Учебный творческий проект Русская народная песня-отражение жизни народа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учебный творческий проект на тему:
«Русская народная песня- отражение жизни народа»
Разработчик учитель-дефектолог школы-интерната №7 VIII вида Сторожук Л.А.
Участники проекта - учащиеся 5-9 классов фольклорного ансамбля «Солнышко» с привлечением учащихся школы и преподавателей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Содержание проектной работы
Авторы проекта: Сторожук Л.А., Григорьева М.А..
2. Название проекта: «Русское народное творчество» .
3. Тема проекта: «Ой, заря ты, зорюшка» ( Русская народная песня-отражение жизни народа).
4. Предмет, класс: кружок «Фольклорный» 5-9 классы, Музыка и пение , История, ИЗО,
5. Краткая аннотация проекта:
Проект рассчитан на учащихся 5-9 классов коррекционной
школы VIII вида и является интегрированным курсом по
по ознакомлению с русским народным творчеством. Проект
предполагал поисково-исследовательскую деятельность
учащихся фольклорного ансамбля «Солнышко» 5-9 классов в рамках предметов Музыка и пение , Истории, ИЗО, Литературы и внеклассной кружковой работы кружка «Фольклорный». Материал проекта использовался для участия в проведении календарно-тематических праздников, конкурсов и фестивалей , выставки детского творчества.
6.Актуальность выбранной темы:
Сейчас редко услышишь русскую народную песню, её чистоту, как родниковая вода, негромкую, как затаённый вздох мелодию. А было время, когда жизнь человека от рождения до смерти сопровождалась песней. С незапамятных времён народ складывает свои песни, в которых отражает переживания, чувства, мечты. Потребность излить свои чувства и мысли в песне - свидетельство большого духовного богатства и талантливости народа. Русская народная песня-отражение жизни народа. В ней наша история, наши вековые традиции. В колыбели детей убаюкивали песнями, зимой собиралась молодёжь на посиделки - раздавались песни. Ехал крестьянин пахать землю - облегчал свой труд песней. Собирался молодец жениться, его свадьба, девичник- всё это непременно оглашалось песнями, умирал человек , над ним раздавались печальные , похоронные песни .Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А среди рабочих в конце XIX века появились революционные песни. Меняется время, изменяется общество, моральные устои и забываются песни, сопровождавшие
раньше человека от рождения до смерти. Работа над проектом позволит учащимся в необходимости обращения к истокам народного творчества, расширить свои знания о народной культуре, традициях русского народа, продолжит работу с учащимися по развитию вокально-хоровых навыков, будет способствовать воспитанию любви к своей Родине, а также позволит получить умения выполнять исследовательскую работу.
7. Продолжительность проекта: три месяца (декабрь, январь, февраль). Еженедельные плановые занятия включали в себя: беседы, ознакомления с художественной литературой, песенным творчеством и русской народной музыкой, презентаций по темам , просмотра , прослушивание видеоматериалов фольклорных ансамблей и музыкальных коллективов, просмотра художественных и мультипликационных фильмов с тематикой русского фольклора, проведения викторин, мини-концерта, выставки рисунков учащихся на русскую народную тему , экскурсии в историко-краеведческий музей, защиты презентаций, выступления участников проекта фольклорного ансамбля «Солнышко» на праздниках и фестивалях.
8.Планируемые результаты обучения:
Проект способствует реализации следующих дидактических целей:
Исследовать русскую народную песню как отражение русского быта, истории, духовной красоты;
Систематизировать знания детей о видах русской народной песни; способствовать развитию вокально-хоровых навыков, творческих способностей учащихся, исполнительства народной хореографии;
Расширить кругозор учащихся с помощью информационно-коммуникативных технологий, приобрести навыки работы с ПК;
Развивать творческую деятельность, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, все виды памяти и внимания, ориентировку в пространстве, умения анализировать и обобщать через усвоение знаний по русскому фольклору;
Воспитывать духовно-нравственную культуру личности, чувства любви к Родине, к народным традициям;
Формировать любознательность , эмоциональное восприятие материала.
9.Вопросы, направляющие проект:
9.1.Основополагающий вопрос:
Как в русских народных песнях отражается жизнь народа?
9.2 .Проблемные вопросы.
Что такое Родина?
Чему нас может научить русская народная песня?
Зачем нам нужно знать русские народные песни?
9.3.Учебные вопросы.
Что такое песня?
Какие русские народные песни вы знаете?
Как возникли русские народные песни?
Особенности русской народной песни?
Как помогала народная песня человеку в его жизни?
10.План проведения проекта
Проект рассчитан на 3 месяца (декабрь, январь, февраль)
10.1 Подготовительный этап (декабрь)
Знакомство с проектом . Постановка основополагающего вопроса. Вводная презентация учителя «Русская народная песня» - история возникновения, разнообразие р.н.песен;
Распределение тем презентаций по классификации русских народных песен между учащимися:
5 класс- «Колыбельные песни»,
6 класс-«Трудовые песни»
7 класс-«Исторические »
8 класс-«Игровые, хороводные»
9 класс –« Обрядовые»
Планирование работы с каждым классом, прослушивание музыкального материала, обсуждение, подбор печатного материала.
10.2.Основной этап.(январь-февраль)
Вводные занятия с ПК;
Самостоятельная работа учащихся по темам с консультациями учителя музыки , литературы, библиотекаря;
Уроки-консультации с учителями истории, ИЗО , музыки, выставка детских рисунков;
Проведение экскурсии в историко-краеведческий музей;
Просмотр , использование Интернет-ресурсов для прослушивания, просмотра концертов фольклорных ансамблей , коллективов русской песни : «Усенюшка», ВИА «Крапива», «Иван Купала», ансамбля «Русской песни» под рук. Н.Бабкиной, «Русская воля», «Веретёнце»;
Просмотр художественных фильмов «Снегурочка», «Садко»; мультфильмов «Владимир –Красно Солнышко»
Участие в викторине, разучивание русских народных песен «Девка по саду ходила», Ой, зоря ты, зорюшка», «Солдатушки, браво ребятушки», «Подъезжали мы под село», «Ивана-Купала»;
Репетиции исполнения русских народных песен.
Продукты предметно-практической деятельности:
Проведение мини-концерта среди участников фольклорного ансамбля «Солнышко» ;
Проведение викторины, просмотр презентаций «Русская народная песня-отражение жизни народа », «Жизнь и быт русского народа», «Русские народные ремёсла».
Проведение выставки детских работ «Русское народное творчество».
10.3 Заключительный этап. (февраль с 22.02 по 28.02).
Показ презентаций учащихся 5-9 классов с защитой тем
Оценивание участников проекта
Соединение презентации в единую.
Генеральная репетиция исполнения русских народных песен.
Выступление участников проекта с русской народной песней «Солдатушки, браво, ребятушки» на празднике «Защитникам земли русской посвящается».
Итогом проекта являются выступления участников проекта коллектива фольклорного ансамбля «Солнышко» с р.н. песнями «Девка по саду ходила», «Ой, заря ты, зорюшка», «Подъезжали мы под село» в окружном фестивале детского и юношеского творчества «Надежда» (дети с ОВЗ ) ,
X юбилейного фестиваля «Открытое пространство» , межрегионального фестиваля «Цветик-Семицветик» с присвоением звания лауреатов конкурсов , с вручением грамот и дипломов, памятных подарков учащимся, выставка детских работ на тему «Русское народное творчество».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Фестиваль Надежда