Рабочая програма по биологии В.В. Пасечник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МОУ СОШ №5
И.Н. Лопатина
Приказ № 43/62 от 01.09.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Биология» 9 а, б, в классы
Составлено на основе курса Биология 9 классы для основной средней школы под редакцией В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Шевцов, З.Г. Гапанюк. Серия «Линия жизни» Москва Просвещение 2014год. рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель:
учитель биологии: Нижальская Оксана Валерьевна.
Егорьевск 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. А.А.Каменский, Г.Г. Швецов, З.А. Гапанюк, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Линия УМК «Пасечник В.В. Учебник «Биология. 9 класс» завершает линию учебно-методических комплектов «Линия жизни» для основной школы. В нём рассмотрены общебиологические закономерности, направленные на формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для создания естественно-научной картины мира у выпускников основной школы.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 66 часов по системе триместров.
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены две лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сорентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с технологическими картами- модулями. Работая в индивидуальном темпе, учащиеся устно сдают материал учителю и выполняют зачётное тестирование
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета ученики должны:
Называть общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы; причины и результаты эволюции;
приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение, рост и развитие организмов; вирусы как неклеточные формы жизни; среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных клетки, ткани органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Тематический план 9 класс
Название тем Количество часов
1. Введение. Биология в системе наук 2
2. Основы цитологии 12
3 Онтогенез 6
4 Генетика 10
5 Генетика человека 2
6 Основы селекции и биотехнология 3
7 Эволюционное учение 8
8 Возникновение и развитие жизни на Земле 5
9 Взаимосвязи организма и окружающая среда 17
10 резерв 1
итого 66
№ № урока в теме Тема Проверочные работы Планируем. дата фактическая
а б в а б в
1 Биология в системе наук (2 ч)
1 Биология как наука 2 Метода биологических исследований. Значение биологии 2 Основы цитологии –науки о клетке 12 ч 1 Цитология - наукаО.клетке 2 Клеточная ·теория 3 Химический состав клетки 4 Строение клетки 5 Особенности клеточного. строения организмов
Вирусы Лр№1 6 Строение клеток эукариот- ду стро.ением и функциямиклето.к. Про.во.-
7 Обменвеществи превращение
энергии в клетке. Фотосинтез 8-9 Биосинтез белков. 10 Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке 11 Каталитическая роль ферментов л\р № 2 12 Цитология –наука о клетке тест 3
Онтогенез 6ч 1 Формы размножения организмов.
Бесполое размножение. 2 Митоз 3 Половое размножение . Мейоз 4 Онтогенез 5 Влияние факторов внешней среды на онтогенез 6 онтогенез тест 4 Генетика 10 час 1 Генетика как отрасль биологической науки 2 Методыисследованиянаследственно сти. Генотип и фенотип 3 Закономерности наследственности 4 Решение генетических задач 5 Решение генетических задач 6 Хромосомная теория наследственности, генетика пола 7 Решение генетических задач 8 Основные формы изменчивости генотипическая изменчивость 9 Комбинативная изменчивость л\р№3 Описание фенотипов растений 10 Модификационная изменчивость л\р №4 Построение вариационной кривой 5 Генетика человека 2 часа 1 Методы изучения наследственности человека л\р№5 составление родословной 2 Генотип и здоровье человека 6 Основы селекции и биотехнологии 3ч 1 Основы селекции 2 Достижение мировой и отечественной селекции 3 Биотехнология: достижения и перспективы 7
Эволюционное учение 8ч 1 Учение об эволюции органического мира 2 Вил. критерии вида 3 Популяционная структура вида 4 Видообразование 5 Борьба за существование и естественный отбор-движущие силы эволюции 6 Адаптации как результат естественного отбора 7 Изучение приспособленности к среде обитания л\р №6 8 «Современные проблемы теории эволюции» семинар 8
Возникновение и развитие жизни на Земле -5 ч 1 Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни на Земле 2-3 Органический мир как результат эволюции 4 История развития органического мира 5 Происхождение и развитие жизни
на Земле. Урок-семинар
. Урок-семинар
9 Взаимосвязи организмов и окружающая среда-17ч 1 Экология как наука 2 Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания л\р№7 3 Влияние экологических факторов на организм 4 Строение растений в связи с условиями жизни л\р №8 5 Экологическая ниша 6 Описание экониши организма л\р № 9 7 Структура популяции 8 Типы взаимодействия популяций разных видов 9 Экосистемная организация природы. 10 Компоненты экосистемы 11 Структура экосистем 12 Поток энергии и пищевые ципи13 Искусственные экосистемы 14 Выделение пищевыхцепей в искусственной экосистеме на примере аквариума 15 «Взаимосвязи организмов и окружающая среда» Итоговая конференция 10 Резерв-4ч на повторение 66ч итого