Занятие на тему:Осенняя пора.


Тема: «Осенняя пора».
дидактическая: обобщение и систематизация наблюдений в природе, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход;
коррекционная: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в составлении и тактильного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
воспитательная: воспитание эмоциональной адекватности поведения, повышение мотивации к учению, желание познавать окружающий мир.
Оборудование: кабинет оформлен по теме «Осень», листочки для упражнения «Листопад», картинка с наложенными изображениями листьев, пословицы, загадки, разрезные  сюжетные картинки, предметные картинки фруктов и овощей, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, звукозапись, шарики су – джок.
Ход занятия
1 Организационный момент
(звучит тихая музыка. В кабинет входят дефектолог с детьми)
Осенняя пора, очей очарование
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышные природы увядания,
Венец из золота одетые леса.
Д. Ребята, у нас сегодня гости.(Здравствуйте.)
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем,
Может быть, в лесу осеннем
Чудеса, друзья, найдем!
( Дети за дефектологом проходят между деревьев и садятся полукругом)
2 Основная часть.
Д. Ребята, давайте вспомним сегодняшнее число, день недели, месяц.
(Сегодня 10 число, день недели- вторник, месяц — октябрь).
Д. Октябрь — осенний месяц. Мы с вами в осеннем лесу. Как красиво вокруг, давайте вспомним признаки осени.
(Солнце греет меньше; похолодало; день стал короче, а ночь длиннее; листья на деревьях начинают желтеть и опадать; чаще идут холодные дожди, птицы улетают на юг, исчезают насекомые, первые заморозки).
Д.и. «С какого дерева, какой лист?»
 Работа над словообразованием.
Измените по образцу:
Лист клена – кленовый лист
Лист березы –
Лист дуба –
Лист осины –
Лист рябины –Д.- Осыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтелые по ветру летят…Дефектолог берет приготовленные листья и предлагает детям назвать его цвет и с какого дерева он прилетел. Дети называют.
В конце игры букет поднимает вверх, бросает, листья летят на детей.
Листопад новое слово в лексиконе у детей.
Д.и.“Путаница”.(Дефектолог обращает внимание на странную картину.)Что — то здесь странное происходит, присмотритесь.
Давайте исправим ошибку.
( Кусты зеленые, как летом — меняем на кусты с осенними листьями.
Заяц рано оделся в белую шубу.
Цветы начинают только распускаться, как весной — меняем на осенние цветы.
Снег лежит у дерева, как зимой — убираем снег.
На елке растут кленовые листья — убираем с дерева лишнее.)
Д. Дети, сядьте поудобнее, закройте глаза, давайте послушаем звуки леса.
(Слышится шелест листьев, дуновение ветра).
С. (Вылезает обеспокоенный Старичок — лесовичок с корзинкой в руках) Здравствуйте, ребята! Я житель этого леса - Старичок — лесовичок.
Как я рад видеть вас. Ребята я к вам за помощью, у мня большая беда. Злая Баба — Яга хочет меня выжить из леса, портит мои запасы на зиму, заколдовала лес.
Д.и. «Собери овощи, фрукты».
(Нужно перебрать корзину С-Л и отсортировать овощи от фруктов. Дети показывают и рассказывают свой выбор С - Л).
Мелодия волшебства (мобильник )
Д. Старичок — лесовичок, вижу, дети справились. Работа была сложная, дети устали, давай отдохнем.
Физкульт минутка
Заходи в осенний лес!
(Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес!
(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот берёзки золотые стоят,
(Поднимают руки вверх).
Под берёзками грибочки
(Приседают и выполняют упражнение Грибок).
На нас глядят-
В корзинку прыгнуть хотят.
(Встают и выполняют упражнение Корзинка).
Н. Метельская
С.(С — Л спотыкается об камень) Баба — Яга заколдовала камень, все пробегающие звери спотыкаются, но убрать не можем.
Д. А, на камне какая — то напись.
Кто выполнит три задания, тот победит волшебство.
Д.и. а) Сосчитай и подбери подходящие цифры.
б) Найди пропажу1 2 3 4 5
Какая цифра находится между3 и 5; 2 и 4; 1 и 3.
Мелодия волшебства (мобильник)
Пальчиковая гимнастика
Листья осенние тихо кружатся,( плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся( плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,( трем ладошки друг о друга)
Будто опять   закружиться хотят.(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
Работа с фланелеграфом​
Составление предложений по составленной картинке.
Посмотрите, какую картину мы с вами «нарисовали».
 Наступила осень. Дети вышли на улицу в курточках, сапожках. Рядом с домом был лес. В лесу на деревьях листья стали желтыми, красными, оранжевыми. Только елочки остались такими же зелеными. Мальчик собирает грибы в корзинку. Девочка собрала осенний букет. Маша с братом идут в школу. Под деревом сидит заяц. На небе плывет серая туча. Начался дождь.
Вопросы:
- Какое время года наступило?
 - Какую одежду и обувь вы видите на ребятах?
 - Куда пошли дети?
 - Какие листья на деревьях?
 - Что делают дети?
 - Кого увидели дети в лесу?
 - Почему детям пора домой?
 Гимнастика для глаз
Д. Ребята, солнышко выглядывает из — за тучи. Один лучик попадает прямо на наш лес, давайте понаблюдаем.
Д. Посмотрите, сама Баба Яга появилась, а вот и дом витнеется. Она сама хочет вас проверить на прочность.( Задание от Бабы Яги).
Итог
О каком времени года мы сегодня говорим?
Дети. Об осени.
Л. А именно о какой осени?
Дети. О золотой.
Давайте нашей осени подарим ковер из листьев, а какого цвета он будет, это зависит от вас.
Если вам сегодня было интересно и все понятно, то выберете листик желтого (золотого) цвета; если у вас остались вопросы или что-то осталось непонятным, то выберете листик оранжевого цвета, ну а если вам было неинтересно, скучно, то выберете листик красного цвета.