Программа вокального ансамбля «Шанс»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
детей «Центр детского творчества с. Амурзет»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол педагогического совета №___ Директор МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет»
от _________20___ года___________ __________ Е.В. Ярополова
________________20____г
·
·
·
·
·
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ШАНС»
Возраст обучающихся 7-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель:
Лескова Татьяна Ивановна
педагог дополнительного образования
с. Екатерино- Никольское
2013
1
Содержание
Пояснительная записка________________________________________2
Цель программы______________________________________________2
Задачи программы____________________________________________ 2
Новизна программы___________________________________________4
Актуальность программы______________________________________5
Учебно – тематический план на 3 года___________________________5
Учебно – тематический план 1 – го года обучения_________________ 6
Учебно – тематический план 2 – го года обучения_________________10
Учебно – тематический план 3 – го года обучения_________________13
Состав вокального ансамбля «Шанс»___________________________16
Состав детей по категориям « Шанс»____________________________17
Календарно - тематическое планирование работы на первый год обучения____________________________________________________18
Календарно - тематическое планирование работы на второй год обучения____________________________________________________20
Календарно - тематическое планирование работы на третий год обучения____________________________________________________22
Механизм реализации программы_______________________________24
Обеспечение программы_______________________________________26
Работа с родителями__________________________________________27
Репертуар___________________________________________________27
Режим работы________________________________________________28
Заключение__________________________________________________29
Список литературы____________________________________________30
2
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Задачи программы:
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
3
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 7 до 17 лет. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю, 144 часа в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
4
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Новизна программы:
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его нравственных качеств, творческого подхода перед работой направленной на освоение предметного содержания.
5
Актуальность программы это развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Учебно – тематический план на 3 года
№
п/п
Темы
Количество часов
1 г.
обучения
2г.
обучения
3г.
обучения
1
Вводное занятие
1
1
1
2
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
6
-
-
3
Охрана голоса
-
1
1
4
Певческая установка
-
5
5
5
Звукообразование.Муз.
штрихи
3
4
4
6
Дыхание
3
4
4
7
Дикция и артикуляция
3
2
2
8
Ансамбль. Унисон
8
-
-
9
Ансамбль. Элементы двухголосья.
10
7
7
10
Музыкально-исполнительская работа
13
18
18
11
Ритм
13
12
12
12
Сцендвижение
30
23
23
13
Работа над репертуаром
40
45
45
14
Концертная деятельность
10
18
18
15
Итоговые занятия, творческие отчеты
4
4
4
ИТОГО
144
144
144
Учебно – тематический план 1 – го года обучения
№
ТЕМА
Кол-во часов
на теорию
Кол-во часов
На практику
Всего
1
Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях.
2
-
2
2
Пение учебно-тренировочного материала
2.1
Основные певческие навыки
10
26
36
3
Вокальная работа. Пение произведений
3.1
Певческая установка
10
10
20
3.2
Песня – один из видов музыкального искусства
8
12
20
4
Индивидуальная работа
4.1
Постановка голоса
8
8
16
4.2
Работа над эмоциональностью и выразительностью в пении
-
14
14
5
Работа над сценическими действиями
-
10
10
6
Слушание музыки
6.1
Вокально-хоровая музыка
4
6
10
6.2
Рассказы о музыке.
8
-
8
6.3
Музыкальные игры
8
8
Итого
50
94
144
1 –й год обучения
Цель:
- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
7
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Содержание
1 года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
8
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства муз. выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
9
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
2 – ой и 3 – ий
года обучения
Цель:
создание условий для творческого развития детей
Задачи:
- закрепить основы вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
2 – ой и 3 – ий года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3 – ем году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
10
Учебно – тематический план 2 – го года обучения
№
ТЕМА
Кол-во часов
на теорию
Кол-во часов
На практику
Всего
1
Организационное занятие.
2
-
2
2
Пение учебно-тренировочного материала
2.1
Более сложные распевки, новые упражнения на дикцию, дыхание
4
16
20
2.2
Расширение диапазона голоса
4
12
16
3
Вокальная работа. Пение произведений
3.1
Повторение и закрепление навыков пения
4
6
10
3.2
Разучивание песен
4
16
20
3.3
Работа над ансамблевым пением
4
6
10
4
Индивидуальная работа
4.1
Исправление неточностей в пении
2
4
6
4.2
Работа над выразительностью в пении
2
6
8
4.3
Разучивание песен
6
14
20
5
Работа над сценическими действиями
-
5.1
Работа со сценой
-
4
4
5.2
Работа с микрофоном
-
10
10
5.3
Пластика, танцевальные движения
-
6
6
6
Слушание музыки
6.1
Прослушивание песен в исполнении детских современных коллективов
-
6
6
6.2
Музыкальные игры
-
6
6
Итого
32
112
144
11
Содержание программы 2 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических
12
оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 2 – го года обучения.
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- умение чисто интонировать;
- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
13
Учебно – тематический план 3 – го года обучения
№
ТЕМА
Кол-во часов
на теорию
Кол-во часов
На практику
Всего
1
Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях.
2
-
2
2
Пение учебно-тренировочного материала
2.1
Повторение изученного материала
2
4
6
2.2
Разучивание более сложного распевочного материала
4
6
10
2.3
Распевание на материале несложных детских песен
-
10
10
2.4
Пение несложного двухголосья
2
4
6
2.5
Расширение певческого диапазона
2
2
4
3
Вокальная работа. Пение произведений
3.1
Пение песен ансамблем
2
12
14
3.2
Двухголосное пение
-
6
6
3.3
Сценическая дикция
-
4
4
3.4
Работа над песней в микрофон и под фонограмму
2
8
10
3.5
Работа над художественным образом
-
10
10
4
Индивидуальная работа
4.1
Развитие голосовых данных
-
10
10
4.2
Работа над выразительностью исполнения песен
-
10
10
4.3
Работа с песней под фонограмму
-
10
10
5
Работа над сценическими действиями
5.1
Постановка концертных номеров
-
4
10
5.2
Работа над песней в микрофон
-
10
10
5.3
Поиск и разучивание движений украшающих песню
-
6
6
6
Слушание музыки
6.1
Анализ песни
6
-
6
6.2
Прослушивание детских песен в исполнении песенных коллективов
-
6
6
Итого
22
122
144
14
Содержание программы 3 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
15
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 3 – го года обучения.
- владение техническими программами приемами пения;
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение певческой позицией;
- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- умение анализировать свои действия.
16
Состав кружка «Шанс», Лескова Т.И. на 15.09.2013г
№
Ф.И.О
Возраст
Класс
1
Хлебникова Лера
16
11
2
Коваленко Ира
17
11
3
Власова Алина
15
10
4
Воротняк Даша
15
10
5
Куклина Оля
12
7
6
Терлеева Вироника
11
6
7
Федорищева Алина
14
7
8
Ширкина Валя
11
6
9
Астафьева Капиталина
12
7
10
Худошина Арина
11
5
11
Духовникова Валя
12
6
12
Козакова Валя
10
4
13
Куклина Настя
15
9
14
Довыдова Томара
10
5
15
Оплетаева Юля
15
9
17
Состав детей по категориям « Шанс»
№
Ф.И.О.
Возраст
Класс
Многодет.
Малообеспеч.
Опекаем
Внутришк. учет
ГДН
8ви
да
1
Хлебникова Лера
16
11
2
Коваленко Ира
17
11
+
3
Власова Алина
15
10
+
4
Воротняк Даша
15
10
+
5
Куклина Ольга
12
7
+
+
+
6
Терлеева Вироника
11
6
+
+
7
Федорищева Алина
14
7
+
+
8
Астафьева Капиталина
12
7
+
9
Довыдова Томара
10
5
10
Духовникова Валя
16
6
+
+
11
Козакова Валя
10
4
+
12
Куклина Настя
15
9
+
+
+
13
Худошина Арина
11
5
+
14
Ширкина Валя
11
6
15
Оплетаева Юля
15
9
18
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения. Первое полугодие.
№
Тема занятия
Часы
Дата проведения
1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
4
7,8.09
2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
6
14,15.09
3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
14
5,6.10
4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
12
12,20.10
5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
8
2,3.11
6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
20
15,21.12
19
^ Второе полугодие первого года обучения.
№
Тема занятия
Часы
Дата проведения
1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
10
18,19.01
2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
16
25,26.01
3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
12
09.02
4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
22
01.03
5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
20
10,11.05
Всего 144 часа
20
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на второй год обученияПервое полугодие.
№
Тема занятия
Часы
Дата проведения
1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
4
2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
6
3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
14
4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
12
5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
8
6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
20
21
^ Второе полугодие второго года обучения.
№
Тема занятия
Часы
Дата проведения
1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
10
2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
16
3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
12
4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
22
5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
20
^ Всего 144 часа
22
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на третий год обученияПервое полугодие.
№
Тема занятия
Часы
Дата проведения
1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
4
2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
6
3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
14
4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
12
5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
8
6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
20
Второе полугодие второго года обучения.
№
Тема занятия
Часы
Дата проведения
1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
10
2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
16
3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
12
4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
22
5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
20
^ Всего 144 часа
24
Механизм реализации программы.
1. Выбор методик.
Основным видом деятельности объединения «Сольное пение» является учебная. Особенность методики работы с данным объединением состоит в том, что специально организуется разнообразная образовательная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей.
Наиболее эффективным педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству являются:
- неформальная обстановка;
- свободный выбор детьми репертуара, игровые и соревновательные элементы.
Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающихся задач предполагает организацию разнообразной внеурочной деятельности, включающей:
- подготовку и участие в мероприятиях ЦДЮТ и Э;
- проведения дня именинника;
- проведение традиционных мероприятий на «каникулы»;
- сотрудничество с другими коллективами;
- взаимодействие со школой;
- связь с родителями;
- поощрение за успехи.
Важнейшими дидактическими принципами являются:
Принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения.
Формирование и развитие воли, настойчивости, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Принцип сознательности и активности проявляется в осмыслении целей и задач обучения, глубоком понимании репертуара. Основой сознательности в обучении является умственная и речевая активность обучающихся.
Принцип наглядности - это один из важнейших принципов обучения занятия пением. На наглядной основе легче осуществляется переход к абстрактному мышлению.
Принцип систематичности и последовательности выражается в следующем:
- преемственность знаний (учебный материал по годам обучения распределяется так, что каждый новый опирается на усвоенный);
- комплектность в усвоении знаний (связь между предметами, изучаемыми в школе: музыка, искусство, изо, литература..,);
Принцип доступности обучения предполагает так же соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным способностям, уровню подготовленности детей, а так же учебному времени.
25
Принцип прочности означает необходимость такой постановки обучения, при которой ребёнок всегда в состоянии воспроизвести изучаемый материал в памяти или знаний, умений и навыков обеспечивается прежде всего повторением и закреплением изученного материала.
Три группы методов обучения:
а) методы организации и осуществления учебно - познавательного процесса;
б) методы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно -познавательного процесса.
2. Формы фиксации и анализа результатов.
Неотъемлемой частью образовательного процесса и педагогической деятельности является педагогический контроль.
Цель контроля совпадает с целью и задачами управления ими. Задачи контроля:
- определение фактического состояния объекта в данный момент времени;
- определение причин выявленных отклонений объекта от заданных предметов;
- обеспечение устойчивого состояния объекта.
Объекты контроля:
- знания понятий, теории;
- вокальные навыки;
- соответствие знаний, умений, навыков программе обучения;
- уровень и качество исполнения произведений;
- степень самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие творческих способностей.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся является:
- уровень предусмотренных программой теоретических знаний;
- умение объяснить значение, смысл произведений;
- правильная организация рабочего места, соблюдение правил по технике безопасности;
- степень самостоятельности в работе;
- время, затраченное на выполнение работы.
В первые дни обучения проводится предварительный контроль, который позволяет увидеть не только исходную подготовку каждого кружковца, но и
выявить мотивацию прихода каждого ребёнка в объединение, индивидуальные вкусы, способности детей.
26
Формы проведения предварительного контроля прослушивание, собеседование с сочетанием творческих заданий.
По мере реализации программы встаёт задача текущего контроля уровня усвоения знаний, умений и навыков с целью повышения ответственности и
заинтересованности ребят к усвоению материала, своевременного выявления отстающих, а так же опережающих обучение с наиболее эффективного подбора
методов и средств обучения. Частично решить проблему педагогического контроля помогает методика КТД.
В течении проводится несколько контрольных занятий - это смотры, конкурсы в феврале - апреле, кроме того в мае проводится итоговое мероприятие «Заключительный огонёк», на котором подводятся результаты работы за учебный год, поощряются лучшие обучающиеся. Результаты контроля фиксируются в « Таблице роста » в течении всего курса обучения.
Обеспечение программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо учебно -методический комплекс, состоящий из подробно разработанных тематических подборок с планированием занятий, содержащих помимо разнообразного дидактического материала игротеку, аудиотеку, видиотеку.
Для расширения кругозора, пробуждение любознательности в овладении данным видом искусства необходимо иметь специальную литературу, аудио и видиозаписи. В кабинете должен быть оформлен уголок по кружковой работе.
Для занятий требуется светлое помещение, соответствующее санитарно -гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, теплое, с достаточным дневным и вечерним светом.
Учебное оборудование кабинета должно включать: комплект мебели, инструменты, магнитофон, видиомагнитофон, минидиск, DVD, звуковую усилительную аппаратуру, микрофоны, наглядные пособия и т.д.
27
Работа с родителями.
Очень важно, чтобы дети приходили на занятия с удовольствием, прочно овладели умениями и навыками пения.
Педагог и родители являются основными носителями информации о ребёнке. Знание , что окружает ребёнка, что может на него влиять, помогает выбрать единую линию взаимодействия на развивающуюся личность. >,
Важной формой осуществления контакта педагога с родителями является индивидуальная работа.
Применяется следующая методика взаимоотношений с родителями:
поиск контактов при первой встрече;
определение индивидуальных особенностей детей, изучение условий семейного воспитания;
беседы с родителями об успехах их детей;
практическая помощь в подготовке и проведении различных мероприятий, организация экскурсий и т.д.
Репертуар
1. Песни о маме
2. Песни о ВОВ
3. Песни о России
4. «У моей России»
5. «Это любовь»
6. «Весна»
7. Песни о Родине
8. Песни В.Я. Шаинского
28
Режим работы:
Суббота : 14.00 – 14.45
15.00 – 15.45
16.00 – 16.45
Воскресенье: 14.00 – 14.45
15.00 – 15.45
16.00 – 16.45
29
Заключение
В данной образовательной программе учебная деятельность рассматривается как составляющая часть целостного воспитательного процесса на занятиях, смотрах, концертах.
Приобретение знаний сопровождается процессом развития личности ребёнка, которая является основным объектом воспитания, как носитель социально - ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющая своё « Я ».
Система дополнительного образования, благодаря заложенной в ней вариативности и адаптивности к требованиям жизни, может являться хорошей базой развития творческих способностей воспитанников.
На основе анализа результатов по данной программе обучение можно сформулировать следующие условия, при которых могут развиваться творческие и интеллектуальные способности обучающихся:
- если вся учебная и внеурочная деятельность будет сориентирована на развитие и саморазвитие творческой личности педагога и ребёнка;
- выявление индивидуальных особенностей детей;
- при формировании межличностных отношений. Способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно -воспитательного процесса учащихся дополнительного образования.
30
Список литературы:
1. Аникин А. Русские пословицы и поговорки. - М., 1988.
2. В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. - М.: Изд-во Мос. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995.-24 с.
3. Васильева., педагог дополнительного образования г. Ижевск «Где песня льётся – там легче живётся». (статья из журнала «Воспитание школьника» № 10.-2000 г)
4. Давидова М.А., Аханова И.А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины. - М.: Рольф, 2001.
5. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д., Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972.
6. Закон Р.Ф. «Об образовании. - М., 2002.
7. Законодательство Российской федерации об образовании. Федеральные базовые законы. - М.: ИФ. Образование в документах.-2001.-2-е изд.-104 с.
8. Здравствуй, песня. - Вып.20.М., 1973.
9. Кабалевский Д. Прекрасное преобладает, доброе. - М. Просвещение, 1973.
10. Карцев Музыкальная фонотека в школе. Из опыта работы в школе.
11. Конвенция о правах ребёнка: Принят генеральной ассамблеей Организации объединённых наций, 20 ноября 1989 г.- ЮНИСЕФ, 1999.
12. Кос – Анатольский А.И. Песни для детей. - Киев, 1974.
13. Магиденко М.Я., Назарова Т.Б. Песни для детей. М., 1973.
14. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. - М., 2002.
15. Музыкальное воспитание в школе (журнал, выпуск № 12 1997)
16. Огороднов Д.Е. Методика обучения пению детей младшего и старшего возраста.
17. Орлова М.М., Быкина С.И. Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет).-М.: Просвещение, 1987.
18. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. – М.: Просвещение, 1986.
19. Рзянкина Т. Войдите в мир музыки. - М.-Л., 1964.
20. Светлов И.П. Учимся петь. Сборник о навыках пения вокальных упражнений, 1999.
21. Слово о музыке (Сост. В. Григоровский, З. Андреева. - М.: (Просвещение, 1977)).
22. Струве Г. Музыка для всех.
23. Чепурных Е. От культуры полезности к культуре достоинства (журнал «воспитание школьника» № 5 1999).
Заголовок 415