Мастер класс. «Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах»
Мастер класс.
«Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальных классах»
Литература.
. Каковы ваши ассоциации, когда слышите это слово …..
. Является ли урок литературного чтения любимым у детей? Более 60% учащихся не любят и не хотят читать. А читая, не понимают смысл прочитанного.
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
.Слово - уникальный ведущий инструмент в речи, таит в себе загадки, смысл, внутренний смысл, слово несёт информацию
Знакомое слово УРОК
Урок это из толкового словаря Ожегова это…., а если заглянуть глубже. У—РОК, рок это судьба, у судьбы, каждый урок несёт смысл жизни, судьбоносное значение. Зная это, будем к уроку относиться иначе.
ВДОХНОВЕНИЕ. Давайте вместе поговорим о слове ВДОХНОВЕНИЕ, ВДОХ—НОВЕНИЕ, новый вдох и новые ощущения, переживания, эмоции.
Работа в группе
А теперь каждая группа поработает со словом
НАСТРОЕНИЕ, нас трое, на строен (душа, мысли, лицо, характер)
ЯБЕДА я- беда хочу поделиться бедой
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ литературный термин (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым). Лицо - творить, характер.
ВЫВОД. Зачем мы выполняли это задание? Каждое слово несёт информацию, нужно помнить то, что мы говорим
. «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
(Шалва Амонашвили).
Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное.
Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.
Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Таким образом, на учителе литературы лежит большая ответственность – открыть школьнику настоящую литературу, т.е.
научить его понимать и ценить художественный текст, слышать голос писателя, понимать язык художественных образов.
Как же этого добиться?
«Можно тысячу раз требовать: Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого.Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е.Н.Ильин.
Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного обучения
Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.
Нет проблем? Учись их создавать!
Сейчас будем учиться создавать проблемы!
Как познакомить маленьких читателей с книгой, чтобы они захотели прочитать её?
Рассказать об этой книге.
Почитать им.
Создать мультфильм.
Придумать игру.
. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?
3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:
По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.
Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.
. Что служит толчком к мыслительной деятельности?
Познавательный процесс востребует определенные операции: сопоставление, анализ, выделение существенных признаков и др. Однако, этот процесс не проходит сам по себе. С психологической точки зрения он требует определенного возбуждения мышления, умственной активности учащихся. Толчком к мышлению выступают возникшие на основе восприятия познавательные задачи, парадоксальные положения, удивления и т.д.
Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям.
Рассмотрим на примере небольшого текста.
Текст «Одуванчик»
1. Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
Текст сам задаёт вопрос. Учитель только делает паузу.
Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.
Чем больше ответов, тем лучше. А теперь сравниваем свои ответы с текстом.
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он на ветру?
(Т.Белозё «Кошка»
2. Что ты, кошка, сторожишь?
Текст задаёт вопрос.
Попробуйте поразмышлять. Что может сторожить кошка?
Сравните свой ответ с текстом.
Узнаем, чей ответ совпал с ответом автора. - Сторожу у норки мышь!
КАКОЙ ВОПРОС ещё ВЫ ЗАДАДИТЕ?
Как вы думаете, для чего кошка сторожит у норки мышку? Посмотрите, какой оригинальный ответ даёт автор. Выйдет мышка невзначай.
Приглашу её на чай!
Зачем мы читали текст
Вопрос 3. Зачем учитель на уроках литературного чтения ставит проблемные вопросы?
Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления, творческого развития
В практике, работая по литературному образованию с первого класса, я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
«Ива»
1.Плачет ива у обрыва.
В этом тексте нет вопроса, но что захотелось спросить у текста?
Придумайте свой вопрос
ВОПРОС - Почему ива плачет? Кто её обидел?
Кем обижена ты ива?
Придумайте свои ответы. Сравните с ответом текста.
Видно, ветер, по привычке,
Дёрнул иву за косички.
(В.Бирюков)
Сказка “Петушок – золотой гребешок”,
Какую вы поставите проблемную ситуацию.
Работая в первом классе, анализируя эту сказку перед детьми, ставлю следующую проблемную ситуацию:
“Почему петушок не послушался кота и дрозда и выглядывал в окошко?”
Назовите варианты решения этой проблемы.
(Любопытный, хотел увидеть мир, любил, чтобы его хвалили, было скучно, не знал чем заняться, бездельник, не послушный, Так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста и через проблемные задачи, решаемые детьми.
Какие бы вы вопросы задали?
Сравним два вопроса к рассказу Н. Артюховой “Трусиха”:
1. Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?
2. Почему Валя выбежала навстречу псу?
Первый вопрос хотя и настраивает не сравнение поведения Вали и ребят, но на уровне констатации факта.
Второй вопрос требует размышления, оценки мысли ученика, направленной на решение проблемной ситуации, он решает эту проблему, опираясь на свой жизненный опыт, на знание ситуации.
В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.
«Кот ворюга» К. Паустовский.
Какое задание вы хотите выполнить?
Перед вами текст, какие вопросы вы зададите?
Рефлексия.
Зачем вы выполняли эти задания?
Зачем детям выполнять эти задания?