Програма по биологии(профильный уровень) МОН ДНР.2015-2016г. профессиональное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»:
Заместитель директора Директор колледжа
по учебной работе ______С. С. Вишневская
______ Кретова Ю. А. «___»____________ 2015 г. «___»_____________2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины (МДК)
БИОЛОГИЯ
(название учебной дисциплины (МДК))
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
(специальность)
2015
Программа учебной дисциплины «Биология» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.07.2015 г. № 325
Составитель: Поплавская Е.Ф. – преподаватель биологии Донецкого государственного колледжа пищевых технологий и торговли, специалист высшей квалификационной категории
Рецензент:
Бойкив Н.Ю. - Бойкив Н.Ю. – преподаватель химических дисциплин ГПОУ «Донецкий государственный техникум экономики и химических технологий», специалист высшей квалификационной категории.
Полинкина Л.Н. – преподаватель химических дисциплин и биологии ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», специалист высшей квалификационной категории
Одобрена и рекомендована Рассмотрена и одобренас целью практического применения цикловой комиссией
Методической комиссией __________ естественно-научных дисциплин
Протокол № __от «__»____2015г. Протокол № 1 от «28» 08 2015г.
Председатель МК ____________ Председатель комиссии___________
__________ Кретова Ю.А. _____________ Полинкина Л.Н.
Одобрена и рекомендована Рассмотрена и одобренас целью практического применения цикловой комиссией
Методической комиссией _________ естественно-научных дисциплин
Протокол № __ от «__»____2015 г. Протокол №___ от «___» ____2015 г.
Председатель МК _____________ Председатель комиссии
__________ Кретова Ю.А. _____________ Полинкина Л.Н.
Одобрена и рекомендована Рассмотрена и одобренас целью практического применения цикловой комиссией
Методической комиссией _________ естественно-научных дисциплин
Протокол № __ от «__»____2015 г. Протокол №___ от «___» ____2015 г.
Председатель МК _____________ Председатель комиссии
__________ Кретова Ю.А. _____________ Полинкина Л.Н.
Содержание
Стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Раздел 1. «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения.
Дисциплина «Биология» является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
Дисциплина «Биология» относится к обязательной части базовых дисциплин республиканского компонента учебного плана, разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг. (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №325 от 17.07.2015 г.)
Изучение курса «Биология» студентами на базовом уровне основывается на знаниях, полученных в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией Андреевой Е.А., учителя биологии Донецкого технического лицея.
Программа профильного курса, позволяет студентам не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал — получить необходимую базу для выбора будущей профессии.
При составлении программы учитывались потребности, склонности, способности и познавательные интересы студентов.
Программа направлена на оказание помощи студентам в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой. Программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров: культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы; принцип развивающего личностно-ориентированного обучения; концепция компетентностного подхода в обучении; концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы; тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества; ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.
Рабочая программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач изучения курса «Биология» на профильном уровне:
системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения студентов;
овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества;
роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориентиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности;
формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности;
развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне.
Реализация данной программы в учебном процессе профильного обучения биологии позволяет сформировать у студентов целостную картину мира живой природы. Это достигается фундаментализацией учебного материала на основе мировоззренческих идей различных порядков на клеточно-организменном, популяционно-видовом и экосистемном уровнях.
Учебный материал в программе генерализуется вокруг основных биологических идей: разноуровневая организация живого, целостность и саморегуляция живых систем, эволюция, взаимосвязь между особенностями строения и функциями, взаимосвязь организма и условий его обитания. Это обеспечивает объединение отдельных знаний в систему, определяет их интеграцию, что облегчает усвоение учебного материала, развивает теоретическое мышление.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Изучение предмета предусматривает и использование знаний по физике, химии, истории, физической и экономической географии. Одновременно с этим, элементы знаний по биохиимии или биофизике будут вполне уместны при изучении физики и химии.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Дисциплина «Биология» представляет собой сочетание лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов. В качестве активных и интерактивных форм обучения предлагается использовать различные формы проведения лекций и практических занятий – разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия; лекция «обратной связи»; лекция – провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками; лекция – беседа; лекция – дискуссия.
Особенностью изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовка рефератов, компьютерных презентаций, разработку алгоритмов Содержание рубежного контроля составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.
Успешность обучения отслеживается в ходе проведения тестовых работ, фронтальных опросов, выполнение индивидуальных заданий.
Практическая часть программы представлена лабораторными и практическими работами. Лабораторные и практические работы логично связаны с содержанием определенных разделов и тем предмета. Выполнение заданий практического характера позволяет приобрести специальные навыки и умения, обеспечивающие более глубокое усвоение студентами учебного материала. Итоговый контроль проводится в форме зачёта, который проводится в форме собеседования или тестового контроля.
Раздел 2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология»
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена.
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Относится к циклу общеобразовательных дисциплин базового уровня.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Целью изучения биологии является приобретение студентами общетеоретических знаний в области биологии, формирование на их основе компетенций, навыков и умений по общим биологическим закономерностям.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплиныМаксимальной учебной нагрузки обучающегося 174 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 57 часов.
Раздел 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Биология»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 174
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе: лекции 71
лабораторные занятия, практические занятия, 30
семинарские занятия 16
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 57
в том числе: самостоятельная работа над индивидуальным проектом(ненепредусмотренн Итоговая аттестация в форме зачёта
3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ занятия Наименование разделов, тем, содержание учебной дисциплины Количество часов Уровень освоения* Учебно-методичес
кая литература (№ стр.)
дневная форма всего аудиторных в т. ч.: Л С П Лаб С\р І семестр Раздел І. Общая характеристика живой природы 1 Тема 1.1. Биология как наука.
1.Объект изучения, задачи, история становления.
2.Основные научные понятия (научный факт, проблема, гипотеза, закономерность, теория, закон).
3.Способы научного познания. 2 2 1 Л.5 стр.4-8
2 Тема 1.2. Методы биологических исследований.
1.Организация биологических исследований.
2.Биология как система специальных, фундаментальных и интегрированных наук. 2 2 1 Л.5 стр.18-20
Тема 1.3. Выдающиеся ученые-биологи. Основные направления и задачи современных биологических исследований.
2 3 Л.5 стр.9-11.
3 Тема 1.4. Понятие «жизнь» и структурно-функциональный подход в раскрытии его сущности.
1.Системная организация живой природы. 2.Уровни организации живой материи.
3.Критерии живых биологических систем. 4.Основные свойства биологических систем. 2 2 1 Л.5 стр.12-15
Тема 1.5. Многообразие живой природы. Принципы систематизации организмов, основные таксономические категории в биологии. 2 3 Л.5 стр.20-22
4 Тема 1.6. Практическая работа № 1. Изучение биологических систем разных уровней организации (по таблицам, фотографиям, видеоматериалам) 2 2 2 Раздел ІІ. Молекулярный уровень организации живой природы 5 Тема 2.1. Элементный состав организмов.
1.Науки, которые изучают молекулярный уровень организации жизни. 2.Характеристика основных методов изучения биологических систем на молекулярном уровне.
3.Элементный состав биосистем. 4.Биогенные элементы.
5..Особенности и биологическое значение органогенных элементов.
6..Макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы: примеры элементов, особенности и биологическое значение. 2 2 1 Л.1 стр.9-20
Л.5 стр.24-29
Тема 2.2. Потребности организмов в химических элементах.
1.Биоаккумуляция химических элементов в биологических системах.
2.Понятие про элементозы и эндемичные заболевания.
3.Функциональная организация молекулярного уровня жизни.
4.Единство элементного состава различных биосистем 2 3 Л.5 стр.29-31
6 Тема 2.3. Многообразие неорганических соединений, входящих в состав живых организмов.
1.Биологические функции оксидов, кислот, оснований. Физиологическое значение неорганических солей. 2.Электролиты в составе живых организмов, их биологическое значение. 3.Роль ионов в жизнедеятельности организмов.
4.Вода, ее свойства и биологические функции. Содержание воды в организмах. 5.Способы поддержания водного баланса в организмах.
6.Гидрофобные, гидрофильные и амфифильные вещества, их значение в биологических системах 2 2 1 Л.5 стр.33-36
Тема 2.4.Растворы в живых организмах.
1.Свойства и биологическое значение. 2.Качество воды и способы очистки воды. 3.Понятие «предельно допустимая концентрация» основных неорганических веществ. 2 3 Л.5 стр.36-39
7 Тема 2.5. Биомолекулы.
1.Элементный состав, причины разнообразия, особенности. 2.Низкомолекулярные соединения живых систем, их особенности, биологическое значение.
3.Простые сахара (моносахариды): строение, свойства и наиболее значимые триозы, пентозы, гексозы.
4.Жирные кислоты: строение, насыщенные и ненасыщенные, физические и химические свойства. 5.Аминокислоты: строение, функциональные группы, физические и химические свойства, классификация (по строению радикала, по возможности синтеза в организме человека - заменимые и незаменимые). 2 2 1 Л.5 стр.40-41
Тема 2.6. Нуклеотиды.
1.Строение, типы, функции. 2.Аденозинтрифосфорная кислота: строение и биологическое значение. 3.Понятие о макроэргических связях. 2 3 Л.5 стр.58-61
8 Тема 2.7. Макромолекулы биосистем. 1.Полимеры.
2.Олигосахариды и полисахариды: особенности строения, связи, свойства, примеры энергетических и структурных углеводов.
3.Липиды: особенности строения простых и сложных липидов, их биологическое значение. Характеристика липоидов. 4.Уровни организации белковых молекул, физико-химические свойства белков. 5.Многообразие и биологическое значение белков. 2 2 1 Л.5 стр.41-56
9 Тема 2.8. Лабораторная работа № 1. Аналитическое определение и исследование свойств некоторых органических молекул (липиды, углеводы) 2 2 2 Тема 2.9. Ферменты.
1.Структурно-функциональная организация, механизм действия, свойства и многообразие ферментов.
2.Активаторы и ингибиторы ферментов. 3.Применение ферментов в деятельности человека. 2 3 Л.5 стр.51-53
10 Тема 2.10. Лабораторная работа № 2. Изучение активности ферментов в различных тканях. Определение условий протекания 2 2 2 11 Тема 2.11. ДНК.
1.Строение, правило Чаргаффа, пространственная организация, свойства. 2.Основные принципы и стадии репликации.
3.Репарация ДНК 2 2 1 Л.5 стр.62-66
12 Тема 2.12. РНК.
1.Строение, структура, свойства.
2.Типы РНК.
3.Биологическое значение нуклеиновых кислот 2 2 1 Л.5 стр.56-58.
Тема 2.13. Характеристика основных групп биологически активных веществ: ферменты, витамины, гормоны, фитогормоны, антибиотики, феромоны, алкалоиды, фитонциды. Искусственный синтез биополимеров: проблемы и перспективы 2 3 Л.5 стр.66-70
13 Тема 2.14. Практическая работа № 2 Решение задач по молекулярной биологии. 2 2 2 14 Тема 2.15. Семинар №1: Биомолекулярное единство живых организмов. 2 2 3 Раздел III. Клеточный уровень организации живой природы 15 Тема 3.1. Структурно-функциональная организация клетки.
1.История изучения клеточного уровня жизни.
2.Клетка как элементарная биологическая система. Клеточная теория: создатели, основные положения, значение для развития биологии.
3.Методы цитологических исследований. 4.Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты.
5.Общий план строения клеток. 6.Структурно-функциональная организация эукариотической клетки. 2 2 1 Л.1 стр.38-40
Л.5 стр.79-85, 98-107
Тема 3.2. Поверхностный аппарат клетки.
1.Его структура и функции. 2.Надмембранные комплексы, их строение и функции в различных клетках. 3.Биологические мембраны: химический состав, структура, основные свойства. 4.Функции клеточных мембран. 5.Мембранный транспорт. Типы межклеточных контактов. 6.Подмембранные комплексы и их значение. 2 3 Л.1 стр.41-55
Л.5 стр.86-93
16 Тема 3.3. Цитоскелетклетки. 1.Цитоплазма и ее компоненты.
2.Циклоз. Цитозоль (гиалоплазма). 3.Клеточные включения.
4.Строение и функции одномембранных органелл клетки: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуолярная система.
5.Понятие о единой внутриклеточной мембранной системе. 2 2 1 Л.1 стр.58-72
Л.5 стр.112-115
Тема 3.4.Строение и функции двумембранных органелл клетки.
1.Митохондрии, пластиды.
2.Типы пластид, трансформации пластид. 3.Теория симбиогенеза (эндосимбиоза) 2 3 Л.5 стр.121-125
17 Тема 3.5. Немембранные органеллы клетки.
1.Рибосомы: строение, химическая организация и функции.
2.Клеточный центр и его функции. 3.Органеллы движения и их многообразие.
4.Ядерный аппарат: структурная и функциональная организация. Функции ядра.
5.Организация генетического материала эукариот.
6.Строение, типы хромосом. Кариотип. 2 2 1 Л.5 стр.126-129
18 Тема 3.6. Лабораторная работа № 3. Движение цитоплазмы. Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках 2 2 2 19 Тема 3.7. Лабораторная работа № 4. Сравнение клеток прокариот и эукариот. 2 2 2 Тема 3.8. Организация генетического материала прокариот.
1.Явление дезорганизации ткани. 2.Функции, которые могут выполнять мертвые клетки. 2 2 Л.5 стр.103-107
20 Тема 3.9. Семинар №2: Живая клетка как дискретная целостная система. Контрольная работа. 2 2 3 Л.5 стр.130-134
21 Тема 3.10. Метаболизм как основа жизнедеятельности клетки. Основные метаболические процессы клетки и методы их изучения 2 2 1 Л.5 стр. 81-82
Тема 3.11. Источники энергии для организмов. 2 3 Л.7 стр.82-83
22 Тема 3.12. Энергетический обмен. 1.Характеристика этапов энергетического обмена.
2.Брожение: типы, значение. 2 2 1 Л.5 стр.153-155
23 Тема 3.13. Пластический обмен. Ген. 1.Современные представления о структуре гена.
2.Генетический код, его свойства. 3.Реализация генетической информации. 4.Биологический синтез белков: характеристика основных процессов (транскрипция, процессинг, трансляция, модификация) 2 2 1 Л.5 стр.160-167
Тема 3.14.Биологический синтез липидов и углеводов. 2 3 Л.7 стр.93-96
24 Тема 3.15. Семинар 3: Реакции матричного синтеза. 2 2 3 II Семестр 25 Тема 3.16. Фотосинтез. 1.Фотосинтезирующие пигменты, фотосистемы.
2.Характеристика светового и темнового этапов фотосинтеза, условия протекания процессов.
3.Планетарное значение фотосинтеза.
4.Хемосинтез, характеристика процессов и биологическое значение.
5.Основные продукты обмена веществ и значение экскреции для поддержания гомеостаза в живых организмах. 6.Внутриклеточная регуляция метаболизма.
7.Практическое значение знаний о метаболических процессах 2 2 1 Л.5 стр.167-170
26 Тема 3.17. Передача генетического материала клетками.
1.Репродукция клеток как общебиологическое свойство биосистем. 2.Клеточный цикл, последовательность событий во время периодов клеточного цикла.
3.Цитокинез.
4.Митоз. Фазы митоза: характеристика событий, продолжительность, значение. 5.Регуляция и факторы митотической активности.
6.Амитоз. Эндомитоз. 2 2 1 Л.5 стр.141-146
Тема 3.18. Мейоз.
1.Фазы мейоза: характеристика событий, кроссинговер, продолжительность, значение.
2.Типы мейоза.
3.Старение и гибель клеток.
4.Апоптоз, некроз.
5.Современные цитологические технологии. 2 3 Л.5 стр.147-153
27 Тема 3.19. Лабораторная работа № 5. Изучение фаз митоза в растительных клетках (на фиксированных микропрепаратах). 2 2 2 28 Тема 3.20. Практическая работа № 3. Сравнительная характеристика митотического и мейотического способа деления клеток 2 2 2 Раздел IV. Организменный уровень организации жизни. 29 Тема 4.1. Неклеточные формы жизни. 1.Вирусы. История открытия вирусов, становление вирусологии.
2.Строение вирусов: химический состав, архитектура вирионов.
3.Особенности организации вирусов и их свойства. Классификация вирусов. 4.Бактериофаги.
5.Вирусы растений, животных. 6.Жизненные циклы вирусов.
7.Значение вирусов в природе и жизни человека.
8.Характеристика заболеваний человека вирусной этиологии (СПИД, грипп, герпес, гепатит и др.).
9.Профилактика и лечение вирусных заболеваний. 2 2 1 Л.1 стр.92-97
Л.5 стр.184-195
Тема 4.2.Вироиды, особенности организации, репродукция.
1.Вироиды как возбудители болезней у растений.
2.Прионы. Особенности строения и свойства прионного белка, пути передачи. 3.Прионные болезни животных и человека.
4.Горизонтальный перенос генов вирусами и его роль в эволюции. 2 3 Л.5 стр.200-
210
30 Тема 4.3. Прокариотические организмы.
1.Общая характеристика прокариот. 2.Структурно-функциональная организация бактериальной клетки. 3.Особенности процессов жизнедеятельности прокариот (дыхание, типы питания, адаптация к неблагоприятным условиям). 4.Размножение прокариот и способы обмена генетической информацией. 5.Многообразие прокариот: эубактерии, архебактерии, цианобактерии.
6.Примеры взаимосвязей прокариот с другими организмами.
7.Значение прокариот в природе и жизни человека. 2 2 1 Л.5 стр.211-221
Тема 4.4. Дискретный организм как целостная биологическая система.
1.Организация живой материи на уровне организмов: состав, структура, основные процессы, значение в природе.
2.Основные понятия: особь (индивидуум), клон, штамм.
3.Общая характеристика основных процессов жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, выделение, метаболизм, транспорт веществ, размножение, раздражимость, движение.
4.Методы изучения и способы классификации организмов. 5.Одноклеточные эукариоты: морфологическая и функциональная характеристика.
6.Регуляция процессов жизнедеятельности и поведенческие реакции одноклеточных организмов.
7.Одноклеточные животные, растения, грибы: особенности организации и характеристика жизненных функций. Регуляция функций у одноклеточных организмов. Способы размножения одноклеточных организмов.
8.Значение протистов в природе и жизни человека.
9.Колониальные организмы. 10.Морфологические признаки и физиологические процессы у колониальных форм прокариот, растений, животных 2 3 Л.5 стр.223-236
31 Тема 4.5. Основные типы тканей многоклеточных организмов животных и покрытосеменных растений. Многоклеточные организмы без настоящих тканей. Гистотехнологии. 2 2 1 Л.5 стр.240-259
32 Тема 4.6. Лабораторная работа № 6. Изучение тканей многоклеточных животных и цветковых растений. 2 2 2 33 Тема 4.7. Многоклеточные организмы. 1.Уровни организации многоклеточного организма (клетки, ткани, органы, системы органов).
2.Принципы функционирования многоклеточного организма. 3.Морфологическая и функциональная дифференциация клеток.
4.Органы, системы органов и их функциональное предназначение. 5.Специализация органов.
6.Органы животного организма. Органы растительного организма: вегетативные и генеративные.
7.Принципы организации тела многоклеточных организмов.
8.Симметрия тела.
9.Физиологические и функциональные системы органов у животных. 2 2 1 Л.5 стр.263-282
Тема 4.8. Обмен веществ, энергии и информации в организмах различных таксономических групп.
1.Гомеостаз. Адаптация.
2.Координация и регуляция функций организмов разных царств.
3.Типы регуляции функций: гуморальная, нервная, иммунная.
4.Поведенческие реакции растительных и животных организмов.
5.Рост. Развитие. Регенерация. 2 3 Л.5 стр.284-
285
34 Тема 4.9. Семинар №4 Организм – целостная саморегулирующаяся открытая биологическая система. 2 2 3 35 Тема 4.10. Закономерности наследственности.
1.Гены, структура гена.
2.Регуляция активности гена. Основные понятия генетики.
3.Методы генетических исследований. 4.Методы исследования наследственности человека. 2 2 1 Л.7 стр.169-172
36 Тема 4.11. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. 2 2 1 Л.7 стр.173-182
37 Тема 4.12. Практическая работа № 4. Решение генетических задач на моно-, ди-, и полигибридное скрещивание 2 2 2 38 Тема 4.13. Перекрёст хромосом. 1.Закономерности сцепленного наследования и хромосомная теория Томаса Моргана.
2.Определение пола.
3.Типы определения пола.
4.Наследование, сцепленное с полом. 2 2 1 Л.7 стр.183
-195
39 Тема 4.14. Практическая работа № 5. Составление родословных. 2 2 1 Тема 4.15. Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность. 2 3 Л.7 стр.198-203
40 Тема 4.16. Закономерности изменчивости.
1.Комбинативная изменчивость. 2.Мутационная изменчивость.
3.Виды мутаций.
4.Мутагены 2 2 1 Л.7 стр.209-217
41 Тема 4.17. Модификационная изменчивость, ее свойства и статистическая закономерность. 2 2 1 Л.7 стр.204-208
42 Тема 4.18. Лабораторная работа № 7. Наблюдение нормальных и мутантных форм дрозофил, их сравнение 2 2 2 43 Тема 4.19. Лабораторная работа № 8. Изучение изменчивости у растений. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. 2 2 2 Тема 4.20. Генотип как целостная система.
1.Развитие знаний о генотипе.
2.Теория гена.
3.Основные закономерности функционирования генов у прокариот и эукариот.
4.Роль генотипа и среды в формировании фенотипа 2 3 Л.6 стр.59-64
44 Тема 4.21. Генетика человека.
1.Геном человека.
2.Меры профилактики наследственных заболеваний человека. 2 2 1 Л.6 стр.65-69
45 Тема 4.22. Селекция и её задачи. 1.Генетические основы селекции организмов, методы селекции.
2.Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.
3.Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. 2 2 1 Л.7 стр.
Тема 4.23. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Особенности селекции микроорганизмов, грибов, растений, животных. 2 3 Л.7 стр.233-239, 243
46 Тема 4.24. Семинар №5: Химерные и трансгенные организмы. Основные направления современной биотехнологии. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, направленное изменение генома). 2 2 3 Л.7 стр.244-247
Тема 4.25. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 1.Неполовое размножение организмов. 2.Неполовое размножение прокариотических организмов.
3.Неполовое размножение одноклеточных эукариотических организмов организмов. 4.Неполовое размножение растений. Неполовое размножение животных. 5.Строение и образование половых клеток. Строение и образование половых клеток у животных и растений. 2 3 Л.7 стр.133-139
47 Тема 4.26. Половое размножение организмов.
1.Половой процесс у прокариотических организмов.
2.Половое размножение одноклеточных эукариотических организмов.
3.Половое размножение растений. Половое размножение животных. 4.Оплодотворение.
5.Формы оплодотворения у растений и животных. 2 2 1 Л.7 стр.139-148
Тема 4.27. Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов. 1.Эмбриогенез и постэмбриональное развитие у животных и растений. 2.Жизненные циклы растений и животных. 2 3 Л.7 стр.149-163
Тема 4.28. Эмбриотехнологии. 1.Клонирование.
2.Наследственные болезни человека. 3.Диагностирование пороков развития человека и их корректировка 2 3 Раздел V. Надорганизменные уровни организации жизни. Тема 5.1. Экология как наука. 1.Аутэкология.
2.Экологические факторы и их влияние на организмы (закон оптимума, закон минимума).
3.Среды обитания, приспособления организмов к среде обитания. 4.Биологические адаптивные ритмы. 5.Фотопериодизм. 2 3 Л.7 стр.248-269
48 Тема 5.2. Популяция.
1.Демэкология.
2.Характеристика популяций.
3.Половая и возрастная структура популяции.
4.Факторы, влияющие на численность популяции 2 2 1 Л.7 стр.277-287
Тема 5.3. Экосистема.
1.Синэкология.
2.Сообщества и экосистемы, биогеоценозы.
3.Видовая и пространственная структура сообществ.
4.Компоненты экосистем. Разнообразие экосистем.
5.Взаимодействие организмов в экосистемах. Пищевые связи в экосистемах.
6.Трофические уровни. Типы пищевых связей.
7.Правила экологических пирамид. 2 3 Л.7 стр.292-298
Тема 5.4. Кругооборот веществ и поток энергии в экосистемах.
1.Продуктивность экосистем. 2.Саморегуляция, устойчивость и динамика экосистем.
3.Стадии развития экосистем.
4.Сукцессии. Агроценозы. 2 3 Л.7 стр.299-304
49 Тема 5.5. Биосфера – глобальная экосистема.
1.Общая характеристика биосферы. 2.Учение Вернадского о биосфере. 3.Особенности распределения биомассы в биосфере Земли.
4.Роль живых организмов в биосфере. 5.Биогенная миграция атомов. 2 2 1 Л.2 стр.174-190
50 Тема 5.6. Практическая работа № 6 Решение экологических задач. 2 2 2 51 Тема 5.7. Практическая работа № 7. Составление схем кругооборотов биоэлементов и воды 2 2 2 52 Тема 5.8. Семинар 6: Глобальное влияние деятельности человека на состояние биосферы Сохранение биологического разнообразия. Охрана биосферы. 2 2 3 Л.2 стр.194-205
Раздел VI. Историческое развитие органического мира. Тема 6.1. Основы эволюционного учения.
1.Доказательства эволюции живой природы.
2.Становление эволюционных взглядов. 3.Значение работ Линнея, Ламарка, Дарвина.
4.Синтетическая теория эволюции. 2 2 1 Л.2 стр.4-26
53 Тема 6.2. Вид. Популяция – элементарная структурная и эволюционная единица.
1.Результаты эволюции.
2.Формирование приспособленности к среде обитания.
3.Образование новых видов – микроэволюция.
4.Способы видообразования.
5.Критерии вида. 2 2 1 Л.2 стр.28-40
Тема 6.3. Роль эволюционной теории Дарвина в формировании современной естественнонаучной картины мира. 1.Движущие силы эволюции.
2.Формы естественного отбора. 3.Взаимосвязь движущих сил эволюции.
4.Закономерности наследования признаков в популяциях. Закон Харди- Вайнберга. 2 3 Л.2 стр.41-51
53 Тема 6.4. Макроэволюция. Формы эволюции (дивергентная, конвергентная, параллельная). 2 2 1 Л.2 стр.53-61
54 Тема 6.5. Семинар 7: Пути и направления биологической эволюции (биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, алломорфоз (идиоадаптация), катаморфоз (дегенерация). 2 2 3 Л.2 стр.63-66
55
Тема 6.6. Историческое развитие и разнообразие органического мира. 1.Система органического мира как отображение его исторического развития. 2.Гипотезы возникновения жизни на Земле. 2 2 1 Л.2 стр.67-72
Тема 6.7. Этапы эволюции жизни на земле (эры и периоды).
1.Основные ароморфозы в эволюции животных и растений.
2.Появление основных групп организмов на Земле и формирование экосистем. 3.Эволюция биосферы. 3 3 1 Л.2 стр.73-99
56 Тема 6.8. Гипотезы происхождения человека.
1.Движущие силы антропогенеза (биологические и социальные).
2.Этапы антропогенеза.
3.Происхождение человеческих рас. 4.Критика расизма и социального дарвинизма. 2 2 1 Л.2 стр.105-
129
57,
58 Итоговое занятие. Обобщение и систематизация учебного материала 3 3 3 Всего часов 117 71 16 14 16 57 Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины
Биологии
специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
№ изменения Номера измененных № протокола /подпись ПЦК
Дата ввода изменений
страниц пунктов Раздел 4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИЛОГИЯ»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета №56 «Биология». Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся - 30;
- рабочее место преподавателя - 1;
- демонстрационный стол - 1;
- комплект учебно-методических пособий по биологии (таблицы, электронные пособия, телевизор)
- лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК, гербарий)
Библиотечный электронный читальный зал с доступом к электронным ресурсам библиотек страны и мира.
4.2. Перечень учебно-методической литературы
№ п/п Наименование учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
І Основные:
Балан П.Г., Верес Ю.Г., Полищук В.П., Биология 10 кл.- К.Генеза,2010.- 304.
Балан П.Г., Верес Ю.Г., Полищук В.П., Биология 11 кл.- К.Генеза,2011.- 335.
Беляева Д.К., Дымщица Г.М. Общая биология: базовый уровень. 10-11 классы. – Москва Просвещение, 2015.
Захаров В.В., Мамонтов С.Г., Общая биология. – Изд Дрофа.2010.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Общая биология. 10-11 классы Изд.: Дрофа. 2012.
Кучеренко И.Е., Верес Ю.Г, Балан П.Г., Общая биологгия, 10-11 кл.К. Генеза, 2010.
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
ІІ Дополнительные:
Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Пособие для педагогов. - М.: Владос, 2012
Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 128 с.
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2011.
Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010, с.243-244.
Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2010
Журнал. Биология в школе. Научно-методический журнал. Учредитель: ООО «Школьная пресса»
Журнал. 1 сентября Биология: приложение к газете 1 сентября, учрежден Министерством образования и науки РФ.
Энциклопедический словарь юного биолога/составитель Аспиз М.Е.. - М.: Педагогика, 2011
ІІІ Интернет ресурсы:
http://biology.ruhttp://www.mirrabot.com/work/work_39398.htmlhttp://www.ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.dochttp://59428s016.edusite.ru/p16aa1.htm http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-disciplinyhttp://yuspet.narod.ru/disMeh.htmMULTIMEDIA – поддержка курса «биология»
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008
Раздел 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека;
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения н анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;
- Практические занятия;
- Текущий контроль: устный и письменный опрос, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестированный опрос.
-Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
- Анализ работы студента с учебниками, справочниками, научно- популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.
Знать: основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику; Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;
Практические занятия;
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
Тестирование (зачет)
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
90-10% 5
80-89% 4
70-79% 3
Менее 70% 2
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
ЗА УСТНЫЙ ОТВЕТ ПО БИОЛОГИИ
Оценка «5» ставится, если студент:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать междисциплинарные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутридисциплинарные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если студент:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутридисциплинарные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если студент:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы преподавателя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если студент:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Оценка «5» ставится, если студент:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если студент:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если студент:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если студент:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Примечание. Преподаватель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
ЗА ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если студент:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если студент:
1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью преподавателя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую студент исправляет c помощью преподавателя.
Оценка «2» ставится, если студент:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи преподавателя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.