Физическое здоровье школьников-социальное здоровье общества.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Панчикова Василия Ивановича с.Богдановка муниципального района Нефтегорский Самарской области ( ГБОУ СОШ с.Богдановка)
Статья
«Физическое здоровье школьников –
социальное здоровье общества».
Учитель физической культуры Якимова Н.И.
2016 г.
Физическое здоровье школьников –
социальное здоровье общества.
Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, человек социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышлении, память, внимание, восприятие, эмоции), - это психически здоровый человек. Поэтому проблемы сбережения здоровья, оздоровления учащихся и учителей в последние несколько лет стали приоритетными. По результатам исследования жизненных ценностей, проведенного среди учащихся нашей школы, на первое место вышли ценности здоровья. Такая картина кажется совершенно нетипичной для учащихся. Как правило, проблемы подростков касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с учебной деятельностью, с выбором направления предстоящей взрослой жизни.
Одним из факторов, формирующих психическое состояние, является тревожность. С целью выявить влияние тревожности на успешность учебной деятельности в среднем и старшем звене проводилось обследование детей. Применялась «Методика эмоциональной напряженности». Результаты диагностики показали, что повышенная тревожность сказывается на сформированности системы управления: неверном поведении, неверной оценки своих возможностей и реальных успехов в учебе, неадекватном самоконтроле. Повышенная тревожность становится причиной нарушения внимания (41%), снижения работоспособности (28%), повышение утомляемости (12%), нарушений сна (19%).
\s
Кроме того, повышенная тревожность ослабляет организм: поднимается давление, увеличивается частота сердечных сокращений и дыхания, сужаются кровеносные сосуды и напрягаются мышцы. В результате могут возникнуть такие заболевания как гипертония, головная боль, желудочные спазмы, остеохондроз. Поэтому очень важно применять меры профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у школьников, вести оздоровительную работу. Но нельзя забывать об условиях, в которых приходится работать в сельской школе. Во-первых – это отсутствие необходимого семейного воспитания. Очень часто родители уезжают в город на заработки, а за детьми присматривают дедушки и бабушки. Во-вторых – культурный уровень населения по сравнению с городом снижен.
Школа – часть жизни села, лучшие традиции которого следует возрождать и укреплять. Поэтому работа по здоровьесбережению в школьном коллективе направлена скорее не на просветительство по дискредитации вредных привычек, а на формирование отношения к здоровому образу жизни как к норме, на достижение которой следует потратить усилия (здоровое питание, рациональный режим дня, психологические методы преодоления учебных и физических перегрузок, совмещение развлечений и здоровьесберегающих технологий).
Работу мы начинали с проведения экологического мониторинга в школе. Цель мониторинга: привлечь учащихся и учителей к активной работе по сознательному выполнению санитарных норм школьной жизни и усилению факторов укрепления здоровья в стенах школы. В число факторов вошли:
санитарное состояние кабинетов;
режим проветривания кабинетов;
озеленение кабинетов, эстетичность цветочных горшков;
уровень шума на переменах;
проведение на уроках физкультминуток (на снятие усталости, на тренировку зрения);
задержка учителями учеников после звонка на перемену.
Так школьное исследование показало, что санитарное состояние полов, подоконников и т.п. за редким исключением «хорошее» или «отличное». Мусорные корзины имеются во всех кабинетах, но иногда они предназначены только для учителя и стоят у него под столом. Режим проветривания кабинетов почти не соблюдается. Обнаружилось, что на уроках в старших классах не проводится профилактическая работа по предупреждению усталости от выполнения монотонной учебной работы. Уровень шума на перемене, согласно наблюдениям, наиболее высок у учащихся 5-9 классов.
Полученные результаты сводились в общую таблицу. Проведение этой работы (изучение факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние здоровья учащихся) побудило старшеклассников к выполнению проекта «Школьные перемены». Сбор этих данных повысил не только исследовательскую культуру, но и вызвал интерес учителей и младших школьников, повысил самоуважение, создал положительный настрой на выполнение самостоятельной работы.
В школе большое внимание уделяется обеспечению условий развития здоровья: организовано горячее питание учащихся, оборудовании спортивная площадка и тренажерный зал, повышен статус трудовой занятости учащихся. Ребята, показывающие высокие результаты укрепления своего здоровья, считаются гордостью не только школы, но и села и поддерживаются на уровне местной власти.
Немало внимания уделено проблеме организации учебной работы, т.к. взаимосвязь физического здоровья и интеллектуального развития учащихся известно и подтверждается исследованиями. С этой целью проводится школьный мониторинг по состоянию здоровья, индивидуальные и групповые консультации психолога, проводятся мероприятия по социально-психологической поддержке здорового образа жизни в подростково -молодежной среде села.
У старшеклассников социально-оздоровительная направленность работы расширяет диапазон выбора профессионального пути. Уже в школе им предстоит сотрудничать с учащимися других школ, а не просто состязаться с ними.
Таким образом здоровье – это характеристика жизни социально зрелого человека, обладающего положительным психофизиологическим потенциалом, способного стать профессионалом своего дела, создать здоровую семью и установить позитивные связи с различными социальными группами.
Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ с. Богдановка
Н.И. Якимова