Программа элективного курса пр русскому языку на тему Трудные вопросы русского языка
Суворова Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 43
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
Пояснительная записка
Программа «Трудные вопросы русского языка» рассчитана на учащихся 9-х классов.
Цель курса: углубить и расширить представление учащихся о русском языке, формировать умения и навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи,
В программе особое внимание уделяется трудным случаям орфографии.
Важным компонентом общеобразовательной подготовки учащихся по русскому языке является их орфографическая грамотность.
Школьный курс орфографии - курс практический, назначение его состоит в том, чтобы сформировать навыки грамотного письма за определенный срок (до 7 класса).
Известно, что без систематического повторения орфографические навыки учащихся деавтоматизируются. Поэтому комплексное повторение изученных орфограмм (с особым вниманием к наиболее сложным орфографическим правилам) будет способствовать формированию прочных и устойчивых навыков грамотного письма, а также обеспечит в выпускных классах успешное выполнение заданий ЕГЭ, касающихся не только орфографии, но и вопросов морфемного и словообразовательного анализа.
Данная программа составлена с учетом не только научных принципов орфографии (морфологического, фонетического, традиционного), но и с учетом методических принципов и приемов преподавания данного раздела, в частности:
принцип опоры на звукобуквенный состав слова;
принцип опоры на морфемный состав слова;
принцип связи занятий по орфографии со словарной работой;
принцип связи изучения орфографии и пунктуации с изуче-нием грамматики;
принцип сопоставления взаимосмешиваемых написаний.
Необходимо использовать наиболее эффективные приемы, которые помогают реализовать указанные выше цели: работа с разнообразными лингвистическими словарями, составление обобщающих схем и таблиц по орфографии и пунктуации, морфемный и словообразовательный анализ слов, различного рода игровые упражнения, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся и одновременно способствуют систематизации знаний и совершенствованию на этой основе правописных умений и навыков, использование докладов, диспутов, орфографических и пунктуационных сочинений, алгоритмов к правилам, тестов, различного рода диктантов (словарный, релейный, подготовительный, зрительный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя» и другие).
Орфограммы и орфографические правила повторяются в единстве.
Повторяя очередную орфограмму, необходимо показать ее графически и сообщить правило, на основе которого пишется та или иная буква. При этом подчеркивается, что буква, знак - это орфограмма, а словесное описание - это орфографическое правило.
Выбор нужного написания во многом зависит от того, как ученик определяет место орфограммы в слове. Для этого нужно знать, что орфограммы бывают в целом слове, в части слова, в приставке, в корне, в суффиксе, между морфемами (приставкой и корнем, между корнями, между корнем и суффиксом).
Знание того, где могут находиться орфограммы, обеспечивает, во-первых, понимание сущности изучаемой орфограммы, во-вторых, условий для выбора нужного правила, так как при этом сужается их поиск. Если орфограмма находится в окончании, то необходимо определить часть речи, форму слова и выбрать нужное написание, опираясь на изученные правила.
Содержание программы
Тема 1. Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов:
а) безударные гласные в омонимичных корнях (поседеть поси-деть);
б) безударные гласные, не проверяемые ударением (наиболее упот-ребительные в речи учащихся: эмиграция, иммиграция, дипломат, дипло-мант, конъюнктура, конъектура);
в) чередующиеся гласные в корнях слов (стирать стереть).
Тема 2. Гласные О и Е после шипящих и Ц:
а) в корнях слов (бечёвка, дешёвый, ожог на руке, ожёг руку, шорох,трущоба);
б) в окончаниях существительных, прилагательных, причастий и ме-стоимений (плечом, синицей, колючего), а также в окончаниях глаголов(жжёт, печёшь);
в) в суффиксах существительных, прилагательных, наречий (речон-ка, смешон, грушевый, свежо, стажёр);
г) в суффиксах глаголов, причастий, а также отглагольных прилага-тельных и существительных (затушёвывать, перекочёвывать, тушёнка,сгущёнка).
Тема 3. Правописание приставок. Употребление Ь и Ъ. Гласные И и Ы после приставок:
а) приставка С- (несговорчивый, несдобровать);
б) приставки на 3(С) (расчет, известный, роспись, расписание; дезинфекция, дисгармония);
в) приставки ПРЕ- и ПРИ- (приданое невесты, предание - легенда);
г) употребление Ъ (подъезд, четырехъярусный, трёхаршинный);
д) употребление Ь (компьютер, просьба, рожь, наотмашь, идёшь,режь, но стриж:, встреч, горяч);
е) И и Ы после приставок на согласную (предыстория, сызнова).
Тема 4. Падежные и личные окончания разных частей речи:
а) окончания существительных (об оэ/серелье, о гении, под городомПушкином, горжусь Пушкиным);
б) окончания прилагательных, причастий, порядковых числительныхи местоимений-прилагательных (умного ученика, о первом космонавте);
в) окончания глаголов в настоящем и будущем времени (выздоровеешь, видишь, обескровишь врага, обескровеешь сам).
Тема 5. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи:
а) в существительных (дружинник, взволнованность, гостиница,масленица);
б) в прилагательных (редащионный, высоченный, временный, ветреный, бараний, песчаный, воспитанна)',
в) в причастиях {воспитана, могцённая булыжником улица, купленный билет)]
г) в наречиях {бешено, разочарованно).
Тема 6. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи:
а) НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О (невежда, неприятель, невзрачный, невесёлый, невежливо, нелегко; не друг, авраг; не глубоко, а мелко; не высокий, а низкий);
б) НЕ с глаголами и деепричастиями (негодовать, недостаёт знаний; не достаёт до окна; недоедает (мало ест); не доедает с тарелкисуп; не прочитав);
в) НЕ с причастиями (не сдана, невыученный урок, не выполнивший всрок работу);
г) НЕ с числительными и местоимениями (не два, не три, не нам, нетот; некому, но не к кому);
д) НЕ-НИ в местоимениях и местоименных наречиях (некто – никто; негде нигде);
е) НИ в придаточном предложении и во фразеологизмах (куда ни посмотрю, всюду снег; ни жив ни мёртв).
Тема 7. Правописание наречий:
а) А-0 на конце наречий (издавна, насухо, досрочно);
б) дефис в наречиях (по-доброму, во-первых, где-то, еле-еле);
в) слитное написание наречий (отныне, впопыхах, напрямую, вдвое,надвое);
г) раздельное написание наречий (без удержу, в одиночку, в тупик,без ведома, за глаза, на ходу, под уклон, с лихвой, сначала).
Тема 8. Орфография служебных частей речи:
а) правописание предлогов (ввиду, вследствие, в виде, в течение, невзирая на);
б) правописание союзов (зато, тоже, также, чтобы, притом, причём, итак, так как, так что);
в) правописание частиц (знал бы, здесь же, навряд ли, всё-таки).
Примерное планирование элективного курса
№№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
1.
Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением
1
Семантико-орфографический анализ, выборочная работа, устное сообщение учащихся,
тесты
2.
Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением
1
Семантико-орфографический анализ, выборочная работа, словарный диктант, работа со словарем, тесты
3.
Правописание чередующихся гласных в корне слова
1
Семантико-орфографический анализ, выборочно-распределительный диктант, диктант «Проверяю себя», тесты
4.
Гласные О и Е после шипящих и Ц
1
Морфемный и словообразовательный разбор, моделирование, выборочно-распределительный диктант
5.
Правописание приставок.
1
Составление таблиц и схем, алгоритмирование, предупредительный диктант, выборочная работа
6.
Употребление Ь и Ъ.
1
Составление таблиц и схем, алгоритмирование, предупредительный диктант, выборочная работа
7.
Гласные И и Ы после приставок.
1
Составление таблиц и схем, алгоритмирование, предупредительный диктант, выборочная работа
8.
Падежные и личные окончания разных частей речи
1
Морфологический разбор, конструирование, составление таблиц, тесты
9.
Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи
1
Словообразовательный разбор, работа со словарями, доклады учащихся, тесты
10.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи
1
Фонетический разбор, словообразовательное моделирование, тесты, алгоритмы,
редактирование
11.
Правописание наречий
1
Этимологический анализ, работа со словарями, словообразовательный разбор, составление опорных схем, тесты
12.
Орфография служебных частей речи
1
Грамматический разбор, конструирование, синонимические замены, тесты
Литература
Т.М. Воителева, Н.Г. Гольцева. «Практикум по русскому языку». Орфография. Пунктуация. - М., «Просвещение», 1991г.
Г.И. Канакина, В.М. Петрунина. «Трудные вопросы русского языка». - Пенза, 2000 г.
П.С. Тоцкий. Орфография без правил. - М.,«Просвещение»,1991г.
С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова. Орфографический словарь русского языка. - М., Рус.яз., 1998г.
О.Е.Гайбарян, А.В.Кузнецов. Тесты по русскому языку.Теоретический и рпактический матриеал пдля подготовки к тестированию по русскому языку. - Изд. Центр «Март». М., Р.-на-Дону, 2003г.
15