своих тетрадях индивидуально.
Химический тест

Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит кислороду, и знак «–», если не подходит:

1) в промышленности получают из воздуха;

2) сложное вещество;

3) при обычных условиях бесцветный газ;

4) собирают вытеснением воздуха;

5) в природе встречается только в составе сложных веществ;

6) собирают в перевернутый вверх дном сосуд;

7) в лаборатории получают из «марганцовки»;

8) газ, имеющий запах;

9) поддерживает горение;

10) тяжелее воздуха;

11) при температуре –183 °С превращается в жидкость;

12) входит в состав минералов, горных пород, песка, воды;

13) при обычных условиях – жидкость;

14) входит в состав воздуха;

15) образуется в природе в процессе фотосинтеза.


Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.

Учитель вывешивает на доску «ключ» к ответам: Знак «+» у утверждений №: 1; 3; 4; 7; 9; 10; 11; 12; 14; 15.


Организует самостоятельную деятельность детей по взаимопроверке выполненного задания.

Учащиеся обмениваются друг с другом своими тетрадями и производят проверку по «ключу» к ответам, оценивают полноту знаний, выставляют оценки, обсуждают результаты.

Такая взаимопроверка способствует развитию умений компетентно оценивать свою деятельность и деятельность друг друга, определять собственные трудности и достижения.

Учитель. Ребята, я прошу вас продемонстрировать результат выполненной работы; поднимите руку те, кто получил положительную оценку.

(Если в классе окажутся дети с неудовлетворительной оценкой, учитель может предложить им выполнить это задание еще раз на следующем уроке.)

Учащиеся демонстрируют результат выполненной работы.

III. Этап целеполагания и планирования

Учитель (определение вместе с учащимися темы и целей урока). Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение, послушайте его и попытайтесь назвать тему урока, а также определить, чему мы будем учиться на этом уроке.

Гореть, светить и окисляться,
Со мной в оксиды превращаться.
Да, будет свет, тепло и жар,
Мой, кислорода, это дар!

Учащиеся формулируют свои варианты темы урока, а учитель направляет их к правильному варианту. Происходит мотивация на приобретение учащимися новых знаний.

Учитель. Какие слова из этого стихотворения говорят о признаках химической реакции?

Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света – это и есть признаки химической реакции, следовательно, тема сегодняшнего урока «Химические свойства кислорода». Записывают тему в тетрадь.

Учитель стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

Учитель. Ребята, какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы?

Учащиеся определяют цели урока, планируют свою деятельность.

Учитель фиксирует на доске ключевые фразы:

узнать химические свойства кислорода;

научиться записывать уравнения химических реакций;

научиться называть полученные вещества.

Происходит осознание компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий.

IV. Этап изучения нового материала

1. Изучение химических свойств кислорода.

Учитель. Ребята, обратите внимание: на доске написано новое для вас понятие – реакция окисления. Давайте запишем его в тетрадь и дадим ему определение.

Реакция окисления – реакция взаимодействия веществ с кислородом.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «реакция окисления». Записывая, ребята осознают содержание понятия «реакция окисления».

Учитель. Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде.

Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами – углеродом, серой, фосфором.

Горение красного фосфора в кислороде: за несколько секунд белый дым
заполняет всю колбу; после окончания реакции на стенках и дне колбы
оседают мельчайшие кристаллики оксида фосфора(V)


Учащиеся наблюдают процесс взаимодействия, сравнивают, как идет взаимодействие углерода, серы, фосфора с кислородом воздуха и с чистым кислородом.

Перед ребятами возникает проблемная ситуация: почему взаимодействие углерода, серы и фосфора с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом?

Учитель. Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций:

C + O2 = CO2,

S + O2 = SO2,

4P + 5O2 = 2P2O5.

Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетради.

Учитель (ставит перед ребятами проблемный вопрос). Какие признаки реакции вы наблюдали?

Учащиеся называют признаки продемонстрированных реакций: выделение света и теплоты.

Учитель. Правильно, вы назвали признаки реакции горения, а теперь дополните свой конспект еще одним определением.

Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «реакция горения».

Если учащиеся верно называют признаки реакции, то они правильно освоили понятие «реакция горения».

Учитель (организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся). Почему в кислороде горение данных неметаллов происходит ярче и активнее, чем на воздухе?

Учащиеся приходят к выводам, что кислород – это газ, поддерживающий горение, и что интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода.
Учитель: А сейчас я предлагаю Вам отгадать,что находтися в шкатулках
Перед вами шкатулка №1. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.
Она и дождь, и град, и снег, Туман и гололед, Носитель благ, предвестник бед - И радуга и лед.
Что это за вещество? Ответ прост – это вода.
Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км2
Объем воды на планете составляет 1,5 млрд. км3
Запишите формулу воды в тетрадь.
А что в шкатулке №2?
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Ответ готов? Верно, это углекислый газ.
Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,040,03%.
Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические глюкозу, крахмал.
В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.
Запишите формулу углекислого газа.
И последняя шкатулка. Для того, чтобы разобраться, что же в ней, послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой:
На рукомойнике моем позеленела медь, Но так играет луч на нем, Что весело глядеть
Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась?
Вы разгадали три загадки. Получили три разных вещества. Первое – вода – жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле.
Второе вещество – углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.
Третье вещество твердое – оксид меди (II).
Что же между ними общего?
Обучающиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул.
Состоят из двух элементов.
Сложные вещества.
В состав молекул обязательно входит кислород со степенью окисления -2
Такие соединения называют оксидами.

Учитель. Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород. Такие вещества называют оксидами. Запишите новое определение в тетрадь.

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «оксиды». Происходит осознание учащимися содержания понятия «оксиды».

2. Изучение правил составления названий оксидов.

Для того, чтобы учащиеся ознакомились с правилом составления названия оксидов, учитель организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний.

Учитель. Ребята, я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с правилом составления названий оксидов по учебнику и рассказать это правило друг другу.

Учащиеся приобретают новые знания, используя информацию учебника, – узнают правило составления названий оксидов, а затем, работая в парах, объясняют это правило друг другу.

В процессе работы в парах обеспечивается взаимопомощь.

Учитель корректирует работу учащихся, организует самоконтроль по схеме: Слово «оксид» + название элемента + указание валентности в скобках (для тех случаев, когда элемент имеет переменную валентность).


Дети осваивают правило по составлению названий оксидов.

Учитель. Ребята, назовите оксиды, образовавшиеся в результате химических реакций. Запишите эти названия в тетрадь.

Учащиеся называют оксиды: оксид углерода(IV), оксид серы(IV), оксид фосфора(V) и записывают эти названия в тетрадь.

Записи в тетрадях подтверждают, что учащиеся верно освоили правило.

3. Изучение химических свойств кислорода.

Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислородом:

3Fe + 2O2 = Fe3O4

и комментирует, что Fe3O4 (железная окалина) – это смешанный оксид:



Учащиеся записывают уравнение химической реакции и название вещества в тетради.

Далее учитель просит самостоятельно записать уравнение химической реакции, отражающее взаимодействие магния с кислородом, и назвать полученное вещество.

Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение химической реакции и называют полученное вещество:



Затем учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в кислороде:

CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O.

Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.

Учитель. Обратите внимание, что в результате реакции образовались оксиды тех элементов, которые входят в состав сгорающего вещества. Более подробно о горении сложных веществ в кислороде и правилах уравнивания таких реакций мы познакомимся на следующем уроке. Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что есть реакции веществ с кислородом, которые протекают не так ярко и энергично, но, тем не менее, имеют большое значение в жизни человека – это реакции медленного окисления. Запишите новое понятие и его определение в тетрадь.

Медленное окисление – реакция окисления, которая идет медленно с постепенным выделением теплоты и не сопровождается выделением света.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «медленное окисление».

Учитель приводит несколько примеров реакций медленного окисления.

Ребята осознают содержание понятия «медленное окисление».

V. пауза

Учитель предлагает классу выполнить несколько упражнений.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

1. «Солнечные лучи».

Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты). Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка.

2. «Ножницы».

Разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала на одной, затем на другой руке, затем пальцы обеих рук вместе.

Упражнения мозговой гимнастики
на развитие познавательных психических процессов

1. «Качание головой».

Упражнение улучшает мыслительную деятельность, используется для расслабления мышц шеи и плеч. Глубокое дыхание, уронив голову вперед, расправив плечи. Качание головой медленно из стороны в сторону, подбородок при этом вычерчивает слегка изогнутую линию на груди.

2. «Сова».

Упражнение улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении. Следует ухватиться правой рукой за левое плечо и сжать его, повернуть влево так, чтобы смотреть назад, развести плечи и дышать глубоко. Посмотреть через другое плечо. Уронить подбородок на грудь и глубоко дышать, давая мышцам расслабиться.

Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем.

Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы.

VI. Этап закрепления изученного материала

1. Групповая работа по закреплению полученных знаний.

Учитель. Ребята, для того, чтобы вы более детально разобрались в сущности реакций горения и медленного окисления, я предлагаю вам выполнить в группах следующее задание.

Для выполнения задания учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению соответствий предложенных явлений с реакциями горения и медленного окисления: делит класс на три группы, раздает каждой группе проверочный лист № 1 и перед каждой группой ставит проблемный вопрос.

Учитель. Среди перечисленных явлений выберите те, которые относятся к реакциям горения, и те, которые относятся к реакциям медленного окисления. Групповую работу выполните на проверочном листе, один человек от каждой группы должен подготовиться к ответу.


Учитель создает условия для организации плодотворной работы в группе каждого учащегося, акцентирует важность участия и мнения каждого в деятельности группы.

Проверочный лист № 1

Установите соответствие предложенных ниже явлений с названием реакции. Впишите буквы в соответствующие строки.

Реакция горения ________________ ;

медленное окисление ____________ .

Г р у п п а 1

а) Сжигание дров в печи;

б) гниение остатков растений в компостной куче;

в) сжигание серы в колбе с кислородом;

г) превращения влажного зерна пшеницы, загруженного в корпус элеватора;

д) воспламенение нефти.

Г р у п п а 2

а) Прогоркание сливочного масла;

б) сжигание угля в печи;

в) превращения влажной травы, убранной в стог;

г) сжигание фосфора в колбе с кислородом;

д) гниение навоза.

Г р у п п а 3

а) Сжигание хвороста в костре;

б) превращения влажных семян подсолнечника, загруженных в корпус элеватора;

в) сжигание древесного угля в колбе с кислородом;

г) гниение упавшего дерева;

д) зажжение олимпийского огня.


Учащиеся выполняют задания в группах, проявляя собственные способности и возможности, обмениваются информацией друг с другом, готовятся к ответу и обоснованию его содержания. Приходят к заключению, что для выполнения задания им необходимо знать понятия реакции горения и реакции медленного окисления.

Один учащийся из каждой группы выступает перед классом с пересказом содержания тех знаний, которыми обладает группа. Другие учащиеся имеют возможность контролировать ответ, задавать вопросы, ликвидировать пробелы в знаниях.

Результатом данной работы является формирование сотрудничества, понимание того, каким образом можно использовать полученные знания на практике.

Работа мотивирует на достижения коллективного успеха.

2. Индивидуальная дифференцированная работа по закреплению полученных знаний.

Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся, направленную на проверку полученных ими новых знаний. Для этого раздает на каждую парту проверочный лист № 2 «Химические свойства кислорода» и просит каждого выполнить задание индивидуально.

Предложенные задания дифференцированы по сложности на три уровня, т.е. учитель создает ситуацию выбора:

уровень 1 – удовлетворительно;

уровень 2 – хорошо;

уровень 3 – отлично.

Проверочный лист № 2.
Химические свойства кислорода

У р о в е н ь 1

Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.

BaO, CaS, NaCl, Na2O, CO, H2SO4,

AgCl, NO2, H3PO4, ZnO.

У р о в е н ь 2

Напишите уравнения химических реакций получения следующих оксидов и назовите их:

MgO, Al2O3, P2O5, K2O.

У р о в е н ь 3

На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. (Кислород проявляет валентность II.) Напишите уравнения химических реакций получения этих оксидов и дайте им названия.




Каждый учащийся сам определяет, какой сложности задание он выполнит в своей тетради.

Учащиеся определяют границы известного им материала, применяя полученные знания для выполнения заданий. Результатом работы является определение достаточности собственных знаний.

После выполнения задания учащиеся сдают тетради учителю.

VII. Рефлексия

Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).

Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Освоены ли вами понятия: «реакция окисления», «реакция горения», «реакция медленного окисления», «оксиды»?

Были ли моменты непонимания?

Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

Сформулируйте советы себе и другим, над чем нужно еще поработать.

Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Выявляется степень выполнения учебных целей.

VIII. Задание на дом

Учитель записывает домашнее задание на доске и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Задание для всех: §23, ответить на вопросы после параграфа, отмеченные треугольником и квадратом; составить конспект на тему «Применение кислорода», используя информацию.
Приготовиться к практической работе стр.206-207


Также для желающих учитель предлагает выполнить следующие творческие задания:

– составить кроссворд, ключевое слово которого «кислород»;

– составить плакат, листовку об опасности пожаров, об осторожном обращении с огнем;

– сочинить сказку или стихи об огне.

Все творческие задания, выполненные учащимися, оцениваются учителем.

Дифференцированное домашнее задание дает возможность ребятам выбрать посильное задание, обеспечивая успех каждому ученику.

В финале урока можно зачитать стихотворение.

Учитель.

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
И он для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
И вам теперь известно, дети,
Его названье – кислород!

Урок завершен, всем спасибо.


Урок по теме "Получение кислорода и изучение его свойства"

Предмет: неорганическая химия.

8-й класс

Цель: получение кислорода в лабораторных условиях и изучение его свойств.

Задачи:

Обучающие: продолжить формирование навыков безопасной работы с реактивами, выполнения химических опытов и умений работать в темпе, экономя время урока, наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы.

Развивающие: включить обучающихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке: лабораторная работа, анализ и наблюдение, описание увиденного, работа с текстом учебника, запись уравнений, химический диктант и др.
заинтересовать пассивную часть обучающихся используя стихотворную, лабораторную и другие формы работы; продолжить развитие интеллекта и формирование логического мышления учащихся.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда, формировать у каждого учащегося умения работать коллективом.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: урок–исследование (лабораторная работа.)

Вид урока: урок с применением ИКТ .

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, использование информационно-коммуникационных технологий, выполнение опытов, беседа, работа в группах.

Оборудование: дидактический материал, медиапроектор, компьютер, презентация, экран, штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, лабораторный штатив, кристаллизатор, тигельные щипцы, газоотводная трубка, вата, пробки, лучинка, предметное стекло, химический стаканчик, презентация к уроку, инструктивные карточки.

Реактивы: вода, уголек, перманганат калия,фосфор,сера,магниевая лента.

Эпиграф к уроку:

Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать.

И. В. Гете.

Ход урока.

1 этап: Организационный момент. (0,5 мин)

2 этап: Ориентировочно-мотивационный. (5 мин)

(Cлайд )

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для нас не тайна.

Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли б и дети
Ведь, это кислород.

Учитель: Назовите физические свойства кислорода.
Ученики: Называют свойства кислорода. (слайд )
Учитель: Просмотрев видеоролик, назовите химические свойства кислорода. (слайд )
Учитель: А какова будет тема нашего занятия?
Ученики: Получение кислорода и изучение его свойств. (слайд )
Учитель: Впервые кислород был выделен в 1770 году знаменитым шведским химиком Карлом Шееле. (слайд 7) Он получил кислород несколькими способами. Один из них – разложение перманганата калия при нагревании. Немного позже, в 1774 году кислород выделил англичанин Джозеф Пристли. (слайд ) Французский ученый Антуан Лоран Лавуазье (слайд ) исследовал свойства кислорода и создал кислородную теорию горения, поэтому он по праву разделяет с Джозефом Пристли и Карлом Шееле честь открытия важнейшего химического элемента.

Сегодня вам предоставляется уникальная возможность повторить открытие Карла Шееле. Вы сможете сами получить кислород и исследовать его свойства. Как получают кислород в лабораторных условиях, давайте посмотрим следующий видеоролик. (слайд 10) При получении кислорода и изучении его свойств мы будем руководствоваться следующим планом. А для этого давайте вспомним правила ТБ: работа со спиртовкой, нагревание пробирки.

Ученики: Рассказывают правила ТБ.

3 этап: Операционно-исполнительский. (28 мин)

(Слайд )

Учитель:

О получении кислорода,
Начав серьезный разговор,
Нам очень важно бы проверить,
Чтоб герметичным был прибор.

Учитель: Сейчас мы будем выполнять работу, согласно инструктивным карточкам. (см. приложение 1; выданы до урока)

1. В пробирку поместите перманганат калия (1 г), вложите около ее отверстия рыхлый комочек ваты и закройте пробкой с газоотводной трубкой.
2. Проверьте прибор на герметичность. Зажмите пробку в ладони, опустите конец трубки в воду: появление пузырьков воздуха свидетельствует о герметичности прибора.
3. Закрепите собранный прибор в лабораторном штативе в горизонтальном положении. Опустите конец газоотводной трубки в пустую пробирку. (слайд12)
4. Нагрейте пробирку с перманганатом калия, соблюдая правила нагревания.
5. Соберите кислород в химический стаканчик способом вытеснения воздуха. Проверьте его наличие с помощью тлеющей лучинки и накройте пробирку стеклом. (слайд 13)

Уголек мы разжигаем:
Он горит едва мерцая.
Знаем, почему сюрприз такой
В этой колбочке пустой. (слайд )

6. С помощью тигельных щипцов раскалите в пламени уголек и внесите в стакан с кислородом. Что наблюдаете?

Мы можем прибор перестроить
И вновь кислород получить,
Собрав его над водою,
И свойства его подтвердить. (слайд )

7. Переоборудуйте прибор для собирания кислорода вытеснением воды:

А) наполните пробирку для собирания газов водой, закройте пробкой.
Б) опустите пробирку в кристаллизатор с водой и выньте пробку.
В) подведите конец газоотводной трубки от прибора для получения кислорода к пробирке с водой.

8. Вновь нагрейте пробирку с перманганатом калия и соберите кислород способом вытеснения воды.
9. Закройте пробирку с кислородом пробкой, выньте из кристаллизатора с водой, не прекращая нагревания пробирки с перманганатом калия.
10. Прекратите нагревание, разберите прибор и оформите отчет о работе.

(Слайд )

Закончил работу успешно?
Не забудь со стола все убрать.
Затем и к отчету, конечно,
Ты можешь уже приступать.

Таблица – отчет (см. приложение 2; выдается каждому ученику до урока): (слайд 17)


Ф. И. _______________________
Тема: Получение кислорода и его свойства

Таблица-отчет
Что делали
Что наблюдали
Объяснения и выводы

1. Проверка прибора на герметичность
Появление пузырьков воздуха в воде
Прибор герметичный




2. Сборка прибора для получения кислорода






Кислород в лаборатории можно получить разложением кислородсодержащих веществ, например перманганата калия:
КМnO4 =






3. Нагревание пробирки с перманганатом калия и собирание кислорода методом вытеснения воздуха
Изменение цвета





Пробирку для собирания кислорода следует держать ________________________
____________________ ,
потому что






4. Доказательство наличия кислорода в пробирке с помощью тлеющей лучинки
Тлеющая лучинка



Кислород поддерживает







5. Исследование свойств кислорода
Уголек в пробирке с кислородом





Фосфор в пробирке с кислородом


Сера в пробирке с кислородом


Магниевая лента в пробирке с кислородом



Кислород – химически активное вещество. Он взаимодействует с ________
________________________.
Образуется ______________
_______________________ .
С + О2 = _______________ .
Образуется ______________
_______________________ .
Р + О2 = _______________


Образуется ______________
_______________________ .
S + О2 = _______________

Образуется ______________
_______________________ .
Mg + О2 = _______________



6. Собирание кислорода методом вытеснения воды
Вытеснение воды



Кислород можно собирать методом вытеснения воды, потому что







4 этап: Оценочно-рефлексивный. (10 мин)

(Тесты и чистые листы для ответов выданы до урока).

Учитель: Вам выданы листы с тестами, выполните задания в течение примерно 8 мин.

(См.приложение 3)
Тема: Получение кислорода и его свойства

Часть 1

Задание: выберите правильный ответ
1. О химическом элементе кислороде идет речь в выражении:
1) кислород входит в состав воздуха: 2) кислород входит в состав воды;
3) кислород хранится в стальном баллоне; 4) кислород растворяется в воде.
2. Кислород в сосуде можно обнаружить при помощи
1) тлеющей лучинки; 2) известковой воды;
3) влажной лакмусовой бумаги; 4) раствора нитрата серебра.
3. Кислород не применяется
1) в медицине; 2) в скафандрах для водолазов;
3) для заполнения воздушных шаров; 4) для сварки металла.
4. В приборе, изображенном на рисунке:

происходит реакция разложения
перманганата калия; 2) оксида меди (II);
3) малахита; 4) хлорида аммония.
5. Для собирания кислорода методом вытеснения воздуха используют прибор:

6. Прибор, изображенный на рисунке, можно использовать для получения и собирания кислорода, если внести изменения:

закрепить пробирку вертикально
повернуть стакан донышком вниз
горелку поднять выше
закрепить пробирку горизонтально.

Часть 2

Ответ к заданию В1 является последовательность цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
В1. В реакцию с кислородом вступают
1) NH3 4) Al
2) Au 5) CO2
3) H2O


Ученики: Выполняют задания.
Учитель: На слайде даны ответы и критерии оценок, проверьте себя и оцените.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ученики: Проверяют и оценивают себя.
Учитель: Переверните лист с таблицей – отчет и ответьте на вопросы в течение примерно 1 минуты.

Вопрос
Результат


Что запомнили?





Что поняли?





Чему научились?





(Слайд19) (см. приложение 4)

Ученики: отвечают.

5 этап: Итоги урока. (1 мин)

6 этап: Информация о Д/з. ( 0,5 мин)


Учебник стр. 185 прочитать и составить план, творческие задания по выбору.



Вознюк Наталья Ивановна

Средняя школа имени В.Комарова.п.Шантобе.

Обобщающий урок по теме : "Кислород. Оксиды. Горение".

Предмет: неорганическая химия.

8-й класс

Цели:
обобщить знания по рассматриваемой теме;
гуманитаризация естественно-научных и технических знаний при помощи литературных произведений;
установление межпредметных связей.

Задачи:
Образовательные:
продолжить формирование первоначальных химических понятий, атомно-молекулярного учения;
совершенствование умения пользоваться химическим языком;
формирование представления о взаимосвязи состава, свойств, применения веществ.
Развивающие:
развивать умение мыслить логически;
развивать знания о причинно-следственных связях.
Воспитательные:
экологическое воспитание.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: урок-вертушка.

Методы обучения: частично-поисковый;объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные связи:
биология (экология, физиология);
физика (тепловые, световые, физические явления);
история (история открытия химических элементов);
литература (литературные произведения).

План урока:
Вступительное слово учителя.
Работа по станциям: “Теоретическая ”, “Химическая лаборатория”, “Угадай-ка!”, “Реши задачу”, “Что в имени тебе моём?”
Заключительное слово учителя.

Виды работы учащихся:
индивидуальная и групповая.
актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы и обобщения.

Контроль знаний:
Ведение группового листа ответов.
Ответы на вопросы в течение урока.

Подготовительная работа:
Подготовка учеников-консультантов из числа учащихся старших классов.
Подготовка кабинета – расстановка столов (подготовка оборудования для станции “Химическая лаборатория”), места для команд и гостей.
Эпиграф урока: «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» Демокрит ...

Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке мы обобщаем и систематизируем материал по теме: “Кислород.Оксиды.Горение.”. Урок у нас не совсем обычный, мы будем играть!

Он повсюду и везде:
В камне, воздухе, в воде;
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.

Ребята, о каком химическом элементе идёт речь? Конечно, о кислороде!

Для того, чтобы повторить теоретический материал проведём химический диктант (5-7минут). /За диктант каждый ученик получает отметку/

1этап. /индивидуальный/.

Химический диктант.
/прим. Если утверждение соответствует простому веществу – кислород, то ставим “+”, если нет “-”.

В промышленности получают из воздуха.
Хорошо растворим в воде.
Взаимодействует с простыми и сложными веществами.
Применяют в качестве топлива.
Сложное вещество.
Получают при разложении оксидов.
При обычных условиях – бесцветный газ.
Взаимодействует со щелочами.
Газ, имеющий запах.
Собирают вытеснением воздуха.
Принимает участие в процессах окисления.
В природе встречается только в связанном виде.
Простое вещество.
В лаборатории получают при разложении перманганата калия.
Поддерживает горение.
Легче воздуха.
Собирают в сосуд, поставленный обычно на дно.
Горит бесцветным пламенем.
Применяют для получения минеральных удобрений.
Малорастворим в воде.
В природе встречается в свободном и связанном виде.
При обычных условиях – жидкость.
Разлагается при нагревании.
Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.
Тяжелее воздуха.
При Т= -1830С превращается в жидкость.
В промышленности получают из природного газа.
Входит в состав минералов.
Необходим для дыхания.
Применяют для сварки и резки металлов.

Учитель. Мы вспомнили теорию, а теперь в путь, по станциям! Удачи!

(Капитан каждой команды берёт путевой лист, в котором консультант будет отмечать отметки участников команды). (Приложение 1 )

Каждой команде следует пройти все туры и на каждом выполнить определённое задание. В перерыве между выполнением заданий каждой команде следует решить кроссворд по теме: “Кислород”. (Приложение 2)

2 этап (командный).

1 тур. Теоретический.
Какие процессы относятся к реакциям окисления?
Какие уравнения называются термохимическими?
Что такое простые вещества?
Горение – это
Какие явления называют химическими?
Какие явления называют физическими?
Что такое оксиды?
Какие уравнения называются экзотермическими?
Дайте определение реакции соединения.
Дайте определение реакции разложения.
Дайте определение реакции замещения.
Какие уравнения называются эндотермическими?
Что такое катализатор?
Что называют тепловым эффектом?
Перечислите, какие виды топлива вы знаете.

2 тур. Угадай-ка!

1задание. Найдите соответствие между формулой вещества и его названием.

1 H2О Оксид водорода
2 Li2O Оксид магния
3 MgO Оксид натрия
4 Na2O Оксид лития
5 NO Оксид кальция
6 Al2O3 Оксид калия
7 K2O Оксид азота (II)
8 CaO Оксид алюминия
9 SiO2 Оксид фосфора (V)
10 Cr2O3 Оксид кремния
11 P2O5 Оксид хрома (III)
12 Mn2O7 Углекислый газ
13 SO3 Оксид меди (I)
14 FeO Оксид железа (II)
15 Cu2O Оксид серы (VI)
16 CO2 Оксид марганца (VII)
17 ZnO Оксид олова (II)
18 BaO Оксид ртути (II)
19 HgO Оксид цинка
20 SnO Оксид бария


2задание. Выберите из предложенных формул - формулы простых и сложных веществ. Дайте название оксидам
.Al(OH)3 BaO Ba NaCl H2 HBr Na K SiO2 O2 Cl2 Pb


3 тур.

Что в имени тебе моём? (прим. Для каждой команды задание выполнить, для одного вещества).

Задание:
Дайте название вещества.
Определите валентность каждого элемента в веществе.
Вычислите относительную молекулярную массу вещества.
Вычислите массовую долю кислорода в веществе.
Определите массовые отношения элементов в веществе.

MgO, H2O, K2O, SO3, CO2

4 тур.

Химическая лаборатория (прим. Для каждой команды по одному заданию).

Перечислите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Как можно очистить загрязнённую поваренную соль?
Получите кислород, докажите его наличие.
В 3-х одинаковых сосудах находятся воздух, кислород и углекислый газ. Как узнать, какой газ, в каком сосуде?

5 тур.
Реши задачу! (прим. Для каждой команды по одной задаче).
По ТХУ 3Fe +2O2 = Fe3O4 + 1116 кДж вычислите, сколько теплоты выделится при сжигании железа в кислороде количеством вещества 5моль?
По ТХУ S +O2 = SO2 + 297 кДж вычислите, сколько теплоты выделится при сжигании серы массой 80 грамм?
Рассчитайте объём кислорода, который будет получен при разложении оксида ртути (II) массой 65,1грамм?
Хватит ли 16 грамм кислорода, чтобы получить оксид фосфора (V) из 15,5 грамм фосфора?
тур
Взаимотренаж

Найти себе напарника.
Продиктуйте 1задание своей карточки напарнику, не говоря ответа. Проверьте ответ напарника по своей карточке.
Если напарник ответил правильно, то продиктуйте ему 2задание своей карточки, затем проверьте правильность ответа. Если напарник ответил неправильно, повторите ему задание снова. Если напарник ошибается несколько раз, скажите ему правильный ответ.
Поменяйтесь с напарником ролями. Ответьте поочерёдно на задание карточки напарника.


7 этап. Подведение итогов. Выставление оценок.

8 этап. Домашнее задание.
Фрагменты с урока
























Методическая литература

1.Республиканский научно-методический журнал «Химия в казахстанской школе»
2.Нестандартные уроки по химии .издательство «Учитель»
3.Педагогический и методический журнал «Практическая помощь»
4.Тестовые задания по химии
5.Интернет ресурсы.