Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре Здоровье и физическое развитие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»


Утверждена приказом №153 от 28.08.2015г. Рассмотрена и рекомендована к утверждению МБОУ «Никифоровская СОШ №1» Управляющим советом МБОУ «Никифоровская СОШ№1»
Директор МБОУ «Никифоровская СОШ№1» Протокол № 6 от 25.08.20145г.
____________________ (А.М.Круглов) Председатель управляющего совета
____________________(Л.П.Дубовицкая)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление Спортивно-оздоровительное
Спортивно-оздоровительный курс
«Здоровье и физическое развитие»

Для обучающихся 8 классов










Составитель:

Колонтаев В.П.- учитель физической культуры






2015 год.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количество детей , имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших социально- экономической политики нашего государства.
Важную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играют физические упражнения. Особенно необходимы такие занятия оздоровительной физической культурой ученикам среднего звена. Ведь обучение в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Поэтому важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования физических упражнений , что и нашло отражение в данной программе .

Целью программы: является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
Задачи реализации программы являются:
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактики отклонений в состоянии здоровья.
Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышении мотивации к ним, воспитание волевых качеств , настойчивости, дисциплинированности.
Формирования навыков правильной осанки и рационального дыхания.
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы ребенка.
Программа ориентирована на обучающихся 8 классов и имеет общий объем 35 часов, Режим занятии: 1 раз в неделю по одному часу.
Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Формы и виды контроля
Виды контроля: текущий, зачетно-нормативный, итоговый контроль в виде спортивных соревнований и стартов
Для реализации данной программы предусматривается ряд методов: Словесные ( рассказ, беседа, лекция, доклад, сравнение)
Наглядные ( показ действий, демонстрация плакатов, видеофильмов,) Практические ( демонстрация различных элементов физических упражнений, работа в парах, с предметами и без предмета ,игровой, поточной, фронтальной, групповой , соревновательные навыки.
Итоговый контроль проводится форме физкультурного праздника.
По окончанию спортивно-оздоровительного курса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты:
- Воспитание чувства гордости за свою Родину, патриотизма, любви и уважения к Отечеству и многонациональному российскому обществу;
- формирования уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности , обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования базе ориентировки в мире профессий и профессионального предпочтения, с учетом познавательных интересов.
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие эстетических качеств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль за своей деятельностью в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, контролировать свои действии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собсбвенные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( далее ИКТ- компетенции)
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникотивной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; - понимание о значении физической культуры для укрепления здоровья ( физического, социального, психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность ( режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленность(оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели - приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую до врачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой и спортом, форм активного отдыха и досуга;
- приобретение навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья ( длинны и массы тела и др.), показателями основных физических качеств ( силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности. – формирование умений выполнять комплексы общеразвивающие, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные особенности и способности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Всего
час
Количество часов




теория
практика

1
Вводное занятие (правила техники безопасности)
1
1


2
Теоретические сведения (основы знаний)
3
3


2.1
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
1
1
·


2.2
Влияние питания на здоровье
1
1


2.3
Гигиенические и этические нормы
1
1


3
Общая физическая подготовка
21

21

3.1
Упражнения в ходьбе и беге
4

4

3.2
Упражнения для плечевого сустава
4

4

3.3
Упражнения для ног
4

4

3.4
Упражнения для туловища
5

5

3.5
Комплексы общеразвивающих упражнений
4

4

4
Специальная физическая подготовка
6

6

4.1
Формирования навыка правильной осанки. Осанка и имидж.
2

2

4.2
Укрепление мышечного корсета
1

1

4.3
Укрепление мышечно- связочного аппарата стопы и голени
1

1

4.4
Упражнение на равновесие
1

1

4.5
Упражнение на гибкость
1

1

5
Контрольные испытания и показательные выступления
Физкультурный праздник
4

4


ВСЕГО

35
4
31









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Правила техники безопасности на занятиях. Правила подбора и хранения инвентаря и спортивной формы.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (3 часа)

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений ( 1 час). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
Влияние питания на здоровье (1 час).
Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника . Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы ( 1 час)
Гигиенические нормы ( гигиенические процедуры до и после занятий, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы ( нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношение с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (21 час)

3.1 Упражнения в ходьбе и беге (4 часа)
Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки: на носках, на пятках, наружном и внутреннем крае стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, сочитание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении, на носках , с высоким подниманием бедра, захлестом голени, боком приставным и скрестным шагом спиной вперед, с различными движениями рук, с подскоками, с изменением темпа.
3.2 Упражнения для плечевого пояса и рук (4 часа)
На месте в различных исходных положениях, в движении, с предметами ( скакалками, палками, мячами, обручами), с партнером.
Упражнения для ног (4 часа)
На месте в различных исходных положениях: у опоры, в движении, с предметами , с партнером.
Упражнения для туловища ( 5 часов).
На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку), у опоры, в движении, с предметами, с партнером.
Комплексы общеразвивающих упражнений ( 4 часа)
На месте в различных исходных положениях, с чередованием исходных положений, у опоры, в движении, с предметами, с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ ( под музыкальное сопровождение)
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (6 часов)
4.1 Формирования навыка правильной осанки, Осанка и имидж ( 2 часа)
Упражнения в различных исходных положениях: у стены, у зеркала, с закрытыми глазами, с самоконтролем и взаимоконтролем, с предметами. Выработка потребности и навыков красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2 Укрепление мышечного корсета (1 час)
Упражнения на месте в различных исходных положениях ( стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку), у опоры, в движении, с предметами ( гимнастическая палка и резиновые бинты), с предметами художественной гимнастики ( скакалками, мячами, обручами), с партнером.
4.3 Укрепление мышечно- связочного аппарата стопы и голени (1 час)
Упражнение у опоры, в движении, с предметами художественной гимнастики ( скакалками, мячами, обручами).
4.4 Упражнения на равновесие (1 час)
На месте в различных исходных положениях туловища ( вертикальных, наклонных), на носках, с поворотами, в движении , с предметами палками, скакалками , мячами, обручами), с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5 Упражнения на гибкость (1 час)
Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных суставов и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях ( стоя, сидя, лежа). У опоры, в движении с предметами, с партнером. Психологические факторы гибкости( отсутствие психоэмоционального напряжения)
Раздел 5 Контрольные и показательные выступления. Физкультурный праздник(4 часа)

Соревнования по физической подготовке:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- Гибкость (выворотность) плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: положение лежа на животе удерживание туловища, разогнутого под углом 45 градусов;
-сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удерживание ног, согнутых под углом 45 градусов в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
Комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
Итоговое занятие :Физкультурный праздник « Ни дня без движения»




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п
Название раздела
Формы занятий
Методы и приемы
Дидактический материал
Техническое обеспечение

1
2
3
4
5
6

1
Вводное занятие (правила техники безопасности
Беседа, с элементами лекции, рассказ
словесные
Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмет «Физическая культура» .- М: Издательский центр « Академия», 1999.
Кумча В.М. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы « Здоровье населения. Среда обитания».- М.: Из-во ГУ НЦЗД РАМН, 1988.
3).Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 5-7 кл..-М. : Просвещение, 2004.
Холодков Ж. К. , Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Легкая атлетика в школе.- М. : Просвещение, 1993.
Матвеев А.П . Физическая культура Рабочие программы 5-9 класс .-М .: Просвещение 2012 год

Компьютер, ресурсы Интернета, возможности мультимедийного класса

2
Теоретические сведения (основы знаний)
Лекции, самостоятельные занятия
Словесные,
учебники и методические пособия:. 1.Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмет «Физическая культура» .- М: Издательский центр « Академия», 1999. 2.Кумча В.М. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы « Здоровье населения. Среда обитания».- М.: Из-во ГУ НЦЗД РАМН, 1988. 3.Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 5-7 кл..-М. : Просвещение, 2004. 4.Холодков Ж. К. , Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Легкая атлетика в школе.- М. : Просвещение, 1993. 5.Матвеев А.П . Физическая культура Рабочие программы 5-9 класс .-М .: Просвещение 2012 год
Компьютер, Интернет, возможности мультимедийного класса

3
Общая физическая подготовка
Лекции, тренировочные занятия
Словесные практические наглядные
учебники и методические пособия:. 1.Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмет «Физическая культура» .- М: Издательский центр « Академия», 1999. 2.Кумча В.М. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы « Здоровье населения. Среда обитания».- М.: Из-во ГУ НЦЗД РАМН, 1988. 3..Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 5-7 кл..-М. : Просвещение, 2004. 4.Холодков Ж. К. , Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Легкая атлетика в школе.- М. : Просвещение, 1993. 5.Матвеев А.П . Физическая культура Рабочие программы 5-9 класс .-М .: Просвещение 2012 год
Компьютер, ресурсы Интернета, возможности мультимедийного класса

4
Специальная физическая подготовка
Лекции Тренировочные занятия
Словесные, практические наглядные
учебники и методические пособия:. 1.Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмет «Физическая культура» .- М: Издательский центр « Академия», 1999. 2.Кумча В.М. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы « Здоровье населения. Среда обитания».- М.: Из-во ГУ НЦЗД РАМН, 1988. 3..Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 5-7 кл..-М. : Просвещение, 2004. 4.Холодков Ж. К. , Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Легкая атлетика в школе.- М. : Просвещение, 1993.
Компьютер, ресурсы Интернета возможности мультимедийного класса

5
Контрольные испытания и показательные выступления
Физкультурный праздник
Выполнение контрольных испытаний
Практические
учебники и методические пособия: Матвеев А.П . Физическая культура Рабочие программы 5-9 класс .-М .: Просвещение 2012 год

Компьютер, ресурсы Интернета, возможности мультимедийного класса












МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическо-техническое оснащение
Спортивный зал школы
Тренажерный зал
Спортивная площадка школы Спортивный инвентарь (мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи) Оборудование в мультимедийном кабинете.

Список используемой литературы:

Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмет «Физическая культура» .- М: Издательский центр « Академия», 1999.
Кумча В.М. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы « Здоровье населения. Среда обитания».- М.: Из-во ГУ НЦЗД РАМН, 1988.
Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 8-9 кл..-М. : Просвещение, 2004.
Холодков Ж. К. , Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Легкая атлетика в школе.- М. : Просвещение, 1993.
Матвеев А.П . Физическая культура Рабочие программы 5-9 класс .-М .: Просвещение 2012 год



15