Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС. Пасечник В.В. «Линия жизни» )
«Рассмотрено»
На заседании МО
Председатель:
Макеечева Е.В.
Протокол № _1_ от
«_26__ »_августа_______2013 г. «Согласовано»
На заседании МС
_____________Н. И.
Макарова
«_27___»_августа___________2013 г. «Утверждаю»
Директор МОУ « СОШ
№67»
Полянская
Протокол педсовета
№____
От « _30___»_августа_______2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии в 5 классе
Учителя биологии Макеечевой Е.В.
Квалификационная категория – высшая
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
«Рассмотрено»
На заседании МО
Председатель:
Макеечева Е.В.
Протокол № __ от
« ___ »________2012 г. «Согласовано»
На заседании МС
_____________А. М.
Костин
«____»____________2012 г. «Утверждаю»
Директор МОУ « СОШ
№67»
Полянская
Протокол педсовета
№____
От « __»________2012г.
Календарно – тематическое планирование
по биологии
Класс 5
Учитель – Макеечева Е.В.
Всего 32 + 2 (резерв) часов, в неделю - 1 час
Плановых контрольных работ - 2 ,тестов – 8
Административных контрольных работ ч.
Планирование составлено на основе углубленного изучения биологии, авторы: В.В. Пасечник.Биология.5 класс.: учеб.для общеобразоват.учреждений-Москва.:Просвещение,2012.
УМК – В.В. Пасечник.Биология.5 класс.:учеб.для общеобразоват.учреждений-Москва.:Просвещение,2012.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2 ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Глава 1. Мир биологии (18 ч)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
Глава 2. Организм и среда обитания (15 ч)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Выполнение практической работы направлено на формирование общенаучных умений, а также умений учебно – познавательной деятельности.
Лабораторные работы Практические работы
Лабораторная работа №1: «Рассматривание строения растения с помощью лупы» Практическая работа№1: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»
Лабораторная работа №2: «Строение клеток кожицы чешуи лука» Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» Лабораторная работа №4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» Лабораторная работа № : «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» Лабораторная работа №7: «Особенности строения мукора и дрожжей» Лабораторная работа №8: «Строение зеленых водорослей» Лабораторные работы №9-№11: «Строение мха (на местных видах)» «Строение спороносящего хвоща» «Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)» Лабораторная работа №12: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Лабораторная работа №13: «Строение цветкового растения» ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• основные характеристики царств живой природы;
• клеточное строение живых организмов;
• основные свойства живых организмов;
• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
• составлять цепи питания в природных сообществах;
• распознавать растения и животных Оренбургской области и Соль-Илецкого района, занесенных в Красные книги.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом(ФГОС) второго поколения.
Основная и дополнительная литература
В.В. Пасечник.Биология.5 класс.:учеб.для общеобразоват.учреждений-Москва.:Просвещение,2012.
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
1.Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. Обо всём живом. Учебник для 5-го класса.
Литература для учителя:
В. В. Пасечник. Биология. Растения, грибы, бактерии. 5 класс.
Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 5 класс
Литература для учащихся:
Энциклопедия для детей. Т. 3. География. Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: детская энциклопедия» под редакцией Е. М. Ивановой, 2000;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М. Д. Аксеновой, 2000; – М.: Аванта +, 2001.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2003.
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Детская литература, 1965.
Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982.
Интернет-ресурсы:
www.it-n.ru,
www.zavuch.infowww.1september.ru,
http://school-collection.edu.ru