Информация для педагогов Оптимизация педагогического процесса по преодолению недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Оптимизация педагогического процесса по
преодолению недоразвития речи у детей
дошкольного возраста.

Практика работы в логопедической группе показывает, что успех формирования правильной речи у дошкольников с ее нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.
Вместе с тем эффективность преодоления ОНР у дошкольников зависит не только от системы коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых логопедом и воспитателем в детском саду, индивидуальных особенностей личности ребенка, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с ОНР в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию правильной речи у дошкольника.
Цель нашей работы заключалась в разработке содержания и форм взаимодействия логопеда и семьи, направленного на повышение эффективности процесса преодоления общего недоразвития речи у детей 5-6 летнего возраста.
Нами предполагалось, что одним из важнейших путей оптимизации работы по преодолению ОНР у детей является создание такой системы сотрудничества логопеда с семьей, которая предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей в коррекционно-воспитательных мероприятиях.
В процессе работы предусматривалось участие родителей в коррекционно-воспитательном процессе, направленном на преодоление речевого недоразвития у детей и, таким образом, обеспечивалось единство педагогического влияния на данный контингент дошкольников в семье и специальном дошкольном учреждении.
Основу взаимодействия логопеда и семьи составляли следующие факторы:
-установление психологического взаимопонимания между участниками данного процесса;
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка с данной речевой патологией;
-определение путей коррекционно-воспитательного воздействия с учетом организации и содержания развивающего обучения в дошкольном учреждении.
Предлагаемая нами система сотрудничества между логопедом и семьей представлена комплексом мероприятий, содержательный компонент которых согласуется с программой коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР в условиях специализированного детского сада.
Нами осуществлялся комплексный подход к организации и содержанию процесса преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семей детей с ОНР, основные пути реализации которого состояли в следующем:
-обеспечение единства целей, задач и содержания совместной коррекционной работы педагогов и семьи;
-установление и последовательное поддержание эмоционально-положительных взаимоотношений участников коррекционного процесса в семье и детском саду;
-обеспечение параллельности осуществления коррекционного обучения ребенка и консультативно-методической работы с его семьей;
-сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями;
-согласование коррекционно-воспитательных воздействий на развитие ребенка с речевой патологией со стороны педагогов и родителей.
Разрабатывая содержание процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР, мы выделяли три этапа:
l-формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи;
ll-последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению ОНР у детей;
lll-развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребенком под руководством логопеда.
Первый этап коррекционной работы предполагал решение следующих задач: создание психологической готовности семьи к сотрудничеству, формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.
Метод анкетирования использовался в качестве вспомогательного. Анкетирование родителей, проводимое в начале года, предусматривало получение данных о ребенке и его семье по следующим разделам: общие сведения о ребенке, анамнестические данные, характеристика условий воспитания ребенка, воздействие семьи на его развитие, готовность семьи к сотрудничеству с логопедом.
Анализ особенностей воспитания детей с общим недоразвитием речи показал, что эмоциональный контакт с ребенком устанавливался у половины опрашиваемых родителей. Однако в большинстве семей принято было чрезмерно опекать ребенка. Участие взрослого в игре с ребенком в качестве партнера установлено лишь у 42% родителей. Главным воспитывающим лицом определялась мать ребенка.
Преодолению речевого дефекта не уделяли внимания 45%. Подавляющее большинство родителей не обращалось к специалистам до определения детей в логопедическую группу.
Анализ результатов анкетирования позволил выявить однообразие организации жизни ребенка в семье (просмотр телевизионных передач-74%; компьютерные игры-60%;). Заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи отмечена в ответах всех (100%) анкетируемых.
Практическая часть консультаций первого этапа была посвящена обучению родителей активному и целенаправленному наблюдению за ребенком в домашней обстановке. Такая работа была необходима, поскольку большинство родителей мало уделяли внимания своему ребенку, часто оказывались в роли пассивных слушателей или наставников, а не партнеров.
Наблюдение родителей за игрой ребенка с целью уточнения данных об особенностях его поведения и деятельности стимулировало их к включению в игровой процесс и к диалогическому общению с ребенком.
В процессе второго этапа предусматривалось последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы. В связи с этим нами были выделены следующие задачи: познакомить родителей с программой коррекционного обучения детей с ОНР; расширить их знания по проблемам общего психического и речевого развития детей с данной речевой патологией; обучить родителей некоторым коррекционным приемам работы с ребенком в семье; сформировать у родителей умения и навыки развития речи в процессе семейного воспитания ребенка, организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта « Родной свой край - люби и знай».
В процессе работы мы обеспечивали рациональное сочетание педагогического просвещения родителей по вопросам развития ребенка дошкольного возраста с недоразвитием речи с рекомендациями по практическому закреплению знаний в различных формах взаимодействия с ребенком в конкретных ситуациях воспитания.
Мы провели родительское собрание на тему: «Цели и задачи коррекционной работы в логопедической группе для детей с нарушениями речи». Провели семинар практикум по ознакомлению с органами артикуляции, индивидуальные беседы .
В ходе второго этапа мы использовали различные формы сотрудничества с семьей: просмотр занятий, тематические консультации: «Развитие ребенка с общим недоразвитием с речи», «Формирование артикуляционной моторики», «Основные направления работы по исправлению нарушений звукопроизношения», «Автоматизация звуков с помощью игровых приемов», консультирование родителей воспитанников в режиме онлайн посредством сайта ДОУ. Совместные игры детей с родителями «Час семьи», использование карточек домашнего задания «Волшебная шкатулка». Участие родителей в коррекционных занятиях, участие родителей в праздниках, в процессе реализации проекта.
Переход к следующему этапу коррекционной работы логопеда с семьей осуществлялся нами с учетом уровня овладения родителями основами взаимодействия с ребенком в семье, степени сформированности у родителей ряда умений, связанных с осознанной оценкой индивидуально-личностных изменений в деятельности и поведении ребенка в ходе воспитательного процесса.
На третьем этапе сотрудничества логопеда и семьи нами решались следующие задачи: определение эффективных приемов работы с семьей ребенка; закрепление умений родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания; стимулирование творческой деятельности родителей в ходе реализации проекта; применение различных форм контроля за выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях.
Основной особенностью структурно-содержательной организации процесса взаимодействия логопеда с семьей являлось проведение дискуссий в группе, в ходе которых родители обменивались мнениями, идеями о возможных вариантах подхода к решению коррекционных задач.
На практических семинарах родителям были предложены такие приемы коррекционной работы с детьми, как изменение ролей (в играх «Незнайка и Знайка», «Учитель и ученик»), преодоление «препятствий» (в игре «В поисках клада»).
В ходе данного этапа сотрудничества мы привлекали родителей к совместному с логопедом проведению подгрупповых коррекционных занятий, разработке сценариев праздников для реализации проекта. Проведение этих и других коррекционных мероприятий способствовало закреплению у детей умений и навыков грамматически правильного построения предложений, совершенствованию диалогической и связной форм речи.
Результаты работы показали, что использование разработанной нами системы сотрудничества логопеда и семьи способствовало повышению эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей.
Определение содержания и дифференцированных форм взаимодействия логопеда и родителей, выяснение путей его организации обеспечивало расширение педагогических и психологических функций их сотрудничества. Одним из важнейших итогов такой работы стало возрастание коррекционно-педагогического потенциала каждого участника процесса воспитания детей с общим недоразвитием речи. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, оказалось необходимым условием в процессе коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, а также явилось важным фактором, способствовавшим гармоническому развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения.










Тђ Заголовок 1Тђ Заголовок 2Тђ Заголовок 3Тђ Заголовок 4Тђ Заголовок 5Тђ Заголовок 6Тђ Заголовок 7Тђ Заголовок 8Тђ Заголовок 915