Программа дополнительного образования Черлидинг на 3 года
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Новоеловская средняя общеобразовательная школа»
Большеулуйского района
Красноярского края
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании ШМО зам.директора по УВР Приказ №___
Протокол №________ Л.И.Бондаренко от «__»__________201_г.
_________(подпись) Директор МКОУ
от «__»__________201_г «__»__________201_г. «Новоеловская СОШ»
Руководитель ШМО __________ С.М.Головнев
_____________________ (подпись)
(подпись)
Рабочая программа дополнительного образования
Тип программы: спортивно-оздоровительная
Наименование: «ЧЕРЛИДИНГ»
Срок реализации: 4 года
Возраст учащихся: 10-17 лет
Составил: Бондаренко Н.В.
педагог дополнительного
образования
2014- 2018 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по черлидингу составлена с учётом ООП ООО (НОО) МКОУ «Новоеловская СОШ», положения о рабочей программе МКОУ «Новоеловская СОШ».
Содержание данной программы дополнительного образования детей соответствует физкультурно – спортивной направленности.
В последние годы все большую популярность приобретает черлидинг. Вместе с тем, стремительный рост числа занимающихся черлидингом определил необходимость поиска средств и методов подготовки спортсменов. Особое значение при этом отводится подготовке спортсменов к выступлениям, уровень которых также стремительно повышается.
Основу многолетнего учебно-тренировочного процесса спортсменов в черлидинге составляют средства общей физической, специально-физической и технической подготовки. Структуру показательных действий составляют основные компоненты: сложность и техника выполнения программы; хореография (композиционное построение, выразительность, оригинальность, динамичность); синхронно-групповая деятельность (взаимодействие, перемещение) и работа с помпонами.
В свою очередь соревновательная композиция черлидинга включает в себя выполнение разнообразных движений как самим предметом (броски и ловля, отбивы, манипуляции), так и их сочетание с движениями программы: равновесиями, поворотами, прыжками, наклонами, элементами полуакробатики.
Процесс технического совершенствования, в ходе которого спортсмены накапливают двигательные навыки, тесно связан с процессом обучения. Анализ результатов соревновательной деятельности дает основание предположить, что в процессе технической подготовки спортсменов отсутствуют рациональные и эффективные методы формирования и совершенствования техники выполнения работы с помпонами. Поэтому имеется острая необходимость концентрировать внимание в тренировочном процессе обучению и совершенствованию техники владения предметом.
Новизна программы. Черлидинг как новый вид спорта был утвержден в России приказом министра спорта В. Фетисовым 12 февраля 2007 г., поэтому образовательные программы только начинают появляться. Черлидинг в России пользуется большой популярностью у детей и подростков. Материалы для тренировочного процесса постепенно нарабатывались федерацией «Черлидерс – группы поддержки спортивных команд», созданной в 1999 г. Сложность заключается в том, что программы «ЧИР», «ДАНС» имеют элементы из акробатики, хореографии, гимнастики, ритмики, музыкальной грамоты и др. В них используется собственные наработки по ОФП и СФП.
Метапредметность нового вида спорта позволяет использовать стандарты антропометрических показателей (росто-весовой показатель Кетле, показатели Эрисмана, индексы Робинсона, Скобинского, Шаповаловой и Руфье, жизненные показатели, проба Штанге), тестирование уровней физической подготовленности. Программа разработана с учетом дух компонентного стандарта физической культуры.
Программа предусматривает освоение детьми теории и истории черлидинга. Предполагается работа с CD дисками.
Освоение программы дополняет и расширяет школьные программы по биологии, химии, физике, ОБЖ, психологии и, конечно, физкультуре. Расширяются основы научных знаний о целостности организма человека, общих и наиболее важных закономерностях функционирования организма в различные возрастные периоды жизнедеятельности. Данная программа позволяет обучающимся комплексно и целенаправленно применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях при занятиях черлидингом. Особое значение в программе имеет художественное движение ведь музыка – уникальная, совершенная «информационная система» (Н. Бекетова), хранящая звучащий образ мира . Мультикультурность программы, в частности, раскрывается через синтез физкультурных двигательных действий с хореографическими (с освоением французских названий танцевальных движений. Например, пируэт – круговой поворот тела на носке в танцах.
Актуальность программы в том, что она создает условия для продвижения обучающихся к образцам физического совершенства. Позволяет им приобретать различные двигательные умения и навыки, развивать эмоционально-волевую сферу, формировать этические установки, создает возможности для выбора идеалов духовности и созидательного творчества. Занятия черлидингом развивают физические способности, а так же смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, ответственность, умение работать в команде, т.е. коммуникативную, социальную и нравственную компетенции обучающихся. Дети приобретают хорошую физическую форму, укрепляют здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку и походку. У подростков развивается координация движений, суставная подвижность, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Воспитывается музыкальность и чувство ритма, чувство красоты. Происходит развитие паралингвистической системы (качество голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистической системы (около речевые приемы), оптико-кинестической системы (знаки, мимика, пантомимика, жесты: иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптаторы, афоректоры).
В спортивно-досуговой деятельности обучающихся устанавливается гармоничная связь между обучением и здоровьем, развиваются физические качества личности, происходит снятие напряжения, накопившегося утомления.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее ориентации на определенный возраст, физическую подготовленность и пол обучающихся. Обучение выстраивается на принципах доступности, «Не навреди!», биологической целесообразности, интеграции, индивидуализации, возрастных изменений в организме, его биоритмической структуры, красоты и эстетической целесообразности, гармонизации всей системы ценностных ориентаций подростков. Программа разработана с учетом корректировки в современных условиях теоретических концепций и практики функционирования черлидинга как вида спорта.
Цель – занятий черлидингом, как внеурочной формой занятий физической культурой, состоит в том, чтобы на основе интересов школьников учебного учреждения, создать и сплотить команду по черлидингу, закрепить двигательные навыки и умения, а также популяризация и развитие черлидинга и сопровождение спортивных команд на различных соревнованиях.
Изложенный в программе материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:
1. В обучении:
- обучение разнообразным комбинациям в черлидинге
- формирования знаний из области физической культуры и спорта
- умение сочетать парные и групповые тренировки
2. В развитии:
- содействие основных двигательных качеств (выносливости,
быстроты реакций, ловкости, мышечной силы, гибкости).
- воспитание чувства коллективизма;
- формирование нравственных качеств занимающихся;
- формирование и совершенствование двигательных качеств.
3. В воспитании:
- воспитание стремления к самостоятельной работе в тренировках.
Возраст обучающихся: 10-17 лет.
Учебно-тематический план
№
п/п
Перечень разделов, тем
1г.о. Спортивно-оздоровительный этап.
2г.о. Начальная подготовка
3,4 г.о. Учебно-тренировочный процесс
всего
тео рия
практика
всего
теория
практика
всего
теория
практика
1
Правила поведения на занятиях
4
2
2
4
2
2
4
2
2
2
Личная гигиена и внешний вид черлидера
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3
Теория и история черлидинга
16
6
10
16
6
10
16
6
10
4
Программа «Чир»
16
4
12
16
4
12
28
9
19
5
Программа «Данс»
11
3
8
11
3
8
48
14
34
6
Художественное движение
11
4
7
11
4
7
22
8
14
7
Сдача контрольных нормативов.Самоконтроль. Выступления на соревнованиях.
8
2
6
8
2
6
16
4
12
ИТОГО
68
22
46
68
22
46
136
44
92
Учебно-тематический план
I год обучения
№
Перечень разделов, тем
1 г.о. Спортивно – оздоровительный этап
Дата проведе-
ния
занятия
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
4
2
2
2
Личная гигиена и внешний вид черлидера
2
1
1
3
Теория и история черлидинга
16
6
10
4
Программа «Чир»
16
4
12
5
Программа «Данс»
11
3
8
6
Художественные занятия
11
4
7
7
Сдача контрольных нормативов, участие в показательных выступлениях
8
2
6
ИТОГО
68
22
46
Содержание 1 года обучения
Вводное занятие.
Теория: знакомство в группой. Инструкция для занимающихся (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Правила личной гигиены на занятиях и в быту. Профилактика травматизма. Знакомство с программой на год.
2. Личная гигиена и внешний вид черлидера.
Теория: гигиена черлидера. Одежда и обувь. Специально подобранные костюмы.
Практика: просмотр и обсуждение записей выступлений других команд.
Теория и история черлидинга.
Теория: История возникновения черлидинга. Кубки федерации и фестивали: просмотр видео с обсуждением.
Программа «Чир»
Теория: развитие программы «Чир».
Практика: разучивание базовых положений: рук, ног, выпадов, стоек. Разучивание простых кричалок, подвижные игры.
Базовые положения кистей рук – клинок, подсвечник, ведра, кинжалы. Два основных хлопка: класп и кэп.
Базовые положения ног – ноги вместе или врозь, колени согнуты, перекрещивание ног.
Выпады: стоя вперед, стоя в стороны, стоя назад.
Стойки: на коленях, на правом левом колене, на колене – другая нога в сторону на носок, стойка на колене – другая нога согнута в сторону.
Простые кричалки. Виды движений под музыку. Упражнения на выносливость, гибкость, координацию.
Программа «Данс»
Теория: техника выполнения обязательных элементов
программе «Данс». Основные ошибки и травматизм при выполнении сложных элементов.
Практика: обязательные элементы: пируэты, шпагаты, лип – прыжки, чир – прыжки. Танцевальные шаги.
6.Художественное движение
7. Сдача контрольных нормативов.
Теория: прохождение тестирования по всей теоретической части
Практика: сдача нормативов общей физической подготовки.
Показательные выступления в группах и секциях перед черлидерами и их родителями.
Учебно-тематический план
II год обучения
№
Перечень разделов, тем
2г.о. Начальная подготовка
Дата проведе-ния занятия
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
4
2
2
2
Личная гигиена и внешний вид черлидера
2
1
1
3
Теория и история черлидинга
16
6
10
4
Программа «Чир»
16
4
12
5
Программа «Данс»
11
3
8
6
Художественные занятия
11
4
7
7
Сдача контрольных нормативов, участие в соревнованиях и показательные выступления
8
2
6
ИТОГО
68
22
46
Содержание 2 года обучения
Техника безопасности на занятия черлидингом.
Техника безопасности во время тренировок. Права и обязанности черлидеров.
Личная гигиена и внешний вид черлидера.
Макияж. Подбор костюмов и аксессуаров для выступлений и соревнований. Требования к костюму черлидера. Особенности программных постановок и их отражение во внешнем облике черлидеров.
3. Теория и история черлидинга.
Выдающиеся люди, начинавшие карьеру в группах поддержки: Президенты США (Ф. Рузвельт, Д. Эйзнхауэр, Р. Рейган, Дж. Буш), звезды шоу - бизнеса. Просмотр и обсуждение фрагментов художественных фильмов с выступлениями президентов.
4. Программа «Чир»
Пирамиды. Станты. Чир –дансы. Акробатические элементы (кувырки, колеса, рондаты и др.) Стойка на бедре двойной базы. Шпагаты. Упражнения на выносливость, гибкость, координацию.
Чир – кричалки с заданной информацией о команде черлиджеров, об играющей команде, о происходящих событиях и т.д.
Построение в шеренгу. Подвижные игры.
5.Программа «Данс»
Обязательные элементы. Танцевальные связки.
6. Художественное движение
Освоив азы художественного движения дети понимают, что надо вслушиваться в музыку, обращать внимание на изменение характера музыки.
7. Сдача контрольных нормативов. Участие в соревнованиях и показательных выступлениях.
ОФП ,СФП. Обязательные элементы программы «чир», «данс». Терминология черлидинга.
Выступления с показательными программами на спортивно – массовых мероприятиях. Участие в соревнованиях в соответствии с календарным планом.
Учебно-тематический план
III год обучения
№
Перечень разделов, тем
3г.о. Учебно-тренировочный процесс
Дата проведе-ния занятия
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
4
2
2
2
Личная гигиена и внешний вид черлидера
2
1
1
3
Теория и история черлидинга
16
6
10
4
Программа «Чир»
28
9
19
5
Программа «Данс»
48
14
34
6
Художественные занятия, физическая подготовка
22
8
14
7
Сдача контрольных нормативов, участие в соревнованиях и показательные выступления
16
4
12
ИТОГО
136
44
92
Содержание 3 года обучения
1. Техника безопасности на занятия черлидингом.
Виды страховок при выполнении программы «чир» и «данс».
2. Личная гигиена и внешний вид черлидера.
Осанка. Походка. Обаяние. Высокая мотивация к победе. Умение держать себя в руках. Быстро ориентироваться в изменившихся условиях. Психогинетика.
Теория и история черлидинга.
История черлидинга в России. Известные команды черлидиров.
Программа «Чир»
Акробатические упражнения колесо, рандат, фляк, рандат- фляк, сальто назад.
Станы: споттер, фантер, база. Четыре правила спорттера. Положение флайтера в станте.
Пируэты: карандаш, Джаз – пируэт, тур-пик, аттилод, фуэте, грант пируют, пируэт – флажок, продольный, вертикальный.
Шпагаты и махи: поперечный (правый и левый) шпагат. Мах вперед в сторону,назад.
Стойка на спине двойной базы (резкий тейба топ, тейба топ из коленного баскета).
Чант и чир – кричалки. Подвижные игры.
Программа «Данс»
Показательные и соревновательные программы. Упражнения «данс» программы.
Художественное движение, физическая подготовка.
Используются более сложные комбинации движений, более сложные музыкальные произведения, которые требуют хорошей координации движений. Включение в занятия упражнений, этюдов второго и третьего этапов обучения не только возможно, но и нужно. ОФП, СФП.
Сдача контрольных нормативов. Участие в показательных выступлениях по программе «чир» и «данс».
Офп,спф. Соревновательная успеваемость. Участие в оригинальных программах по номинациям черлидинга.
Учебно-тематический план
IV год обучения
№
Перечень разделов, тем
3г.о. Учебно-тренировочный процесс
Дата проведе- ния занятия
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
4
2
2
2
Личная гигиена и внешний вид черлидера
2
1
1
3
Теория и история черлидинга
16
6
10
4
Программа «Чир»
28
9
19
5
Программа «Данс»
48
14
34
6
Художественные занятия, физическая подготовка
22
8
14
7
Сдача контрольных нормативов, участие в соревнованиях и показательные выступления
16
4
12
ИТОГО
136
44
92
Содержание 4 года обучения
1. Техника безопасности на занятия черлидингом.
Виды страховок при выполнении программы «чир» и «данс».
2. Личная гигиена и внешний вид черлидера.
Осанка. Походка. Обаяние. Высокая мотивация к победе. Умение держать себя в руках. Быстро ориентироваться в изменившихся условиях. Психогинетика.
3. Теория и история черлидинга.
История черлидинга в России. Известные команды черлидиров.
4. Программа «Чир»
Акробатические упражнения колесо, рандат, фляк, рандат- фляк, сальто назад.
Станы: споттер, фантер, база. Четыре правила спорттера. Положение флайтера в станте.
Пируэты: карандаш, Джаз – пируэт, тур-пик, аттилод, фуэте, грант пируют, пируэт – флажок, продольный, вертикальный.
Шпагаты и махи: поперечный (правый и левый) шпагат. Мах вперед в сторону,назад.
Стойка на спине двойной базы (резкий тейба топ, тейба топ из коленного баскета).
Чант и чир – кричалки. Подвижные игры.
5. Программа «Данс»
Показательные и соревновательные программы. Упражнения «данс» программы.
6. Художественное движение, физическая подготовка.
Используются более сложные комбинации движений, более сложные музыкальные произведения, которые требуют хорошей координации движений. Включение в занятия упражнений, этюдов второго и третьего этапов обучения не только возможно, но и нужно. СФП, ОПФ.
7. Сдача контрольных нормативов. Участие в показательных выступлениях по программе «чир» и «данс».
Офп,спф. Соревновательная успеваемость. Участие в оригинальных программах по номинациям черлидинга.
Содержание программы
Сроки реализации программы: 4 года. Каждый год обучения соответствует этапам физкультурной и спортивной подготовки: спортивно-оздоровительному, начальной подготовки, учебно-тренировочному.
Формы и режим занятий:
1 год обучения – 2 часа в неделю, 2 раза в неделю по одному часу.
2 год обучения - 2 часа в неделю, 2 раза в неделю по одному часу.
3 год обучения - 2 часа в неделю, 2 раза в неделю по два часа.
4 год обучения - 2 часов в неделю, 2 раза в неделю по два часа.
Основные принципы программы:
единство в обучении и воспитании физического, эмоционального, волевого и интеллектуального начала.
-принцип вариативности, обосновывающий планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся;
принцип «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующий выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
принцип достаточности и сообразности, определяющий распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности воспитанников;
принцип усиления оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями, творческих делах.
Основная форма обучения – тренировки (парные, круговые). Они развивают основные психофизические качества организма: координацию, гибкость, силу, выносливость, чувство равновесия; повышают умственную и физическую работоспособность.
Осваиваются способы владения пространством:
1. Действия, выполняемые стоя, сидя, лежа.
2. Выпрямление.
3. Передвижение.
4. Прыжок.
5. Вращение.
Классификация построена на онтогенезе действий в жизни человека. Освоение способов овладения пространством позволяет использовать их в разнообразных условиях, например, перепрыгнуть лужу. Личностно-ориентированное обучение двигательной деятельности происходит в совместно распределенном сотрудничестве: в двойках, парах по ролям – «умеха и неумеха», мастер и новичок, ведущий и ведомый; в тройках: спортсмен-тренер-судья, спортсмен-тренер-зритель, спортсмен-партнер-судья и т.п.
Указания и команды черлидерам:
Словесные (вербальные)
1.Речевые обозначения (термины).
2.Речевые указания (начало и окончание движений, направление, осанка и техника движений).
3.Цифровые (число повторений упражнений – счёт прямой и обратный).
4.Речевая мотивация (поощрение)
Визуальные (невербальные)
1. Язык движений (тела): показ упражнений с соблюдением требований к их технике.
2. Специальные жесты (направление движений, «пальцевый» счет, специальные обозначения).
3. Мимика и пантомимика (улыбка, кивок головой)
В словесных указаниях обычно используется одно - два слова, являющиеся вспомогательными пояснениями, информацией о смене движений, похвалой или корректировкой. Эффективность таких указаний во многом определяется умением учителя своевременно, четко и громко давать их, не прерывая демонстрации движения, не сбивая дыхания.
Обычно на занятиях черлидингом применение визуальных указаний и символики сочетается со словесными указаниями (занимающиеся быстрее воспринимают зрительную информацию). Это особенно важно, если педагогу необходимо одновременно дать несколько указаний (вести подсчёт и информировать о начале нового движения).
В тренировочном процессе происходит формирование двигательного образа (В.П. Зинченко), в состав которого входит 4 компонента:
- категориальный (для всех и для себя);
- биодинамический (условия контакта с опорой, создающие определенные реакции опоры и скоростно-силовые качества производимого действия. Условия равновесия, осуществляемого в статистическом или динамическом режиме. Действие, осуществляемое минимальными напряжениями. Развитие усилий, где суммируется логика построения самого действия).
- чувственный (сенсорный образ, в котором создаются еще не осознанные непосредственные ощущения. Персептивный образ («чувство» дистанции, «Чувство» времени, «Чувство» партнера и т.п.). Выделение способа владения п ространством (выпрямление, передвижение, прыжок и т.д.).
Сформулированные цели и задачи отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовки обучающихся.
Способствуют воспитанию морально-волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, способности к мобилизации усилий, эмоциональной устойчивости, сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Методы развития физических качеств:
1. Равномерный – длительная работа с одинаковой интенсивностью.
2. Переменный – работа с различной интенсивностью.
3. Интервальный – работа с высокой интенсивностью и интервалами отдыха до неполного восстановления.
Работа на выносливость подразумевает 2 стадии: 1) до появления усталости, 2) работа на фоне утомления. Чем длиннее вторая стадия, тем выше эффективность работы.
В основе выносливости лежат главным образом такие факторы, как:
- личностно-психические – прежде всего те, которые характеризуются силой мотивов и устойчивостью установки на результат деятельности, проявляемыми в ней волевыми качествами;
- биоэнергетические - определяются объёмом наличных энергетических ресурсов организма и функциональными возможностями его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование восстановление энергии в процессе работы:
- факторы функциональной устойчивости, позволяющие сохранить на том или ином уровне активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастании кислородного долга, повышении концентрации молочной кислоты в крови и т.д.)
- факторы функциональной экономичности (оправдано экономного расходования энергии на работу), технической отлаженности действий и рационального распределения сил в процессе работы, способствующие эффективному использованию энергетических ресурсов организма.
Предполагаемые результаты реализации
программы «Черлидинг»
Требование к качеству освоения программного материала
Первый уровень - когнитивный компонент:
Знать (понимать):
-Исторические сведения о развитии аэробики и черлидинга в России. -Принцип составления комбинаций по аэробике «шаг-связка-комбинация». Принцип оздоровительной направленности (время комбинации, темп, оптимальная ЧСС).
-Способы страховки и помощи при выполнении стантов, прыжков, акробатических упражнений.
-Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
-Терминологию аэробики, черлидинга (названия элементов).
Второй уровень - развитие ценностно - смысловых ориентиров:
Уметь:
- Выполнять комплексы классической и танцевальной аэробики, стретчинга и силовых упражнений.
- Выполнять чир - связки, прыжки, станты, акробатические упражнения. -Осуществлять самоконтроль за самочувствием на занятиях аэробикой.
- Соблюдать правила безопасности и профилактики тра
·вматизма на занятиях аэробикой, оказывать первую помощь при травмах.
Третий уровень-деятельностный:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий аэробикой в активный отдых и досуг, творческую деятельность.
Демонстрировать уровень физической и технической подготовленности.
Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения
Предметные результаты
(обучающийся научится , обучающийся получит возможность научится)
1 Выполнять базовые шаги и комбинации классической и танцевальной аэробики, комплексы стретчинга и силовых упражнений.
2.Владеть базовой терминологией классической аэробики, гимнастических упражнений, основными понятиями стретчинга, силовой подготовки.
3.Измерять частоту сердечных сокращений и владеть навыками самоконтроля по внешним показателям.
4.Демонстрировать простые виды стантов и пирамид, способы страховки. 5.Описывать технику и выполнять упражнения шпагаты, простые равновесия, перекаты, кувырок вперед, стойку на лопатках. 1 .Выполнять упражнения координационной, ритмической, пластической направленности, формируя при этом культуру движений и умение выступать перед зрителем.
2. Характеризовать аэробику, как одно из нетрадиционных современных оздоровительных средств физического воспитания.
3. Владеть навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности.
4. Описывать технику и выполнять упражнения « шпагат», «мост».
Метапредметные результаты
(обучающийся научится , обучающийся получит возможность научится)
1. Уважительно относиться к окружающим, проявлять культуру взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.
2. Рационально планировать внеурочную деятельность, организовывать места 1.Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. 2.Относиться ответственно к порученному делу, проявлять осознанную дисциплинированность и готовность отстаивать собственные позиции, занятий и обеспечивать их безопасность.
3. Вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение.
4. Воспринимать спортивное соревнование, творческие конкурсы как культурно- массовое зрелищное мероприятие, проявлять адекватные нормы поведения, неантогонистические формы общения и взаимодействия.
5. Воспринимать красоту телосложения и осанку человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, понимать культуру движений человека, постигать двигательные умения в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью . отвечать за результат собственной деятельности.
3. Владеть умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
4. Владеть навыками выступления перед зрителем.
5. Владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Личностные результаты
обучающийся научится обучающийся получит возможность научится
1. Проявлять потребность в регулярных занятиях аэробикой через их посещение.
2. Преодолевать трудности, проявляя волю и настойчивость, при выполнении учебных заданий по технической и физической подготовке в полном объеме.
3. Формулировать цель и задачи совместных с другими воспитанниками занятий
4. Содержать в порядке инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям.
5. Сохранять красивую (правильную осанку) при разнообразных формах движения и передвижений. 1 .Формировать культуру движения, желание обрести и поддерживать хорошее телосложение в рамках принятых норм и представлений по средством занятий аэробикой.
Формы контроля
Контрольные упражнения по годам обучения.Контрольные
Год обучения
упражнения
1 год
2 год
3 год
Поднимание туловища из
25 за 1 мин
30 за 1 мин
35 за 1 мин
положения «лежа на
спине», кол-во раз
Поднимание туловища из
25 за 1 мин
30 за 1 мин
35 за 1 мин
положения «лежа на
животе» (лодочка), кол-во
раз
Выпрыгивания
10 за 30 с
10 за 30 с
15 за 40 с
("лягушки"), кол-во раз
Отжимания (сгибание и
8 за 30 с
10 за 30 с
15 за 40 с
разгибание рук в упоре
лежа), кол-во раз
Наклон вперед (складка),
+1
+1
от +2 см
наклониться как можно
ниже и удержать в течение 10 с
Базовые движения
Выполняется
Выполняется
Выполняется
связка из 8
связка из 8
чир-данс в
базовых движений
базовых
быстром темпе
через два счета на
движений на
минимально на
две музыкальные
одну
две
восьмерки
музыкальную восьмерку.
музыкальные
восьмерки с
использованием
рипплов
(минимум 8
базовых
движений)
Прыжки начального
Апроуч
Так
Стредл
уровня для выполнения
дается 1 попытка
Элементы акробатики
Кувырок в
Кувырок вперед Колесо
сторону
Выполнение станта**
Шаг наверх
Стойка на бедре двойной базы
Плечевой шпагат из стойки на бедре
Выполнение станта с правильной техникой на одной из позиций (флаер, база, спотте).
Список литературы
Боброва Г.А. Искусство грации. - Л.: Детская литература, 1986.
Варахина Т.Т. Упражнения с предметами. - М.: Физкультура и спорт, - 1973.
Веденеева И. Будь молодой и грациозной. - М.: Молодая гвардия, 1986.
Винер И.А., Горбулина Н.М., ЦыганковаО.Д. Программа дополнительного образования " Гармоничное развитие детей средствами гимнастики" под редакцией И.А. Винер, Москва " Просвещение", 2011.
Иванова О., Поддубная Ж. 100 упражнений стретчинга для всех групп мышц\Спорт в школе.-1998.-№37-38Колесникова
С.В.Детская аэробика: Методика, базовые комплексы.-Ростов н\Д:Феникс, 2005-151с.
Купер Кеннет. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
Лисицкая Т.С. Ритм плюс пластика. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников, М.-1998г.
Матов В.В. Ритмическая гимнастика для школьников // Знание.-1988. - №4.
11. Соколова Э.Ю. Черлидинг. Как подготовить команду. Методическое пособие для тренеров по черлидингу. Москва,2008 г.
12. Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Дата проведения
Наименование раздела
Тема
Элементы содержания урока
Оснащенность урока
Домашнее задание
1
Вводное занятие
Вводный инструктаж по ТБ; Основы знаний о развитии Черлидинга
Инструкции по ТБ, видео-фильм
Найти доп. сведения о Черлидинге
2
Правила соревнований
Лекции
Повторить правила
3
Личная гигиена и внешний вид черлидера
Методика общей, партерной разминки; Специальная разминка; Дозировка
Коврики, шведские стенки, спец. резина
Комплекс ОФП с гантелями
4
Переход от одного вида деятельности к другому (хореография – акробатика - гимнастика)
Спорт. инвентарь, муз. сопровождение
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
5
Теория и история черлидинга
Введение последующих участников команды
Муз. сопровождение
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
6
Базовые положения рук (различные варианты)
Спорт. инвентарь, муз. сопровождение
Повторять базовые положения рук
7
Базовые махи, прыжки
Муз. сопровож-дение, маты
Повторять базовые махи, растяжки
8
Прогрессии сложностей в положениях флайера
Муз. сопровож-дение, счет,маты
Комплекс ОФП
9
Прогрессии сложностей в обучении спускам
Муз. сопровож-дение, счет, маты
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
10
Программа «Чир»
Пирамиды. Правила построения пирамид. Методика обучения, виды пирамид Страховка: головы, шеи, спины; полный контакт с флайером: тактильно и визуально, ловить страхуемого как можно выше, смягчать падение, научиться предчувствовать падение.
Муз. сопровож-дение, счет, маты, страховоч. веревки
Мысленно повторять последовательность элементов
11
Простейшие построения пирамид в один ярус
Муз. сопровож-дение, счет
Мысленно повторять последовательность элементов
12
Построения пирамид в два яруса
Муз. сопровож-дение, счет
Мысленно повторять последовательность элементов
13
Построение пирамид с использованием дополнительного спорт. инвентаря
Муз. сопровож-дение, счет, спорт. инвентарь
Совершенствовать владение предметом
14
Совершенствовать построение общей композиции пирамиды
Муз. сопровож-дение, счет, спорт. инвентарь
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
15
Строго соответствовать каждое движение заданному счету
Муз. сопровож-дение, счет, спорт. инвентарь
Комплекс ОФП
16
Обучение Чир – прыжкам
Изучение от простого к сложному: Кабриоль вперед, назад; Ножницы вперед, назад; Арабеск;
Маты
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
17
Пружина; Стедп; Врозь; Шпагат
Маты
Комплекс ОФП
18
Кольцо; Так; Той-тач; Пайк
Маты
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
19
Разноножка;Херки; Хедлер; Абстракт
Маты
Комплекс ОФП
20
Вокруг света; Повтор изученных прыжков
Маты
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
21
Совершенствование изученных прыжков
Маты
Комплекс ОФП
22
Программа «Данс»
Виды пируэтов. Уровни сложности. Методика обучения пируэтам Изучение: Простой пируэт; Солнышко
Маты, коврики
Мысленно повторять дома
23
Пируэт- флажок; Фуэте;
Маты, коврики
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
24
Джаз-пируэт; Грант;
Маты, коврики
Мысленно повторять дома
25
Аттитюд; Тур-пике;
Маты, коврики
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
26
Повтор изученных пируэтов
Маты, коврики
Мысленно повторять дома
27
Совершенствование изученных пируэтов
Маты, коврики
Упражнения на растяжение отдельных групп мышц
28
Художественные занятия, физическая подготовка
ОФП (общая физическая подготовка): последовательная работа со всеми группами мышц (рук, ног, туловища, шеи, стоп и т.д.)
Тренажеры, гантели, эспандеры
Комплекс ОФП
29
СФП (специальная физическая подго-товка), в соответствии с темой урока
Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь
Комплекс СФП
30
ОФП (общая физическая подготовка): последовательная работа со всеми группами мышц (рук, ног, туловища, шеи, стоп и т.д.); Увеличение нагрузки
Тренажеры, гантели, эспандеры
Комплекс ОФП
31
СФП (специальная физическая подготовка), в соответствии с темой урока. Увеличение нагрузки (количества)
Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь
Комплекс СФП
32
ОФП (общая физическая подготовка): последовательная работа со всеми группами мышц (рук, ног, туловища, шеи, стоп и т.д.); Увеличение нагрузки
Тренажеры, гантели, эспандеры
Комплекс ОФП
33
СФП (специальная физическая подго-товка), в соответствии с темой урока. Увеличение нагрузки (колличества).
Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь
Комплекс СФП
34
ОФП (общая физическая подготовка): последовательная работа со всеми группами мышц (рук, ног, туловища, шеи, стоп и т.д.); Увеличение нагрузки. Воспитание морально-волевой подготовки черлидеров.
Тренажеры, гантели, эспандеры
Комплекс ОФП
35
СФП (специальная физическая подго-товка), в соответствии с темой урока. Увеличение нагрузки (колличества). Восстановление функционального состояния организма занимающихся.
Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь
Комплекс СФП
36
Сдача контрольных нормативов, участие в соревнованиях и показательные выступления
Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь
Базовые шаги
Маршевые шаги
Приставны шаги е
а, Д
С Л
March - «М»
Basic step - «В» V step - «V» Mambo - «Mb» Pivot - «Pt»
Box step - «Bs»
Step-crjss - «Sc» Zorba - «Zo» Kil ball Change «КЬс»
Step Touch - «St»
Knee up - «ки» Curl - «Си» Kick - «К» Lift side - «LS»
Pony - «Ро»
Scoop - «Sco» Open step - «Os» Toe touch (Heel touch) - «Tt», «Ht» Lunge - «L»
I Alternative (со
L ч
X + cha cha cha - «х ссс» X + lift - «х lift»
Grapevine Double step - «Gv» touch Chasse mambo - «2 ST» front Chasse mambo - «С. mb f» back Repeat (2) - « C. mb b» Soperman - «Re 2»
- «So»
Приложение №2
Проблема: Очень большое давление на шейку (шейный отдел) позвоночника и связки.
-ПЛУГ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
Предотвращение: Растяжка -кота- из положения стоя на коленях
Махи ногами назад в кисти. Проблема: Изогнутая спина, давление на поясничный положении с опорой на отдел.
Предотвращение: Не поднимать ногу выше уровня колени и позвоночник
Проблема: Оказывает огромное давление на поясничный отдел.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
Предотвращение: Поднимать противоположную руку и ногу из положения лежа.
Проблема: Илиопсис, важная мышца средней ягодичной мышцы, изогнута в поясничном отделе. Вес двух ног ведет к чрезмерному изгибу позвоночника. Предотвращение: Поднимать одну ногу. (Кому нужно это упражнение?) У большинства взрослых средняя ягодичная мышца уже очень сильная. Большинству занимающихся нужно укрепить мышцы живота, чтобы сохрантъ правильное положение таза, чтобы поясничный отдел не очень изгибался.
Переход в положение сидя с выпрямленными ногами
Проблема: При переходе в положение сидя с выпрямленными ногами, вес ног используется в качестве якоря для средней ягодичной мышцы. Переход в положение сидя осуществляется поясничным отделом. Даже при переходе в положение сидя с согнутыми ногами может вовлекать среднюю ягодичную мышцу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
-Кобра
Предотвращение: Переходить в положение сидя при положении спины в 30 градусах к поверхности пола. Вне эгой позции, мышцы живота не получают пользы. Не замыкайть рук за головой, т. к. это может оказать давление на шейный позвонок.
Проблема: Наклоняйся вперед легко; возвращаться висходное положение - вот в чем проблема! При прямых коленях, позвонки поясничного отдела сходятся вместе. Это сильно увеличивает давление в наполненных жидкостью хрящевых суставах между позвонками, ведя к смещению позвонков.
наклон наз
Вес
'.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
Предотвращение: Сгибать колени; не наклоняться больше 90 градусов. Это не упражнение для людей с больной спиной. Проблема: Большое давление на позвоночные диски. Предотвращение: Растяжение мышц живота, лежа на спине, поднимая одновременно противоположные руку и ногу.
Проблема: Совмещение вращательных движений туловищем и напряжения в одно и то же время приводит к разрыву и высокому давлению на диски. Это так же может привести к разрыву связок, находящихся вдоль позвонка. Предотвращение: Контролируемые вращения туловищем, производимые при вертикальном положении туловища.Не привышать амплитуды движений.
Выпад - острый угол Проблема: Когда сгибание колена превышает 90 градусов, лежду бедром и голенью давление на четырехбедренную мышцу бедра смещает
1аклок вперед
надколенник (надколенную чашечку) а область между бедренной костью и болынеберцовой костью. Когда колено выпрямляется, кость сокращается и надколенник приходит в первоначальное положение.Предотвращение: Ограничить сгибание до 90 градусов ( не давать колену выступать за рамки носка)
Проблема: Давление на четырехглавую мышцу бедра и принуждение надколенника в сустав. Равновесие неустойчивое. Предотвращение: Контролируемое, неглубокое сгибание колена; руки на бедрах.
Проблема: Вращение колена наружу в такой слабой позиции может привести к повреждению свэзок вокруг и внутри колена. Плохое равновесие в этой позиции может привести к внезапному изменению позиции, сопровождаемое вывихом. Предотвращение: Сгибание колена должно сопровождаться обыкновенным движением блоковидного (шарнирного) сустава
Проблема: Колени - это блоковидные (шарнирные) суставы, они не предназначены для вращения. Такие джазовые вращения коленями оказывают большое давление на внутренние и внешние связки колен.
Проблема: Это слабая позиция для связок колен и голени; эта позиция вызывает деформацию голени Предотвращение: Исполнять движения голенью в поддерживаемом положении (сидя или лежа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
Проблема: Большинство упражнений не имеют -азбуки-, необходимой гля поддержания безопасной позы во время высоких махов ногами. Напротив, тело оседает в области талии, давя на поясничный отдел. Средлеягодичная мышца находится под большим давлением при высоких махах. Так как эта мышца прикреплена к поясничному отделу, то она тянет его под острым (и опасным) углом. Предотвращение: Ограничить высоту махов, сосредоточиться на форме и контроле, чем на высоте махоа
Проблема: Большое давление на надколенник; в то же время. колено -задней ноги, прижатой к полу, вращается. Это очень хорошее упражнение на растяжку для среднего занимающегося. Предотвращение: Растяжка вперед сидя.Приложение №3
Параметры и критерии диагностики физической и технической подготовленности обучающихся.
Критерии физической подготовленности.
Контрольные
1- й год обучения
упражнения
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Поднимание туловища из
25 за 1 мин
20 за 1 мин
15 за 1 мин
положения «лежа на
спине», кол-во раз
Поднимание туловища из
25 за 1 мин
20 за 1 мин
15 за 1 мин
положения «лежа на
животе» (лодочка), кол-во
раз
Выпрыгивания
10 за 30 сек
8 за 30 сек
6 за 30 сек
("лягушки"), кол-во раз
Отжимания (сгибание и
8 за 30 сек
6 за 30 сек
4 за 30 сек
разгибание рук в упоре лежа), кол-во раз
Наклон вперед (складка),
+1
-2
-5
наклониться как можно
ниже и удержать в течение 10 с
Контрольные
2- й год обучения
упражнения
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Поднимание туловища из
30 за 1 мин
25 за 1 мин
20 за 1 мин
положения «лежа на
спине», кол-во раз
Поднимание туловища из
30 за 1 мин
25 за 1 мин
20 за 1 мин
положения «лежа на
животе» (лодочка), кол-во
раз
Выпрыгивания
10 за 30 сек
8 за 30 сек
6 за 30 сек
("лягушки"), кол-во раз
Отжимания (сгибание и
10 за 30 сек
6 за 30 сек
4 за 30 сек
разгибание рук в упоре лежа), кол-во раз
Наклон вперед (складка),
+1
-1
-3
наклониться как можно
ниже и удержать в течение 10 с
Контрольные упражнения
3- й год обучения
Высокий уровень
Средний
Низкий уровень
уровень
Поднимание туловища из
35 за 1 мин
30 за 1 мин
25 за 1 мин
положения «лежа на
спине», кол-во раз
Поднимание туловища из
35 за 1 мин
30 за 1 мин
25 за 1 мин
положения «лежа на
животе» (лодочка), кол-во
раз
Выпрыгивания
15 за 40 сек
12 за 40 сек
10 за 40 сек
("лягушки"), кол-во раз
Отжимания (сгибание и
15 за 40 сек
10 за 40 сек
6 за 40 сек
разгибание рук в упоре
лежа), кол-во раз
Наклон вперед (складка),
+2
0
-2
наклониться как можно
ниже и удержать в течение 10 с
Критерии технической подготовленности.
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
За выполнение, в котором:
За выполнение, в котором:
За выполнение, в котором:
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; обучающийся понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим воспитанником.
Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Воспитанник не может выполнить движение в нестандартных условиях.
Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. Упражнение не выполнено.
Приложение№4
Лист диагностики уровня технической и физической подготовленности обучающихся
Фамилия, имя, класс:
Контрольные
В начале
В середине
В конце
упражнения
года
года
года
Поднимание
туловища из
положения «лежа
на спине», кол-во
раз
Поднимание
туловища из
положения «лежа
на животе»
(лодочка), кол-во
раз
Выпрыгивания
("лягушки"), кол-
во раз
Отжимания
(сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа), кол-
во раз
Наклон вперед (складка),
наклониться как
можно ниже и
удержать в
течение 10 с
Базовые
движения
Прыжки
начального
уровня для
выполнения
дается 1 попытка
Элементы
акробатики
Выполнение
станта**
Приложение №5
Словарь
Словарь терминов, используемых Международной федерацией черлидинга
Стант – поддержка, в которой участвуют от 2 до 5 человек.
Пирамида – группа стантов, стоящих достаточно близко, чтобы коснуться друг друга.
Флайер – «летающий», самый верхний человек в станте, пирамиде, не имеющий контакта с соревновательной поверхностью (полом).
Маунтер – человек, занимающий средний уровень пирамиды (станта) между базой и флайером, не имеющий контакта с соревновательной зоной.
База – нижний (поднимающий) человек, обеспечивающий основную поддержку в пирамиде (станте).
Креддл – прием флайера в «колыбель».
Экстеншен – стант, в котором базы держат флайера на вытянутых руках.
Элеватор (лифт) – стант, в котором базы поднимают флайера через экстеншен на уровне плеч.
Баскет-тосс – стант-бросок из 4–5 человек, в котором руки боковых баз сцеплены и обязательно присутствие задней базы.
Хай V – движение рук в виде английской буквы «V».
Той-тач – прыжок, при котором спортсмен поднимает прямые ноги под углом 90°.
Тосс – бросок.
Спотер – страхующий, отвечающий за безопасность зоны «голова-плечи» мунтера или флайера, контролирует, но не участвует в построении пирамиды (станта); поддерживает визуальный контакт с маунтером/флайером и отвечает за их безопасный спуск.
Кетчер – человек, отвечающий за прием спускающегося флайера.
Клэп – хлопок на уровне ниже подбородка, при котором ладони выпрямлены и полностью касаются друг друга.
Класп – хлопок на уровне ниже подбородка, при котором пальцы согнуты и держат противоположную ладонь, а большие пальцы перекрещены.
Чер – кричалка, цель которой – передать информацию зрителям.
Чант – слово или фраза, повторяющиеся много раз с целью активизации зрителей (считается выполненным при достижении контакта со зрителями).
Пробс – средство агитации (плакаты, растяжки, мегафоны и т.п.).
Оверлеп – сокрытие момента перехода от станта к станту с помощью танцевальных элемантов, чиров, чантов и других элементов программы.
Формации – построения.