Технологическая карта урока музыки «Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Образы Анитры и Сольвейг»

Технологическая карта урока музыки по теме:
Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Образы Анитры и Сольвейг.
Раздел «В музыкальном театре»
Тип урока: открытие нового знания
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок – концерт.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области «Музыка» по теме сюита «Пер Гюнт» Э.Грига.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
формирование целостного взгляда на мир;
воспитывать любовь к музыке народов мира;
развивать мышление,воображение,кругозор.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
расширить представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства;
нацелить учащихся на то, что каждому из действующих лиц соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов сюиты;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование основ музыкальной культуры;
воспитывать навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, умение анализировать её содержание;
обучение вокально-хоровым навыкам;
умение исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки;
умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Планируемый результат деятельности:
- понимание чувств, мыслей музыкального произведения, желание размышлять о добре и зле;
- получение представлений о любви как о высшем человеческом качестве;
- желание поделиться своим восприятием художественного произведения с близкими;
- понимание самого себя, своей «значимости», желание выразить состояние своей души;
- оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов;
- накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.


Методы:
музыкальных обобщений,
эмоциональной драматургии,
ассоциативных связей.
Технические средства обучения:
музыкальный центр,
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран,
синтезатор.
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
Технология развивающего обучения.
Технология педагогики сотрудничества.
Информационно-коммуникационная технология.
Технология проблемного обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Индивидуально-ориентированная технология.
Технология креативного обучения.




№ п/п
Этапы урока и задачи
Художественно-педагогическая деятельность учителя
Художественно-эстетическая деятельность учащихся
Формирование УУД

1.
Организационный момент

(слайд 1)

Эмоциональный настрой учащихся на деятельность.




Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение от тоники к доминанте
Учитель: Я поздравляю вас с началом 4 четверти. Это последняя четверть в этом учебном году. Закончив ее, вы повзрослеете на год и перейдете в 4 класс. Но перед этим вам предстоит узнать много нового и интересного. Мы продолжим начатую тему «В концертном зале».
Понравилась ли вам музыку, под которую вы входили в зал? А как бы вы ее называли?


Вход учащихся под музыку «Утро» Э.Грига

Ответное приветствие учащихся:«Здравствуйте» (по нисходящему трезвучию)











Свободное высказывание своих предположений учащимися

Личностные УУД
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.












Регулятивные УУД
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.


2.
Актуализация темы

(слайд 2)

Подготовка проблемной ситуации


















(слайд 3)






(слайд 4)



(слайды 5, 6, 7, 8, 9)










Работа над осмыслением содержания музыки.
Цель: создание условий для интонационного настроя на ощущение красоты, гармонии в музыке и сопричастности к ней.

(слайд 10)

















Художественное восприятие, художественный анализ Танца Анитры»
Цель: создание условий для размышления, принятия и воплощения образа через исполнение


(слайд 11)
















(слайд 12, 13)


Художественное восприятие, художественный анализ «Песни Сольвейг»
Цель: Создание условий для художественного восприятия произведения; осознание ценности совместной деятельности.
































(слайд 14)




(слайд 15)




(слайд 16)






(слайд 17)

(слайд18)


(слайд19,20,21,22, 23)
Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Это поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба! Но свет далекой родины притягивает Пера
Ответьте на мой вопрос, что такое драма?
Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт».
- Что же такое сюита?





-Как вы думаете, какому герою сказки посвящена эта музыка?

Посмотрите на слайд и постарайтесь охарактеризовать его.

Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину.
Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял. Эдвард Григ передал в своей музыке огромную любовь к суровой, северной природе Норвегии, которую вы сейчас увидите (показ слайдов с природой Норвегии). И среди берегов с глубокими ущельями и скал , которые покрыты лесами, а берега изрезаны фиордами жил крестьянин Пер Гюнт со своей матерью в небольшом домишке.
Как получилось у Эдварда Грига передать образ норвежского утра?




Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или танцевальности?





Какие средства выразительности он для этого использует?












Итак главный герой сюиты Пер Гюнт, норвежский крестьянин покидает родную деревню и отправляется в путешествие в дальние страны в поисках счастья. Путешествуя по Аравийской пустыне, он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, восточная красавица Анитра развлекает Пера. Попробуйте присоединиться к музыке голосом, «пропеть» ее движениями своего тела.

Почему композитор для характеристики Анитры выбрал жанр танец?
Какую интонацию вложил композитор в эту мелодию?
Как вы думаете какой характера у Анитры?
Почему вы так думаете?
Какие инструменты симфонического оркестра исполнили легкую, отрывистую и напевную мелодии?

А сейчас мы познакомимся с образом Сольвейг, которая ждала Пера 40 лет. Если бы вы были композиторами, какими музыкальными красками нарисовали бы портрет этой преданной девушки?
А сейчас я предлагаю вам встать на место композитора Эдварда Грига и самим выбрать средства художественной выразительности для образ Сольвейг. Для этого разделимся на подгруппы. Каждая подгруппа получает один из терминов, обсуждает его и выберет правильный ответ на доске.


(Подходит к подгруппам, раздает карточки с терминами, следит за обсуждением).



(Помогает прикрепить выбранные карточки с терминами к доске, мотивирует свободные высказывания учеников, комментирует в случае необходимости).

А сейчас прозвучит «Песня Сольвейг Э. Грига. После ее прослушивания поделитесь своими ощущениями.
О чем поет Сольвейг?
Какие интонации вы услышали?
Какие чувства Сольвейг передала такая интонация?
Как здорово, что вы это почувствовали!
А почему появилась контрастная, подвижная и светлая мелодия?
Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа Сольвейг? Проанализируем, совпали ли музыкальные краски Эдварда Грига, которыми он изобразил Сольвейг с нашими?
А теперь переключите свое внимание на картину. Как вы думаете, о чем эта картина?
( на слайде картина Васильева «Ожидание»).
Рассмотрите следующую картину известного художника Николая Рериха «За морями земли великие». Что вы видите на этой картине?
А вот скульптура, которая находится в Мурманске - российском портовом городе. Как вы думаете, кого ждет или провожает эта девушка? Кому она машет рукой?
Образу Анитры или Сольвейг созвучны образы этих девушек и почему?
Да. Образ верной, преданной, любящей женщины всегда был очень почитаем в искусстве. И не только в музыке. Но и в живописи и в скульптуре.
Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Анитры или Сольвейг? А какая героиня понравился больше?
Почему?
Я предлагаю вам дома выполнить творческое задание: нарисовать Анитру или Сольвейг. Постараться передать в своем рисунке красками эти удивительные образы. Потом устроим в кабинете музыки выставку ваших работ.
Я надеюсь, все ребята любят рисовать?
На прошлом уроке мы даже начали с вами учить песню, которая называется
Кто написал музыку к этой песне?
А кто написал слова?
(Разучивание второго куплета. Работа над дикцией, ритмом, мелодией).








Дается понятие драмы
( чтение текста со слайда):
Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене.

Дается понятие сюиты (чтение текста со слайда): сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.
Главному герою – Перу Гюнту.
Главный герой – Пер Гюнт веселый, молодой парень.





Учащиеся слушают «Утро» Э.Грига и рассматривают слайды, изображающие норвежскую природу.

Предполагаемые ответы детей:
- музыка светлая, мягкая, нежная, завораживающая, волшебная. Даже слышно, как солнце встает, пробуждается спящая природа.

Больше песенности -хочется подпеть, маршевости нет вообще, есть танцевальностъ, можно станцевать под такую мелодию, например, танец распускающегося цветка

(Вызывается один учащийся по желанию и выбирает на доске нужные карточки с музыкальными терминами. Остальные могут с места ему помочь, назвав правильный ответ.

Мелодия – плавная.
Ритм – ровный.
Регистр – высокий, средний.
Темп - медленный, спокойный.
Динамика - тихо, очень тихо.








Слушание в исполнении симфонического оркестра «Танца Анитры». Пластическая импровизация под музыку.

Потому что танцем, она увлекает Пера


Дети: Легкую, грациозную, танцевальную.

(Дети дают предполагаемую характеристику Анитры)

Так как музыка очень капризная и изменчива.
Струнные инструменты.


Рассматривают слайды презентации, посвященные Сольвейг.








Ученики делятся на семь подгрупп по числу средств художественной выразительности: мелодия, регистр, ритм, темп, жанр, характер, динамика. По мере выполнения задания, по очереди подходят к доске и выбирают нужные термины, аргументируя своё мнение: мелодия – плавная; регистр – средний; ритм – ровный; темп – умеренный; жанр – песня; характер: печальный, нежный; динамика – не огромко.


Слушают 1 куплет «Песни Сольвейг» в исполнении вокалистки и симфонического оркестра.

Она поет о любви к Перу.
Протяжные, мелодичные, печальные, нежные.
Страдание, печаль, волнение.

Эта мелодия передает надежду на встречу.

(Отвечают, анализируя музыку и аргументируя свои ответы).

О разлуке. Женщина ожидает кого- то. Она вглядывается в темноту.
В ее глазах, которые смотрят вдаль, теплится надежда.

Свободное высказывание детей.


Образы этих девушек созвучны Сольвейг, ведь они тоже ждут, надеются и верят.


Свободное высказывание детей.



(Дети сами определяют, чей образ будут воплощать в рисунке).




«Дети любят рисовать».

КомпозиторВладимир Шаинский.
Писатель и поэт Эдуард Успенский.
Коммуникативные УУД
Участие в коллективном пении.

Регулятивные УУД
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные УУД
Учатся работать с печатным текстом.

Познавательные УУД
Учатся понимать
особенности музыкального театра.



Регулятивные УУД
Учатся воспринимать музыку как образное искусство

Познавательные УУД
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД
Учатся строить понятные аргументированные высказывания.



Познавательные УУД
Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.




Коммуникативные УУД
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД
Развитие умения осмысливать полученную информацию.




Познавательные УУД
Формирование умения излагать свою точку зрения.
Развитие умения глубже понимать смысл произведения.












Коммуникативные УУД
Участие в коллективном пении.






Обобщение урока и вывод.
Рефлексивный анализ.
Цель: создание условий для личной рефлексии для каждого ученика.

(слайд 24, 25, 26)



















(слайд 27)

С какими музыкальными образами мы познакомились сегодня?


Назовите произведение и композитора, написавшего эту удивительную музыку.
Какова цель композитора, создавшего такие разные музыкальные образы?
Он заглянул в душу и правдиво передал внутренний мир каждого героя

С каким из прослушанных сегодня произведений вы познакомили бы своих близких?
Мне очень радостно, что музыка Э.Грига оставила след в вашей душе!

На следующем уроке мы продолжим знакомство с творчеством немецкого композитора Людвига ван Бетховена. И чтобы освежить свои знания о нем, предлагаю дома отгадать кроссворд об этом композиторе.
А теперь попрощаемся на музыкальном языке (учитель поет свои фразы поступенно от тоники к доминанте):
Прозвенел звонок -
До свидания, ребята -

Сегодня мы познакомились с непохожими друг на друга женскими образами - восточной танцовщицей Анитрой и девушкой из норвежской деревни Сольвейг.

Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига.


Он хотел передать характеры и чувства людей.




Самоопределение детей.




(Несколько детей помогают учителю раздать карточки с кроссвордом).






(дети отвечают в нисходящем движении от доминанты к тонике):
- Кончился урок.
- До свидания.

Выходят из кабинета под пьесу Людвига ван Бетховена «К Элизе».


Регулятивные УУД
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность