Основные понятия базы данных. Система управления базами данных.
Тема урока: Основные понятия базы данных. Этапы проектирования базы данных.
Тип урока: Урок лекция.
Цели урока:
Раскрыть сущность понятия база данных;
Рассмотреть основные понятия базы данных;
Познакомиться с типами баз данных;
Развитие внимания, памяти.
План урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Подведение итогов.
Постановка домашнего задания.
Содержание урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Любой из нас, начиная с раннего детства, многократно сталкивался с «базами данных». Это – всевозможные справочники (например, телефонный), энциклопедии и т.д. Записная книжка – это тоже база данных, которая есть у каждого из нас.
Базы данных представляют собой информационные модели, содержащие данные об объектах и их свойствах. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств.
Например, база данных «Записная книжка» хранит информацию о людях, каждый из которых имеет фамилию, имя, телефон и т. д. Библиотечный каталог хранит информацию о книгах, каждая из которых имеет название, автора, год издания и т.д.
Информация в базах данных хранится в упорядоченном виде. Так, в записной книжке все записи упорядочены по алфавиту, а в библиотечном каталоге – либо по алфавиту (алфавитный каталог), либо по области знания (предметный каталог).
База данных (БД) – это систематизированное хранилище информации определенной предметной области, к которым могут иметь доступ много прикладных программ.
Система управления базами данных (СУБД) – это программные средства для создания, ведения и использования базы данных.
Основные возможности СУБД:
Введение данных, обновление, пополнение и расширение БД;
Вывод полной и достоверной информации на запросы;
Средства защиты информации в СУБД;
Высокая надежность хранения информации.
Типы БД:
Реляционные БД
Это базы данных, данные в которых представлены в виде таблиц, с помощью которых можно описать предметную область.
Иерархические БД
В иерархической базе данных все элементы располагаются в последовательности от высшего к низшему.
Сетевые БД
В сетевой базе данных к вертикальным иерархическим связям добавляются горизонтальные. Поэтому сетевая БД отличается большей гибкостью при поиске необходимых данных.
В настоящее время используются преимущественно реляционные базы данных: Microsoft Access, Corel Paradox, Oracle, SQL Server.
Мы с вами познакомимся с реляционной базой данных Microsoft Access. На первый взгляд интерфейс Access кажется необозримым. Поэтому очень важно последовательно уяснить себе основные возможности, которые предоставляет вам Access, и общую логику интерфейса.
Средствами Access вы проводите следующие операции:
Проектирование базовых объектов – двумерных таблиц, с разными типами данных(т.е прежде чем заполнять данными таблицу, надо создать ее макет).
Установление связей между таблицами, с поддержкой целостности данных, каскадного обновления полей и каскадного удаления записей.
Ввод, хранение, просмотр, сортировка, модификация и выборка данных из таблиц с использованием различных средств контроля информации.
Создание форм, запросов, отчетов.
Окно базы данных – один из главных элементов интерфейса Access. Здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули.
Таблицы.
В базах данных вся информация хранится в двумерных таблицах. Это базовый объект БД, все остальные объекты создаются на основе существующих таблиц (производные объекты). Каждая строка в таблице – запись БД, а столбец – поле. Запись содержит набор данных об одном объекте, а поле – однородные данные обо всех объектах.
Запросы.
В СУБД запросы являются важнейшим инструментом. Главное предназначение запросов – отбор данных на основании заданных условий. С помощью запроса из базы данных можно выбрать информацию. Удовлетворяющую определенным условиям.
Формы.
Формы, позволяют отображать данные, содержащиеся в таблицах или запросах, в более удобном для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а так же редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты.
Отчёты.
Отчёты предназначены для печати данных содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.
Макросы.
Макросы служат для автоматизации повторяющихся операций.
Модули.
Служат для автоматизации работы с базами данных. Модули ёще называют процедурами обработки событий.
Подведение итогов.
Спросить у учащихся, что было не понятно при изучении нового материала.
Задать учащимся несколько вопросов по изученной теме:
Что представляют собой базы данных?
Приведите пример известных вам баз данных?
Для чего применяются базы данных?
Какими возможностями обладают базы данных?
Какие бывают типы баз данных?
С какой базой данных мы познакомились с вами на сегодняшнем уроке?
Постановка домашнего задания.
15