Программа элективного курса «Физический практикум по решению интегрированных задач по физике. Подготовка к ЕГЭ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ МТК)
Программа элективного курса
«Физический практикум по решению интегрированных задач по физике. Подготовка к ЕГЭ»
Специальности:
15.02.08 « Технология машиностроения»15.02.06 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок»
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Автор: Мокрова Ирина
Иннокентьевна
Москва
2016
Пояснительная записка.
Основная задача обучения физики в колледже – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и профессиональной трудовой деятельности , достаточных для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин и продолжения образования в ВУЗах.
Наряду с решением основной задачи изучения физики элективный курс предусматривает формирование у студентов учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их познавательных способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с предметом, подготовку к обучению в вузе.
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного экзамена. Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки студентов к сдаче ЕГЭ : знакомство студентов с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением задач части С, которая требует умений решения задач повышенной сложности, основанных на интеграции знаний различных разделов курса физики.. Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю), предназначена для студентов 1 курса и выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания физических знаний в соответствии с разделами курса физики.
Программа состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с программой курса физики (62 ч.), рефлексивная часть курса (8ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций , тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный , деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к физике и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса физики, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
В процессе освоения программы студенты освоят алгоритмы решения физических задач ,сформируют представления о методах решения интегрированных физических задач в рамках ЕГЭ, приобретут умения разрешать проблемные ситуации, а также такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Содержание
Тема 1.Введение (2ч)
Особенности экзаменационной работы по физике в форме ЕГЭ. Теоретические основы общего подхода к решению произвольной задачи по физике. Классификация физических задач. Этапы решения физических задач.
Тема 2.Механика (20ч)
2.1.Кинематика ,динамика и статика (10ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физической системы.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического содержания.
2.2.Законы сохранения в механике (10 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивного движения.
Решение задач на определение работы и мощности.
Решение задач на закон сохранения и превращения энергии.
Решение интегрированных задач по механике по материалам ЕГЭ.
Тема 3.Молекулярная физика и термодинамика (16 ч)
3.1.Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.(10ч)
Решение задач на определение количественных характеристик молекул газа: количество вещества, молярная масса, число молекул в веществе.
Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния в газах при изопроцессах.
Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния вещества.
Решение качественных и количественных задач на описание процессов испарения и конденсации, насыщенного пара, использование графических и экспериментальных задач.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: удлинение, запас прочности, сила упругости.
3.2.Основы термодинамики (6 ч)
Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики.
Решение задач на определение КПД тепловых двигателей.
Решение интегрированных задач по материалам ЕГЭ
Тема 4.Электродинамика (20 ч)
4.1.Электрические и магнитные поля (10 ч)
1. Решение задач на описание свойств электрического поля: закон Кулона, закон сохранения электрического заряда.
2. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
3. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца.
5.Решение интегрированных задач по материалам ЕГЭ.
4.2.Электромагнитные колебания и волны (10 ч)
Решение задач различных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Решение задач на переменный ток: характеристики переменного тока, электрические машины.
Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн.
Решение задач по геометрической оптике.
Решение интегрированных задач по материалам ЕГЭ.
Тема 5.Квантовая физика (6 ч)
Решение задач различных видов на описание явления фотоэффекта: законы фотоэффекта , уравнение Эйнштейна, фотон, его характеристики.
Решение задач на описание свойств атома : скорость и энергия электрона, виды излучений.
Решение задач на определение продуктов ядерных реакций, применение закона радиоактивного распада.
6.РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (8 ч)
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом .Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Решение вариантов ЕГЭ.
Тематический план
№ Наименование тем курса Всего часов В том числе
лекции самост. практ.
Тема 1 Введение. (2ч)
Правила заполнения
бланков. Особенности экзаменационной
работы по физике 1 0,5 0,5
1.1. Теоретические основы общего подхода к решению произвольной задачи по физике. Классификация физических задач. Этапы решения физических задач.
1
1 Тема 2 Механика 20 2.1. 2.1Кинематика ,динамика и статика
10 2.1.1 Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
2 0,5 1,5
2.1.2 Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил 2
0,5 1,5
2.1.3 Задачи на определение характеристик равновесия физической системы 2 2
2.1.4 Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
2 2
2.1.5 Тренировочные задания текстовой формы интегрированного содержания по механике по материалам ЕГЭ.
Анализ трудных заданий.
2 2 2.2. Законы сохранения в механике
10 2.2.1 Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
2 0,5 0,5 1
2.2.2 Решение задач на закон сохранения импульса и реактивного движения, 2 2
2.2.3 Решение задач на определение работы и мощности 2 0,5 1,5
2.2.4 Решение задач на закон сохранения и превращения энергии 2 0,5 1,5
2.2.5 Решение интегрированных задач по механике по материалам ЕГЭ.
2 2 Тема3 Молекулярная физика и термодинамика
16 3.1 Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
10 3.1.1 Решение задач на определение количественных характеристик молекул газа: количество вещества, молярная масса, число молекул в веществе.
1 1 1
3.1.2 Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния в газах при изопроцессах.
2 0,5 1,5
3.1.3 Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния вещества.
2 0,5 1,5
3.1.4 Решение качественных и количественных задач на описание процессов испарения и конденсации, насыщенного пара, использование графических и экспериментальных задач.
0,5 1,5
3.1.5 Решение задач на определение характеристик твердого тела: удлинение, запас прочности, сила упругости.
2 0,5 0,5 1
3.2 Основы термодинамики 6 3.2.1 Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики 2 0,5
1,5
3.2.2. Решение задач на определение КПД тепловых двигателей.
2 0,5 1,5
3.2.3 Решение интегрированных задач по материалам ЕГЭ
2 2 Тема 4. Электродинамика 20 4.1 Электрические и магнитные поля 10 4.1.1. Решение задач на описание свойств электрического поля: закон Кулона, закон сохранения электрического заряда 2 0,5 1,5
4.1.2. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией 2 0,5 0,5 1
4.1.3 Решение задач на описание систем конденсаторов 2 0,5 1,5
4.1.4 Решение интегрированных задач по материалам ЕГЭ.
2 2 4.2 Электромагнитные колебания и волны
10 4.2.1 Решение задач различных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. 2 0,5 1,5
4.2.2 Решение задач на переменный ток: характеристики переменного тока, электрические машины.
2
0,5 1,5
4.2.3 Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн 2 1 1
4.2.4 Решение задач по геометрической оптике 2 1 1
4.2.5 Решение интегрированных задач по материалам ЕГЭ 2 2 Тема 5.
Квантовая физика
6 5.1. Решение задач различных видов на описание явления фотоэффекта: законы фотоэффекта , уравнение Эйнштейна, фотон, его характеристики 2 0,5 0,5 1
5.2 Решение задач на описание свойств атома : скорость и энергия электрона, виды излучений. 2 0,5 0,5 1
5.3 Решение задач на определение продуктов ядерных реакций, применение закона радиоактивного распада.
2 1 1
6. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 8 6.1 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом 2 1 1
6.2 Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом 2 1 1
6.3 Решение вариантов ЕГЭ. 2 2 6.4 Анализ трудных заданий 2 2
Итого 72 ч. 7,5ч 25,5ч 39ч
Литература
Г.Я.Мякишев , А.З.Синяков. Физика. Учебник для углубленного изучения физики. Дрофа.М.2002 г.
Г.А.Бендриков.Б.Б. Буховцев. Задачи по физике. (для поступающих в Вузы)М. ФИЗМАТЛИТ.2005 г.
Л.П.Баканина. В.Е.Белонучкин.С.М.Козел. Сборник задач по физике. М.Вербум-М. 2005.г.