Проект «Русская народная пословица»
Актуальность проблемы:
В произведениях художественной литературы и в речи окружающих нас людей мы часто встречаем пословицы. Они очень ярко и точно подмечают поступки людей, различные явления природы. И мы решили больше узнать о пословицах.
Цель: расширить представление о пословице, как жанре русского фольклора.
Задачи:
познакомиться с тематикой пословиц
научить соотносить пословицы с рисунками
совершенствовать навык работы с дополнительной литературой
учить работать на компьютере
учить находить необходимую информацию в Интернет
учить общению друг с другом
учить представлять результат своей работы
Вид проекта:
по количеству участников - групповой
по месту проведения – урочный
по времени – краткосрочный
Этапы проекта:
Изучить дополнительную литературу, содержащую пословицы различной тематики
Каждой группе участников из ряда тем пословиц выбрать 2 и представить их классу
Каждой группе участников выполнить творческие работы на выбор:
Соотнесение пословиц с рисунком
Восстановление пословиц
Озорные буквы в пословицах
Весёлые тесты – пословицы
Шифровка пословицы
Выполнить задание учителя
Сделать вывод
Состав первой группы:
Краснов Леонид, Михайлов Никита, Зиновьев Иван –
мальчики 2 класса
Мы выбрали пословицы о труде:
Труд кормит и одевает
Больше дела, меньше слов
Не игла шьет, а руки
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Мы выбрали пословицы о дружбе:
Один в поле не воин
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Друг познается в беде
Старый друг лучше новых двух
И составили творческие задания для одноклассников:
Восстанови пословицу:
Трудно в учении – легко на каникулах
Озорная буква:
Старый круг лучше новый двух
Веселые тесты – пословицы
Без труда не вытащить и
Жвачку из волос
Рыбку из пруда
Меня из Интернета
Один в поле
Не воин
Не воет
Сам себе хозяин
Не имей сто рублей, а имей
Сто друзей
Сто миллионов
Хорошие отметки
Состав второй группы:
Белова Валерия, Архипова Анна – девочки 2 класса
Мы выбрали пословицы об учении:
Ум без книги, что птица без крыльев
Больше дела – меньше слов
Знание – сила
Трудно в учении – легко в бою
Мы выбрали пословицы о Родине:
Родная сторона - мать, чужая - мачеха
Родина - мать, умей за нее постоять
Чужбина - калина, родина - малина
На чужбине и собака тоскует
И составили творческие задания для одноклассников:
Составь пословицы:
Мать, мачеха, чужая, родная, сторона
В учении, в бою, трудно, легко
Ум, без, крыльев, птица, как, без, книги
Расшифруй пословицы:
ниезна – ласи
надиро тьма, мейу за ене стоятьпо
Исправь ошибки:
Больше дела – меньше снов
На чужбине и собака кукует
Состав третьей группы:
Андреев Андрей, Кондратьева Анастасия – учащиеся 2 класса
Мы выбрали пословицы о здоровье:
Холода не бойся, по пояс мойся
В здоровом теле – здоровый дух
Болезнь и поросенка не красит
Чистота – залог здоровья
Мы выбрали пословицы с числами:
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Два сапога – пара
Ум хорошо, а два лучше
Семь бед – один ответ
Скупой платит дважды
И составили творческие задания для одноклассников:
Озорные буквы:
Голода не бойся, по пояс мойся
В здоровом теле – здоровый пух
Два сапога - тара
Закончи пословицу:
Чистота – залог
Семь бед – один
Семь раз отмерь, один
Узнай пословицы в картинках:
хорошо лучше
Задания учителя:
Узнайте пословицы:
Кровососущее насекомое не сможет заострить свой орган обоняния
Сильная боязнь имеет большие органы зрения
Перенесшая шок ворона испытывает страх перед всяким растением с древовидными ветками без главного ствола
Викторина:
Назовите имя фольклорного погонщика телят
Какие органы чувств перечислены в девизе безжалостного злопамятного мстителя?
Назовите конечный пункт путешествия с языком
Какой математический закон стал популярной пословицей?
Какая пословица настоятельно рекомендует подсказывать друзьям на уроке и давать списывать на контрольной?
Её маслом не испортишь
Здоровое дерево он не долбит и для него длинный язык не порок
За двумя ими погонишься и ни одного не поймаешь
Она на сене – сама не ест и другим не дает
10. Она и во сне кур считает
11. Не буди спящего его
12. Дареному ему в зубы не смотрят
13. Она грязь всегда найдет
14. Они познаются в беде
15. Кто платит дважды?
16. Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
17. Что называют зеркалом души?
18. Что летит, когда лес рубят?
19. Что делает с рублем копейка?
20. Кто должен свистнуть, чтобы произошло несбыточное?
Озорные буквы:
На обиженных соду возят
Голод не щетка
Мы сами с ушами
В тихом омуте черви водятся
Без моли и хлеб не естся
На ловца и дверь бежит
На мышку и мошка зверь
Своя щука – владыка
Работа не полк – в лес не убежит
10.Крутится как булка в колесе
11. Нашла коза на камень
12. Двое пишут – семеро руками машут
13. Лес рубят – кепки летят
14. Не зная броду, не суйся в моду
15. В семье не без удода
16. От бобра бобра не ищут
19. Лось до добра не доведет
Вывод:
Из дополнительных источников информации мы узнали много интересного о пословицах. В словаре пословице дано такое определение: пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Мы узнали, что пословицы чаще всего имеют прямой и переносный смысл, что чаще всего во второй части пословицы содержится вывод и поучительный смысл. Пословицы называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений русские народные пословицы служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества. Пословицы помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре.
Пословицы недаром молвятся-
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают,
И от беды нас берегут.