Выступление на конференции Здоровье нации — неприкосновенный запас нации
Управление образования администрации муниципального
образования городского округа «Усинск»
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«У синск» кар кытшын муниципальной юконлон администрациясайозос велодомон веськ6дланiн(«Усинск» КК МЮА йозос велодан веськ6дланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска(МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска)
«Челядьос совмодан 24 №-а видзанш» школаодз велодан Усинск карсамуниципальной сьомкуд учреждение(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)Выступление на конференциюна тему «Здоровье нации - неприкосновенный запас нации»«Проблема развития мелкой моторики рук»воспитателя по изодеятельностиБадрутдиновой Миляуши Гумеровныг.Усинск
Добрый вечер уважаемые родители. Рада вас приветствовать на конференции, которая посвящена укреплению здоровью наших детей. Меня зовут Миля Гумеровна, я воспитатель по изобразительной деятельности, и считаю, что изобразительная деятельность является мощным средством развития мелкой моторики.
Общеизвестно, что между кончиками пальцев и головным мозгом существует прямая связь. Чем лучше развита моторика у ребенка, тем лучше развит мозг, и соответственно, речь. Кроме того, хорошо развитая мелкая моторика влияет и на наблюдательность, память, внимание, мышление. Да и вообще - хорошо развитая и умелая рука в жизни не помешает! Поэтому важно для укрепления здоровья детей развивать мелкую моторику, начиная с раннего возраста. А вот пока ваш малыш развивает свою мелкую моторику, родителям надо набраться терпения. Естественно будут валиться из рук чашки, резаться любимые книги, рассыпаться бусинки, раскидываться по полу фасоль...и т.д. , но ничего! Скоро малыш будет ловко и уверенно работать пальчиками и движения станут умелыми и аккуратными. А до той поры удержитесь от критичных комментариев, наберитесь оптимизма и вместе с ребенком учите его простым упражнениям.
На сегодня никого не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином. Вот и получается, что шестилетка бодро читает, считает, и распевает песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе нет и в помине.
Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рукдетей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.
Все мы знаем, что умелыми пальцы становятся не сразу.
В настоящее время существуют множество методик, игр и пособий для развития мелкой моторики рук. Их можно разделить на специально организованные : такие как пальчиковые игры, пособия для шнуровки, различные конструкторы, мозайки, вкладыши, трафареты, а также различные виды изобразительного творчества: лепка, рисование, аппликация и т.д, и на развивающие, домашние игры, например игры с прищепками, тестопластика, игры с газетой и журналами, игры с крупами т.дЧтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой или левой руки.
На занятиях по изодеятельности для развития мелкой моторики мы используем нетрадиционные техники рисования - это рисование на разнофактурной бумаге, пластилинография, клясография, мозайки из рваной бумаги, это картины из природных материалов, это использование отпечатков, и т.дКонечно не все родители владеют техникой выполнения той или иной работы. Поэтому сегодня мы с вами научимся играть в те игры , которые не требуют специальной подготовки от вас. Например,
В каждом доме можно найти обычные прищепки. С прищепками можно поиграть множество игр, причем все они будут интересны как в младшем, так и старшем дошкольном возрасте. И это проверено. Такие развивающие игры полезны для развития мелкой моторики, учат хорошо владеть пальчиками, массируюя их, развиваю фантазию, развивают мышление.
Игра с прищепками
Давайте посмотрим как можно с ними поиграть.
Возьмите нашу заготовку солнышка. Попросите ребенка чего не хватает для солнца, чтобы оно светило. Правильно, лучиков. Давайте мы с вами поиграем в эту игру.
В такие же интересные игры вам, родители предлагаю поиграть и дома Вот так мы играем в саду.
Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Веселый карандаш». Для этого нам нужен всего 1 карандаш. На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении).
Показываю резиновую грушу
Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.
Самое любимое занятие у детей - это лепка. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять материал - пластилин, глину, или тесто. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. Так мы можем сделать картины - мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры - например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
Если вы лепите из пластилина, в этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее для мелких мышц рук, чем мягкий импортный.
Я вам предлагаю поиграть дома не только с пластилином, но и с тестом.
Игра с тестом - всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками - большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
Можно организовать игру с книжками. Например, такое задание как перелистывание страницы книги по одной не всегда удается выполнить ребенку. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона. Покажите ребенку книгу. А на следующую страницу положите картинку - сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.
Следующие игры - это упражнения с бумагой .Любимое занятие детей - это мять бумагу. Предложите вашему ребенку игры для развития силы рук .Например, поиграйте в игру «Кто быстрее сделает комок из бумаги и бросит его в корзинку?». Эта игра и на развитие силы рук, и глазомера, ловкости броска.
Следующая игра с бумагой - это рвать ее.
2)предложите поиграть в игру - «вырежи без ножниц». Для этого нужно захватить пальцами обеих рук лист и «вырезать» рисунок по контуру. Деткам помладше предложите сделать дожди из полосок.
Играя с бумагой вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе ребенок поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой.
На занятиях с детками мы делаем аппликации из бумажных шариков , из кусочков бумаги, которые нарвали сами. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету.
Разворачивание завернутого в бумагу предмета - сюрприза - «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова - спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать - прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
Сейчас в магазинах можно приобрести баночки и емкости различной формы, цвета, материала. Можно поиграть в игру «Что же спрятано в баночке?» для этого спрячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. А затем спрячьте в баночку. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) - это тоже является приемом развития мелкой моторики
Следующие игры - это игры с мелкими предметами. Конечно же такие игры должны проводиться под контролем взрослых . Перемешайте в одной коробке два вида бусин или круп , или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету по форме, по размеру.
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.Очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремяпальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками - большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.
Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины - мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры - например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:
Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) - просто покажите, как Вы захватываете предмет.
Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
Пересыпание. Попросите помочь вам пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду - пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
Отлично развивает руку разнообразные нанизывания.
Предложите ребенку изготовить самому для мамы, бабушки браслет из бус.для этого подготовьте посуду с разноцветными бусинками, колечками и шнурок для нанизывания.
Эти игра оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
В увлекательное занятие дома можно поиграть и со шнуровкой. Сейчас в продаже разнообразное множество игр со шнурками. Например игра «Вышел ежик погулять, и собрал грибочки» - ребенку будет интересно пришнуровать грибы к спине ежика, или игра «Одень куклу», где прикрепляются детали одежды .Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, ребенок будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.
Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки - это тоже очень большой вклад в развитие мелкой моторики ребенка.
Наверно у каждой хозяйки дома есть вязальные нитки. Можно предложить ребенку помочь намотать маленький или большой клубок. Наматывание толстой нитки или шнурка на руку свою или мамину - все эти интересные занятия тоже способствуют развитию пальчиков у детей.
В детском саду, соответствуя возрастным требованиям , дети с увлечением играют в конструкторы. Важно иметь дома несколько видов конструкторов, разных по материалу и обязательносразнымпринципомсоединениядеталей.
Подводя тему нашей конференции к итогу, можно сказать, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Вы, родители являетесь самыми заинтересованными и активными участниками воспитательного процесса. И тогда развитие мелкой моторики не станет для вас проблемой в будущем вашего ребенка.
Спасибо за внимание!