Рабочая программа внеурочной деятельности Черлидинг
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №8»
Педсовет Учреждения рассмотрел
и рекомендовал к утверждению Протокол № 14 от 27.08.2015г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
Е.А. Бойкова31.08.2015г. 2015г. УТВЕРЖДЕНО
директор
В.Ю. Яковлев
приказ № 365 от 31.08. 2015г.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Черлидинг»
для основного общего образования
на 2016- 2017 учебный год
Составитель:
Нестеренко О. О., учитель начальных классов
ПРИНЯТО
решением методического объединения учителей начальных классов
протокол № 1 от 26. 08. 2015г
2016 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основании:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 1067, г. Москва.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106);
Концепция духовно-нравственного воспитания;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 8.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
- О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
Содержание данной программы дополнительного образования детей соответствует спортивно – оздоровительной
В последние годы все большую популярность приобретает черлидинг. Вместе с тем, стремительный рост числа занимающихся черлидингом определил необходимость поиска средств и методов подготовки спортсменов. Особое значение при этом отводится подготовке спортсменов к соревнованиям, уровень которых также стремительно повышается.
Основу учебно-тренировочного процесса спортсменов в черлидинге составляют средства общей физической, специально-физической и технической подготовки.
Структуру соревновательных действий составляют основные компоненты:
Сложность и техника выполнения программы;
Хореография (композиционное построение, выразительность, оригинальность, динамичность);
Синхронно-групповая деятельность (взаимодействие, перемещение) и работа с помпонами.
Большая часть программы основана на хореографической подготовке с элементами аэробики.
Как бы мы часто ни повторяли известную истину, что здоровье человека – это богатство страны, тем не менее, отставание физической культуры от необходимого современного уровня с каждым годом увеличивается. Накапливается и дефицит движения в том числе и у подростков. Недостаточная двигательная активность детей приводит к нежелательным последствиям. Большое количество школьников имеют лишний вес, не уменьшается процент школьников с отставанием в физическом развитии. Увеличивается количество учащихся, которые пропускают занятия вследствие простудных заболеваний, немало и тех, кто по состоянию здоровья включён в специальную медицинскую группу. Аэробика, фитнес, танец и собственно черлидинг сочетают в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического развития и образования, а так же эффективен, как развивающее средство.
Стремление к красоте тела, красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными. Красивые манеры, походку, правильную осанку, выразительность движений и поз необходимо воспитывать систематически и с раннего возраста. Первостепенное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка, которая должны быть доступной, будь то классические мелодии или произведения современных авторов.
В свою очередь соревновательная композиция черлидинга включает в себя выполнение разнообразных движений как самим предметом (броски и ловля, отбивы, манипуляции), так и их сочетание с движениями программы: равновесиями, поворотами, прыжками, наклонами, элементами полу акробатики.
Характерными параметрами в черлидинге является движения, лежащие в основе броска. Движение изменяется в зависимости от целей деятельности. Соответственно, цели имеют отношение к горизонтальному расстоянию, времени нахождения в воздухе, точности или скорости движения.
Процесс технического совершенствования, в ходе которого спортсмены накапливают двигательные навыки, тесно связан с процессом обучения. Анализ результатов соревновательной деятельности дает основание предположить, что в процессе технической подготовки спортсменов отсутствуют рациональные и эффективные методы формирования и совершенствования техники выполнения работы с помпонами. Поэтому имеется острая необходимость концентрировать внимание в тренировочном процессе обучению и совершенствованию техники владения предметом.
Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет целью прежде всего эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей учащихся, понимание содержательности танцевального образа. Также большое внимание уделяется улучшению общего физического состояния подростков, формированию правильной осанки, увеличению физической выносливости и т.д.
Цель программы: обучить основам черлидинга, создать, сплотить команду по черлидингу, развивать двигательные навыки и умения.
Задачи программы:
1. В обучении:
- обучение разнообразным комбинациям в черлидинге- формирования знаний из области физической культуры и спорта
- умение сочетать парные и групповые тренировки
2. В развитии:
- содействие основных двигательных качеств: выносливости, быстроты реакций, ловкости, мышечной силы, гибкости;
- воспитание чувства коллективизма;
- формирование нравственных качеств занимающихся;
- формирование и совершенствование двигательных качеств.
3. В воспитании:
- воспитание стремления к самостоятельной работе в тренировках;
- взаимопомощь, сотрудничество, уважительное отношение к членам команды.
- пропаганда здорового образа жизни среди сверстников.
Большая часть программы основана на хореографической подготовке с элементами аэробики.
Как бы мы часто ни повторяли известную истину, что здоровье человека – это богатство страны, тем не менее, отставание физической культуры от необходимого современного уровня с каждым годом увеличивается. Накапливается и дефицит движения в том числе и у подростков. Недостаточная двигательная активность детей приводит к нежелательным последствиям. Большое количество школьников имеют лишний вес, не уменьшается процент школьников с отставанием в физическом развитии. Увеличивается количество учащихся, которые пропускают занятия вследствие простудных заболеваний, немало и тех, кто по состоянию здоровья включён в специальную медицинскую группу. Аэробика, фитнес, танец и собственно черлидинг сочетают в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического развития и образования, а так же эффективен, как развивающее средство.
Стремление к красоте тела, красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными. Красивые манеры, походку, правильную осанку, выразительность движений и поз необходимо воспитывать систематически и с раннего возраста. Первостепенное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка, которая должны быть доступной, будь то классические мелодии или произведения современных авторов.
В свою очередь соревновательная композиция черлидинга включает в себя выполнение разнообразных движений как самим предметом (броски и ловля, отбивы, манипуляции), так и их сочетание с движениями программы: равновесиями, поворотами, прыжками, наклонами, элементами полу акробатики.
Характерными параметрами в черлидинге является движения, лежащие в основе броска. Движение изменяется в зависимости от целей деятельности. Соответственно, цели имеют отношение к горизонтальному расстоянию, времени нахождения в воздухе, точности или скорости движения.
Процесс технического совершенствования, в ходе которого спортсмены накапливают двигательные навыки, тесно связан с процессом обучения. Анализ результатов соревновательной деятельности дает основание предположить, что в процессе технической подготовки спортсменов отсутствуют рациональные и эффективные методы формирования и совершенствования техники выполнения работы с помпонами. Поэтому имеется острая необходимость концентрировать внимание в тренировочном процессе обучению и совершенствованию техники владения предметом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 11 - 12 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу, всего 68 часов в год.
Сформулированные цели и задачи отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовки обучающихся, способствуют воспитанию морально-волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, способности к мобилизации усилий, эмоциональной устойчивости, сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты программы
Обучающиеся должны знать:
Правила личной гигиены, соблюдать санитарно-гигиенические нормы
Правила техники безопасности
Историю черлидингаЗнать технику выполнения упражнений
Ориентировка в пространстве
Умение повторять за педагогом
Умение слушать музыку и выполнять определенные упражнения
Танец группы поддержки
Умение управлять своими движениями, правильно использовать свой физический потенциал;
Освоение музыкального ритма;
Сочетание движений с музыкальным темпом;
Музыкально – ритмическая воспитанность.
Учащиеся научатся: базовым положениям кистей рук, базовым положениям кистей ног, хлопкам, пирамидам, стантам. Разовьют гибкость, выносливость, силу, координацию движений, а так же повысят самооценку и веру в собственные силы и возможности.
Учащиеся получат возможность: расширить свой кругозор, получить знания о здоровом образе жизни, развить эстетический вкус.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные:
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Метапредметные:
Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;
Развитие качеств, присущим лидерам;
Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.
Тематическое планирование
105 часов
№ Количество часов Тема занятия УУД Характеристика деятельности учащихся
Предметные МетапредметныеЛичностные 1 2
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Начать развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, учитывать предъявляемые правила, соблюдать технику безопасности. Понимание черлидинга, как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек. Начать формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Знакомство с группой. Инструкция для занимающихся (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Профилактика травматизма. Знакомство с программой на год.
2 2 Личная гигиена и внешний вид черлидера. Развитие организационных умений. Понимание черлидинга, как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек. Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения. Правила личной гигиены на занятиях и в быту.
Подбор формы, прически, помпонов, обуви.
3 2 Теория и история черлидингаСформировать знания по истории и развитию черлидинга. Научить основным понятиям. Воспитывать интерес и любовь к черлидингу, развивать чувство прекрасного, на основе знакомства с ритмикой и музыкальной грамотой.
Самоопределение: для чего мне нужно занимать черлидингом.
История возникновения черлидинга. Кубки федерации и фестивали: просмотр видео с обсуждением.
Программа «Чир».
4 2 Базовые положения кистей рук – клинок. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции рук.
Ритмично выполнять несложные движения руками. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: рук.
5 2 Базовые положения кистей рук - подсвечник. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции рук.
Ритмично выполнять несложные движения руками. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: рук.
6 2 Базовые положения кистей рук - ведра. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции рук.
Ритмично выполнять несложные движения руками. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: рук.
7 2 Базовые положения кистей рук – кинжалы. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции рук.
Ритмично выполнять несложные движения руками. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: рук.
8 2 Два основных хлопка - класп. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции рук.
Ритмично выполнять несложные движения руками. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: рук.
9 2 Два основных хлопка - кэп. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции рук.
Ритмично выполнять несложные движения руками. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: рук.
10 2 Базовые положения ног – ноги вместе или врозь. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции ног.
Ритмично выполнять несложные движения ногами. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: ног.
11 2 Базовые положения ног - колени согнуты. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции ног.
Ритмично выполнять несложные движения ногами. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: ног.
12 2 Базовые положения ног – перекрещивание ног. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции ног.
Ритмично выполнять несложные движения ногами. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: ног.
13 2 Базовые положения ног. Выпады: стоя вперед, стоя в стороны, стоя назад. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции ног.
Ритмично выполнять несложные движения ногами. Научить владеть основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых выпадов.
14 2 Стойки: на коленях, на правом левом колене, на колене – другая нога в сторону, другая нога на носок. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции ног.
Ритмично выполнять несложные движения ногами. Научить владеть Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития.основными терминами. Применение знаний и навыков для развития пластичности, растяжки, осанки, общего развития. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений стоек.
15 2 Простые кричалки. Умение быстро и правильно организовать работу Актуализация творческих способностей. Придумывание и разучивание простых кричалок.
16 6 Виды движений под музыку. Разучивать танцевальные точки и термины.
Исполнение и разучивание танцевальных шагов. Вызвать интерес к ритмико-танцевальным упражнениям, танцевальному искусству. Начать учить принимать и сохранять учебную задачу. Разучивание основных движений под музыку.
17 2 Упражнения на выносливость, гибкость, координацию. Умение организовать работу и выполнять инструкцию. Понимание черлидинга, как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек. Вызвать интерес к танцевальным, акробатическим упражнениям. Разучивание и выполнение основных упражнений на выносливость, гибкость, растяжку, координацию.
18 6 Пирамиды. Станты. Знать и уметь исполнять основные элементы акробатики. Развивать умение применять полученные знания на практике. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Разучивание и выполнение основных элементов поддержек в черлидинге. Умение взаимодействовать и доверять друг другу.
19 3 Акробатические элементы (кувырки, колеса, рондаты и др.) Знать и уметь исполнять основные элементы акробатики. Развивать умение применять полученные знания на практике. Вызвать интерес к танцевальным, акробатическим упражнениям. Разучивание и выполнение основных акробатических элементов.
20 3 Стойка на бедре двойной базы. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развивать умение применять полученные знания на практике. Вызвать интерес к танцевальным, акробатическим упражнениям. Разучивание и выполнение основных акробатических элементов.
21 6 Шпагаты. Поперечный (правый и левый шпагат) Уметь технически грамотно садиться на шпагат. Развивать умение применять полученные знания на практике. Вызвать интерес к упражнениям на развитие растяжки. Упражнения на растяжку мышц.
22 4 Махи: вперед, в сторону, назад. Освоить технику исполненных упражнений в более быстром и медленном темпах, различая динамику и музыкальную фразу Развивать умение применять полученные знания на практике. Вызвать интерес к танцевальным, гимнастическим упражнениям. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: ног.
23 2 Упражнения на выносливость, гибкость, координацию. Уметь правильно держать осанку при координации движения. Вызвать интерес к танцевальным, гимнастическим упражнениям. Разучивание и выполнение основных упражнений на выносливость, гибкость и координацию.
24 2 Пируэты: карандаш Джаз – пируэт, тур-пик, аттилод, фуэте. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции ног.
Ритмично выполнять несложные движения ногами. Научить владеть основными терминами. Развивать умение применять полученные знания на практике. Вызвать интерес к танцевальным, гимнастическим упражнениям. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: ног.
25 2 Пируэты: Грант пируэт Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции ног.
Ритмично выполнять несложные движения ногами. Научить владеть основными терминами. Развивать умение применять полученные знания на практике. Вызвать интерес к танцевальным, гимнастическим упражнениям. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: ног.
26 2 Пируэты: флажок, продольный, вертикальный. Начать развивать умение воплощать отмечать в движении позиции ног.
Ритмично выполнять несложные движения ногами. Научить владеть основными терминами. Развивать умение применять полученные знания на практике. Вызвать интерес к танцевальным, гимнастическим упражнениям. Развитие программы «Чир». Разучивание базовых положений: ног.
Программа «Данс»
27 4 Основные ошибки и травматизм при выполнении сложных элементов. Начать развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, учитывать предъявляемые правила, соблюдать технику безопасности. Понимание черлидинга, как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Подробный разбор основных ошибок при выполнении различных движения, поддержек.
28 4 Обязательные элементы. Танцевальные связки. Уметь технически грамотно исполнять фигуры, знать основные танцевальные элементы. Развивать умение применять полученные знания на практике. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Разучивание танцевальных связок.
29 4 Освоение основных чир – данс прыжков. Танцевальные шаги. Знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный переменный, боковой шаг. Научиться правильно исполнять основные прыжки: разножка, жете. Развивать умение решать творческие задачи и воплощать их. Наличие эмоционально ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям, развитие эстетического вкуса, культуры поведения и общения. Разучивание танцевальных шагов.
30 10 Наложение движений на музыку, основные хореографические связки. Уметь чувствовать настроение и характер музыки и понимать ее содержание; развивать умение воспринимать музыку и музыкальный слух. Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Разучивание и исполнение танцевальных связок.
31 4 Упражнения на координацию движений, отработка синхронности Знать основные танцевальные термины, а также танцевальные элементы. Умение слышать музыку, определять ритм.
Умение применять полученные знания для создания танцевальных образов.
Развитие эстетического вкуса, культуры поведения в движениях. Разучивание и исполнение танцевальных связок, упражнения на координацию.
32 4 Выполнение связок, хореографических этюдов под различный темп музыки Освоить технику исполненных упражнений в более быстром и медленном темпах, различая динамику и музыкальную фразу. Учить реализовывать творческий потенциал индивидуально и в паре. Развивать умение применять полученные знания на практике. Вызвать интерес к танцевальным, гимнастическим упражнениям. Отработка танцевальных связок.
33 7Работа рук, выбросы, взмахи, удары (помпоны). Составление простейших танцевальных элементов. Развивать умение применять полученные знания на практике. Отработка танцевальных связок.
Материально-техническое обеспечение
- аудио, видео аппаратура;
- ПК, DVD диски с записями музыки, видео, выступлений групп поддержки, танцев;
- костюмы для выступлений; помпоны; специальная обувь.
Список литературы:
Васильева Т. Секрет танца. – СПб, 1977, с.7-15
Володина О. Самоучитель клубных танцев. – Ростов-на-Дону, 2005, с.4-154
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972, с. 2-98
Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. - М., 1978, с. 15-76
Тарасов Н. Классический танец. – М., 1971; 1981,с. 20-90
18.Мориц В.Э, Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. -МЛ: Искусство- (Хореографическое училище ГАБДТ СССР).
19.Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. /Общ. Ред. Дормидонтовой Т.-М. Советский композитор,1991.