Творческий проект «Русская народная сказка как средство развития личности ребенка.»
Творческий проект
«Русская народная сказка как средство развития личности ребенка.» Сказка наглядно, неназойливо показывает
Ребенку, что и добро, и зло, как правило –
Прямой и косвенный результат «чувств,
Мыслей, слов и поступков человека»
С. Колбовская.
Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего сказки, который помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные качества и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Сказка- один из основных жанров устного народного творчества, художественного повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их т черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу добра и зла, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека.
Сказка говорит с ребенком на доступном ему эмоциональном уровне. Именно поэтому сказочные персонажи могут служить для него отличным примером.
Сказки соответствуют детскому мировосприятию в гораздо большей степени. Чем трезвый и рассудительный мир взрослых. Чтение сказок вслух- это старинное домашнее средство, испытанное во многих поколениях. Оно успокаивает тревогу на душе, указывает выход из трудной ситуации, расширяет кругозор. Народные сказки, в отличие от так распространенных сейчас мультфильмов, существовали во все времена, во всех цивилизациях. Они столь же древние, как само человечество.
Слушая сказку, дети отдыхают от лихорадочной дневной суеты. Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем узнает из сказки, а затем применяет эти знания, защищаясь от множества стрессов, которые обрушивает на него действительность. Сказки уводят уставших от напряженной жизни детей совсем в другой мир, где они могут отдохнуть, укрывшись в иной реальности.
В настоящее время картина изменилась. Многие родители с подозрением относятся к сказкам. Одни находят их слишком жестокими и жуткими,другие опасаются, что ребенок не сможет ориентироваться в мире жесткой реальности, если будет воспитан на сказках.
Чтобы развеять эти сомнения, мы решили открыть для родителей мир сказки, показать, как благотворно влияют они на развитие детей. Дети и родители узнают и ощутят на себе ценность сказки, познакомятся с новыми формами работы со сказкой и найдут ответы на интересующие их вопросы.
ЦЕЛЬ; воспитание детей русской народной сказкой.
ЗАДАЧИ;
1 Познакомить детей с русскими народными сказками, развивать эстетический вкус и фантазию.
2 Развивать у детей воображение, мышление, речевое творчество.
3 Воспитывать в детях с помощью сказки нравственные чувства и оценки.
4 Помочь детям с помощью сказок преодолеть житейские трудности и страхи, принимать правильные решения в самых трудных жизненных ситуациях.
5 Учить чувствовать и понимать образный язык сказок. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом. Уместно употреблять его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражания).
6 Формировать у детей эмоционально- образное восприятие сказок через художественное описание образов.
7 Обратить внимание родителей на необходимость систематического чтения детям. Убедить их в значении сказки для эстетического, познавательного и социально- речевого развития детей.
Оборудование и материалы.
1 Книги и иллюстрации народных сказок.
2 Картины и иллюстрации, изображающие сюжеты сказок.
3 Персонажы и декорации к различным видам театров.
4 Настольно- печатные игры
5 Видео и аудиозаписи.
6 Фотоаппарат.
7Т С О ( магнитофон, видео, фильмоскоп).
8 Материалы для продуктивно- изобразительной деятельности.
9 Компьютер.
1 этап- подготовительный- 1 месяц. Исходя из интересов детей проводится анкетирование, родителей, осуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий. Необходимых для реализации проекта.
2 этап- основной- 8 месяцев: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
3 этап- итоговый (2 недели)
Сбор, обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Результаты проекта:
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с русской народной сказкой;
а) создание библиотеки русской народной сказки.
б) подбор фонотеки «Русская народная сказка»
в) создание уголка театрализации
.
2 Отношение 80% детей к сказке не только как к развлечению, а как к источнику, отображающему многообразие окружающего мира, нравственные идеалы народа.
3 Активное участие 70% родителей в реализации проекта.
4 Активизация совместной деятельности 80% участников проекта.
5 Наблюдения у 80% детей роста нравственности в поступках.
6 Понимание и адекватная оценка роли сказок в воспитании детей у 70% родителей.
7 Создание системы работы по ознакомлению детей с русскими народными сказками.
8 Провести анкетирование всех участников педагогического проекта.
№ мероприятия Цели 1 этап подготовительный ответственный сроки
1 Анкетирование родителей Выявить читают ли родители детям сказки. Что предпочитают дети. Воспитатели
Родители. 1-я неделя
2 «Круглый стол» с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели,
Родители. 1-я неделя
3 Создание библиотеки Развивать у детей интерес к русским народным сказкам Родители воспитатели 2-я неделя
4 Акция «Подари книгу детскому саду» (русские народные сказки) Пополнить библиотеку группы книгами со сказками. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. Родители воспитатели 2-я неделя
5 Оформление родительского уголка (размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта) Просвещение родителей воспитатели 3-я неделя
6 Подбор наглядно- методического материала Создать условия для всесторонней работы по русским народным сказкам Воспитатели родители 4-я неделя
7 Рассматривание книг, иллюстраций к сказкам Развивать у детей интерес к русским народным сказкам. Воспитатели родители В течении всего проекта
8 Оформление книжного уголка Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. воспитатели 5-я неделя
9 Чтение русских народных сказок; «Про Иванушку- дурачка», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Зимовье», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Журавль и цапля», «Лиса и козел», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой». Воспитывать и поддерживать интерес к сказкам. Учить понимать замысел и образный язык сказок. Замечать средства художественной выразительности, адекватно оценивать поступки героев. Воспитатели родители. 5-16 недели
10 Экскурсия в библиотеку Показать детям разнообразие книг по содержанию и оформлению. Пробуждать у детей желание читать книги. воспитатели 6-я неделя
11 Экскурсия в музей Познакомить детей с предметами народного быта, встречающихся в русских народных сказках. воспитатели 7-я неделя
12 Экскурсия в художественную школу Побуждать у детей желание рисовать по мотивам русских народных сказок. воспитатели 8-я
неделя
13 Экскурсия в музыкальную школу Развивать эстетический вкус через восприятие фольклорных произведений, замечать красоту русского языка в сказках и песнях. Воспитатели родители 9-я неделя
14 Знакомство с иллюстрациями В.Васнецова к русским народным сказкам. Рассказать детям о художнике- иллюстраторе, показать особенности исполнения рисунка. ПДО по изодеятельности. 10-я неделя
15 Знакомство детей с иллюстрациями Е.Рачева. См. пункт № 14 11-я неделя
16 Разучивание пальчиковых игр по мотивам р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка».Совершенствовать мелкую моторику, закреплять знание содержания сказок; развивать речь и образное мышление. воспитатели В течении всего проекта
17 Оформление и разучивание дид. и словесных игр по мотивам р.н.с. «Яблонька наклонись», «Ступеньки доброты», «Теплые и холодные цвета», «Угадай сказку», «Цепочка слов», «Назови героев «разрезные картинки», и т.д. Закреплять название сказок,умение производить нравственную оценку поступков героев; образные обороты речи из сказок в играх. воспитатели В течение всего проекта.
18 «Полечи книгу»- ручной труд Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость. воспитатели 12-я неделя
19 Игра-драматизация «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», и т.д. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности героев. Развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности. Совершенствовать исполнительские умения детей. Воспитатели, музыкальный руководитель. В течении всего проекта
20 Придумывание различных вариантов продолжения сказок. Развивать мышление, воображение, творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок. Продолжать развивать у детей коммуникационные навыки, работая в мини- группах. воспитатели 13-16 недели
21 Развлечение «В гости к бабушке-загадушке». Развивать у детей логическое мышление. Способствовать расширению кругозора, сообразительности, смекалки. Развивать познавательный интерес. воспитатели 17-я неделя
22 Чтение р.н.с. «Гуси- лебеди, «Коза дереза, Маша и медведь, Кот и петух, Морозко, Вершки и корешки».Продолжать поддерживать интерес к книге и чтению. воспитатели 18-30 недели
23 Прослушивание грамзаписей, аудиозаписей, просмотр видеофильмов. Продолжать поддерживать эмоциональное состояние детей. воспитатели В течении всего проекта
24 Развлечение «Эти русские народные сказки» Прививать желание участвовать в совместной развлекательной деятельности. Закрепить знания детьми и родителями знание р.н.с. Воспитатели, родители. 31 неделя
25 Создаем красную книгу сказок. Продолжать учить детей находить наиболее эффективные и гармоничные цветовые сочетания с использованием всех оттенков красного цвета (красное солнышко, красна девица, алая лента, красный нос и т.д.) Воспитатели, ПДО по ИЗО. 32 неделя
26 Конкурс рисунков по мотивам р.н.с. Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. Родители, дети 33 неделя
27 Блиц- турнир на лучший вопрос по р.н.с. Показать родителям значение сказки в развитии детей. Способствовать сплоченности семьи. Воспитатели, дети 34 неделя
28 Конструктивно- продуктивная деятельность- оригами; «Изготовление масок р.н.с. к театрально- игровой деятельности».Побуждать детей к творчеству при изготовлении атрибутов. Поддерживать желание участвовать в театрализованной деятельности. Воспитатели, дети. 35 неделя
29 Музыкальные подвижные игры; «Колобок» «Теремок», «Шел козел по лесу», «У Маланьи», «Волк и козлята» Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, совершенствовать певческие навыки, прививать любовь к устному народному творчеству. Воспитатели, музыкальный руководитель. 20-36 недели
30 Сюжетно-ролевая игра «Театр» Воспитатели, музыкальный руководитель, дети. 20-36 недели
31 «Литературный калейдоскоп» (итоговое занятие) Закрепление знания р.н.с. воспитатели 36 неделя
32 Составление фотоальбома «Мы любим сказки» Формировать целостное представление о проделанной работе. Воспитатели, родители. 36 неделя
33 «Колобище- всех зверей хватище»- сказка перевертыш. Продолжать развивать совместную деятельность воспитателей и детей, получая удовлетворение от результатов взаимодействия. Воспитатели, родители. 37 неделя
34 Презентация проекта в форме театрализованного представления Представить творческий отчет о проделанной работе. Воспитатели. 37 неделя
Список литературы;
1Аксенова З.Ф. Традиционные праздники и развлечения в детском саду /текст/; сценарии/ Аксенова- Москва; Творческий центр Сфера. 2003-с 101-116.
2 Брокет.З. Целительная сила сказок /текст\ Брокет.- Москва издательство «Аквариум бук», 2003-с.1-289.
3Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет. Пособие Москва 1986.с. 1-222.
4 Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие Москва. 2002-с.58-74.
5 Детские частушки, шутки, прибаутки. Составитель Бахметьева- издательство «Академия развития» Ярославль.1997-с.5-26.
6 Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии Москва.изд.»ТЦ Страфа» 2000, с.6-11.
7Играем вместе с мамой и друзьями. Составитель Хацкевич, Минск; изд. «Белорусский дом печати», 2001-с. 136-153.
8Кривцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. Книга для воспитателей и родителей. Москва. Просвещение. 1996. С. 3-100.
9 Развиваем память вместе с мамой. Составитель Хацкевич Минск; издательство «Белорусский дом печати» 2001-с 56-136.
10 Суботина Л.Ю. Развитие воображения у детей, популярное пособие. Ярославль изд. «Академия развития»,1997-с-133-136.
11Сказки, сказания, былины, придания. Популярное изд. Составитель Ларина, Ярославль, изд. «Академия развития»,1997.-с.1-113.
12Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольника. Популярное пособие. Ярославль. Изд. «Академия развития»1997.-с.225-252.
13 Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Москва. Изд. «Фомио». 2000.
14Христоматия для дошкольников 4-5лет. Составитель Ильчук,- Москва изд. АСТ,1997-с.24-73.
Журнал «Дошкольное воспитание»
1»Русская народная мудрость о воспитании»,№2/1990, с78.
2»Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» №7/1990, с15
3»Планирование работы по развитию речи» (сказки) №8/1998, с11
4 «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи» Т. Гризик, №5/2000, с54.
5 «Поиграйте с ребятами в сказку» И.Токмакова, №5/2000, с111.