Конспект открытого урока: Кислород. Оксиды. Горение


Урок №22
«Химические свойства кислорода. Воздух и его состав. Реакции горения».

Цели урока:
Дидактические
способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах;
обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: реакция окисления, реакция горения, медленное окисление, оксиды;
сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам;
способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на земле и в жизни человека.
Развивающие:
способствовать формированию:
умений выделять общие и существенные признаки и свойства;
умений увидеть проблему и найти пути её решения;
умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;
продолжить развитие самостоятельности, умения работать в парах и группах.
Воспитательные: способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.
Оборудование: штатив химический, колба (пробирка) с пробкой, химическая ложечка, перманганат калия, пероксид водорода, порошок серы, лучинка, уголь, спиртовка, спички, сливная кружка.Дидактический материал:
учебник “Неорганическая химия 8 класс” Рудзитис, Фельдман;
химический диктант (Приложение 1),
проверочные листы (Приложение 2) и (Приложение 3).
Тип урока: комбинированный. Основная часть – формирование новых знаний и умений.
Эпиграф к уроку:
Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия.
Йенс-Якоб Берцелиус
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Ожидаемый результат
I. Организа-ционный этап
Слайд 1: Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.
Далее обращает внимание ребят на эпиграф, написанный на доске: “Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”.
(Йенс-Якоб Берцелиус)
Как вы понимаете этот эпиграф?
Ребята, в чём заключается роль кислорода на Земле и в жизни человека?
Зачем нам нужно знать о кислороде больше информации? Учащиеся, используя информацию прошлого урока, в устной форме проговаривают, что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна.
 
Дети определяют цели изучения темы. После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.
II. Актуализация знаний учащихся
Слайд 2
Cлайд №3 Учитель раздаёт на каждую парту лист с химическим диктантом /приложение 1/ и даёт такие комментарии:
Темой нашего прошлого урока было знакомство с кислородом как элементов и простым веществом, изучение основных способов получения кислорода и его физических свойств.
Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока. Многие характеристики кислорода помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока. Учащиеся выполняют задание по пройденной теме: “Общая характеристика кислорода, его физические свойства и способы получения” на своих листочках индивидуально. Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.
Далее учитель вывешивает на доску “ключ” ответов:Знак “+”   1   3   4   7   9   10   11   12   14   15 и организует самостоятельную деятельность детей по взаимопроверке отработанных знаний.
Я прошу вас продемонстрировать результат выполненной работы; поднимите руку те дети, кто получил положительную оценку. (Если в классе окажутся дети с неудовлетворительной оценкой, учитель предложит им выполнить это задание ещё раз на следующем уроке). Ребята обмениваются друг с другом своими тетрадями и производят проверку по “ключу” ответов, оценивают полноту знаний, выставляют оценки, обсуждают результаты.
Демонстрируют результат выполненной работы. Данная деятельность способствует развитию умений компетентно оценивать свою деятельность и деятельность друг друга, определять собственные трудности и достижения.
III. Целеполагание и планирование
 
Слайд 4:
Открываю доску – записана тема урока и цели урока:
Слайд 5: 1. Определение темы и целей урока.
Предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение, внимательно его послушайте:
Гореть, светить и окисляться,Со мной в оксиды превращаться.Да, будет свет, тепло и жар,Мой, кислорода, это дар!
Какие фразы из этого стихотворения говорят о признаках химической реакции?
Какова тема нашего сегодняшнего занятия?
Какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы?
Ключевые фразы учитель фиксирует на доске:
тема сегодняшнего урока “Химические свойства кислорода”.
узнать химические свойства кислорода;
уметь записать уравнения химических реакций горения;
уметь назвать полученные вещества. Учащиеся формулируют свои варианты темы урока, а учитель направляет их к правильному варианту.
Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света, превращение одного вещества в другое вещество – это и есть признаки химической реакции, следовательно, тема сегодняшнего урока “Химические свойства кислорода”.
Записывают тему в тетрадь.
Определяют цели урока, планируют свою деятельность. Мотивация на приобретение новых знаний.
 
 
 
 
 
 
Учащиеся осознают компоненты учебной деятельности и мотивы собственных действий.
IV. Изучение нового материала
Слайд 6:
Слайд 7:
Демонстрация:
получение кислорода
Слайд №8-10
Демонстрация:
воспламенение лучины в кислороде
горение серы в кислороде
горение угля в кислороде
Слайд №11.
(один ученик у доски ставит коэффициент в уравнение химической реакции кислорода с фосфором)
Слайд 12
Видеоопыты:
взаимодействие железа с кислородом
горение магния в кислороде
горение фосфора в кислороде
горение метана
Слайд 13,
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 15
Слайд 16 1. Изучение химических свойств кислорода.
Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество взаимодействует с кислородом.
Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде.
Сначала получим кислород разложением сложных веществ:
Перманганата калия - KMnO4
Пероксида водорода - H2O2
Собираем кислород методом вытеснения воды
Методом вытеснения воздуха.
Пока идет реакция разложения, предлагаю сравнить массовую долю элемента кислорода в следующих соединениях: KMnO4 и KClO3
Ответ:
w(O) в KMnO4 = 40,5%
w(O) в KСlO3 = 39,2%
Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами – углеродом, серой, показывает видеоролик взаимодействия кислорода с фосфором.
Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций:
C + O2 ––> CO2S + O2 ––> SO24P + 5O2 ––> 2P2O5
Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос:
– Какие признаки реакции вы наблюдали?
– Правильно, вы назвали признаки реакции горения, а теперь дополните свой конспект ещё одним определением:
Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
Учитель демонстрирует видеоопыты взаимодействия железа, магния, фосфора, метана с кислородом,
Учитель организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся:
– Почему в кислороде горение данных неметаллов происходит ярче и активнее, чем на воздухе?
– Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?
– Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие вещества называют оксидами. Запишите новое определение в тетрадь:
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
2. Правила составления названия оксидов.
Слово “оксид” + название элемента + указание валентности (в скобках) для тех случаев, когда элемент имеет переменную валентность.
– Назовите оксиды, образовавшиеся в результате химических реакций.
– Запишите эти названия в тетрадь.
Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислородом:
3Fe + 2O2 ––> Fe3O4
и комментирует, что Fe3O4 (железная окалина) – это смешанный оксид:
II        IIIFeO · Fe2O3
Далее учитель просит самостоятельно записать уравнение химической реакции, отражающей взаимодействие магния с кислородом и назвать полученное вещество.
Затем учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в кислороде:
CH4 + 2O2 ––> CO2 + 2H2O
– Обратите внимание, что в результате реакции образовались оксиды тех элементов, которые входят в состав сгорающего вещества. Более подробно о горении сложных веществ в кислороде и правилах уравнивания таких реакций мы познакомимся на следующем уроке.
– Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что есть реакции окисления, которые протекают не так ярко и энергично, но, тем не менее, имеют большое значение в жизни человека – это реакции медленного окисления, запишите новое понятие и его определение в тетрадь:
Медленное окисление – реакция окисления, которая идёт медленно с постепенным выделением теплоты и не сопровождается выделением света.
Учитель приводит несколько примеров реакций медленного окисления.  
 
 
 
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия реакция окисления.
Ученики наблюдают процесс взаимодействия углерода с кислородом, серы с кислородом, фосфора с кислородом, сравнивают как идёт взаимодействие углерода, серы, фосфора с кислородом воздуха и с чистым кислородом.
Записывают уравнения химических реакций в тетрадь.
 
 
 
Учащиеся называют признаки показанных реакций: выделение света и теплоты.
 
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия реакция горения.
 
Учащиеся приходят к выводу, что кислород – это газ, поддерживающий горение; интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода.
Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия оксиды.
 
 
 
 
Школьники приобретают новые знания, используя информацию учебника.
 
 
Узнают правило составления названий оксидов по учебнику, а затем, работая в парах, объясняют это правило друг другу.
Называют оксиды: оксид углерода (IV), оксид серы (IV), оксид фосфора (V) и записывают их названия в тетрадь.
 
 
Ребята записывают уравнение химических реакций и название вещества в тетради.
 
Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение химической реакции и называют полученное вещество:
2Mg + O2 ––> 2MgO (оксид магния)
Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.
 
 
 
 
 
 
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия реакция медленного окисления.  
 
 
 
Ребята осознают содержание понятия реакция окисления.
 
Перед ребятами возникает проблемная ситуация, почему взаимодействие углерода, серы и фосфора с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом.
 
 
 
 
Школьники верно называют признаки реакции.
 
Учащиеся правильно освоили понятие реакция горения.
 
 
Ребята умело используют знания прошлого урока.
 
 
Школьники правильно определяют состав веществ.
 
 
Учащиеся осознают содержание понятия оксиды.
 
 
 
Обеспечение взаимопомощи в ходе парной работы.
 
Дети осваивают правило по составлению названия оксидов.
Учащиеся верно освоили правило.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся понимают то, каким образом можно использовать полученные знания на практике
 
 
Ребята осознают содержание понятия медленное окисление.
V. Закрепление изученного материала 1. Групповая работа по закреплению полученных знаний.
Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению соответствий предложенных явлений с реакциями горения и медленного окисления:
– Для того, чтобы вы более детально разобрались в сущности реакций горения и медленного окисления, я предлагаю вам выполнить следующее задание (Приложение 2).
Для выполнения задания учитель делит класс на варианты, раздаёт каждой варианту проверочный лист (Приложение 2)
– Среди перечисленных явлений выберите те, которые относятся к реакциям горения и те, которые относятся к реакциям медленного окисления.
Учащиеся выполняют задания, затем обмениваются листочками и проверяют по ключу ответы. Ребята актуализируют знания, ликвидируют пробелы в знаниях. Результатом данной работы является формирование сотрудничества, понимание того, каким образом можно использовать полученные знания на практике.
 
 
 
VI. Закрепление изученного материала
VII. Рефлексия 2. Дополнительная дифференцированная работа по закреплению полученных знаний.
Учитель организует самостоятельную деятельность детей с целью проверки полученных ими новых знаний. Для этого раздаёт на каждую парту проверочный лист /приложение 3/ и просит выполнить задание индивидуально каждого. Предложенные задания дифференцированы по сложности на 3 уровня, т.е.учитель создаёт ситуацию выбора:
1 уровень – удовлетворительно;
2 уровень – хорошо;
3 уровень – отлично. Каждый ребёнок сам определяет задание, какой сложности он выполнит в своей тетради.
После выполнения задания учащиеся сдают тетради учителю. Учащиеся определяют границы известного материала путём применения для выполнения заданий полученных знаний.
Результатом работы является определение достаточности собственных знаний.
Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:
– Чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?– Освоены ли понятия: реакция окисления, реакция горения, реакция медленного окисления, оксиды?– Были ли моменты непонимания?– Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?– Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.– Сформулируйте советы себе и другим, над чем нужно ещё поработать.– Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?– Что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому? Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения. Учащиеся выявляют степень выполнения учебных целей.
VIII. Задание на дом – Ребята, что необходимо сделать для полного усвоения темы?
Учитель фиксирует домашнее задание на доске и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания: § 60, 61, ответить на вопросы после параграфа, отмеченные треугольником и квадратом. Составить конспект на тему “Применение кислорода”, используя информацию § 62. (это задание для всех)
Задания, отмеченные кружочком и звёздочкой, выполняют желающие учащиеся.
Также для желающих ребят учитель предлагает выполнить следующие творческие задания:
Составить кроссворд, ключевое слово которого “кислород”;
Составить плакат, листовку о вреде пожаров, об осторожном обращении с огнём;
Сочинить сказку, стихи об огне.
(Все творческие задания, выполненные учащимися, оцениваются учителем)
В финале урока можно зачитать стихотворение:
Примерно века два назадОткрыт он был случайно.Сейчас знаком с ним стар и млад,И он для вас не тайна.Известно, что горят отличноВ нём сера, фосфор, углерод,Железо, магний. ЭнергичноСгорает также водород.Без газа этого на светеНе жили б звери и народ.Его назвать могли бы дети,Теперь и вам известно – это кислород!
– Урок завершён, всем спасибо. Учащиеся определяют объём и содержание домашнего задания, записывают его в дневник.
Приходят к выводу, что нужно выучить, закрепить, о чем получить дополнительную информацию, в какой области расширить знания. Дифференцированное домашнее задание даёт возможность учащимся выбрать посильное задание, обеспечивая успех каждому ученику.