Проект «Русская народная песня — частица русской души»


МКОУ «Липчанская ООШ»
Районная краеведческая конференция обучающихся
«Край родной»
Номинация: «Культурное наследие родного края»
Тема: «Русская народная песня - частица русской души»
Подготовила:
Благодарева Анастасия Дмитриевна,
учащаяся 9 класса
Руководитель:
Васильева Наталья Николаевна
учитель биологии
2016г.
Тема моей работы «Русская народная песня-частица русской души»
Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать». Поэтому исследование истории села, обряды, фольклор является актуальной и важной задачей молодого поколения.
На уроках краеведения, истории, литературы мы изучаем не только историю Воронежской области, но и обряды, костюмы, традиции. Когда начали готовиться к сельскому празднику «Поклон исчезнувшим деревням», то пришлось более подробно изучить фольклор нашего поселения. Встречи со старожилами села дали мне возможность посмотреть иначе на исполнение народной песни. Честно сказать, нынешняя молодёжь, к большому сожалению, не знает, какие песни пели наши бабушки. Собирая материал об исчезнувших деревнях, мы узнали столько интересных песен, которые пели в нашей местности. Поэтому мне интересно было работать над этой темой. В нашей школе мы решили провести тестирование, проверяющее насколько дети знают русские народные песни и вообще русские народные традиции. Было опрошено 30 детей. Из этого выяснилось, что из опрошенных: Что такое русская народная песня знают только 30% детей. 90 % знают русские народные традиции ,85% знают название русских народных песен. Почти все семьи детей соблюдают русские народные традиции, 25% хотят посетить концерты Н. Бабкиной, М. Девятовой, ансамбль «Золотое кольцо», Л. Николаевой.
.
Цель моей работы: изучение истоков русских народных традиций Липчанского поселения через знакомство и исполнение произведений русского фольклора (русской народной песни). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть роль народной песни в жизни народа.
2. Рассмотреть виды и жанры народной песни поселения.
3. Повышать роль краеведения в духовно- нравственном и патриотическом воспитании учащихся ,проводя встречи , беседы со старожилами поселения.
Изучая свою тему, я прежде всего обратилась к своей бабушке, которая напела мне свои любимые русские народные песни, был проанализирован материал книги Василия Непорожнего «Они-липчане». В работе оценены и изложены воспоминания старожилов села (Васильевой Марии Филипповны 1929 г.р., Свиридовой Надежды Ивановны 1925 г.р., Шияновой Анны Ивановны, 1928, Тарановой Раисы Михайловны,1940 г.р. Баранниковой Марии 1938 г.р.), а также использованы материалы Детской общественной организации «Кристалл», ныне действующей в Липчанской школе, материал из интернета.
Объектом исследования является народно-бытовая культура Липчанского поселения Богучарского района.
Предметом исследования являются народные песни жителей Липчанского поселения Богучарского района
В результате исследования был сделан вывод, что культурная связь времён и поколений не утеряна, многие старинные обычаи и традиции сохранились и существуют в нашем времени.
Когда мы собирали материал об исчезнувших хуторах нашего поселения, старожилы рассказывали не только про быт, про жителей, про горести и тяготы своей жизни, а ещё и про то, что русская народная песня всегда звучала в этих хуторах, спасала, согревала, давала надежду. Сокрушались, что не слышно сейчас на улице тех красивых и задорных песен. Все народные гуляния и игры сопровождались песнями, напевами, припевками, в которых отражается богатая, щедрая душа русского народа. .
Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни – простые люди, славные защитники Родины.
Проводя исследовательскую работу, старожилы вспоминали и рассказывали о самых голосистых людях в хуторах. Баранникова Мария рассказала, что на х. Поповка жила семья по-уличному их называли «Хрыстоны» в этой семье пели все, а особенно когда пели сёстры Марфа, Пелагея и Александра, то их красивые и сильные голоса были слышны даже в 3-й бригаде. А на Чумачовке был свинарник, где работали молодые, крепкие и красивые девчата, когда заканчивали управляться на ферме, то собирались все вместе и пели песни о любви, о родных просторах, о судьбах людей. Запевалами всегда были: Матвиенко Нина, Середина Анна, Свиридова Надежда, Серенко Александра (фото приложение)
Прошло много лет с тех пор, но эти песни и сейчас поют на посиделках бывшие свинарки (видео с. Липчанка приложение № 1)
Шиянова Анна Ивановна рассказала нам, что пели всегда песни и в х. Новолипчанка, шли бабы в поле снопы вязать- песни поют, идут с работы, уставшие, всё равно запевают песню, потому что с песней легче спорились дела. Даже в годы войны, когда их хутор был оккупирован немцами, женщины собирались в крайнюю хату, чтобы поплакать, когда пришлют похоронку или порадоваться письму с фронта и всегда потихонечку пели песни, чтобы их не услышали немцы. Песни пели грустные, душевные, пели и плакали.
А Васильева Мария Филипповна, уроженка с. Липчанка вспоминала, что в 50-е -60 е годы, когда проходили выборы, а проходили они в сельсоветах, то люди шли голосовать очень дружно, с соседних сёл приходили пешком за несколько вёрст, а потом устраивали гулянья- пели очень весёлые, задорные песни, с плясками, с частушками и расходились уже под вечер. Уж очень хорошо пела и плясала Щербак Клавдия, Теплякова Валентина.
Проводы в армию никогда не обходились без русских народных песен, без гармошки (приложение № 1)
В нашем поселении есть, кто очень любят и берегут русскую народную песню. Это Колтунов Павел Васильевич, Колтунова Антонина, Апалкова Мария Фёдоровна, Сущенко Анна Николаевна, Таранова Раиса Михайловна, Корчагина Любовь Алексеевна и другие).
38 лет тому назад исчезло с лица земли очередное село «2-е отделение совхоза «Красный Дон», но бывшие односельчане каждый год встречаются на протяжении уже 8 лет и каждая встреча начинается и заканчивается всем любимой песней «Деревня моя». Звуки баяна или гармошки всегда были слышны в этом селе, а русские народные песни пели все его жители. (Фото) приложение № 1)
Заключение.
Мы живём в XXI веке. Джинсы, кроссовки, рюкзаки вместо портфелей. Айфоны, гаджеты, социальные сети, молодёжный сленг, дискотеки – всё как у всех подростков во всём мире. И одну и ту же музыку, и одних и тех же ди-джеев слушаем. И никогда раньше я не задумывалась о том, что есть другая культура. Отличная по своей сути.
Я, конечно, знала, что есть народная песня. Но всё это казалось таким далёким и устаревшим, будто осталось в прошлом. Мне казалось, что эта культура никогда не заинтересует меня. Что может быть интересного в ней?
Пришло другое время. Сейчас слушают другую музыку и поют другие песни Но работая над своей темой я с большим интересом познавала историю народной песни нашего поселения. Моя исследовательская работа оказалась увлекательным и познавательным делом. Теперь я сама смогу рассказать ребятам о том, какие песни пели наши бабушки, какая глубина и сила в этих песнях. Хочу, чтобы мои одноклассники знали и интересовались русской народной песней также, как и я.
Вывод: Вся жизнь народа крепко связана с песней. Труд, отдых, радость, горе – все нашло в ней свое отражение. Русская песня является частицей души человека.