Конспект урока:«Ты и твои друзья»
КОНСПЕКТ
классного часа
«ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ"
для учащихся 1 класса
Юрлова Л.А.
Цели урока:
1. Подчеркнуть роль общения и взаимосвязи людей как основы существования человечества.
2. Воспитывать бережное отношение к своим друзьям, ко всем людям.
Задачи:
формирование представлений о понятиях «дружба», «друг»
развитие когнитивных и речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия
создание положительной эмоциональной атмосферы в классе
Оборудование:
Мультимедийное устройство и ноутбук
Карточки с пословицами
Рисунок дома
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
Урок начинается с прослушивания "Песенки друзей" (видео)
- Определите тему сегодняшнего урока.
Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обобщает ответы детей:
- Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться жить дружно. (Презентация, кадр № 1)
- Продолжите предложение: Дружба - это ...
Выслушиваются ответы детей, учитель обобщает ответы, подводит итог:
- Вопрос кажется совсем простым, но так трудно на него отвечать. Я попыталась найти ответ на этот вопрос в стихах. Послушайте стихотворение "Монолог о дружбе", может оно поможет найти нам ответ на этот вопрос.
Дети читают отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе» (Стихотворение читают подготовленные дети)
1. Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
2. Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год
3. Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
4. Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
- Что же такое дружба, по мнению автора?
3. Совместное открытие новых знаний
- О дружбе сложено много пословиц и поговорок.
Задание в группах "Собери пословицу»
Детям дано начало пословицы, они должны найти конец пословицы, склеить обе части. Затем проверить себя по учебнику и объяснить одну из пословиц.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Один - за всех, все - за одного.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- А можно ли такую ситуацию назвать дружбой?
Инсценировка
Однажды Саша принёс в школу электронную игру, нему тут же подбежал
Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!"
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. - Я буду с ним играть.
На другой день Денис принёс в класс красивую машинку и опять первым возле него оказался Максим.
- Я твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.
Но тут подошёл Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у
него машинка. Сегодня я с Денисом дружу!
- Можно ли считать Максима настоящим другом? Почему?
Учитель обобщает ответы детей и делает вывод.
- Дружить нужно не потому, что у друга есть машинка или шоколадка, не потому, что это выгодно, а потому, что человек тебе близок, близки его интересы.
- Как же сберечь дружбу, не разрушить ее? Как надо себя вести?
(Презентация, кадр №2)
- С кем из этих ребят хочется дружить? Обведи рисунок. Объясните почему.
- Продолжите предложение: Дружба начинается ... (с улыбки) (Презентация, кадр№3)
Физкультминутка. Дети встают и под песню "Улыбка" выполняют задание.
- Улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу слева. Пожмите ручку соседу слева, а теперь соседу справа. Погладьте по плечу соседа слева, а затем соседа справа.
- А теперь давайте возьмемся все за руки и подарим друг другу тепло своих ладошек.
Учитель читает строки из песни (музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского)
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо - руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!
Обогрейте словом, обласкайте взглядом -
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!
- Понравились вам, ребята, такие добрые отношения? Назовите главное правило дружбы. Надо быть добрым, приветливым, улыбчивым.
- Недавно в классе я наблюдала такую ситуацию. Девочки рисовали фломастерами, к ним подошла другая девочка и стала просить: "Я тоже хочу рисовать. Дайте мне фломастеры. Ну, пожалуйста, дайте! Я ведь уже пожалуйста сказала". Она говорила это очень громко, настойчиво. А девочки все равно не дали ей фломастеры. Почему?
- Послушайте отрывок из рассказа В. Осеевой "Волшебное слово" и он поможет вам ответить на вопрос. (Презентация, слайд № 4,5)
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!.."
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Какую тебе?
- Какое новое правило дружбы мы открыли?
Чаще говорить вежливые слова, учиться говорить их правильно - тихим голосом, глядя прямо в глаза... (Презентация, кадр № 6)
- А что посоветуем девочкам, у которых были фломастеры? (Не жадничать.) (Презентация, кадр № 7)
- А еще бывает так.
(инсценировка)
- Кто кого обидел первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- Из-за чего поссорились два друга?
- Прочитайте еще одно правило дружбы
Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними мирно.
Чаще говори: давай дружить, давай играть. (Презентация, кадр № 8)
4. Самостоятельное применение знаний
1) Рабочая тетрадь, задание № 3.
- Рассмотри рисунки и придумай по ним правила общения с друзьями. Отметьте картинки, где дети поступают правильно.
2) Разыгрывание ситуаций:
- Попробуйте сейчас у своего друга что-то попросить.
- Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться.
- Поговори по телефону со своим другом и уговори его пойти гулять, а не смотреть телевизор.
5. Итог урока
- Вспомните тему нашего урока.
- Что мы узнали на уроке нового?
- Был ли этот урок вам полезен? Чем?
- Какие правила дружбы назвали на уроке? Давайте еще раз их вспомним.
6. Построение дома дружбы
- Мы проводим в школе много времени, школа - наш второй дом. А в доме должно быть уютно и комфортно. Какими качествами должны обладать мы и наши друзья, чтобы в этом доме было всем хорошо?
Дети берут "кирпичики", на которых написаны разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.
Любовь, терпение, злость, доброта, взаимоуважение, понимание, равнодушие, сочувствие, жадность, взаимовыручка.
- Ребята, а вы помните главные слова кота Леопольда? Давайте скажем их хором. (Ребята, давайте жить дружно)
- Старайтесь их вспоминать чаще.
7. Творческое домашнее задание
Нарисовать портрет друга и сочинить рассказ о нем.
Используемая литература
1. Окружающий мир ("Я и мир вокруг"). 1 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.
2. Образовательная система "Школа2100". Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителей 1-го класса. - М.: Баласс, 2011.
3. интернет-ресурсы
http://megalyrics.ru