Рабочая программа для вокального ансамбля в школе (внеурочная деятельность) 
Образовательная программа
по внеурочной деятельности
Направленность – общекультурная, художественно-эстетическая.
Вид программы – модифицированная.
(вокальный ансамбль «Капель»)
Срок реализации: 1 учебный год
Возраст обучающихся: 11 – 12 лет
Руководитель кружка
учитель музыки     
Огородникова Ольга Васильевна
Киров 2015-2016
 
«Пояснительная записка к программе
 «Вокальный ансамбль «Капель»
Рабочая программа по вокалу для 5 классов составлена 
на основе следующих документов и материалов:
«Федеральный  государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897); 
Основная образовательная программа основного общего образования  Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №10 им.К.Э. Циолковского» города Кирова;
Учебного плана Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №10 им.К.Э. Циолковского» города Кирова ; 
Место  рабочей  программы  и  её  роль  в  системе обучения, 
развития   и  воспитания учащихся  основной школы  и  ее  актуальность.
 
В основу программы внеурочной деятельности  общекультурного направления «Вокальный ансамбль «Капель» » положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основная образовательная программа.
         Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют дополнительные занятия. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Программа «Вокальный ансамбль «Капель» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей. 
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, драматизации музыкальных произведений, которые необходимы для успешного развития ребёнка.
Актуальность данной программы как раз связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС основного общего образования.
 Цель  рабочей  программы и  ее  задачи.
Цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.
Практическое овладение   вокальным  эстрадным  мастерством  для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
 Задачи:
образовательные
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение     профессиональными певческими навыками;
- развитие навыков вокального интонирования;  
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыки четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей  произведения (фразировкой, нюансировкой,    агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном.
развивающие
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых  возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
-развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре
- духовно- нравственное развитие.
воспитательные
- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время;
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Основные  принципы  реализации программы.
В основе  занятий «Вокального ансамбля «Капель» должны лежать следующие педагогические принципы:
-  единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
-  постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
-  использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
-  индивидуальный подход к учащемуся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности  «Вокального ансамбля «Капель» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
         Программа поможет решить следующие учебные задачи: 
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
главными, из которых является сольное и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации,
движения под музыку,
элементы театрализации.
          Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении внеурочной деятельности «Вокального ансамбля «Капель » способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами.  Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
Вариативность  программы.
Особенностью  Программы  является  её  вариативность.   Учитель  вправе - выбирать    или  менять  предложенное  Программой  содержание,  исходя  из  поставленной  цели  обучения  и   простроенных  задач
 - сам  решать,  какое  количество  часов  отводить на  изучение  каждой  из    запланированных  тем  в  рамках   обучения,
- сам  увеличивать  или  уменьшать  количество  предложенных  учащимся  для  выполнения в  течение  учебного  года учебных  проектов (индивидуальных,  коллективных  или  групповых)  
Форма внеурочной деятельности и сроки реализации программы.
   Программа рассчитана на 1 год, с учетом возрастных особенностей детей. Учебный план составлен из расчета  2-часовой учебной нагрузки в  неделю (сентябрь),  1-часовая учебная нагрузка (октябрь – май), что составляет 38 часов в год.
В кружок вокального пения приглашаются дети среднего школьного возраста. Группа формируется с учетом возрастных особенностей детей.  
В вокальный ансамбль принимаются все желающие 5-х классов. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы  предполагает как индивидуальную работу по постановке голоса, так и ансамблевую.
Программа включает в себя теоретические и практические занятия, прослушивание аудиоматериалов, участие в тематических концертах и творческих вечерах, конкурсах.
В программе последовательно, шаг за шагом, в виде упражнений осваивается музыкальная грамота, развивается голос и слух учащихся, а также кругозор песен различной тематики.
Оптимальная наполняемость учебной группы -15 человек.
Занятия проводятся в музыкальном кабинете.  
 
Формы  и  методы  проведения  занятий,
использование   эффективных  и   передовых  технологий   и  дидактических  средств.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. 
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей  осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. 
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. 
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей  программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.  
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.  
   Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы,  развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач: 
постановка дыхания; 
работа над расширением певческого диапазона;
развитие музыкального слуха и ритма.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. 
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
       Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (видеозаписи);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
-  практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки;
- методические игры;
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Формы оценки результатов.
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
степень выразительности исполнения;
проявление творческой активности;
учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. 
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты и метапредметные результаты.
Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Уровни воспитательных результатов.
К концу курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень – принцип успешности; 
-принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень - формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень - самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни.
Содержание программы внеурочной деятельности -  « Вокальный ансамбль «Капель»».
1 - 2    Вводное занятие. Прослушивание голосов.
Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности. Понятие о сольном пении, жанры вокального пения, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.
Практическое занятие: выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индиви-дуальной работы.
3.   Знакомство с голосовым аппаратом. 
Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практическое занятие: пение специальных упражнений на разные виды дыхания.
4.     Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений.
Практические занятия: навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного дыхания. Опора дыхания, навыки опорного дыхания.
5.    Дирижёрские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии.  Знакомство с дирижёрскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижёрские схемы 2/4, 3/4, 4/4. 
6.     Постановка голоса. Использование вокальных упражнений.
Практические занятия: навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование головного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков.
7.   Выработка чистого унисона.
Понятие унисона. Роль унисонного пения в вокале. 
Практические  занятия: упражнения  на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.
8.  Работа над артикуляцией, дикцией.
Понятие об артикуляции, дикции. Формирование звуков.
Практические занятия: упражнения на правильное формирование звуков, дикционные  упражнения.
9.   Выразительные средства исполнения. 
Развитие навыка уверенного пения. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей  художественно - сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. 
Практические занятия: Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта.
10.   Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.
Практические занятия: разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Разучивание тематических песен для концертов.
Знакомство с циклом песен военных лет, с песнями о школе. Разбор и разучивание тематических авторских, бардовских и туристических песен.  Знакомство с циклом детских песен.
11.   Ансамблевое пение.
Практические занятия: Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя.
12.   Обрабатывание исполнительно-сценического образа.
Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни.
Практические занятия: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.
13.   Концертное выступление.
Активное участие в жизни школы, города. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.
Учебно – тематический план
Теоретические
занятия Практические занятия Итого 
1.Вводное занятие 1 - 1
2.Прослушивание голосов  - 1 1
3.Знакомство с голосовым аппаратом. 1 - 1
4.Постановка дыхания. Использование    
   дыхательных упражнений. - 5 5 
5.Дирижёрские жесты. 1 - 1
6.Постановка голоса, использование вокальных упражнений. 1 3 4 
7. Выработка чистого унисона. - 2 2
8.Работа над артикуляцией, дикцией. - 3 3
9.Выразительные средства исполнения. 1 - 1
10.Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.  - 5 5
11.Ансамблевое пение. - 5 5
12.Обрабатывание исполнительно  - сценического образа. - 1  1
13..Концертное выступление. - 7 7 
14. Отчётный концерт 1 1
                                                              Всего: 5 33 38
 
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база:
специально оборудованный кабинет;
фортепиано;
библиотечка вокалиста;
использование музыкальных инструментов;
наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры;
наличие микрофонов;
фонотека (аудиокассеты, компакт-диски ) с различными вокальными произведениями;
фонотека с качественными (что не маловажно) записями фонограмм;
по возможности - караоке;
специально оборудованная сцена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980
2.  Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983
3.  Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
4.  «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
5.  «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
6.   Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
7.   Школяр, Красильникова, Критская, Усачева,  Медушевский,  Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
8.   Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
9.   Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
10.Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
11.Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
12.Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год.