Рабочая программа по истории. 5 — 12 классы (коррекционная школа 1 вида (для глухих детей) 
                       Министерство образования и науки ДНР.
Донецкая специальная общеобразовательная школа-интернат I –III ступеней №19
                                                  МОН ДНР
 «Рассмотрено»
 Руководитель МО учителей-предметников
 Протокол № 1 от 28 августа 2016 г.  «Согласовано»
 Заместитель директора школы по учебной работе
Козинец Р. В.
 «Утверждаю»
 Директор школы
                       Воронова Н. Г.
Приказ №    от ----------------
                           
                                            Рабочая   программа по истории
                                                                 5 – 12 классы
                                                                                                                Составители: 
           1.  Уманец Г. М.
           2.   Козинец Р. В.
            3.   Иванов М. М.
                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
                Адаптированная рабочая основная и полная общеобразовательная программа коррекционной школы (для детей с нарушением слуха) для 5 – 12 классов разработана на основе Государственного образовательного стандарта ДНР и программы основного общего и полного школьного образования для общеобразовательных организаций Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.
             1.    Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с нарушением слуха, направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие личности: нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт вариативное распределение учебных часов по разделам с учётом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей глухих обучающихся и способствует реализации единой концепции исторического образования. При составлении был учтён компонент государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса: 5 класс «Введение в историю Донецкого края», 
               Изучая историю на ступени основного общего образования глухие обучающиеся приобретают исторические знания, приведённые в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией и понятиями в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения глухими учениками наиболее ярких и значимых событий прошлого мира, Отечества, региона, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения прошлого, развивать навыки работы с различными типами исторической информации и должно быть ориентировано на личностное развитие обучающихся, использование потенциала исторической науки для социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основной направленностью. Основной направленностью программы курса истории является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории к традициям Отечества, мира, Донецкого региона, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
                2.    Основные цели изучения курса истории:
--- воспитание патриотизма, уважение к истории как науке, к традициям Родины, региона, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
--- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
--- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации,
--- освоение обучающимися ключевых исторических понятий;
--- ознакомление с основными религиозными системами;
--- раскрытие особенностей социальной жизни,
 структуры общества на этапах развития политических отношений и их формирований на мировой арене, Отечества и Донецкого региона; специфики формирования власти, выдающихся деятелей мировой, отечественной, региональной политической, культурной периодов развития, значение политического и культурного наследия цивилизации.
   3.     Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманистическом подходе и ориентирована на то, чтобы глухие обучающиеся овладели определённым объёмом знаний, умений и навыков в курсе изучения исторического материала.  
    4.       Задачи основного общего и полного образования глухих обучающихся в коррекционной школе включают:
--- достижение качественного и полного образования при обеспечении его доступности с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с нарушением слуха;
--- формирование общей культуры личности подрастающего поколения; обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений и навыков, компетенций и компетентностей, определяемых государственными личностными потребностями, возможностями, индивидуальными потребностями и возможностями, состоянием их здоровья;
--- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
--- обеспечение преемственности начального, основного и полного общего образования;
--- целенаправленное и планомерное формирование в глухих обучающихся словесной речи (в устной и письменной формах), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в коррекционной школе слухоречевой среды, как важнейшего условия формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в обществе;
--- развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительных  типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
 --- устной речи, её произносительной стороны;
--- представление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
--- формирование у обучающихся универсальных учебных действий, достижение ими личностных и предметных результатов общего и полного образования при использовании в образовательном процессе современных технологий деятельностного типа, усиление роли информационно-коммуникативных технологий.
                    5.    Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающегося обучения. 
        Своевременное выявление и понимание психологических проблем и трудностей в усвоении программного материала с последующей коррекционной работой, которая даёт возможность развития глухого ученика на основе психоэмоционального реагирования на стресс неуспеваемости.
              6.      В основу рабочей программы положены принципы:
--- принцип государственной политики в области образования, гуманистический характер образования, общедоступности образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки глухих обучающихся к жизненным условиям;
--- принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей глухих обучающихся;
--- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
--- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности ученика и расширение его зоны потенциального развития с учётом особых образовательных потребностей;
--- онтогенетический принцип;
--- принцип целостности содержания образования;
--- принцип переноса усвоенных знаний, умений и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации.
                        7.       В рабочей программе реализуются задачи коррекционно-развивающегося учебно-воспитательного направления:
--- продолжать развитие познавательной активности обучающихся, применяя принцип доступности учебного материала; 
--- содействовать развитию словаря, устной монологической речи глухих учащихся в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
--- организовывать деятельность таким образом, чтобы ученики могли проводить самоконтроль, самооценку и коррекцию. 
     8.          Для реализации рабочей программы используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.
        9.        Методами контроля знаний, умений и навыков являются устные опросы, тестирование, выполнение практических работ, работа с историческими и контурными картами, письменные ответы…
     10.          При оценивании учитываются: сложность материала, самостоятельный и творческий подход применения знаний, уровень приобретённых знаний, умений и навыков по отношению к компетенциям, требуемых государственной и школьной программами обучения, правильность и полнота ответа, степень понимания исторических фактов, явлений, корректность речевого оформления высказывания, аккуратность в ходе выполнения практических работ,  наличие и характер ошибок, допущенных в ответах, особенности развития, умение работать с текстом, исторической и контурной картами, за выполнение домашних заданий, за умение исправлять, дополнять ответы учащихся, за формулирование выводов   
          11.       Предметные результаты по усвоению материала в ходе изучения курса истории: определять и объяснять понятия и термины, рассказывать о важнейших исторических событиях и памятниках культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, выделять главную мысль, идею в тексте, рассматривать общественные явления в развитии с конкретно-историческими явлениями, раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления в развития экономики, политики, культуры, искусства, анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы, высказывать свою оценку событиям, историческим личностям.
  
                       12.     Место учебного предмета в учебном плане.
                                             Всеобщая история. 5 -10 классы -1 -вое полугодие.
                                                                                    11 – 12 классы – 1 -й семестр.
  5 класс  1 час в неделю  35 часов в год
  6 класс   2 часа в неделю  32 в 1 – ом полугодии
  7класс   2 часа в неделю   32 часа в 1-ом полугодии
  8 класс   2 часа в неделю   32 часа в 1-ом полугодии
  9 класс   2 часа в неделю    32 часа в первом полугодии
  10 класс    2 часа в неделю    32 часа в первом семестре
  11 класс    2 часа в неделю     32 часа в 1-ом семестре
   12 класс     2,5 час. в неделю    40 часов в 1-ом семестре.
                                                                      5 класс – 1 час в неделю – 35 часов в год.
            В базовом учебном плане на изучение пропедевтического курса «Введение в историю Донецкого края» выделено 35 часов в год.  Программа курса состоит из 4-ёх разделов, которые дадут возможность обучающимся последовательно освоить информацию о родном крае и помогут овладеть начальными предметными умениями и навыками, составляющими основу дальнейшего исторического образования обучающихся.
                        В программу включены следующие темы:
ТЕМА 1.  Путешествие в страну «История».     10 часов
 ТЕМА 2.   О чём повествует история Донбасса.     10 часов
ТЕМА 3.   О людях, что край прославляли Донецкий.      10 часов
  ТЕМА 4.    Святыни Донецкого края.        5 часов
№п/п Кол-во часов Дата        Тема урока Требования к уровню учебных достижений учащихся Примечание
1
 2
 3
 4
 5
 6
  7
 8
 9
 10
 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 10
ТЕМА 1. Путешествие в страну «История» - 10 час.
 = История -  наука о прошлом
  = Краеведение- наука о родном крае.
    = Хронология – наука о времени.  П. р. Как работать с исторической картой.
    = Археология. Стоянки древних людей на Донбассе.
    = Источники исторических знаний.
  = Музеи родного края. 
    = П. р. Обучение работе с краеведческой литературой.
    = Символика Донецкого края.
  = Историческая топонимика.
     = Что изучает этнография.
  Тестирование по изученной теме.  - даёт определение истории как науке,
 - соотносит год со столетием,
 - объясняет, как происходит счёт времени в истории,
 - чертит линию времени и обозначает на ней предлагаемые даты,
 - распознаёт на карте условные обозначения,
 - показывает на карте исторические объекты,
 -  отвечает на вопросы,
 - работает с предложенными историческими текстами,
 - выбирает основное в тексте,
 - выписывает выводы по изученному,
 - называет источники исторических знаний,
 - работает с краеведческой литературой,
 - знает символику Донецкого региона и объясняет её значение,
 - отвечает на вопросы тестовых заданий 1 уровня.
 - сверяет правильность ответов с образцами.  
11
 12
 13
 14
 15
 16
 17
 18
 19
 20
 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 10  ТЕМА 2. О чём повествует история Донбасса. – 10 час.
  =Исторические факты и их виды.
  = Донбасс в древности.
  = «Слово о полку Игореве» о Донецком крае.
     = Борьба Русского государства за Дикое поле.
     =Заселение края в 17 – 19 веках.
  = Рождение Донбасса – промышленного региона.
   = П. р. Сведения о заселении Донецка.
   = Революционный Донбасс.
   = Донетчина в огне. 
Донбасс в после военные годы.
       - ориентируется на адаптированной исторической карте,
 - называет исторические факты и их связь между собой,
 - распознаёт на карте места основных событий,
 - по указанным датам определяет продолжительность и последовательность событий и явлений, удалённость их от сегодняшнего дня,
 - обозначает на ленте времени даты,
 - характеризует при помощи текста, учителя происходящие события и факты,
 - при помощи учителя оценивает происходящие события,
 - соотносит историческое событие с его датой.
21
 22
 23
 24
 25
 26
 27
 28
 29
 30  1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 10 . ТЕМА 3. О людях, что край прославляли Донецкий – 10 час.
= Чем нам интересна историческая личность?
  = Кондратий Булавин – атаман донских казаков.
 = Потомки запорожских казаков – Мандрыки.
   = Евдоким Шидловский Основатель поселений Донецка.
   = Донцы Иловайские и их роль в развитии края.
   = «Отец угольного Донбасса» - Григорий Капустин.
   = Разработка соляных промыслов и угольных пластов.
   = Роль Джона Юза в основании Донецка. 
   = Они развивали наш край.
   = Итоговый урок по теме «О людях, что край прославляли Донецкий»
 - знает, чем интересна личность в историческом развитии,
 - называет выдающихся личностей нашего края,
 - рассказывает о роли личности в развитии Донбасса,
 - рассказывает о роли отдельных потомках запорожского казачества и их роль в основании поселений в Диком поле,
 - показывает на карте города Донецкого края и рассказывает об истории их образования, используя иллюстрации, тексты, записи в тетрадях,
 - кратко рассказывает историю образования Донецка, других городов Донецкого края,
 - отвечает на вопросы,
 - дополняет предложения, используя тексты.  
31
 32
 33
 34
 35  1
 2
 3
 4
 5  ТЕМА 4. Святыни Донецкого края – 5 часов.
  = Итоговый контроль. Выполнение заданий тестового характера.
   = Святогорская Лавра. 
   = Архитектурные памятники Донецкого региона.
   = Архитектурные памятники Донбасса.
   = Итоговый урок по изученному материалу.  - выполняет тестовые задания по изученному материалу,
 - владеет краткими знаниями о святынях нашего края,
 - показывает на исторической карте города, места, где расположены святыни края,
 - выбирает из предложенного иллюстративного материала то, что относится к донецкому региону, указывая на карте места их расположения,
 - отвечает на вопросы, высказывает свое отношение к изучаемому.                                                                           
                                                                               6 класс. 
                                                                      Всеобщая история.
                                                                    История Древнего мира.
                                                          Учебник. История Древнего мира.
                                             А. А. Вигасин, Г. И. Годар, И. С. Свенцицкая.
                                                                Москва, «Просвещение», 2016.
                                                                      Учебных недель – 35.
                                                                             В неделю – 2 час.
                                                                               В год – 70 часов.
     Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как учёные узнают, что происходило в глубокой древности?
        Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге или на папирусе – особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из письменных источников – древних книг и надписей, высеченных на камне, - мы узнаем о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях…
       Важную роль играют раскопки, которые проводят учёные-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки древних жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб и зёрна ячменя, пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки называют вещественными источниками: они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности.
№п/п Дата  К – во час.          Тема урока. Требования к знаниям обучающегося Примеча-ние.
 1.
 2
 3
 4
 5
 6
 7  
1.
 2
 3
 4
 5
 6
 7  Тема 1. Жизнь первобытных людей. – 7 час.
 = Что изучает история Древнего мира. 
= Первобытные собиратели и охотники.
 = Родовые общины.
 = Искусство и религиозные верования.
 = Первобытные земледельцы и скотоводы. 
 = Появление неравенства и знати.
 = Счёт лет в истории  - знает, что изучает история Древнего мира;
 -  может составить предложения по иллюстрации, используя текст учебника;
 -  рассказывает о роде занятий первобытных людей;
 - указывает на причины деления людей на общины;
- называет образцы древнего наскального изображения окружающей среды;
 - указывает причины появления неравенства в общинах;  8
 9
 10
 11
 12
 13
 14  
1
 2
 3
 4
 5
 6
 7  Тема 2. Древний Египет -  7 час.
 = Государство на берегах Нила.
 = Жизнь простых людей в Египте. 
 = Жизнь египетского вельможи.
 = Военные походы фараонов.
 = Религия древних египтян.
 = Искусство египтян.
 = Письменность древних египтян.   - показывает на карте современную территорию Египта, сравнивая с древними изображениями;
 - приводит примеры6 почему на берегах Нила возникла цивилизация;
 - рассказывает о жизни людей в Египте, указывая причины неравенства;
 - читает историческую карту, рассказывая о военных походах фараонов и причины возникновения войн;
 - самостоятельно, работая с текстом, заполняет таблицу: религия, искусство, письменность;
 - составляет устный рассказ, используя данные таблицы.  
15
 16
 17
 18
 19
 20  
1
 2
 3
 4
 5
 6  Тема 3. Западная Азия в древности - 6 час.
 = Древнее Двуречье.
 = Вавилон и законы.
 = Финикийские мореплаватели.
 = Древнееврейское царство.
 = Ассирийская держава.
 = Персидская держава.  - находит на исторической карте древние государства Западной Азии;
 - указывает причины возникновения городов-государств на этой территории;
 - устанавливает различия между древними государствами и их роль в развитии цивилизации.  21
 22
 23
 24
 25  
1
 2
 3
 4
 5 Тема 4. Индия и Китай в древности - 5 час.
 =Природа и люди в Древней Индии.
 = Жизнь людей.
 = Учение Конфуция.
 = Объединение Китая.
 = Итоговый урок. Тема. Древний Восток.   - показывает территории современных государств и делает выводы о различии древней Индии и Китая с современной территорией;
 - рассказывает о жизни жителях этих государств, их быте, верованиях, о развитии науки, искусства;
 - выполняет тестовые задания первого уровня, дополняет предложения.  
26
 27
 28
 29  
1
 2
 3
 4  Тема 5. Древнейшая Греция - 4 час.
 = Греки и критяне.
 = Микены и троя.
 = Поэма Гомера «Илиада».
 = Поэма Гомера «Одиссея».  - работает с текстом учебника, подготавливая ответы на вопросы;
- показывает территорию древних городов Греции и приводит примеры расцвета;
 - работает с текстом поэм, выполняя задания;
 - делает выводы об изученном.
 
30
 31
 32
 33
 34
 35
 36  1
 2
 3
 4
 5
 6
 7  Тема 6. Греция и персидские нашествия – 7 час. 
 = Земледельцы Аттики.
 =Демократия в Афинах.
 = Древняя Спарта.
 = Греческие колонии. 
 = Олимпийские игры в древности.
 = Марафонская битва.
 = Нашествие персов.  -  понимает причины возникновения войн между греками и персами;
 - рассказывает о земледельцах и их роли в расцвете города;
 - записывает ответы на вопросы в рабочие тетради, используя текст учебника;
 - заполняет схему: олимпийские игры, Марафонская битва, нашествие персов.  37
 38
 39
 40  1
 2
 3
 4
 Тема 7. Афины и расцвет демократии – 4 час.
 = Порт Пирей.
 = Афинские школы и гимназии.
 = Демократия при Перикле.
 = Театр в Афинах.  - рассказывает о расцвете демократии в Афинах;
 - понимает смысл понятий;
 - приводит примеры по содержанию изучаемой темы, используя текст учебника и дополнительную литературу;
 - знает значение возникновения школ и гимназий в развитии культурной жизни греков. 41
 42
 43
 44  1
 2
 3
 4  Тема 8. Македонские завоевания в 4-ом веке до н. э. - 4 час.
 = Города Эллады.
 = Александр Македонский.
 = Египетская Александрия.
 = Итоговый урок по теме: Древняя Греция.   - читает и выписывает из текста учебника ответы на поставленные вопросы;
-  сверяет свои ответы с образцом;
 - понимает, в чём заслуга Александра Македонского в мировой истории;
 - выполняет тестовые задания первого уровня.  
45
 46
 47
 48
 49
 50
 51
 52   1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8  Тема 8. Рим: от возникновения до господства - 8 час.
 = Возникновение Рима.
 = Завоевание Римом Италии.
 = Римская республика.
 = Война с Карфагеном.
 = Господство Рима в Средиземноморье.
 = Рабство в Древнем Риме.
 = Жизнь людей в Риме. 
 = Обобщающий урок: Рим: возникновение и господство.  - понимает причины возникновения «вечного» города на берегах реки;
 - понимает причины в необходимости объединения земель на Апеннинском полуострове в единое государство;
 - Указывает на причины возникновения войн;
 - Отвечает на вопросы, делает выводы с помощью учителя и записывает их в рабочие тетради;
- выполняет тестовые задания.  
53
 54
 55
 56
 57  
 1
 2
 3
 4
 5  Тема 9. Гражданская война в Риме -  час.
 = Земельный закон братьев Грекхов.
 = Восстание Спартака.
 = Восстание Спартака.
 = Власть Цезаря.
 = Установление империи.  -  даёт определения терминам и понятиям, понимая их смысл;
 - называет причины возникновения гражданской войны в Риме;
 - рассказывает о причинах восстания Спартака и значение в развитии общественных отношениях;
 - Отвечает на вопрос-  Как установилась империя и что это дало для развития империи?  
 58
 59
 60
 61
 62
 63  
 1
 2
 3
 4
 5
 6  Тема 10. Римская империя в первые века нашей эры - 6 час.
 = Римская империя нашей эры.
 = Соседи империи.
 = Император Нерон.
 = Христиане и их учения.
 = Расцвет Империи.
 = Вечный город и жители.   - сравнивает Римскую империю в первые века нашей эры и до нашей эры, что изменилось?
 - рассказывает о соседях Римской империи и их влияние на развитие государственных органов;
 - христианская церковь и её влияние на население страны  64
 65
 66
 67
 68  
 1
 2
 3
 4
 5  Тема 11. Падение Западной Римской империи -  5 час.
 = Император Константин.
 = Взятие Рима варварами.
 = Семь чудес света.
 = Итоговый урок. Тема. Путешествие по Древней истории.
 = Обобщающий урок. Путешествие по Древней Римской империи.  - заполняет таблицу: расцвет и падение Западной Римской империи;
 - делает выводы по записям в тетрадях и используя текст учебника;
 - подбирает иллюстрации к текстам и объясняет при помощи учителя причины падения империи;
 - составляет карту – путешествие по Римской империи, отвечает на вопросы тестов первого уровня.  2 часа – резерв.     
                                     7 класс – 2 часа в неделю, – 32 часа в 1 полугодии.
                                    Учебник: Всеобщая история. История Средних веков.
                                            Авторы: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской.
                                                Москва, «Просвещение», 2016.                                                                                                                  
                                             
              Эпоха Средневековья или Средних веков начинается с конца 5 века, с даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет. Это великая эпоха в истории человечества. Понятие «Средние века» появилось при изучении истории Западной и Центральной Европы. Средневековье относится и к истории развития Азии, Африки, Америки, хотя история народов Азии, Африки и Америки во многом отличается от народов Европы.
                                     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
 №п/п  Тема урока Кол –во час.  Гос. требования к знаниям учащихся Дата   При-меча-ние 
1
 2
 3
 4
 5 ТЕМА 1.Становление Средневековой Европы (6 – 11 века) – 5 час.
= Образование варварских королевств.
= Возникновение и распад империи Карла Великого.
= Феодальная раздробленность Западной Европы.
= П. р. Англия и Франция в раннее Средневековье.
= Итоговый урок по теме «Становление средневековой Европы».  1
 2
 3
 4
 5  - понимает причины возникновения войн в Средневековой Европе и приводит примеры, используя текст учебника;
 -  понимает смысл понятий: варварские королевства, империя, феод, феодальная раздробленность, император;
 - рассказывает о возникновении империи и императорах и их роль в государственном устройстве;
- выполняет практические работы, задания, сравнивая средневековые государства;
 работает с картами и текстами учебника;
 - отвечает на вопросы тестовых заданий первого уровня, дополняет предложения, с помощью учителя делает выводы.   6
 7
 
 8 ТЕМА 2. Византийская империя и славяне в 6 – 11 веках – 3 час.
 =Византия при Юстиниане.
 = Культура Византии.
 =Образование славянских государств.
   1
 2
 
 3  - рассказывает о Византийской империи;
 - показывает на карте территорию государства, выделяя особенности географического положения;
 - указывает на причины бурного развития культуры;
 - называет причины образования славянских государств, пути их развития, отношения с соседними странами.  
 9
 10  Тема 3. Арабы в 6-11 веках- 2 час.
 = Арабский халифат и его распад.
 = Культура стран халифата.  1
 2  - работает с текстом учебника, заполняет графическую схему причинно-следственных связей;
 - поясняет причины распада халифата;
 - культура халифата и её значение.  
11
 12
 13
 14
 15
 16
 17  ТЕМА 4. Средневековье в Западной и Центральной Европе – 7 часов.
 = Средневековая деревня.
 = В рыцарском замке.
 = Средневековые города. Ремесло.
 =Торговля в Средние века.
 =Католическая церковь и еретики.
 = Крестовые походы 
 = Итоговый урок по темам 3 и 4. Тестирование 1 вида.  1
 2
 3
 4
 5
 6
 7  - понимает содержание понятий, умело вводит их в ответы;
 - работает с текстом учебника, выбирая основное и заносит данные в таблицу;
 - указывает причины возникновения неравенства жителей и описывает быт в деревне, замке;
 - понимает причины возникновения городов, развитие ремесла, торговли, 
 - указывает причины начала развития торговли и усиленное развитие ремёсел;
 -роль католической церкви в жизни народа;
 - отвечает на вопросы тестовых заданий, используя тексты учебников, карты
 18
 19
 20
 21
 22
 23  ТЕМА5. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 – 15 века) – 6 час.
 = Объединение Франции.
 = Столетняя война.
 = П. р. Королевская власть в Англии и Франции 15 века.
 = Централизованные государства на пиренейском полуострове.
 = Гуситское движение в Чехии.
 = Завоевания турками – османами.   1
 2
 3
 4
 5
 6  - знает причины образования государств в Западной Европе и понимает суть термина «централизованное государство»;
 - отвечает на вопросы в устной и письменной формах, выполняет самостоятельную работу, используя тексты учебника, других источников;
 - сравнивает два государства, формулируя выводы по изученному материалу при помощи учителя;
 - работает с исторической картой, показывает централизованные государства;
 - указывает на причины возникновения восстаний на территориях отдельных стран.  
24
 25
 26  ТЕМА 6. Культура Западной Европы в Средние века – 3 час. 
 = Средневековье: образование, литература.
 = Культура раннего Возрождения в Италии.
 = Научные открытия, изобретения.  
 1
 2
 3  - понимает значение развития культуры Европейского Средневековой Европы;
 - называет выдающихся личностей и называет их произведения;
 - знает роль образования в развитии общества;
 -называет образцы культуры раннего Возрождения, определяя ценность её в мировой культуре.  
27
 28
 29
 30
 31
 32  ТЕМА 7. Народы Азии, Америки, Африки в Средние века -  6 часов.
 = Средневековая Азия.
 = Государства и народы Африки.
 = Государственные образования в доколумбовый период.
 = Наследие Средних веков в истории человечества.
 = Итоговый урок по изученным темам – тестирование «Выбери правильный ответ».
 = Заключительный урок. Что изучает история Средневековья?  1
 2
 3
 4
 5
 6  - работает с текстом учебника и историческими картами;
 - проводит сравнение Средневековья разных частей мира, записывая выводы в рабочие тетради;
 - выделяет различия в развитии государственных систем в разных частях света;
 -  рассказывает о значении для Европы открытия Нового света и к чему это привело;
 - определяет степень ценности исторического наследия Европы в мировых масштабах;
 - работает с тестовыми заданиями, отвечает на вопросы, дополняет предложения, высказывает своё отношение к изучаемым темам, определяет, что наиболее запомнилось в курсе изучения исторического материала.  
                                                       8 КЛАСС – 2 часа в неделю, 32 часа в год.
                                                  Учебник. Всеобщая история – 1500 – 1800.
                                                               История Нового времени.
                                                      А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. П. Ванюшкина
                                                            Москва, «Просвещение», 2016. 
      В ходе изучения курса истории Новое время или Новая история, обучающиеся познакомятся с опытом жизни людей в новую эпоху в жизни людей. В этот период происходит постепенное разрушение традиционного общества. Началась эпоха «пробуждения умов» (явления, происходящие в странах Европы. История Нового времени и Нового времени – синонимы, обозначающие в современной науке исторический период с конца 15 – начала 16 в.в.: 1485 г. – конец Войны Белой и Алой розы, начало правления Тюдоров в Англии; 1492 г. – открытие Колумбом Америки; 1517 г. – начало Реформации. Завершается Новое время в начале 20 века. 
                                   КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п  Дата  Кол-во час.  Тема урока  Требования к знаниям учащихся.
 Примечание
 
 1
 2
 
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 10
 11
 12
 13  1
 2
  3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 10
 11
12
13  ТЕМА 1.Мир в начале Нового времени -  13 час.
 = Что изучает история Нового времени.
 = Выход к Мировому океану.
 = Великие географические открытия. 
 = Абсолютизм в Европе.
 = Европейское общество в раннее Новое время.
 = Повседневная жизнь.
 = Великие гуманисты Европы.
 = Мир культуры Возрождения.
 = Начало Реформации в Европе.
 = Контрреформация в Европе.
 = Борьба за господство на морях.
 = Религиозные войны.
 = Итоговый урок. Тема. Мир в начале Нового времени. - понимает исторические термины и понятия;
 - рассказывает, что изучает курс истории Нового времени;
 - понимает значение выхода в Мировой океан европейских стран;
 - рассказывает о значении географических открытий новых земель и какую роль это сыграло в развитии человеческого общества;
 - выделяет положительные и отрицательные стороны географических открытий;
 - называет имена гуманистов тех времён, определяет значение развития культуры;
 - дифференцирует понятия «реформация и контрреформация», указывая на положительные стороны развития и отмечает отрицательные стороны;
 - знает причины возникновения религиозных войн и их результаты;
 - отвечает на вопросы тестовых заданий.
 14
 15
 16
 17
 18  1
 2
 3
 4
 5  ТЕМА 2. Революции и международные отношения Нового времени – 5 часа.
 = Освободительная война в Нидерландах.
 = Революция в Англии.
 = Парламентская монархия.
 = Международные отношения в 16-18 веках
 = Международные отношения.  - понимает причины возникновения войн в европейских странах и революционных движений;
 - знает о причинах, которые привели к развитию цивилизованного общества;
  - рассказывает о влиянии демократических процессов на жизнь людей;
 - устанавливает причинно – следственные связи – международные отношения.  
 19
 20
 21
 22
 23
 24
 25
 26  
 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8  Тема 3. Эпоха Просвещения и преобразований – 8 часов.
 = Великие просветители Европы.
 = Художественная культура Просвещения.
 = На пути к индустриальной эре.
 =Английские колонии в Северной Америке.
 = Создание США.
 = Франция: причины и начало революции.
 = От якобинской диктатуры к Наполеону.
 =   Итоговый урок. Тема: эпоха Просвещения и преобразований.
   -  знает понятия: эпоха, просвещение, просветители, эра, индустриальная эра, колонии, якобинская диктатура, преобразования;
  - называет имена просветителей и их культурное наследие;
 - отвечает на вопросы, используя тексты, исторические карты, дополнительные источники исторической информации;
 - определяет факторы, приведшие к колонизации территорий на международной арене;
 - отвечает на вопросы тестовых заданий 1 2 уровней.
    
 27
 28
 29
 30
 31
 32  
1
 2
 3
 4
 5
 6  Тема 4. Восток в эпоху раннего Нового периода – 6 часов.
 = Государства Востока.
 = Начало европейской колонизации.
 = Практическая работа. Заполнение контурной карты по истории. 
 = Колонизация европейцами Востока Азии
 = Итоговый урок по теме: «Колонизация Востока.»
 = Обобщающий урок. Что мы изучали на уроках истории?  - называет государства раннего Нового периода и показывает их территории на карте, заполняет контурную карту;
 - отвечает на вопросы, используя тексты, толковые словари, записывая ответы в рабочие тетради;
 - знает, что привело к колонизации стран Востока Азии и как это отразилось на экономическом развитии обеих сторон;
- отвечает на вопросы тестовых заданий.            
                                                                   
                                              9 класс – 2 часа в неделю – 32 часа в 1 полугодии.
                                                            Всеобщая история 1800 – 1900.
                                                                История Нового времени.
                                         А. Я Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванющкина                                                       Москва, «Просвещение», 2016.
         В 9 классе предстоит познакомиться с историей 19 века. В это время в Западной Европе и США зарождается и получает своё развитие индустриальное общество, перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качественные изменения.  В экономической области проявлением модернизации является индустриализация. В политической области модернизация проявляется в демократизации государственной и общественной жизни. Модернизация в области культуры – это быстрый рост научных знаний, формирование в умах людей новых представлений о развитии природы и общества, это процесс дальнейшего обмирщения сознания, начатый в 16 веке. 19 век – время становления и развития в Европе и США индустриального общества, век великих технических изобретений и научных открытий, направленные на практические цели, без которых не смогла бы победить промышленная революция.
№п/п Дата К- во час.  Тема урока. Государственные требования к знаниям учащихся  Примеча- ние 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8  ТЕМА 1.Становление индустриального общества – 8 часов.
= От традиционного общества к индустриальному.
 = Индустриальные революции.
 = Индустриальное общество.
 = Материальная культура и повседневность.
 = Наука – создание научной картины мира.
 = Искусство в поисках новой картины мира.
 = Общество и государство.
 = Итоговый урок по теме: «Становление индустриального общества.»  - дифференцирует понятия: традиционное общество и индустриальное, индустриальные революции, материальная культура и повседневность, общество и государство;
 -  указывает причины перехода от традиционного общества к индустриальному, называя положительные и отрицательные стороны этого процесса;
 - рассказывает о том, как наука развивалась и как она повлияла на создание научной картины мира;
 - описывает условия жизни людей;
 - выполняет тестовые задания, отвечает на вопросы
 заполняет таблицу.  
9
 10
 11
 12
 13
 14
 15
 16
 17  
1
 2
 3
 
 4
 5
  6
  7
 8
 9  ТЕМА 2. Строительство новой Европы – 9 час.
 = Образование наполеоновской империи.
 = Разгром империи Наполеона.
 = Процветание Великобритании.
 = Франция Бурбонов и Орлеанов.
 = Франция: революция 1848 г.
 = Германия: на пути к единству.
 = Италия: единая и неделимая.
 = Война, изменившая карту Европы.
 = Итоговый урок по теме: «Строительство новой Европы», тестирование.  - работая с текстом, определяет причины и сущность основных явлений и событий изучаемого периода;
 - характеризует причины образования наполеоновской империи, особенности общественно-политической и экономической жизни, социальную структуру общества;
 - устанавливает причины революционного движения во Франции;
 - сравнивает хронологию происходящих событий в государствах и формулирует выводы о социальном положении населения в них;
 - отвечает на вопросы, используя текст учебника;
 - выполняет самостоятельную работу по изученным вопросам темы.  
18
 19
 20
 21
 22  1
 2
 3
 4
 5  ТЕМА 3. Страны Западной Европы В конце 19 века – 5 часов.
 = Германская империя.
 = Великобритания: конец Викторианской эпохи.
 = Франция: третья республика.
 = Австро – Венгерская империя.
 = Итоговый урок. Тема. Страны западной Европы в конце 19 века.  - называет и показывает на карте страны Западной Европы конца 19 века;
 - определяет их географическое положение и связанные с этим события и явления;
 - используя текст учебника устанавливает хронологию в вопросах образования государственных объединений;
 - определяет роль империй в международных отношениях;
-  выполняет задания, записывает ответы на вопросы.  23
 24
 25  1
 2
 3  ТЕМА 4. Две Америки – 3 часа.
 = США в 19 веке.
 = США: вступление в мировую политику.
 = Латинская Америка в 19 веке. - показывает по карте части света, сравнивая их географическое положение и определяет роль Нового Света в международных отношениях;
 - характеризует особенности общественно – политической и экономической жизни, социальную структуру общества.   
 26
 27
 28
 29 
 30  1
 2
 3
 4
 5  ТЕМА 5. Традиционные общества в 19 веке – 5 часов.
 = Япония: «восточная мораль – западная техника».
 = Китай: традиции против модернизации.
 = Индия: разрушение традиций.
 = Африка: континент в эпоху перемен.
 = Итоговый урок по темам № 4 и 5. Выполнение тестовых заданий.  - понимает термин: традиционное общество, приводит примеры, используя текст учебника;
 - определяет вклад в мировую культуру стран восточной и южной Азии;
 - объясняет влияние естественных условий на жизнь людей и их религиозные верования;
 - выполняет тестовые задания по изученным темам.  
31
 32  
 1
 2 ТЕМА 6. Международные отношения – 2 часа.
 = Дипломатия или война.
 = Итоговый урок по изученному материалу во втором полугодии.  - знает смысл понятий: дипломат, дипломатия, дипломатические отношения, международные отношения, политика;
 - формулирует выводы с помощью учителя о международных отношениях в рамках изучаемого периода.                                                                           10 класс.
                                                    2 часа в неделю, 32 часа в 1 полугодии.
                                                 Учебник. Всеобщая история. Новейшая история.
                                                    О. С. Сороко – Цюпа, А. О. Сороко – Цюпа.
                                                             Москва, «Просвещение», 2016.
                        Новейшая история – период, который включает две исторические эпохи: этап завершения развития индустриального общества (1890 – 1960-е годы), этап становления постиндустриального информационного общества (1970-е г.г. –настоящее время).
                   1890 1960-егоды в экономике – это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленный товаров. В научно – технической сфере - этап развития достижений второй промышленно – технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио. 
                      В социальной сфере – период бурного роста занятости в промышленности, подъёма борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования массового потребления. 
                        В политике – период ожесточённой политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества.
                        В сфере идеологии – период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм – социализм. 
                     В культуре – период модернизма, в рамках которого на первом месте в искусстве оказывается авторское видение мора и попытки его художественного конструирования.
                   В науке – период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной. 
          КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
                                                          на 1 полугодие (1 и II четверти).
 № п/п  Дата  К- во час.   Тема урока Государственные требования к знаниям обучающегося
 1
 2
 3
 4  1
 2
 3
 4  Тема 1. Индустриализация общества в начале 20 века - 4 час.
 = Новая индустриальная эпоха.
 = Концентрация производства и капитала.
 = Индустриализм и единство мира.
 = Политическое развитие в начале 20 века.  - называет и показывает на карте территории изучаемых государств;
 - сопоставляет хронологические границы индустриализации стран и значение её в развитии общества;
 - понимает смысл понятий: индустриализация, новая индустриализация, концентрация производства, капитала, единство мира и приводит примеры;
 - даёт краткую характеристику политическому развитию начала 20 века.
 
5
 6
 7
 8  1
 2
 3
 4
 Тема 2. Первая мировая война - 4 час.
 = Происхождение Первой мировой войны.
 = Первая мировая война. 1914 – 1918 г. г.
 = Версальско – Вашингтонская система.
 = Последствия войны: революции и распад империй.  - владеет знаниями хронологии хода развития военных действий Второй мировой войны;
 - рассказывает о причинах возникновения военных действий, называет участников войны;
 - делает выводы о политических изменениях после окончания войны;
 - работает с текстами, заполняет исторические контурные карты, таблицу, дополняет схему;
 - отвечает на вопросы. 
 9
 10
 11
 12
 13
 14  
1
 2
 3
 4
 5
 6  Тема 3. Капиталистический мир в 20 годы - 6 час.
 = США и страны Европы.
 = Мировой экономический кризис. 1929 – 1933 г. г.
 = США: новый курс Ф. Рузвельта.
 = Великобритания и Франция в 1930 г. г. 
 = Италия, Германия, Испания в 1930 г. г. 
= Практическая работа по темам № 1, 2, 3. Выполнение тестовых заданий.
 
 - дает определения понятиям и терминам, понимая их смысл, вводит в ответы;
 - устанавливает с помощью текста факторы влияния США и Европы на мирные процессы;
 - понимает причины возникновения мирового кризиса и его последствия на развитие мировой экономики;
  - описывает условия жизни людей в годы мирового кризиса;
 - выполняет тестовые задания, отвечает на вопросы, дополняет схему.
 
15
 16
 17
 18  
 1
 2
 3
 4  Тема 4. Восток и Америка в 1930 годы -4 час.
 = Восток в первой половине 20 века.
 = Латинская Америка в начале 20 века.
 = Культура и искусство в начале 20 века.
 = Международные отношения в 1930 г. г.  - приводит примеры взаимоотношений в тридцатые годы между разными частями мирового пространства;
 - приводит примеры политических и культурных достижений в международных отношениях;
 - использует данные источников и справочной литературы в описании культурных ценностей изучаемого периода;
 19
 20
 21
 22
 23  
 1
 2
 3
 4
 5  Тема 5. Вторая мировая война 1939 – 1945 г. г.- 5 час.
 = Начало Второй мировой войны.
 = Великая Отечественная война.
 = Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.
 = Завершающий период Второй мировой войны.
 = П. р. Итоги Второй мировой войны. - знает хронологию хода военных действий Второй мировой войны, Великой Отечественной войны;
 - называет причины возникновения военных действий и её участников;
 - отвечает на вопросы, используя текст учебника, заполняет таблицу, дополняет схемы, делает выводы;
 - рассказывает о коренном переломе в ходе военных действий;
 - объясняет события завершающегося периода военных действий, указывает на ущерб, принесённый ходом войны;
 - выполняет практическую работу.
 
24
 25
 26
 27
 28
 29
 30
 31
 32  
1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9  Тема 6. Завершение эпохи индустриализации общества -  час.
 = Индустриальные общества 1945 – 1970 годов.
= Кризисы 1970 – 1980 годов.
 = Социальные движения в государствах.
 = Политическое развитие в странах мира.
 = Страны Африки, Азии и Латинской Америки в современном мире.
 = Международные отношения.
 = Культура второй половины 20 – начало 21 веков. 
 = С р. Глобальные проблемы современности
 = Итоговое занятие по изученному материалу в первом полугодии. Тестирование.  - использует данные справочной литературы при описании эпохи индустриализации общества;
 - знает причины завершения индустриализации в мировой экономике, называет факторы, которые привели к кризису государственных систем не только в политическом, но и экономическом пространстве;
 - указывает причины социальных движений и политического развития в странах мира;
 - показывает, называя страны мира на карте, указывает различия в политических системах;
 - работая с текстом, выбирает факторы, влияющие на международные отношения;
 - приводит примеры развития культуры и влияние её на общество;
 - называет глобальные проблемы человечества, указывает на причины их возникновения, по возможности, с помощью учителя, предлагает пути устранения глобальных проблем.
                                                                                   12 класс.
                                                       2,5 час в неделю, 40 часов в 1 семестре. 
                                                                  История. Всеобщая история. 
                                                         11 класс общеобразовательных организаций.
                                                                         А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев.
                                                               Москва, «Просвещение», 2016.
         В истории человечества 20 век оставил особый след: произошли события, которые изменили облик мира – территориально-государственными изменениями, затронувшими все государства. Рост национального самосознания, социально-экономические факторы, повлияли на могущественные мировые державы. Усилилось стремление народов создать свои собственные государства. 
         Особое значение приобрели пространственные факторы войн, когда боевые действия охватывают большие территории с гибелью многих миллионов человек. 
          Научно-технические достижения (создание компьютеров), повлияло на развитие информационных технологий.
           Экономическое развитие стран привело к созданию рынков потребительских товаров и сферы услуг, которые перешагнули национальные и региональные границы. Возросла роль государства как гаранта хозяйственного развития и финансового капитала. В экономике получили развитие новые формы организации производства и потребления. 
 №п/п  Дата  К-во ч-ов        
         Тема урока
Государственные требования к знаниям обучающихся.  Приме -чание.
 
 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 
10
 11
 12
 13
 14
 15
 
1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 
10
 11
 12
 13
 14
 15  Тема 1. Мировые войны и революции: 1914- 1945 годов -15 часов.
 = Мир в начале 20 века.
 = Исторические проблемы первой половины 20 века. 
 = Первая мировая война.
 = На фронтах Первой мировой войны.
 = Война и общество.
 = Образование национальных государств,
 = Послевоенная система международных договоров.
 = Политическое и социально-экономическое развитие стран.
 = Социально-экономические процессы в Европе.
 = С. р. Социально-экономические процессы в США.
 = Общественно-политический выбор ведущих стран.
 = Особенности развития стран Азии.
 = Особенности развития стран Африки и Латинской Америки.
 = Наука и культура в первой половине 20 века.
 = Итоговый урок по изученным темам. Тестирование, исторический диктант, дать определения терминами понятиям.
   - сопоставляет хронологические границы возникновения, хода военных действий и окончания военных действий и их влияние на социальную и политическую жизнь государств;
 - рассказывает о международной ситуации, сложившейся в исторических проблемах первой половины 20-ого века;
 - владеет знаниями о результатах окончания войн, влияние их на социально – политические процессы в Европе;
 - характеризует общественно-политический выбор ведущих стран мира и их влияние на международные отношения, на экономику развивающихся государств;
 - указывает на особенности развития государств Африки и Америки;
 - рассказывает о достижениях науки и культуры и их влияние на социально-экономическое развитие стран второго мира;
 - отвечает на тестовые задания.  
 16
 17
 18
 19
 20
 21  
1
 2
 3
 4
 5
 6  Тема 2. Вторая мировая война - 6 час.
 = Международные отношения в 1920-1930 годы.
 = Эра пацифизма в 1920 годы.
 = Кризис Версальско-Вашингтонской системы.
 = Вторая мировая война: причины, участники.
 = Боевые действия на фронтах.
 = С. р. Итоги Второй мировой войны.  - называет положительные стороны и отрицательные в международных отношениях;
 - приводит примеры международных отношений и их влияние на политические системы стран мира;
 - даёт характеристику пацифизму, используя текст учебника, записывая данные в рабочие тетради;
 - устанавливает хронологию хода военных действий, подводит итоги окончания войны.  
22
 23
 24
 25
 26
 27  1
 2
 3
 4
 5
 6
 Тема 3. Исторические проблемы второй половины 20- начала 21 веков - 6 час.
 = Международные отношения во второй половине 20 века.
 = Начало «холодной войны»
 = Западная Европа и страны Северной Америки в 1940-2010 годов.
 = Основные этапы общественного и экономического развития.
 = Особенности экономического развития стран мира.
 = Итоговый урок. Тема. Исторические проблемы с 20 до начала 21 веков. Тестирование, ответы на вопросы, дополнение предложений.
   - устанавливает по тексту учебника исторические проблемы второй половины 20 – начала 21 веков;
  - приводит примеры международных отношений между политическими системами;
 - устанавливает хронологию «холодной войны» и причины её возникновения;
 - знает этапы общественного и экономического развития государств.
 - отвечает на вопросы тестовых заданий, дополняет предложения, заполняет схему.  
28
 29
 30
 31
 32
   
1
 2
 3
 4
 5
   Тема 4. Страны Восточной Европы - 5 час.
 = Восточная Европа 1940 х – 2000 годов.
 = Коммунистические режимы В Восточной Европе.
 = Кризис коммунистических режимов стран Восточной Европы.
 = Становление демократических систем в Восточной Европе. 
 = Национальное движение в Украине. ДНР и ЛНР.
  Символика ДНР.  - называет и показывает на карте государства Восточной Европы;
 - обозначает страны на контурных картах;
 - знает суть политической системы коммунистических государств, рассказывает о плановой экономике, о политических системах стран и влияние систем на социально-экономическое развитие;
 - указывает причины возникновения кризиса в коммунистических странах;
 - рассказывает о национальном движении на территории нашего региона, указывает на причины их возникновения.  33
 34
 35
 36  
 1
 2
 3
 4  Тема 5. Страны Азии, Африки, Латинской Америки второй половины 20 и начало 21 веков - 4 час. 
 = Национально – освободительное движение.
 = Эволюция общества в странах Азии.
 = Экономические модели в странах Африки и Латинской Америки.
 = Итоговый урок по темам: Становление общественно- политических систем в регионах планеты. Заполнение таблицы и контурных карт по истории.  - называет государства Африки, Америки, Азии и показывает их на карте;
 - понимает смысл терминов и понятий: национально-освободительное движение, эволюция общества, экономические модели, сырьевые базы.
 - характеризует государства, определяет экономические модели их развития, установление политических и социальных отношений4
 - выполняют тестовые задания.  
37
 38
 39
 40  
1
 2
 3
 4  Тема 6. Наука и культура второй половины 20- начало 21 веков -  час.
 = Научно-техническая революция.
 = Гуманитарные аспекты развития стран.
 = Искусство и спорт.
 Итоговый урок по изученным темам в 1 семестре.  - знает значение научно-технической революции в начале 21 века;
 - называет гуманистические аспекты развития обществ;
 - отвечает на вопросы, заполняет таблицу, дополняет схемы, 
 - высказывает своё мнение об изученной тематике в первом семестре.        Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат № 19 МОН ДНР
                                         Рабочая программа по обществознанию.
                                                              12 класс.
 «Рассмотрено»
 Руководитель МО
 Протокол №1. От ------  -----   
 «Согласовано»
 Заместитель директора школы по УР
                          Козинец Р. В.
Протокол педсовета №---
 от --------   --------------  «Утверждаю»
 Директор школы
                         Воронова Н. Г.
 Приказ №     от -----------------
                                                       1.   Пояснительная записка.
         Адаптированная рабочая программа по курсу «Обществознание» составлена для обучающихся с нарушением слуха коррекционной школы на основе Государственного общеобразовательного стандарта МОН ДНР и программы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования. 
1.Учебник.  Обществознание. Под редакцией Л. Н. Боголюбова
                                     Москва, «Просвещение», 2016.
2.Текст Конституции ДНР.
3.Нормативные документы:
      =Декларация прав ребёнка.
       =Конвенция о правах ребёнка.
        Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. 
              Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: экономика, человек в обществе, правовое государство, государство и его основные сферы… Изучение предмета «Обществознание» призвано содействовать у глухих обучающихся формированию целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становления правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний содержательным компонентом курса являются социальные навыки и умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь глухим ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. 
       2.       Курс «Обществознание» 12 класса включает изучение трёх тем. 
ТЕМА 1.Экономическая жизнь общества. Эта тема даёт представление об основных элементах экономической системы общества, характеризует рыночные отношения, роль государства в развитии экономики, даёт представление о мировой экономике.
ТЕМА 2. Социальная сфера. Изучая эту тему, глухие обучающиеся продолжают знакомиться с политическим сознанием и политическим поведением человека, рассматривает вопросы демографической ситуации в мировом масштабе и в Донецком регионе. 
ТЕМА 3. Политическая жизнь общества знакомит обучающихся с нарушением слуха  с современными подходами к пониманию права, политическую сторону жизнедеятельности страны, характеризует отдельные отрасли права, связанные с избирательной системой, отношение к политике, политическому лидерству, определяет способы международной защиты прав человека.
     3.   ЦЕЛИ. Изучение обществознания (включая экономику и право в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение целей:
= развитие личности в период юности, её духовно-нравственной, политической, правовой культуры, экономического образования, образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способность к личному самоопределению и самореализации;
= воспитание идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
= освоение системы знаний об экономической деятельности, об обществе, семье, правовом регулировании общественных отношений;
= овладение умениями получать и осмысливать социальную, экономическую, правовую информацию, анализировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
= формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения задач в области социальных отношений, отношений в семье.
 4.Формы организации учебного процесса. 
   При определении вариативности проведения уроков ориентироваться на формы и способы раскрытия содержания урока, учитывая психо - физические особенности обучающихся с нарушением слуха:
= использование документов учебника и привлечение дополнительных документов, материалов;
= уроки – практикумы: работа с заданиями после основного текста параграфа;
= работа с иллюстративным материалом;
= объяснение учителя и беседы с обучающимися;
= самостоятельная работа с тестом учебника: заполнение и дополнение схем, таблиц, ответы на вопросы…;
= выполнение заданий в рабочих тетрадях.                                                                                                          5.    ВИДЫ учебных занятий: урок, практическое занятие, самостоятельная работа, обобщающий урок… Не менее 30 процентов рабочего времени на уроке отводится на самостоятельную работу.
6.    Требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением слуха по рабочей программе:
= формирование результатов по изученной теме (что знают, что нужно узнать);
= использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки информации;
= уметь отвечать на вопрос «Что произойдет, если…»;
= решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации;
= применять полученные знания для определения экономически рационального правового и социально одобряемого поведения и действия в конкретных ситуациях;
= умение раскрывать содержание терминам и понятиям;
= работать с текстом, определяя главное, необходимое для запоминания;
= находить нужную информацию и анализировать её;
= характеризировать основные социальные объекты, выделяя существенные признаки;
= оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации
 формируя собственные суждения.
 7.     Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний:
       - основными формами контроля ЗУН являются текущий и промежуточный контроль, промежуточная и итоговая аттестация, что позволяет определить уровень ЗУН по предмету, осуществлять контроль за реализацией образовательных процессов. Минимальный набор выполняемых практических и самостоятельных работ глухими обучающимися включает: работу с источниками социальной информации с использованием средств коммуникации, осмысление социальной информации, формирование собственных заключений при помощи учителя, анализ современных общественных явлений и событий.
- Оценка «5» ставится, если обучающийся:
= усвоил программный материал;
= выражает свои суждения в устной и письменной формах;
= ответы опираются на основные факты;
= характеризует явления и процессы, происходящие в обществе;
= выделяет проблему и характеризует её;
= оценивает собственный ответ и ответы товарищей;
= умело обобщает, анализирует изучаемое.
- Оценка «4» ставится, если ученик;
= отображает учебный материал, но использует текст учебника, конспект;
= допускает упущение некоторых фактов;
= с помощью учителя формулирует выводы;
= работает с текстом, отвечая на вопросы;
Даёт характеристику событиям и явлениям, но с помощью учителя или товарища;
= не обладает достаточными навыками работы с дополнительной литературой.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся:
= с трудом отвечает на поставленный вопрос, требуется помощь учителя;
= с помощью учителя репродуктивно воспроизводит содержание изучаемого;
= допускает значительные ошибки в формулировании определений терминам и понятиям;
= недостаточно понимает отдельные положения при воспроизведении текста учебника.
 - Оценка «2» не ставится – ученику предлагаются индивидуальные задания, соответствующие его уровню развития.
     
                                                         12 класс.
                                                Обществознание.
                                           Учебник. Обществознание. 
                             Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, В. А. Литвинов.
                          Москва, «Просвещение», 2016. 
                                                 В неделю – 1 час.
                                            В учебном году – 35 часов.
           Название темы, содержание темы, толкование понятий.
Тема Название темы  К – во часов Содержание темы (толкование понятий и терминов).
 Тема 1.   Экономическая жизнь в обществе.  14 часов  Общество –это сложная динамическая система с основными сферами жизни. Главная цель сферы общества – поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода.
 Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.
  Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управление им, отношениях между хозяйственными субъектами (предпринимателями, предприятиями, банками) в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг, а также о закономерностях развития хозяйственных процессов в условиях ограниченных ресурсов.
   Условия возникновения рынка:
==общественное разделение труда, что приводит к товарному производству;
==множественность обособленных товаропроизводителей – собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;
==регулярность обмена.
   Менеджер – это специалист по управлению производства товаров, наёмный управляющий.
   Маркетинг – деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе изучения рынка.
    Мировая экономика – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.
      Глобализация экономики-рост взаимозависимости экономики всех стран мира; углубление интернационализации производства и капитала.
 Тема 2.   Социальная сфера  9 часов  Люди в процессе жизнедеятельности объединяются, представляя собой множество социальных групп: народность, нация, общественный класс, сельские общины, трудовой коллектив, семья: различаются по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе.
  Возникновение и существование социальных групп объясняется общественным разделением труда и социализацией деятельности людей.
  Основания (критерии) социальной стратификации: доходы – образование – власть – престиж – пол – возраст – национальность – религия – занятия – место жительства.
    Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе. 
     Социальные нормы – предписания, требования соответствующего поведения.
     Отклоняющееся (девиантное) поведение – отклонение от социальной нормы. Поведение нежелательное.  
    Социальный контроль – совокупность средств, направленных на предотвращение отклоняющегося поведения. 
   Семья как малая группа – основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
    Молодёжь – социальная группа, отличающаяся возрастными рамками и особым положением в обществе. 
 Тема 3.   Политическая жизнь в обществе.  8 часов   Политика рассматривается в трёх измерениях (аспектах):
 1.вид человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;
  2.сфера общественной жизни, одна из подсистем общества;
  3.тип социальных отношений между индивидами, малыми группами, большими общностями.
    Направления политики:
---- внутренняя: экономическая, социальная, национальная, научно – техническая, аграрная, демографическая, экологическая;
----внешняя: отношения с другими государствами, отношения с международными организациями.
   Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.
    Признаки правового государства:
 ==верховенство права в обществе;
==незыбленность прав человека;
==взаимная ответственность государства и личности;
==разделение государственных властей;
    Глобальные проблемы человечества – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для их решения согласованных международных действий:
= экологические проблемы;
 = угроза войны;
= международный терроризм;
= преодоление экономической отсталости, бедности, нищеты;
= социально – демографические проблемы;
= наркомания и наркобизнес;
= борьба с опасными болезнями;
= опасные последствия научно-технического прогресса во вред человечеству;
= опасность техногенных аварий: в промышленности, энергетике, на транспорте.
          4 час. резерв.
                                           Календарно – тематическое планирование.
№п/п  Дата  К -во час.          Тема урока Государственные требования к знаниям обучающегося Приме –
чание.
1
 2
 3
 4
5
 6
 7
 8
 9
 10
 11
 12
 13
 14 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 10
 11
 12
 13
 14  Тема 1. Экономическая жизнь общества - 14 час.
= Обществознание как наука.
 = Экономика и уровень жизни.
 = Экономика как наука.
 = Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
 = Рынок в жизни общества.
 = Факторы производства.
 = Субъекты предпринимательской деятельности.
 = Менеджмент и маркетинг. 
 = Экономические функции государства.
 = Финансы в экономике.
 = Занятость и безработица.
 = Мировая экономика.
 = Экономическая культура.
 = Обобщающий урок по теме: «Экономическая жизнь общества».  - даёт определение понятиям: экономика, общество, обществознание, используя толковые словари;
 - рассказывает, что изучает обществознание и выделяет вопросы, наиболее интересующие его;
 - понимает различия в понятиях; экстенсивный, интенсивный;
 - работает с текстом, отвечая на вопросы, записывая ответы в рабочих тетрадях;
 - приводит примеры экономического роста в государстве;
 - дифференцирует понятия: менеджмент, маркетинг;
 - рассказывает об экономических функциях государства, приводит примеры;
 - указывает причины безработицы, по возможности предлагает пути реализации программы с увеличением рабочих мест;
- указывает параметры развития мировой экономики;
- отвечает на вопросы тестовых заданий, отвечает письменно на вопросы. стр. 3
стр. 10
стр. 16
стр. 27
стр. 35
 стр.45
 стр. 61
стр. 74
 стр. 80
 стр.92
 стр. 104
 стр. 116
 стр.128
стр.139
 
 15
 16
 17
 18
 19
 20
 21
 22
 23
 
 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 Тема 2. Социальная сфера - 9 час.
 = Социальная структура общества.
 = Социальные нормы.
 = Отклоняющееся (девиантное) поведение.
 = Нации и их отношения.
 = П. р. Тема Семья как социальный институт.
 = Гендерные отношения в обществе.
 = Молодёжь как социальная группа.
 = Демографическая ситуация.
 = Итоговый урок по теме: «Социальная сфера». Тестовые задания.  = понимает содержание понятий: социальная сфера, социальная структура, социум, девиантность, гендерные отношения, нации, национальности, толерантность..;
 = определяет структуру общества, социальные нормы, приводит примеры, даёт характеристику отдельным фактам отношений между национальностями, группами людей;
 = отвечает на вопросы устно и письменно;
 = работает с текстом учебника, другими источниками информации, записывает конспект с помощью учителя; стр. 143
стр. 153
стр. 157
 стр. 164
стр.174
 стр.188
стр. 194
стр.204
стр. 210
 24    
 25
 26
 27
 28
 29
 30
 31  
 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8  Тема 3. Политическая жизнь общества -  8 час.
 = Политика и власть.
 = Политическая система.
 = Сущность правового государства.
 = Избирательная система.
 = С. р. Партии и их системы.
 = Политическое лидерство.
 = Культура политического участия.
 = Заключительное занятие: «Взгляд в будущее».
   - понимает смысл понятий и терминов: политика, страна, государство, власть, право, правовое государство;
 - рассказывает, приводя примеры о политических системах в мировом масштабе, в ДНР, России;
- заполняет таблицы, дополняет схемы, отвечает на вопросы;
- понимает и приводит примеры в ходе изучения нового материала;
- задаёт вопросы, подготавливает сообщения на заданные темы;
- формулирует выводы о важности в жизни изученного материала с помощью учителя. стр. 216 
 стр. 228
 стр.240
стр. 250
стр. 261
стр. 275
стр.307
стр. 320
          4 час - резерв