Рабочая программа по биологии 6 класс. В.В. Пасечник.


Ростовская область, Белокалитвинский район, х. Богураев
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОГУРАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Богураевской СОШ
Приказ от 29.08.2014 №120
__________________И.А.Кащеева
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_________БИОЛОГИЯ __
(наименование учебного предмета (курса)Уровень общего образования ( класс)
Основное общее образование 6 класс
(уровень образования, класс)
_________________________2014-2015 уч.год_________________________
(срок реализации программы учебный год или период)

Количество часов общее: 35 , в неделю 1
Учитель Костенко Лариса Владимировна_( Ф.И.О)
Программа разработана на основе примерной программы:
Программа разработана в соответствии с авторской программы В.В. Пасечника. Биология 5-11 классы: программы для образовательных учреждений. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. – 92,(4)с.
(указать примерную программу, автор программы, издательство,год издания )
2014 год
Раздел 1 «Пояснительная записка».
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (2004г.), Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы В.В. Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (М.: Дрофа 2010г., основной образовательной программы школы, положения о рабочей программе учителя МБОУ Богураевской СОШ.Рабочая программа использует учебно-методический комплекс
Пачсечник В.В.«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 кл. Учеб. для образоват. учеб. заведений. –М.: Дрофа, 2009. – 272 с;
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
В материал темы «Царство Растения» внесена тема из курса ОБЖ 6 класс «Правила поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях».
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Раздел 2. Общая характеристика курса «Биология»
Содержание учебного предмета «Биология» сокращено в части разделов ботаники и зоологии в федеральном компоненте, но вместе с тем в данном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение школьниками биологии  направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений,  ухода за ними; проведения наблюдений
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Раздел 3. Место курса «Биология» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 6-х классах на этапе основного общего образования в объеме - 1час в неделю.
Количество часов в год – 35
Последовательность изучения тем:
Введение.
Клеточное строение организмов.
Царства Бактерии и грибы.
Царство Растения.
Строение многообразие покрытосеменных растений.
Жизнь растений.
Природные сообщества.
Раздел 4. Содержание тем учебного курса
№ п\пНаименование разделов Характеристика основных содержательных линий и тем Кол-во часов В том числе, количество часов на проведение
Лабораторных работ
Контрольных работ Проектных работ
Введение Биология – наука о живой природе. Царства Бактерий, Грибов, Растений, Животных. Связь организма со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрану. Экскурсия «Многообразие живых организмов. осенние явления в жизни растений и животных».Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. 2 1 1 Клеточное строение организмов Устройство увеличительных приборов. Клетка и её строение. Состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Понятие «ткань». 4 2 Царства Бактерии и Грибы Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы: их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы – паразиты, вызывающие болезни растений. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и хозяйстве. Лишайники. Строение лишайника. Среда обитания лишайника. Значение лишайников в природе и хозяйстве. 4 1 Царство Растения Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Охрана растений. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Строение мха, его значение. Папоротникообразные. Папоротники. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Хвощи и плауны. Строение, многообразие и среде обитания хвощей и плаунов. Роль в природе и жизни человека. Голосеменные. Строение и разнообразие голосеменных (на примере сосны и ели). Среда обитания. Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве, их охрана. Покрытосеменные (цветковые). Их строение, разнообразие и среда обитания. Значение в природе и жизни человека. 6 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян двудольных и однодольных растений. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Клеточное строение  листа. Видоизменение листьев. Корень. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Строение корня. Видоизменения корней. Стебель. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Значение стебля. Видоизменённые побеги: корневища, клубень, луковица. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.  9 3 1 Жизнь растений Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание проростка. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Растение – целостный организм. 6 Природные сообщества Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимодействие растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. 4 1 1
Раздел 5 «Тематическое планирование»
Раздел
Тема Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности учащихся УУД, осваиваемые в результате изучения данной темы
Введение Введение Биология-наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); устанавливаются тематические рамки (могу). Разбираются со структурой. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Формулируют чёткие определения терминам. Планирование работы с учителем и сверстниками. По окончании чтения заполняют таблицу в рабочей тетради. Учащиеся, проделав опыты и обсудив их, сами формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы после параграфа, заданного на дом. Отвечают на вопросы учителя. Слушают выступления своих товарищей. Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Перечисляют приборы, помогающие изучать природу. Обсуждение правил техники безопасности в биологическом кабинете. (Работа с текстом учебника и обсуждение важности ответственного отношения к Соблюдению правил техники безопасности в кабинете биологии.) Развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и
оформлять их результаты.
Самостоятельно формулируют тему и цели урока;
учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.
Сотрудничество
с одноклассниками при обсуждении.
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Клеточное строение организмов Клеточное строение организмов Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Участвуют в определении целей и темы урока. Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по шаблонам ответов. Работа в парах. Выполняют творческое задание в тетрадях. Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов. Выполняют алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой. Объясняют назначение увеличительных приборов, различают ручную и штативную лупы. Определяют величину получаемого с и их помощью увеличения. Изучают устройство микроскопа и понимают необходимость соблюдения правила работы с биологическим оборудованием. Учатся сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Приобретают навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Дети проговаривают новые правила в громкой речи. Ученики в тетради зарисовывают клетки готовых микропрепаратов, рассмотренные под микроскопом. Ученики выполняют самостоятельную письменную работу (отвечают на вопросы на слайде), с целью самопроверки. В рамках применения на уроке игровых технологий, ученики выполняют Синквейн (микроскоп).
Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4. запомнил............ Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать
и оформлять их результаты.
Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
учатся работать в группах. Усиление учебной мотивации.
Умение сотрудничать
с одноклассниками при обсуждении.
Построение понятных для собеседника высказываний.
Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, тетради, диска.
Формируется умение полно и точно выражать свои мысли, планировать свою учебную деятельность.
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Умение сотрудничать
с одноклассниками при обсуждении.
Планирование работы с учителем и сверстниками.
Царства Бактерии и Грибы Царства Бактерии и Грибы Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Учащиеся слушают информацию о бактериях, просматривают слайды, делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом учебника учащиеся составляют опорный план конспект.
Отвечает на вопросы, формулирует роль бактерий в природе, работает в группе, отрабатывает основные понятия; составляет таблицу о вреде и пользе приносимые бактериями природе и человеку; делают выводы о значении бактерий. Используют различные источники. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека в природе и жизни человека. В ходе урока у учащихся развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника. Умение планировать свою работу, обсуждать разные версии ответов на поставленный вопрос.
Формируется адекватное восприятие оценки учителя.
Формируется познавательный интерес к предмету. Владение смысловым чтением. Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию: оценка и самооценка учебной деятельности.
Царство Растения Царство Растения Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Обеспечение питанием из резервов природы. Съедобные растения. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении растительной пищи. Использовать ранее изученный материал, анализировать новую информацию, сравнивать с заданными критериями, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Используя технологию продуктивного чтения анализировать текст учебника, составить сиквейн, вывести понятие мхи, ответить на вопрос урока. Сделать схематичную зарисовку в тетрадях. Изучить особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений Формируемые способы деятельности:
-выявление готовности к уроку
- формулирование собственных ожиданий.
Формируется адекватное восприятие оценки.
Формируется
-умение структурировать знания.
-выбирать наиболее эффективные
способы решения задачи
-умение выстраивать логическую цепь рассуждений
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
Формируется умение планировать самостоятельную работу.
Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение побегов Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах. Отвечают на вопросы, называют примеры видоизменений органов.
Формулируют тему, цели и задачи урока. Рассматривают видоизменённые побеги на натуральных объектах и гербарии. Слушают инструктаж по ТБ, выполняют лабораторную работу, зарисовывают в рабочей тетради строение луковицы на продольном срезе и строение клубня на поперечном срезе, определяют запасные питательные вещества, подписывают части, заполняют инструктивную карточку, делают выводы. Обсуждают в группах задание, приводят доказательства, выступают с ответом. Формируется
- умение структурировать знания.
-выбирать наиболее эффективные
способы решения задачи
-умение выстраивать логическую цепь рассуждений
Развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Жизнь растений Жизнь растений Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное размножение) В ходе изучения нового материала учащиеся оценивают значение питания, дыхания, размножения обмена веществ, развития для жизнедеятельности клетки. Характеризуют биологическое значение понятия "обмен веществ" Объясняют сущность процесса деления клетки, анализируют его основные события (передачи наследственного материала дочерним клеткам). Устанавливают последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументируют вывод о том: 1.что клетка - живая система (биосистема). 2.взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы. Рефлексия. Ученики заполняют кластер. Проверяют друг у друга в паре правильное выполнение задания. Развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Формируемые способы деятельности:
-выявление готовности к уроку
- формулирование собственных ожиданий.
Формируется адекватное восприятие оценки.
Формируется
-умение структурировать знания.
-выбирать наиболее эффективные
способы решения задачи
-умение выстраивать логическую цепь рассуждений. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Природные сообщества Природные сообщества Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Работа с текстом учебника и другими источниками информации, интернет -ресурсами. Просмотр презентаций. Работа с инструктивными карточками. Работа по выполнению с индивидуальных и групповых заданий. Работа над проектом. Представление результатов работы классу. Прогнозирование возможной динамики смены растительных сообществ. Составление рекомендаций охраны и рационального использования данного фитоценоза. Развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Раздел 6. «Тематическое планирование»
№ п/пДата Раздел Тема урока Кол-во часов Оборудование
Основные виды учебной деятельности Требования к результату Виды и формы контроля НРК Дополнительная литература
ВВЕДЕНИЕ 2 1. 2.09 Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений, животных. комнатные растения, гербарный материал известных учащимся растений, распространенных в регионе; муляжи корнеплодов, овощей, плодов Работа с комплектами муляжей, учебником использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать. Называют основные царства живых организмов. Приводят примеры значения биологических знаний. Дают определение термину биология. Устный опрос Наблюдения за погодой Энциклопедия для детей. Экология
2. 9.09 Связь организмов со средой. Взаимосвязь организмов в природе.
Стартовый контроль. Таблицы по экологии.
Комплект гербариев разных групп растений Работа в группе.
Индивидуальная работа. Наблюдают за сезонными изменениями растений. Описывают: особенность приспособления в поведении и внешнем строении растений и животных к определенным условиям обитания данной местности. Разноуровневые задания по группам.
К.Р. На примере Лиховского леса 1.КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ 4 Алексеев В. Н. «Многообразие живой природы» Животные
3. 16.09 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Биологическая микролаборатория, микропрепараты кожицы лука, мякоти листа, томата, листа традесканции, таблица «Строение растительной клетки».
Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение».
Цифровой микроскоп.
Выполнение Л.Р. Должны знать:
•Устройство лупы и микроскопа
•Правила пользования опти-ческими приборами;
•Элементарное строение расти-тельной клетки;
•Значение органоидов клетки и их названия;
•Названия и назначение лабо-раторного оборудования.
Должны уметь:
•Настраивать микроскоп, гото-вить его к работе;
•Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
•Находить в микропрепарате изучаемые органоиды;
Должны знать;
•Состав и функции цитоплазмы;
•Значение межклеточного вещества;
•Функции растительных клеток;
•Иметь элементарные пред-ставления о делении клеток;
•Значение процессов жизне-деятельности клеток;
•О способности клеток к делению;
Должны уметь:
•Находить на микропрепарате заданные органоиды и части клеток;
•Находить на рисунках и называть части растительных клеток;
Должны знать:
•Что клетка – открытая биологическая система;
•Определение и значение термина «ткань»;
•Основные виды тканей растительного организма;
•Особенности строения и функцийпокровной, механичес-кой,образовательной,проводящей, основной, запасающей тканей, понимать связь их строения и функций.
Должны уметь:
•Узнавать типы тканей на рисунках и микропрепаратах;
•Определять локализацию тканей в растительных организмах. Л.Р.№1 4-5 23,30.09 Клетка, её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» Биологическая микролаборатория.
Готовые микропрепараты.
Таблица «Строение растительной клетки», таблицы со схемами деления клетки.
микроскопы, готовые препараты «Поперечный разрез листа», «Поперечный разрез жилки листа», «Поперечный разрез корня»,«Продольный разрез проводящей и образовательной тканей стебля», таблицы «Схемы строения и расположения растительных тканей». Выполнение Л.Р. Называют клеточные структуры и их значения.
Распознают и описывают клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.
Сравнивают по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.
Л.Р.№2 6. 7.10 Жизнедеятельность клетки, поступление веществ в клетку, рост, развитие, деление клетки. Понятие «ткань». Стакан с водой, про-бирки, марлевые сал-фетки, семена злаков, подсолнечника, комочек теста, йод
Коллекции: почв, минеральных удобрений.
Спирт, стакан с водой, йод, табл. «Фотосинтез»«Схема процессов дыхания и воздушного питания».
Коллекции семян, гербарий органов цветкового растения, табл. «Обмен веществ в растении», «Фазы развития зародыша». Работа в рабочей тетради по заполнению таблицы.
Исследовательская работав группах Знать и объяснять основные процессы жизнедеятельности клетки. тест 2.ЦАРСТВО БАКТЕРИИ И ГРИБЫ. 4 7. 14.10 Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Таблица «Бактерии», микроскоп, пипетка, предметное стеклышко, культура бактерии сенная палочка, влажный препарат «Корни бобового растения с клубеньками»гербарные листы с растениями гороха, фасоли, сои, люпина.
Использование биологической лаборатории, исследовательская деятельность в группах Должны знать:
•Строение бактериальной клетки;
•Формы бактерий;
•Распространение бактерий
•Способы питания бактерий;
•Основные отличия бактериаль-ной клетки от растительной;
•Что такое бактерии-сапрофиты бактерии-паразиты;
•Значение бактерий;в при роде и хозяйственной деятельности человека;
Должны уметь:
•Объяснять сущность симбиоза;
-значение минеральных и органических веществ для раз-вития и роста растений;
Должны уметь:
Делать выводы, используя ре-зультаты наблюдений.
Должны знать:
- способы поглощения питатель-ных веществ растениями;
- какие вещества необходимы для роста и развития растений;
- минеральные, органические удо-брения, способы внесения их в почву
- отличия в передвижении воды и органических веществ;
Должны уметь:
- отличать клетки луба от клеток древесины на микропрепаратах.
Должны знать:
- фотосинтез – важнейшее свой-ство зеленых растений;
- органические вещества в расте-ниях образуются в результате фотосинтеза;
- значение дыхания для растений, его сходстве с горением;
- взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;
Должны знать:
- условия, необходимые для про-растания семян;
- о необходимости создания нор-мальных условий жизнедеятель-ности для всех его органов;
- главный признак живого – обмен веществ
Должны знать:
- размножение – обязательное свойство любого живого организ-ма;
- особенности и вегетативного размножения;
Должны уметь:
- различать половое и бесполое размножение;
Должны знать:
- особенности размножения спо-ровых растений;
- цикл развития голосеменного растения;
Должны знать:
- роль цветка в половом размножении покрытосеменных;
- последовательность процессов двойного оплодотворения;
- процесс образования плодов и семян;
Должны знать:
- факторы живой и неживой природы, формирующие среды жизни;
- особенности основных экологи-ческих групп растений
- причины смены растительных сообществ;
Должны уметь:
- узнавать и различать растения различных экологических групп;
- определять и называть признаки растений всех экологических групп.
Должны знать:
- типы растительных сообществ;
- значение ярусности в раститель-ных сообществах;
Должны знать:
- причины смены растительных сообществ;
Заполнение таблицы Энциклопедия для детей. Экология
8. 21.10 Грибы. Общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение Работа с таблицами Знать строение и жизнедеятельность грибов, значение. Решение познавательных задач 9. 28.10 Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты.
Контрольная работа по итогам 1 четверти. Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов» Работа с муляжами, рисунками.
Составление памятки грибнику.
Индивидуальная работа. Знать строение, условия жизни грибов, болезни растений и животных, вызванные грибами – паразитами. Разноуровненвые вопросы
К.Р. Съедобные и ядовитые грибы нашей области 10. 11.11 Лишайники, их строение и многообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека..Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение».
Цифровой микроскоп. Использование ИКТ знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников, значение. Фронтальный опрос 3.ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ 6 11. 18.11 Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений. Таблицы основных отделов растений, гербарии Работа с рисунками Знать методы изучения растений, общую характеристику растений, роль в биосфере. Фронтальный опрос Охраняемые растения в области 12. 25.11 Водоросли. Среда обитания. Строение одно- и многоклеточных водорослей. Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение»
Комплект карточек «Одноклеточные водоросли».
Цифровой микроскоп. Работа с таблицами, карточками Должны знать:
-это низшие растения
- среду обитания, строение, способы питания и особенности размножения;
-значение в природе и жизни человека;
Должны уметь:
-различать зеленые, бурые и красные водоросли
-называть характерные признаки Письменные опрос Водоросли в водоёмах нашей области 13. 2.12 Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение» Мультимедийное пособие «Биология. 5-9 класс» Работа с таблицами. Использование ИКТ. Должны знать:
-признаки, свойственные высшим растениям;
-особенности строения и размножения
мхов, папоротников, хвощей, плаунов   Взаимный опрос Мхи нашей области Энциклопедия для детей. Экология
14. 9.12 Голосеменные, их строение и разнообразие, среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека. Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение  Знать строение и разнообразие, среду обитания,  размножение,  распространение голосеменных. Сам. работа Голосеменные нашей области 15. 16.12 Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Комплект гербариев разных групп растений.
Мультимедийное пособие «Биология. 5-9 класс» Использование ИКТ Должны знать:
- методы изучения вымерших древних растений;
-причины изменения расти-тельного мира;
-Должны уметь:
-называть признаки отделов растений;
- определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим Индивидуальный опрос Покрытосеменные нашей области16. 23.12 Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия. Выполнение К.Р. Знать теоретический материал по изученной теме. К.Р.№1 Энциклопедия для детей. Биология
4.СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 9 17. 13.01 Строение семян одно- и двудольных растений Интерактивное наглядное пособие «Строение высших и низших растений».
карточки Использование ИКТ Знать строение семян однодольных и двудольных растений. Выполнение заданий по карточкам 18. 20.01 Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Комплект гербариев разных групп растений Выполнение заданий в рабочей тетради Знать виды корней, типы корневых систем, видоизмененные корни тест Почвы нашей области 19. 27.01 Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Мультимедийное пособие «Биология. 5-9 класс» Работа с гербарием.
Использование ИКТ. Знать строение почки, рост и развитие побега Устный опрос Энциклопедия для детей. Экология
20. 3.02 Строение листа. Видоизменение листьев. Комплект гербариев разных групп растений. Интерактивное наглядное пособие «Строение высших и низших растений»
Межпредметны компьютерный класс. ЦЛ. Работа по карточкам.
Использование ИКТ. Знать строение листа, видоизмененные листья Работа по карточкам Алексеев В. Н. «Многообразие живой природы» Животные
21. 10.02 Многообразие стеблей. Видоизменение побегов Комплект гербариев разных групп растений Работа с учебником Знать строение, рост, многообразие и видоизменение стебля тест 22. 17.02 Цветок, его строение. Лабораторная работа №3 «Изучение строения цветка» Модели цветков Работа с моделями Знать строение цветка Л.Р. 23. 24.02 Соцветия. Лабораторная работа №4 «Ознакомление с различными видами соцветий» Комплект гербариев разных групп растений Выполнение Л.Р. Знать типы соцветий Л.Р. 24. 3.03 Плоды, их классификация. Комплект муляжей «Овощи – Фрукты» Работа с муляжами, картинками, рисунками. Знать классификацию, распространение плодов и семян Заполнение таблицы 25. 10.03 Контрольная работа по итогам 3 четверти. Выполнение К.Р. Знать материал изученной темы К.Р.№ 2 5.ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ 6 26. 17.03 Минеральное питание. таблицы Работа с рабочей тетрадью Знать о передвижении воды и мин. веществ по стеблю Фронтальный опрос Энциклопедия для детей. Биология
27. 31.03 Фотосинтез. Дыхание растений. Мультимедийное пособие «Биология. 5-9 класс» Заполнение сравнительной таблицы.
Использование ИКТ Знать механизм фотосинтеза и дыхания Разноуровненвые задания 28. 7.04 Испарение воды листьями. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Комплект таблиц «Растение – живой организм».
Межпредметный компьютерный класс.
Работа с учебником Знать причины испарения воды и листопада тест 29. 14.04 Рост растений Комплект таблиц «Растение – живой организм»:
Работа с таблицами Знать,  как происходит рост растений Индивидуальный опрос 30-31. 21,28.04 Размножение растений Комплект карточек «Размножение растений» Работа по индивидуальным карточкам Знать о размножении споровых растений.
Знать о способах вегетативного размножения тест 7.ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 4 32. 5.05 Основные экологические факторы и их влияние на растения Использование ЦОР. Межпредметны компьютерный класс. Цифровая лаборатория. Использование ИКТ Объясняют экологические факторы и их влияние на растение Фронтальный опрос Абиотические факторы в нашей области 33. 12.05 Характеристика основных экологических групп растений. Лабораторная работа №5 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп» группы растений в нашей области Выполнение Л.РРаспознают и описывают основные экологические группы растений Л.Р.№5 Растения степи 34. 19.05 Развитие и смена растительных сообществ Комплект гербариев разных групп растений Работа с рисунками, гербарием.
Работа по проекту. Называют представителей растений различных типов растительных сообществ.
Объясняют влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека Защита проекта 35. 26.05 Промежуточная аттестация по итогам года Выполнение К.Р. фРаздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса: «Биология 6 класс»
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)
СанПиН 2.4.2 2821-10
Примерная программа основного общего образования по биологии
Авторские рабочие программы по разделам биологии
Инструкции по технике безопасности
Набор учебно-познавательной литературы, России:
Агафонова И. Б. «Биология растений, грибов, лишайников. 10-11 кл. : учеб. пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008.- 207, [1] с.,
Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. «Многообразие живой природы». Растения / сост. В. И. Сивоглазов. - 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008.- 316, [4]с.: ил., Маклакова А. С., Жуйкова С. Е. Биология: учебное пособие / А. С. Маклакова, С. Е. Жуйкова. – М. : Дрофа, 2008.- 190, [2]с.: ил. – (Выпускной / вступительный экзамен),
Обухов Д. К. «Клетки и ткани» : учебное пособие / Д.К. Обухов, В. Н. Кириленкова. – М. : Дрофа, 2008.- 287, [1]с.: ил.,Фросин В.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники / В. Н. Фросин, В. И. Сивозлазов. – 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2008.-108, [4]c.,
Пугал Н. А. Методические рекомендации по проведению экологического практикума. ООО «Химлабо» 2008
Пугал Н. А. Биологические исследования. Методологические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. ОАО «ЦЕНТР МНТП» 2007 гПугал Н. А. Методические рекомендации по проведению школьных биологических исследований с использованием цифрового микроскопа. ООО «Химлабо» 2008.
Дубинина Н.В. Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс; Тематическое и поурочное планирование к учебнику. –М.: Дрофа, 2004, - 128с;
Парфилова Л.Д. «Тематическое и поурочное планирование по биологии» к учебнику В.В. Пасечника. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. –М.: «Экзамен», 2002, -127 с;
Новиков В. С. «Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения/ В. С. Новиков, И. А. Губанов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. -415,[1] с.:ил.
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: Бактерии. Грибы. Растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 13-е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2010.- 79, (1) с.: ил;
УЧЕБНИКИ:
Пасечник В.В. Биология.6 кл. Бактерии. Грибы. Растения. Учеб. для образоват. учеб. заведений. –М.: Дрофа, 2008. – 304 с;
Энциклопедия для детей. Биология. Москва.:Аванта, 2004.-704с: ил;
Энциклопедия для детей. Экология. Москва.:Аванта, 2004.-448с: ил;
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблицы
КОМПЛЕКТ «Растение – живой организм»:
2. Передвижение веществ по растению
3. Рост растений
4. Движение растений
5. Возрастные изменения в жизни растений.
КОМПЛЕКТ «Вещества растений. Клеточное строение»
9. Увеличительные приборы
10. Клеточное строение растений
11. Пластиды
12. Запасные вещества и ткани растений
13. Строение растительной клетки
14. Покровная ткань растений
15. Механическая ткань растений
16. Образовательная ткань растений
17. Основная ткань растений
18. Проводящая ткань растений (ксилема)
19. Проводящая ткань растений (флоэма)
20. Жизнедеятельность клетки
ТАБЛИЦЫ «Растения. Грибы. Бактерии».

1.Цветок. Соцветия.
2.Семя.
3. Плод.
4.Корень
5. Побег и почка. Стебель.
7.Лист
8. Вегетативное размножение растений
9. Бактерии. Грибы
10.Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.
11.Голосеменные
12. Покрытосеменные. Двудольные.
13.Покрытосеменные. Двудольные
14.Покрытосеменные. Однодольные
КОМПЛЕКТ ТАБЛИЦ «РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
67.Растения елового леса
68.Растения соснового леса
69.Растения широколиственного леса
70.Растения луга
71.Растения болот
72.Ярусность в растительном сообществе
73.Смена растительных сообществ
ПЛАКАТЫ «ВЕЩЕСТВА РАСТЕНИЙ. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ»

74.Увеличительные приборы
75.Клеточное строение растений
76.Пластиды
77.Запасные вещества и ткани растений
78.Строение растительной клетки
79.Покровная ткань растений
80.Механическая ткань растений
81.Образовательная ткань растений
82.Основная ткань растений
83.Проводящая ткань растений (ксилема)
84.Проводящая ткань растений (флоэма)
85.Жизнедеятельность клетки
ТАБЛИЦЫ «Общее знакомство с цветковыми растениями»

95.Дикорастущие и культурные растения
96.Цветковое растение и его органы
97.Вегетативные органы растения
98.Генеративные органы растения
99. Жизненные формы растений
Пластиковые таблицы: «Ботаника – раздел биологии»
« Растения»
«Систематика цветковых растений»
«Отдел покрытосеменные (цветковые)»
Портреты ученых биологов
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Мультимедийные обучающие программы (обучающие, тренингоые, контролирующие) по всем разделам курса биологии .Интегрированное интерактивное наглядное пособие «Биология. Строение и жизнедеятельность организма растения»
Интегрированное интерактивное наглядное пособие «Биология. Систематика и жизненные циклы растений».
Интерактивное наглядное пособие «Строение высших и низших растений»
Интерактивное наглядное пособие «Биология. Неклеточные формы жизни. Бактерии»
Интерактивное наглядное пособие «Общая биология. Растительные сообщества»
Интерактивное наглядное пособие «Общая биология. Клетки»
Мультимедийное пособие «Биология. 5-9 класс»:
Природоведение
Живой организм
Многообразие живых организмов
Электронное пособие на СД – диске «Биологические исследования».
Виртуальная щкола Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
Мультимедийный компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер лазерный
Экран проекционный
Сетевой фильтр
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Приборы, приспособления
Термометр лабораторный
Весы лабораторные электронные
Биологическая микролабораторияЦифровой микроскоп
МОДЕЛИ
Модели объемные
Модели цветков различных семейств
Модели рельефные
Набор моделей по строению растений
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)
Строение клеток растений и животных
Одноклеточные водоросли
Эволюция растений и животных
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
Овощи-фрукты
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Гербарии,
иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по ботанике
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
Тропические влажные леса
Влажные субтропики
Сухие субтропики
Пустыни и полупустыни
Водные растения
Раздел 8. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу.
Оценка устного  ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
 
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Контрольно – измерительные материалы.
Стартовая контрольная работа.
1 вариант
Выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
А1. Смена дня и ночи происходит на Земле оттого, что:
а) Земля вращается вокруг Солнца; б) ось Земли наклонена;
в) Земля вращается вокруг своей оси; г) Земля освещается Солнцем.
А2. Луна – это: а) спутник Земли; б) небесное тело; в) планета; г) маленькая звезда.
А3Воздух, это смесь различных газов. Основные газы в воздухе:
а) кислород и азот; б) кислород и углекислый газ;
в) кислород, азот и углекислый газ; г) азот и углекислый газ.
А4. Вода – хороший растворитель. Какое из перечисленных веществ в воде не растворяется:
а) сахарный песок; б) растительное масло; в) поваренная соль; г) уксусная кислота.
А5. Лучшие защитники почвы – это: а) насекомые; б) растения; в) человек; г) животные.
А6. Свойствами живых организмов являются:
а) питание и дыхание; б) электропроводность; в) горение; г) растворимость.
А7. Питание – это:
а) поступление в организм углекислого газа; б) поступление в организм кислорода;
в) получение организмом необходимых для жизнедеятельности веществ из окружающей среды г) освобождение организма от ненужных веществ.
А8. Прибор, с помощью которого изучают организмы:
а) телескоп; б) микроскоп; в) компас; г) барометр.
А9. Какое свойство отличает животных от растений:
а) клеточное строение; б) дыхание; в) размножение; г) активное передвижение.
В1. Выпишите номера правильных суждений:
1) Фенология – наука о сезонных явлениях в природе
2) Воздушная оболочка Земли - литосфера
3) Развитие жизни на Земле началось в океане
4) Полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки - оболочка
5) Самое богатое видами природное сообщество тропический лес.
В2. Установите принадлежность факторов среды к той или иной группе:
Факторы среды Группы факторов среды
1. Температураа) факторы неживой природы
2. Светб) факторы живой природы
3. Влажность
4. Бактерии
5. Грибы
6. Береза, шиповник, ландыш
7. Лиса, заяц, мышь
В3. Распределите перечисленные ниже растения по группам:
Растения Группы растений
1. Тюльпан а) цветковые растения
2. Свекла б) нецветковые растения
3. Василек
4. Папоротник
5. Мох кукушкин лен
6. Береза
7. Ландыш
8. Лиственница
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИТОГАМ 1 ЧЕТВЕРТИ.
Цель: обобщить и систематизировать знания по изученной теме, проверить степень усвоения знаний учащимися.
Тип работы: письменная, разноуровневая работа по вариантам.
Разработана на основе: «Поурочные планы. По учебнику В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс».
Критерии оценок: «5»-ответ правильный, полный.
«4»- допущены 1-2 незначительные ошибки.
«3»- работа выполнена не полностью, допущено
более 3-х ошибок.
Содержание:
«3».
1.Какие болезни культурных растений вызывают грибы?
2.С чем связано распределение водорослей по глубинам морей и океанов?
3.Как осуществляется поступление воды и питательных веществ в растениях, не имеющих корней?
4.Какие органы хвощей содержат зеленый пигмент хлорофилл и участвуют в фотосинтезе?
5.Всегда ли хвощи, папоротники были невысокими травянистыми растениями? Ответ поясните.
«4».
1.Нитчатая многоклеточная водоросль спирогира образует тину в стоячих водоемах, а нитчатая водоросль улотрикс - в ручьях, озерах и реках. С чем это связано?
2.Лишайники не ведут паразитический образ жизни, почему же деревья плохо себя чувствуют?
3.В каких условиях произрастают мхи? С чем связано их широкое распространение в умеренном и холодном климате?
4.Почему большинство мхов произрастают плотными дерновинками и являются невысокими растениями?
5.Чем листья папоротников отличаются от листьев других растений? Почему спорангии находятся на нижней стороне листьев?
«5».
1.На чем основывается утверждение, что – это сборная группа организмов?
2.Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Заполярья в свое безраздельное царство? Почему их нет в городах?
3.Что общего и в чем различие в развитии водорослей и мхов?
4.Какие функции выполняют весенние и летние побеги хвоща? Чем они отличаются друг от друга?
5.Что такое фитонциды? Почему санатории для людей, страдающих заболеваниями органов дыхания строят в сосновых борах?
Контрольная работа по итогам 3 четверти.
1вариант 2 вариант
Выберите правильный ответ
1. Хромосомы в клетке находятся в: Клеточный сок в клетке
находится в:
а. цитоплазме;
б. ядре;
в. вакуолях;
г. хлоропластах2. Назовите растения, семена которых распространяются
Ветром водой
А) ольха, кокосовая пальма, осока
Б) ива, тополь, осина
В) мак, акация
Г) лопух, череда
Д) рябина, черёмуха, ландыш
3. Назовите у цветковых растений орган, Назовите орган цветкового растения,
в котором происходит образование который выносит фотосинтезирующие
органических соединений из неорганических, органы к свету, транспортирует воду с
поглощение углекислого газа и испарение воды. минеральными веществами, органичес
кие соединения и у некоторых растени накапливает питательные вещества.
А) корень
Б) стебель
В) лист
Г) цветок
Д) семя
Е)плод
4. Назовите орган цветкового растения, на который направлено такое воздействие,какОкучивание пикировка
А) лист
Б) стебель
В) корень
Г) семя

5. Назовите видоизменения листьев у
А) кактуса а) барбариса
Б) гороха б) росянки
Какое значение имеют такие видоизменения листьев?
6.Назовите орган высших растений Какой орган насекомоядных растений,
с которым гриб образует микоризу? таких как росянка, является ловчим
аппаратом?
А) цветок
Б) стебель
В) корень
Г) лист

7. Венчик цветка состоит из: Чашечка цветка состоит из:
а. цветоложа;
б. чашелистиков;
в. тычинок;
г. лепестков.
8. Плод-ягода у: Плод-стручок у:
а. вишни;
б. гороха;
в. крыжовника;
г. капусты.
.
9. Сделайте схематичный рисунок:
стержневой корневой системы мочковатой корневой системы
и обозначьте на нём
а) главный корень;
б) боковые корни
в) придаточные корни
10. Сделайте схематический рисунок побега с
Очередным расположением листьев супротивным расположением листьев

и обозначьте на нём
а) пазуху листа
б) узел
в) междоузлие
11. Каково значение густого опушения Назовите особенность, характерную для
и воскового налёта листьев растений? годовых колец на стороне дерева,
обращённой к югу?
А) уменьшение испарения а) более широкие
Б) усиливают фотосинтез б) очень извилистыеВ) привлекают насекомых в) содержат живые клетки
Г) защищают от поедания животными г) содержат крахмал
Итоговая контрольная работа по биологии. 6 класс .1 вариант.
1. В верхнем конце тубуса находится:
А) окуляр; Б) предметный столик; В) объектив; Г) покровное стекло.
2. Хромосомы находятся в:
А. Цитоплазме Б. Ядре В. Вакуолях Г. Хлоропластах
3.  Хлорофилл содержится в:
А. Хлоропластах Б. Цитоплазме В. Клеточном соке Г. Вакуоле
4. Ткань, образованная живыми или мёртвыми клетками с плотно сомкнутыми утолщенными оболочками называется:
А) механической; Б) основной; В) проводящей; Г) покровной.
5. Организмы, в клетках которых нет ядра, называются:
А) грибы; Б) бактерии; В) растения; Г) простейшие.
6. К низшим растениям относят:
A. Мхи Б. Водоросли B. Мхи и водоросли Г. Папоротникообразные
7. В процессе дыхания растения выделяют:
А) азот; Б) углекислый газ. В) кислород;
8. Плодовое тело гриба состоит из:
А) грибницы; Б) спор; В) шляпки и ножки; Г) шляпки и грибницы.
9. Хроматофор в виде спиральной ленты имеет:
А) ламинария; Б) улотрикс; В ) спирогира; Г) ульва.
10. Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:
A. Они широко расселились по земле
Б. Размножаются спорами
B. Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами
Г. Размножаются семенами
11. Хвойные растения хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям:
A. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды
Б. Имеют стебель, корень, хвою
B. Имеют шишки
Г. Образуют семена, с помощью которых размножаются
12. Корневые волоски находятся в зоне
А) проведения;
Б) всасывания.
В) деления;
13. Чечевички – это:
A. Название растения
Б. Название вещества
B. Группа клеток, через которые происходит газообмен
Г. Клетки, придающие прочность стеблю
14. Сосуды проводят
А) воду и органические вещества сверху вниз;
Б) воду и растворённые минеральные вещества снизу вверх.
15. Вещества, содержащие азот, способствуют:
A. Росту корней
Б. Созреванию плодов
B. Росту зеленой массы растений
Г. Ускоренному цветению
16. К неорганическим веществам относят:
A. Белки Б. Воду B. Углеводы Г. Жиры
17. Вегетативное размножение – это:
A. Размножение спорами
Б. Размножение семенами
B. Размножение листьями, корнями, черенками
Г. Все утверждения верны
18. Соцветие простой зонтик имеет:
А) рожь;
Б) сирень;
В) черёмуха;
Г) вишня.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Богураевской СОШ
от _29.08.2014_№ 1
Председатель ШМС
___________Калинина Т.И.
29.08.2014 СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_________Сидорова Л.Ю. 29.08.2014