Программа ДОМ Республика цветов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
УСОЛЬСКОГО РАЙОНАИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета _________________
Руководитель_______/___________/
Протокол №_______ от _______15г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________/Вишнякова Г.Д./
Приказ №_____от _____15г.
Рабочая программа
дополнительного образования
«Республика цветов»
для обучающихся 2 – 4-х классов
Автор: Домненко Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
МОУ Мишелевской СОШ №19
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им
стать взрослыми, надо принимать их как
повторение своего детства, чтобы
совершенствоваться самому, надо,
наконец, жить жизнью детей, чтобы
быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Детский организатор в школе должен не только руководить, направлять, но и воспитывать.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
Детское движение необходимо для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия детей в жизни общества, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности. Детская организация «Республика цветов» существует с 2002 года .
Важным условием расширения и совершенствования внеклассной работы является учёба актива, которая проводится один раз в месяц по утверждённому плану. Согласно плану ведётся и учёба мэров « цветочных городо». На линейке по понедельникам подводим итоги недели: какое мероприятие провели, что получилось, над, чем следует поработать, награждаем победителей.
Детский коллектив нашей организации – коллектив, направленный на развитие творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни.
Детская организация помогает каждому ребёнку стать гражданином, своими делами приносить пользу себе, семье, Родине, каждое дело делать творчески, воспитывать любовь к своему краю, Отечеству, умение дружить, приносить добро людям.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а если необходимо приходить к компромиссам, были творческими, активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому развитие самоуправления в детской организации является актуальной социально-педагогической задачей.
В 2015 учебном году разработали программу деятельности детской организации «Республика цветов. Эта программа помогает детям расширить кругозор, развивать стремление к трудовой деятельности, творчеству и выдумке, воспитанию доброты, чуткости, любви к Родине, получить первоначальные сведения об окружающей природе, понять элементарную взаимосвязь предметов и явлений природы, труд людей, жизнь растений, животных и способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитанию личности ребенка. Приобщить детей к мудрому и удивительно богатому народному творчеству и своим историческим корням - задача очень актуальная особенно сейчас, когда приходит понимание, что каждый народ имеет уникальную и неповторимую культуру. Развитие интеллекта, нравственное обогащение, воспитание гражданского сознания и привитие чувства национальной гордости - все это является важнейшими составными единой цели - добиться от ребят осознания себя хранителями и творцами богатств сокровищницы народной культуры.
Школа имеет свои традиции. Это проведение праздника, посвященного Дню Учителя, конкурсов ко Дню матери, 23 февраля, 8 марта, утренников к праздникам 1 мая и 9 мая.
Цель: помочь детям и подросткам объединиться по интересам для улучшения окружающего нас мира, содействовать социальному становлению личности детей и подростков, развитие у них активной жизненной позиции, реализация её в общественно-значимой деятельности, физически развиваться, духовно обогащаться и совершенствоваться.
Задачи обучающие:
- Стимулирование познавательного интереса ребёнка.
-Привить любовь к родному краю, традициям и культуре своего народа;
-Организовать деятельность органов самоуправления, развивать творческую активность.
Задачи развивающие:
-Развивать гражданскую инициативу и понимание важности личного участия в решении актуальных вопросов на уровне школы;
-Развивать творческую личность;
-Сформировать новый тип сознания у детей;
-Развивать лидерские качества.
Задачи воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю, бережное отношение к природе;
Профориентация.
Приобщение учащихся к общественной жизни в социуме;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимосотрудничества.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 4 года с учетом возрастных особенностей. Срок пребывания в объединении ограничен по возрасту с 8 до 11 лет. Учащиеся являются членами отряда своего класса и участвуют в мероприятиях, проводимых детской организацией.
Формы и режим работы детского объединения:
Прежде всего, реальные социально-значимые дела. Их отличают стремление к достижению конкретного результата, полезного как для самих детей, так и окружающих (трудовые десанты, экологические акции, помощь социальным учреждениям и т.д.). Они учат ребят сочувствию, умению заботиться об окружающих людях.
Вторая группа – имитационные игры. Игры помогают ребенку вырабатывать и закреплять опыт общения в коллективе, сформироваться как социально-активной личности, повысить свой уровень внешней и внутренней культуры, раскрыть творческие способности, позволяет проявить заботу о младших.
Третья группа – различные формы досуговой деятельности.
Включение в деятельность по программе происходит поэтапно.
На первом этапе происходит изучение интересов, знакомство взрослого с ребенком, ребенка с другими детьми: знакомство с отрядом: деятельность, история, символика. Включение в деятельность отряда и, как итог, - торжественный прием в объединение на общем сборе «Республика цветов».
На втором этапе ученик становится активным участником социально-значимых и досуговых дел, проходит обучение по направлениям деятельности, проводится анализ его участия в делах отряда.
На третьем этапе подросток становится лидером объединения или организатором дел.
Также в своей работе реализуем следующие
формы работы:
-Экскурсии: обзорные, тематические, целевые.
-Сюжетно-ролевые и познавательные игры и программы.
-Конкурсно - игровые программы, викторины.
-Выставки-занятия.
-Подготовка и проведение праздничных программ по календарю.
-Изготовление поделок, подарков, участие в различных конкурсах и акциях.
-Зарница.
-Встречи.
-Соревнования.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5 часа с обязательными перерывами через каждые 45 минут.
Участники: обучающиеся2-4 классов, члены детских общественных объединений (возраст от 7 до 11 лет)
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Включение в деятельность по программе происходит поэтапно.
«Делай как я» - этап подражания. Действуют по готовому образцу, с помощью старших, копируя их действие, их пример.
Дети в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, проявляют творчество, свой подход к делу.
«Делай сам и вместе с друзьями». Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно, могут сами организовать простейшие игры.
Овладение новыми знаниями и навыками по программе
Повышение уровня знаний учащихся среднего звена.
Способы проверки:
Наблюдение педагогов, проведение бесед, анкет.
Награждение.
Опрос учащихся, педагогов, родителей о деятельности детской организации.
Мониторинг, отслеживание и оценка выполнения и реализации программы:
«Срезовые» - анкета, тест, защита проекта.
Демонстрационные – концерты, выставки, соревнование, конкурс.
2.Содержание программы.
Организационная работа
№ п/п
Мероприятия
Дата
Ответственные
1
Итоги работы детской организации «Республика цветов» за прошедший учебный год, выбор актива.
Сентябрь
Президент «Республики цветов», мэры городов
2
Оформление отрядных уголков.
Сентябрь, октябрь
Совет республики
3
Организация учебы актива (вожатых младших школьников, мэров «цветочных городов», тимуровцев, редколлегий)
В течение уч. года
Президент
5
Сбор «Республики цветов». Прием в ряды «Республики цветов» 2 классы..
Октябрь
Президент
6
Отчетно-выборный сбор «Республики цветов»
Май
Президент, мэры «цветочных городов»
План учебы актива
Месяц
Теория
Практика
Сентябрь
Функции членов редколлегии.
Оформление стенгазеты ко Дню учителя
Октябрь
Методика разучивания песни ДОМ «Республика цветов»
Разучивание песни «Мир похож на цветной луг!»
Ноябрь
Без речёвки скучно нам!
Разучивание современных речевок.
Декабрь
Как оформить открытку?
Оформление праздничной поздравительной открытки к Новому году
Январь
Дела отряда на 2 полугодие
Внесение изменений в планы отрядов на 2 полугодие
Февраль
Армейские фотографии наших пап
Оформление стенгазеты к 23 февраля
Март
В этом празднике есть что-то
Мастер-класс. Изготовление подарков ко дню 8 марта.
Май
Отчетно-выборный сбор ДОМ «Республика цветов»
Мастер-класс по проведению отчетно-выборного сбора
Содержание деятельности:
Общение с природой:
Наблюдения за живой природой;
наблюдения за комнатными растениями и домашними животными;
выход на экскурсии;
выход на природу в выходные дни (наблюдения, фотографирование, сбор лекарственных трав).
Экологические игры:
Праздники на экологические темы: «Витамины на грядке»; «День птиц»; «Золотая осень»; «Царевна Гигиена и её друзья»;
выпуск экологических газет и плакатов;
экологические викторины, конкурсы;
экскурсии практикумы на учебную экологическую тропу..
Формы работы:
1 блок. 1 класс. «Я в этом мире».
2 блок. 2 класс. «Природа – мой дом».
3 блок. 3 класс. «Здоровье и я».
4 блок. 4 класс. «Берегите природу».
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения. Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения программы «Республика цветов»
Личностные результаты:
развитие нравственных качеств;
формирование межличностных отношений;
развитие трудовых навыков.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
знакомство с основами проектной деятельности;
овладение первоначальными оформительскими навыками;
развитие творческих и литературных способностей;
получение знаний о Родине и родном крае;
получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культуре, культурных ценностях;
знакомство с произведениями русских композиторов, художников и творчеством народных умельцев;
работа со словарями.
Регулятивный УУД
обучение планированию своей деятельности;
подготовка и презентация выставок, сообщений;
планирование и выполнение мини-проектов;
планирование и проведение мини-исследований;
анализ и интерпритация результатов своих наблюдений;
выявление закономерностей.
Коммуникативный УУД
доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
обучение владению диалогической и монологической речью;
обучение постановки вопросов;
обучение поиску и сбору информации;
отработка умения полно и точно выражать свои мысли;
участие в коллективных творческих делах.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
План работы
ДОМ «Республика цветов»
на 2015 – 2016 учебный год.
Месяц
Сборы ДОМ «Республика цветов»
КТД
Работа Совета ДОМ
Рейды, акции, конкурсы
сентябрь
Организационный сбор
торжественная линейка «Первый школьный звонок»
ДОМ «Дружба начинается с улыбки!».
1. Уроки Байкала «Байкал – жемчужина Сибири!» (просмотр кинофильма, разгадывание кроссвордов, ребусов, игры).
2. «Полна загадок чудесница природа». Выставка поделок.
3.Праздник осени « Во саду ли, в огороде»
4 Праздник «Посвящение в первоклассники»
5 Проведение тематической интеллектуальной игры на военную тематику (совместно с ШНО)
1.Открытие Школы Актива «Республики цветов» « Старт учебе, труду и игре»
2.Выборы мэров цветочных городов ДОМ «Республика цветов».
3..Выборы председателя Совета ДОМ «Республика цветов».
4.Утверждение плана работы ДОМ на 2015-2016уч.год.
5.Дежурство по школе
6.Итоги месяца.
1.Акция «Помоги собраться в школу»
2.Операция «Внимание, дети!».
3.«Шаг навстречу», поздравительная акция, посвященная Дню пожилого человека.
4. Операция «Чистота» по благоустройству кабинетов»
5. Акция « Подари учебник школе»
6. Акция «За здоровый образ жизни»
октябрь
ДОМ «Как чудесен этот мир, посмотри!».
1.Концертная программа ко Дню Учителя «Главная профессия на Земле!».
2.Выставка творческих работ
3. «Моя малая Родина – Усольский район» конкурс рисунков, поделок, посвященный 90-летнему юбилею Усольского района.
Заседание Совета «Республики цветов»
1.Как проводить рейды?
2.«За страницами школьных учебников» Обсуждение и утверждение правил соревнований между городами.
3.Об итогах книжного марафона
4.О принятии учащихся 2а, 2б классов в состав ДОМ «Республика цветов»
5.Итоги месяца.
1. Акция «Поздравь ветерана»
2. Рейд по проверке соблюдения требований к школьной форме учащихся.
3.Субботник «Чистый поселок, чистая школа»
ноябрь
«Дом, в котором ты живешь»
1. Праздничная программа ко Дню матери «Ты у меня одна»
2. Фотовыставка «Самый близкий человек».
3.Конкурс чтецов ко Дню матери
Заседание Совета «Республики цветов»
1.Как мы выполняем наши поручения?
2.Режим дня и как мы его выполняем.
3.Посещение кружков и секции.
4.Подведение итогов акции «Кормушка для птиц».
5.О конкурсе чтецов ко Дню матери
6 Итоги месяца.
1.Рейд сохранности школьного имущества.
2.«Не сломай свою судьбу» профилактика правонарушений.
3.Конкурс “Самый лучший скворечник”
декабрь
«Я пришел в этот день в этот мир»
1.Работа на «Фабрике Деда Мороза».
2. Праздник «Мечты в новогоднюю ночь»
Заседание Совета «Республики цветов»
1.Подготовка и участие в конкурсе «Первые шаги»
2.О конкурсе проектов
«С любовью к своему посёлку»,
«Самый лучший дежурный».
3.О результатах конкурса «Самая оригинальная игрушка на ёлку».
4.Организация Новогодней елки.
5. Итоги месяца.
1. Экологическая акция «Поможем птицам»
2. Операция «Книжная мастерская».
3. Конкурс «Самый лучший дежурный».
4. Конкурс «Сам себе режиссер» (инсценировка современной новогодней песни)
5. Операция «Ура! Каникулы».
январь
1.Интеллектуально-развлекательная программа «Рождественские колядки»
2. Конкурс газет «Это мой класс!!!»
3. Спортивные соревнования «Веселые старты»
Заседание Совета «Республики цветов»
1.Итоги конкурса газет «Это мой класс!!!»
2.Подведение итогов проекта «Живи листок»
3. Итоги месяца.
1.Рейд -Школьная форма в нашем классе
2. Сбор макулатуры.
3.Операция «Снегопад»
(помощь ветеранам ВОВ и пед. труда в очистке снега)
февраль
«В кругу друзей»
1. Конкурсная программа «Давайте говорить мужчинам комплименты!»
2. Выставка рисунков «Юные таланты!». Фотовыставка «Мой папа самый лучший!»
3. Игра «Поделки - валентинки» (игры, конкурсы)
Заседание Совета «Республики цветов»
1.О праздновании 23февраляа для мальчиков и пап
2.О проведении библиотечных часов «В мире интересных книг».
3.Итоги месяца.
Поздравительная акция для ветеранов Великой Отечественной войны «Спасибо за жизнь».
«Уроки мужества» «Мы - дети счастливой страны».
Операция «Живи книга»
Акция «Школьная форма»
март
«Как хорошо быть вместе в праздник!»
1 Конкурсная программа «Бабушки и внучки». Хрустальная капель «Мисс Очарования». Подарок своими руками. Фотовыставка «Как трудно быть мамой».
2. Праздник широкой Масленицы
Заседание Совета «Республики цветов»
1.Ознакомление с планом работы на месяц
2.О праздновании 8 Марта для девочек и мам школы
3.Проверка дневников
4.Итоги месяца.
1.Акция «Весенняя неделя добра», (помощь ветеранам).
2.Акция «Чистая планета»
3.Конкурс “Самый лучший дневник”
апрель
«Сохраним планетуземля!»
1День космонавтики «Женщины в авиации»
2.Конкурс рисунков «Мы все хотим побывать на луне»
3. Игровая программа «Пасхальный сюрприз».
4.7 апреля – Всемирный День Здоровья «Будь здоров!».
Заседание Совета «Республика цветов»
1.Озеленение класса, школьных клумб
2.О проведении Всемирного Дня Здоровья
3.Проверка дневников
4 Итоги месяца.
1.Операция «Подарок ветерану» (изготовление поздравительных открыток).
2.Акция «Школьный двор я хозяин в нём!»,
3.Акция «Весенняя неделя добра» (рассада для школьных клумб)
4.Реализация социального проекта «Парк Великой Победы»
май
«Пусть только счастье и удачу нам годы школьные несут!»
1.Праздник «За честь школы»
2. Участие в манифестации «День Победы»
3.Вахта Памяти
4. Конкурс рисунков «Мир без войны»
Заседание Совета «Республики цветов»
Итоги года
1 Поздравительная акция «Поклон вам, солдаты войны!»
2.Операция «От обелиска к обелиску» - уход за памятником погибших в Вов.
3.Акция «Скажите друг другу спасибо»
Работа органов самоуправления
Месяц
Тема
Ответственные
Заседание совета «Республики цветов»
Сентябрь
Организация и планирование сбора ДОМ «Республика цветов». Празднование Дня пожилых людей, Дня учителя
Октябрь
Утверждение плана на октябрь месяц.
Ноябрь
Утверждение плана работы на ноябрь.
Декабрь
Декада инвалидов. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Подготовка к Новому году.
Январь
Обсуждение плана работы на 2 полугодие. Неделя милосердия «Теплые носочки»
Февраль
Организация месячника военно-патриотических дел. День юного героя-антифашиста. Отчет тимуровцев о проделанной работе.
Март
План работы на 4 четверть. Отчет о проведении месячника военно-патриотических дел.
Апрель
Подготовка к отчетно-выборному сбору.
Май
Празднование Дня Победы.
Участие в общешкольных мероприятиях
Сроки
Мероприятие
Ответственные
Сентябрь
День Знаний.
Октябрь
День учителя.
День согласия и примирения.
Осенний бал.
Ноябрь
День матери
Декабрь
День Конституции.
Новый год у ворот.
Январь
Встреча с активом «Республики цветов»
Февраль
День защитника Отечества. Поздравление мальчиков и мужчин с праздником.
Март
Международный женский день. Поздравление девочек с 8 марта.
Апрель
День национального героя
Май
Праздник весны и труда. Вахта памяти.
Функции детской организации:
- коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспитания детей и подростков в детской организации. Способствует развитию различных форм общения в области "ребенок-ребенок", "ребенок-взрослый", "ребенок-общество";
- регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполнения детьми организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;
- актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке способность к самореализации, самоутверждению и самоопределению;
- социально-ориентировочная - позволит каждому участнику детского движения осуществить свой выбор;
- социально-коррегирующая - необходима для нормализации отношений "ребенок-общество", коррекция личности коллективом, коллектива обществом;
- диагностико-прогностическая - предполагает диагностирование, контроль, прогнозирование;
- организаторская - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в организации;
- воспитательная - формирует адекватную современному миру, ориентированную на общечеловеческие ценности личность творческую, социально-ответственную, нацеленную на самосовершенствование, самореализацию и непрерывное самообразование;
- компенсаторская - способствует социальной защите человека;
- досуговая - способствует формированию общественной культуры личности и содержательности организации свободного времени.
Методическое обеспечение:
Устав и программа деятельности ДОМ «Республика цветов»;
Программа деятельности и устав детской организации «Республика цветов»;
Методические разработки и рекомендации по проведению и организации праздничных мероприятий, игровых программ, занятия с отрядами.
15