Базы данных и системы управления базами данных.
Класс: 9 .
Форма проведения: Объяснение нового материала.
Тема: Базы данных и системы управления базами данных.
Цель: Сформировать у учащихся знания о базах данных и системах управления базами данных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать у учащихся представление о базах данных и системах управления базами данных, их применение.
Воспитательные: Продолжать воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость.
Развивающие: Развитие знания у учащихся в области информационных технологий.
Методы: словесный (рассказ, объяснение, диалог), наглядный.
Оборудование: Презентация.
План урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Успокоились. Достали все тетради, книги, ручки и дневники. Садитесь.
(проверка отсутствующих).
Здравствуйте.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы проходили тему: «Информационные модели управления объектами». Повторим некоторые моменты.
Значит, информацию из внешнего мира мы получаем с помощью органов чувств, затем эту информацию обрабатываем и используем. Так?
Что же такое управление?
Какие в процессе управления вы знаете объекты?
Приведите мне примеры управления.
Какие каналы связи вы знаете?
Нарисуйте их схему на доске.
Что такое обратная связь в процессе управления?
Что вы можете сказать о линейной последовательности команд?
А какой можете привести пример?
А что вы можете мне сказать про систему обратной связи?
А что вы можете сказать о примере с милиционером-регулировщиком?
А теперь приведите мне примеры с прямым и обратным каналами связи.
Да.
Управление – это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.
Управляющий, управляемый.
Человек-телевизор.
Хозяин-собака.
Светофор-автомобиль.
Прямой и обратный каналы связи.
Рисуют.
Обратная связь – процесс передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему.
В управлении без обратной связи алгоритм представляет собой линейную последовательность команд.
Огни светофора горят постоянно в линейной последовательности: красный, желтый, зеленый, желтый, красный.
Любую систему с обратной связью можно рассматривать как симметричную систему. То есть наличие обратной связи приводит к тому, что субъект и объект управления меняются местами.
Объяснение его работы.
Приводят примеры и объясняют их.
3. Объяснение нового материала.
Молодцы! Все хорошо потрудились. Приступаем к новой теме. Открываем тетради и пишем тему сегодняшнего урока: «Базы данных и системы управления базами данных». Для чего они нужны?
Для обработки и хранения больших объемов информации используются базы данных. Например,
Телефонный справочник- БД, в которой хранится информация об организациях (адрес, телефон).
Записная книжка- БД, в нее мы записываем информацию о людях (фамилия, имя, адрес, телефон).
Библиотечный каталог – БД, которая хранит информацию о книгах (название, автор, год издания).
Из этих примеров, что вы можете сказать об информации, которая хранится в каждой базе?
Да, каждая база данных хранит информацию о большом количестве объектов одинакового типа (организациях, людях, книгах).
Запишем определение:
БД позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств.
Раньше вся информация хранилась на бумаге, но это бывает не всегда удобно, поэтому современным средством хранения и обработки баз данных является компьютер.
Рассмотрим классификацию баз данных:
по содержанию хранимой информации:
Фактографические БД - содержат данные, представленные в краткой форме. (БД книжного фонда библиотеки).
Документальные БД – содержат обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую. (архивы судебных дел, архив исторических документов).
По способу хранения данных:
Централизованные БД – БД хранится на одном компьютере.
Распределенные БД – информация хранится частями на разных компьютерах.
По структуре модели данных:
Иерархическая БД
Сетевая БД
Табличная БД.
Рассмотрим табличную форму представления баз данных.
В чем же их преимущество?
Да, правильно. С табличной информацией мы имеем дело каждый день. Что это может быть?
Дневник является табличной БД?
Дневник, является базой данных, журнал тоже, ведь это все таблицы.
Запишем:
В табличных БД строка таблицы называется записью, а столбец - полем.
Запишем:
Ключевое поле – это поле, значения которого однозначно определяют запись в таблице.
Рассмотрим пример БД «Книжный фонд библиотеки».
В библиотеке очень много книг. Разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания. Например, в библиотеке много книг Угриновича «Информатика», как определить что это не одна книга, а то что их много?
Да, инвентарный номер у каждой книги свой. Он то и является ключом.
С каждым полем связано еще одно очень важное свойство: тип поля.
Запишем:
Тип определяет множество значений, которое может принимать данное поле в различных записях.
В табличных БД используются 4 основных типа полей:
1. числовой
2. символьный
3. дата
4. логический.
А сейчас, рассмотрим примеры таких таблиц, и вы мне назовете каждый тип.
Значит, от типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими нельзя.
Перейдем к формам в БД.
Записи в БД можно редактировать и просматривать в виде таблицы, но порой, при больших таблицах, это неудобно. В таких то случаях и используют формы.
Форма отображает 1 запись в удобном для пользователя виде.
Создание БД, а также операция поиска и сортировки данных выполняется специальными программами – системами управления базами данных.
Запишем: ПО предназначенное для работы с БД, называется СУБД.
Создание БД с использованием СУБД начинается с создания полей БД, установки типов и ввода имен полей. Затем в режиме таблица или форма производится ввод, просмотр и редактирование записей БД.
Думают.
Одинаковая.
Записывают.
Записывают для себя в тетради.
Удобно. Понятно. Быстро.
Молчание.
Возникает спор.
Записывают. Рассматривают и объясняют на примерах.
По номеру.
Отвечают.
Записывают.
Пишут.
Представлена презентация, по которой они работают.
Рассматривают примеры, представленные в презентации.
4. Подведение итогов.
Все поняли данную тему? Есть ко мне вопросы?
5. Домашнее задание
В таком случае открываем дневники и пишем домашнее задание:
§4.1, читать конспекты.
Урок окончен. До свидания.
Записывают домашнее задание.
До свидания.
15