Программа детской общественной организации Республика цветов
Прогимназия НГДУ «Ямашнефть» ОАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина.
Программа детской школьной организации
«Республика Цветов»
Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» ОАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина.
2014-2015 год.
Составила:
Педагог-организатор Крайнова М.И.
Пояснительная записка
Развитие современного общества предъявляет особые требования к социализации личности ребенка, к развитию ребенка в процессе его взаимодействия с обществом, усвоения и воспроизводства культуры данного общества. Социализация протекает во взаимодействии детей с огромным количеством разнообразных условий; она может быть стихийной, относительно направленной и относительно социально контролируемой, т.е. управляемой, что особенно, можно связать с процессом обучения и воспитания. Одной из форм управления социализации является детское движение. Такое движение, по Л.В.Алиевой, - это социально - педагогическое явление, которое представляет собой особым образом организованную деятельность детей, социально обусловленную, общественно и личностно занимаемую, направленную на удовлетворение потребностей ребенка в самостоятельности, общении, самореализации, самоопределении, изменении своего социального статуса и ориентированную на реализацию какой либо идеи или цели. Особой формой детского движения является детская организация.
В 90-х годах стало возрождаться детское общественное движение – создаются и функционируют детские организации, различные школьные объединения. В практике образовательных учреждений наблюдаются разные модели детских общественных организаций. Основной их чертой должна быть постановка детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей её организации. Но опыт создания школьного самоуправления, даже очень удачный, нельзя механически переносить из школы в школу, ибо этот опыт индивидуален, зависит от специфики учебного заведения.
Специфика нашего учебного заведения, а у нас начальная школа, побудила придумать особенную, интересную для детей младшего школьного возраста, модель детской организации. Посовещавшись с педагогами и ребятами, решили – у нас будет Республика Цветов. Ведь цветы – это самое прекрасное творение природы. Для человека цветы всегда были символом совершенства, гармонии.
19 марта 1999 года провели Учредительную конференцию Республики Цветов. Теперь у нас не классы, а цветочные города: г. Ромашек, г. Колокольчиков, г. Ландышей, г. Одуванчиков.
Цели:
Создание условий для развития креативной, нравственной, здоровой личности, обладающей чувством гражданской ответственности за себя и перед обществом, способной преобразовывать существующую действительность.
Задачи:
Создать условия для раскрытия потенциала и способностей детей через многообразие сфер деятельности.
Способствовать формированию потребности у ребенка в самоактуализации, самоопределении и самореализации.
Воспитывать уважение к закону, нормам и традициям коллективной деятельности.
Развивать личность в духе общечеловеческих ценностей.
Способствовать формированию гражданской позиции, навыкам конструктивного взаимодействия.
Конструктивные взаимодействия это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности.
Создавать условия для сохранения для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью общества.
Обучать навыкам организаторской деятельности и участию в социально- значимой деятельности.
Содержание программы
Основными видами деятельности в школе являются познавательная, спортивно-оздоровительная и художественно-эстетическая, трудовая - экологическая, работа с родителями. Ведётся работа по трудовому и экологическому воспитанию.
Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления - министерства: министерство образования, культуры, здоровьетворения, экологии и труда, физкультуры и спорта, печати.
Получилось шесть рабочих органов школьного самоуправления. Вместе они образовали правительство Республики Цветов. У каждого члена органов школьного самоуправления есть свои обязанности.
Мэры отвечают за работу министров своих цветочных городов, за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени, за связь класса с общешкольной средой.
Министры образования - за учебные дела класса, за проведение интеллектуальных марафонов, предметных олимпиад, различных игр (КВН, «Что, где, когда?»), за организацию встреч с интересными людьми, за проведение рейдов «Берегите книги» и т.д.
Деятельность министерства культуры: помощь в разработке сценариев мероприятий, проведение конкурсов, концертов, выставок, фестивалей, встреч, поздравление именинников.
Министры здоровьетворения следят за соблюдением санитарно-гигиенических норм, оформляют Уголки здоровья, ведут просветительскую работу.
Министры физкультуры и спорта оказывают помощь в подготовке спортивных мероприятий (Спартакиад, Олимпиад, Зарниц, Веселых стартов), организуют посещение утренней зарядки в школе, проводят физкультминутки,
Министерство экологии и труда заботится о порядке и чистоте в классах и школе, о благоустройстве пришкольных участков, ухаживают за комнатными растениями, огородом на подоконнике, оформляют Уголки природы.
Министры печати оформляют школьный стенд Республики Цветов (освещение текущих событий, объявления, дружеские шаржи, выставки рисунков и веселые задания), помогают в организации конкурсов чтецов. В нашей школе есть своё школьное радио. Ребята готовят радиопередачи, концерты по заявкам, сами являются дикторами.
Нужно заметить, что должности являются сменяемыми, в результате чего все ребята могут проявить себя в той или иной роли.
Министры совместно с президентом периодически собираются на Советы министров, где обсуждаются текущие дела, планы на будущее, распределяются поручения.
Программа деятельности детской организации Республика Цветов.
Содержание программы.
Программа состоит из пяти проектов, каждый из которых предполагает деятельность по следующим основным направлениям:
Учёба
Здоровье
Досуг
Духовность
Экология и труд
Спорт и туризм
В работе по основным направлениям программы используются различные формы деятельности в зависимости от возрастных особенностей членов организации.
I ступень соответствует возрасту учащихся 1 -2 классов
II ступень - возрасту учащихся 3-4 классов.
Проект «Учёба».
Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребёнка. Содержание работы:
I ступень.
принимать участие в интеллектуальных марафона;
участвовать в познавательных играх («Что, где, когда?», Брейн - ринг);
принимать участие в предметных неделях, олимпиадах.
II ступень.
активно помогать одноклассникам в учёбе;
организовывать рейды «Берегите книги»;
участвовать в конкурсе «Ученик года»;
принимать участие в конкурсах чтецов.
Проект «Здоровье»
Цель: укрепление здоровья детей, формирование полезных навыков по оздоровлению, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, Содержание работы:
I ступень.
знать правила личной гигиены;
участвовать в конкурсах рисунков на тему здоровья;
оказывать первую медицинскую помощь в случае простейших травм (укусы, порезы, царапины);
II ступень.
оказывать элементарную помощь при кровотечениях, обмороке, солнечном ударе;
участвовать в акциях против курения, алкоголизма;
правильно собирать аптечку для пешего похода;
знать правила рационального питания.
Проект «Любители природы»
Цель: воспитание сознательного отношения к окружающему миру, природе; уважения к труду, привитие трудовых навыков. Содержание работы:
I ступень.
уметь распознавать ядовитые растения в своей местности;
знать элементарные правила поведения в лесу, на природе;
уметь распознавать не менее 10 видов диких животных (птиц, насекомых, рыб), живущих в своей местности;
принять участие не менее чем в одной экскурсии на природу;
участвовать в трудовых акциях;
II ступень.
распознавать ядовитые растения не менее (цветы, ягоды, грибы):
принять участие не менее чем в 2-х экскурсиях на природу;
уметь распознавать не менее 15 видов домашних и диких животных и птиц и их следы;
участвовать в субботниках, благоустройстве пришкольных участков;
принимать участие в экологических олимпиадах;
заполнять трудовой паспорт своего цветочного города;
своими руками делать кормушки.
Проект Спорт и туризм»
Цель: создание условий для физического развития, приобщение к спорту, туризму.
Содержание работы:
I ступень.
участвовать в спортивных соревнованиях;
знать свои спортивные достижения;
уметь играть в три игры с бегом и в три игры с мячом;
принять участие не менее чем в одном турпоходе.
II ступень.
заниматься в спортивных секциях, кружках;
уметь плавать;
уметь играть в пять игр с бегом и в пять игр с мячом;
знать снаряжение для однодневного пешего похода;
принять участие не менее чем в двух однодневных походах.
Проект «Духовность»
Цель: формирование чувства патриотизма, долга перед своей страной и окружающими людьми. Знакомство с традициями, обычаями и культурой своего родного края.
Содержание работы:
I ступень.
- знать государственные символы своей страны и республики;
проявлять уважение к старшим и заботу о младших;
знать достопримечательности своего города;
участвовать в акциях милосердия;
принимать участие в национальных праздниках, проводимых в школе. II ступень.
знать и уметь трактовать государственные символы своей страны и республики;
оказывать помощь старшим и заботиться о младших;
знать свои права и обязанности;
участвовать в благотворительных акциях;
знать традиции и обряды своего народа.
Проект «Досуг»
Цель: формирование духовной культуры, приобщение к активности и способностей детей. Содержание работы:
I ступень.
знать пять песен и пять плясок;
различать группы музыкальных инструментов;
участвовать в праздниках, утренниках;
принимать участие в конкурсах рисунков.
II ступень.
знать песни и танцы своего народа;
различать звучание инструментов симфонического оркестра;
помогать в организации и участвовать в праздниках, утренниках;
принимать участие в конкурсах, викторинах;
посещать детскую библиотеку.
Педагогическое управление.
Когда создание детской организации ещё в проекте, необходимо задуматься - а для чего же всё это нужно?
Либо для того, чтобы поставить «галочку» в отчётах, потому что «так требуют»... Либо потому, что хочется, чтобы детям в школе стало интереснее, чтобы они многому научились, стали активнее, дружнее... Если второе, то всё должно получиться!
Конечно, там, где нет социальных связей, и взрослые, и дети после уроков разбегаются домой, сложнее наладить работу детского общественного объединения. В тех же школах, где ученики находятся целый день, имеются все условия для создания детской организации. Единственная трудность -отсутствие опыта. Но опыт - дело наживное. Тем более, когда коллектив единомышленников, в первую очередь, руководство, поддерживают начинателя этого замечательного дела.
Младшие школьники находятся в том возрасте, когда без грамотного педагогического руководства их детская организация просто не сможет существовать. Им обязательно нужен рядом творческий, активный лидер - взрослый, организующий, направляющий их деятельность, «горящий» сам и «зажигающий» других. В нашей прогимназии кандидатура на должность президента Республики Цветов была определена - им стал заместитель директора по воспитательной работе.
Администрация школы в лице директора и педагога-организатора, т.е. президента республики, непосредственно координирует работу по взаимодействию педагогического коллектива и детской организации, привлекая педагогов к работе с министерствами Республики Цветов. В результате за каждым министерством закреплён педагог - консультант: с министрами здоровьетворения и министрами спорта - инструктор по физической культуре, министрам печати помогают учителя информатики и ИЗО, министерство образования сотрудничает с завучем по учебной работе, министерство экологии и труда - с экологом.
На еженедельные сборы министров эти педагоги - консультанты собираются вместе с детьми: анализируют проведённую работу за прошедшую неделю, обсуждают планы на следующую, дают поручения. В свою очередь, периодически проводятся совещания этих педагогов с завучем по воспитательной работе, т.е. с президентом Республики Цветов, с целью координации деятельности министерств.
На уровне класса педагогическое руководство осуществляет классный воспитатель, который курирует и направляет деятельность всех министров класса, помогает ребятам в выполнении ими поручений, в решении каких-то возникших текущих проблем.
Нужно отметить, что непосредственную работу ведут не только министры какого-то данного ведомства, но и привлекаются другие учащиеся класса. Т.е. в коллективную деятельность вовлекаются все без исключения школьники. Любое поручение даёт им возможность выступить, пусть во временной, роли министра или исполнителя.
Педагог должен предоставлять ученикам определённую свободу для самостоятельной деятельности, а не чрезмерно опекать, что гасит потребность детей в активном действии, тормозит развитие творческих способностей. Педагог должен стать старшим помощником, товарищем, союзником во всех инициативах и делах членов детской организации.
Педагогу очень важно опираться и привлекать к работе тех ребят, кто является настоящим лидером своего класса и расширять за и гсчёт ядро реальных активистов.
Важно понять, что ученическое самоуправление - это составная часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и этических принципов.
Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагают, что отношения педагогов и
учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и учащимися определённых правил (норм) отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия.
Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, по мнению М.Г. Чупрова и И.Г. Бехталь, осуществляется на трёх уровнях: организационно - методическом, нормативном и социально - психологическом, что в свою очередь предполагает:
на организационно методическом уровне:
выработку перспектив и общей программы действий, согласование отдельных её элементов с акцентом на целях, выбранных самими детьми;
совместную работу детей и педагогов в органах самоуправления, включение детей в решение проблемных управленческих ситуаций;
методическую помощь педагогов органам ученического самоуправления;
на нормативном уровне:
разработку документов, устанавливающих принципы сотрудничества детей и взрослых на основе взаимного сотрудничества и взаимной отчётности; позволяющих органам самоуправления реализовать свои функции; определяющих роль взрослых как гарантов реализации прав детей;
определение компетенции органов самоуправления и чёткое разграничение полномочий при организации конкретной деятельности; на социально психологическом уровне:
установление атмосферы конструктивного диалога педагогов и учащихся, позволяющей наиболее эффективно решать поставленные задачи;
соблюдение этических норм во взаимоотношениях детей и взрослых, основанной на признании интересов и прав каждой из сторон, уважении к чужому мнению, терпимости и стремлении компромиссному решению проблемных ситуаций;
создание творческой обстановки для выражения членами детского сообщества своих интересов и мнений;
повышения уровня педагогической культуры, реализация демократического стиля руководства в отношении учащихся.
Самоуправление - всегда результат длительной, целенаправленной, кропотливой педагогической деятельности, постепенного воспитания у школьников общественной активности, её высшей фазы - инициативы.
Именно от нас, взрослых, зависит то, станет ли детская организация настоящим органом детского самоуправления или превратится в некое подобие бюрократического аппарата с формальными заседаниями и речами.
15