Аннотация к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Аннотация к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
На СБО отводится 34 часа в 5 классе (1 ч. в неделю) и по 68 часов в 6 – 9 классах (2 ч. в неделю). Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.
Учебным планом предусмотрено количество часов:
Года обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год
5 класс 1 34 34
6 класс 2 34 68
7 класс 2 34 68
8 класс 2 34 68
9 класс 2 34 68
Всего 306 ч. за курс
Срок реализации программы – 5 лет
Рабочая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.
Программа раскрывает следующие основные разделы курса СБО:
Личная гигиена
Одежда и обувь
Питание
Семья
Культура поведения
Жилище
Транспорт Торговля
Средства связи
Медицинская помощь
Учреждения, организации и предприятия
Экономика домашнего хозяйства
Трудоустройство
Реализуя разделы курса СБО в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду. Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.На занятиях по СБО уделяется большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи.
Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная работа учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Связь учителя и воспитателя осуществляется на проведении совместных отдельных экскурсий, некоторых итоговых практических занятий, которые могут входить во внеклассные мероприятия. Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике, проверить, что и как восприняли ученики на занятиях СБО. Взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
Результативность занятий по СБО обеспечивается при условии – тесной связи учителя и воспитателя с родителями, которые должны оказывать помощь в проведении экскурсий, практических работ.
Требования к знаниям, умениям, навыкам с 5 по 9 классы.
Личная гигиена, учащиеся должны знать:
5 класс: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила освещенности рабочего места, правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером, о вреде курения.
6 класс: правила закаливания организма, приемы обтирания и мытья ног, о вреде наркотиков и токсических веществ.
7 класс: правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических салфеток, правила ухода за кожей лица и волосами.
8 класс: правила ухода за кожей лица, приемы нанесения косметических средств.
Учащиеся должны уметь:
5 класс: совершать вечерний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, стирать индивидуальные вещи и содержать их в чистоте, беречь зрение, корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
6 класс: закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время экскурсий.
7 класс: определить тип кожи и волос, подбирать мыло и шампунь, правильно ухаживать за лицом и волосами.
8 класс: правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, в меру пользоваться косметикой.
Одежда и обувь, учащиеся должны знать
5 класс: виды одежды и обуви, их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.
6 класс: санитарно-гигиенические требования и правила ТБ работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами, правила стирки изделий из х\б тканей и шелковых тканей.
7 класс: особенности стирки цветного и белого белья, устройство стиральной машины и правила пользования ею, санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при ремонте одежды, последовательность глажения одежды из различных тканей, назначение прачечной.
8 класс: правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей, правильность и последовательность глажения изделий, назначение химчистки, правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
9 класс: размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы обновления одежды, средства выведение пятен в домашних условиях, правила стирки изделий из тюля и трикотажа.
Учащиеся должны уметь
5 класс: различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь.
6 класс: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, подшить брюки, стирать изделия из цветных х\б тканей, гладить их.
7 класс: накладывать заплаты, стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить одежду и белье.
8 класс: стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить блузки, рубашки, платья.
9 класс: пользоваться журналом мод, подбирать одежду и обувь, выводить пятна на одежде, стирать изделия из тюли и трикотажа.
Питание, учащиеся должны знать
5 класс: значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола, правила мытья посуды и уборки помещения.
6 класс: способы выбора доброкачественных продуктов, приготовление каши, заварка чая, варка яиц, способы хранения продуктов и готовой пищи, правила составления рецептов блюд.
7 класс: виды питания и их особенности, значение первых, вторых блюд, правила безопасности работы с электроприборами.
8 класс: виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок из овощей, зелени.
9 класс: значение диетического питания, особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
Учащиеся должны уметь
5 класс: прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.
6 класс: пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности, приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, составить рецепт, вымыть и вычистить посуду.
7 класс: пользоваться механическими и электробытовыми приборами, приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов, составить меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
8 класс: приготовить пресное тесто и изделия из него, нашинковать морковь, петрушку, укроп, свеклу, записать рецепт соления, варенья, консервирования.9 класс: составить меню диетического питания на день, приготовить 1-2 диетических блюд, составить меню на день для ребенка ясельного возраста, приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола, выполнить сервировку праздничного стола.
Семья, учащиеся должны знать
5 класс: родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.
6 класс: место работы, должность, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье.
7 класс: правила ухода за младшими детьми, различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.
8 класс: правила ухода за грудным ребенком, правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка, санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.
9 класс: основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье, семейные традиции, о морально-этических нормах взаимоотношений в семье, обязанности, связанные с заботой о детях.
Учащиеся должны уметь
5 класс: записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
6 класс: рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности, выполнять определенные обязанности по дому.
7 класс: ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать младшим при уборке игрушек, рассказывать им сказки, петь с ними детские песни.
8 класс: купать, одевать, пеленать куклу, кормить куклу из соски и с ложечки, содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.
9 класс: анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку, оказывать внимание, поддержку, посильную помощь в семье, активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье, поддерживать семейные традиции, выполнять обязанности в семье.
Культура поведения, учащиеся должны знать
5 класс: требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.
6 класс: правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками.
7 класс: правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении подарков.
8 класс: правила поведения юноши и девушки при знакомстве, требования к внешнему виду молодых людей.
9 класс: правила поведения в обществе – правила приема гостей.
Учащиеся должны уметь
5 класс: следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом.
6 класс: культурно вести себя в театре, кино, музее, библиотеке, тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
7 класс: культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.
8 класс: культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения, одежду, учитывая возраст.
9 класс: встречать гостей, вежливо вести себя во время их приема, анализировать поступки людей и давать правильную оценку.
Жилище, учащиеся должны знать
5 класс: виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.
6 класс: гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, правила пользования электропылесосом, санитарно-гигиенические требования и ТБ при работе с бытовыми электроприборами.
7 класс: последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон, способы утепление окон, правила ухода за мебелью.
8 класс: правила и периодичность уборки санузла, кухни, ванной, моющие средства, используемые при уборке санузла, кухни, санитарно-гигиенические требования и ТБ при уборке.
9 класс: правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера, правила сохранения жилищного фонда.
Учащиеся должны уметь
5 класс: писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
6 класс: производить сухую и влажную уборку помещения, чистить электропылесосом ковры, чистить мебель, соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами.
7 класс: убирать жилые помещения, мыть зеркала и стекла, утеплять окна, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, топить печку.
8 класс: мыть кафельные стены, чистить раковины, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.
9 класс: расставлять мебель в квартире (на макете), подбирать детали интерьера.
Транспорт, учащиеся должны знать
5 класс: основные транспортные средства, рациональный маршрут проезда до школы-интерната, правила дорожного движения, дорожные знаки.
6 класс: виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах городского транспорта, порядок приобретения билетов.
7 класс: функции железнодорожного транспорта, тип пассажирского вагона, примерную стоимость билетов, службы ж\д вокзала.
8 класс: основные автобусные маршруты, правила безопасного передвижения в транспорте, основные маршруты водного транспорта.
9 класс: основные маршруты самолетов, службы аэровокзала, порядок приобретения билетов, правила посадки в самолет.
Учащиеся должны уметь
5 класс: соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
6 класс: выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных автобусов.
7 класс: ориентироваться в расписании, приобретать ж\д билеты, обращаться за справкой, ознакомиться с правилами пользования ж\д транспортом, выполнять правила безопасности во время посадки в ж\д транспорте.
8 класс: пользоваться расписанием, покупать билет, выполнять правила безопасности.
9 класс: ориентироваться в расписании, определять маршрут, выбирать наиболее удобные транспортные средства, выполнять правила безопасности во время проезда.
Торговля, учащиеся должны знать
5 класс: виды магазинов, назначение продуктовых магазинов, их отделы, содержание продукции, правила поведения в магазине, правила покупки товаров, стоимость хлебных, молочных продуктов, круп, некоторых овощей и фруктов.6 класс: виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы, правила поведения в магазине и общение с продавцами, правила покупки товаров.
7 класс: назначение универсама и универмага, различия между ними, за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам.
8 класс: рынок, его виды, основные отличия его от магазина, правила поведения на рынке, права покупателя.
9 класс: виды ярмарок, отличие ярмарки от рынка, магазина, время и место проведения ярмарок, цены ярмарочных товаров.
Учащиеся должны уметь
5 класс: выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, оплатить, проверить чек и сдачу, культурно разговаривать с продавцом.
6 класс: выбирать нужный товар, выяснить срок гарантии, оплатить, проверить чек и сдачу, хранить чек в течение гарантийного срока.
7 класс: найти нужные товара в отделах универсама и универмага.
8 класс: выбирать месторасположения нужных товаров, выбирать продукцию в соответствии с ее качеством.
9 класс: приобретенные умения при покупке товара в магазинах, перенести самостоятельно на ярмарку.
Средства связи, учащиеся должны знать
6 класс: основные средства связи, виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг.
7 класс: перечень предметов, посылаемых бандеролью, в посылке, максимальный вес почтовых отправлений, виды и способы упаковок, виды почтовых отправлений.
8 класс: виды телефонной связи, правила пользования ими, телефонным справочником, периодичность оплаты телефона.
9 класс: виды денежных переводов, их стоимость, виды связи, стоимость услуг по каждому виду связи.
Учащиеся должны уметь
6 класс: находить индекс почтового индекса по телефонному справочнику, записать адрес на конверте, составить текст телеграммы, заполнить телеграммный бланк, подсчитать стоимость.
7 класс: заполнить бланк на отправку бандероли, посылки, составить опись, упаковать бандероль, посылку.
8 класс: кратко объяснить причину звонка по телефонам срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.
9 класс: заполнить почтовый и телеграфный перевод, подсчитать стоимость денежных переводов.
Медицинская помощь, учащиеся должны знать
6 класс: способы вызова врача на дом, функции основных врачей-специалистов, основной состав домашней аптечки, о возможном вреде самолечения.
7 класс: меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила обработки раны и наложение повязки, правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах.
8 класс: меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приемы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
9 класс: способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приемы по уходу за больным, листок нетрудоспособности.
Учащиеся должны уметь
6 класс: записаться на прием к врачу, вызвать врача на дом, приобрести лекарства в аптеке.
7 класс: использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки.
8 класс: оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему.
9 класс: строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания, строго выполнять правила ухода за больным, ставить горчичники.
Учреждения, организации и предприятия, учащиеся должны знать
6 класс: виды детских учреждений и их назначения, адрес дома культуры, какие кружки имеются в ДК.
7 класс: местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, название цехов, отделов, специальностей, виды выпускаемой продукции.
8 класс: куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи, адрес местной префектуры.
9 класс: местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг оно оказывает.
Учащиеся должны уметь
6 класс: обращаться к работникам ДК, правильно вести себя в детских учреждениях, соблюдать правила поведения в общественных местах.
7 класс: обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
8 класс: обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
9 класс: обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
Экономика домашнего хозяйства, учащиеся должны знать
8 класс: составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений.
Учащиеся должны уметь
8 класс: подсчитать бюджет семьи, составить доверенность на получении зарплаты и пенсии, подсчитать расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, соблюдать правила экономии в семье.
Трудоустройство, учащиеся должны знать
9 класс: учреждения и отделы по трудоустройству, местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие, виды документов необходимые для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, статьи Трудового кодекса РФ.
Учащиеся должны уметь
9 класс: обращаться в отделы кадров при устройстве на работу, написать заявление, заполнить анкету, написать расписку, пользоваться ТК РФ.
Составитель: Кузменкина Наталья Анатольевна, учитель технологии