Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с задержкой психического развития по математике (2 класс, УМК Школа России)
МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании МО
протокол № 1
от «__» _________ 2015 г.
__________________
Согласовано:
зам. директора по УВР
Золтуева М.В.
от «__» _________ 2015 г.
_________________
УТВЕРЖДАЮ:Директор школы
Крылова Т.А.
приказ №___
от «__» ________ 2015 г.
_________________
Адаптированная основная общеобразовательная программа
для учащихся с задержкой психического развития
Область: Математика
Предмет: Математика
Класс: 2
Составитель:
Коновалова Е.Б.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015 -16 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе Примерной программы начального общего образования (2009 г.), авторской программы М. И. Моро, Ю.М. Колягина, М. А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой «Математика» (УМК «Школа России»), авторской программы Г.М.Капустиной «Математика», рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009 г.).
Изменения в авторскую программу не внесены.
Для реализации программного содержания используются:
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. «Математика», учебник для 2 класса в двух частях, издательство Москва «Просвещение», 2012 г.
Моро М.И., Волкова С.И., «Математика», рабочая тетрадь для 2 класса в двух частях, издательство Москва «Просвещение», 2012 г.
CD Электронное приложение к учебнику Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В. «Математика. 2 класс». М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по математике, особенностей детей с задержкой психического развития.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе 132 ч (33 учебные недели), во 24 классах по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Общая характеристика курса
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Для их достижения программа определяет ряд задач:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Наряду с общеобразовательными при обучении детей с задержкой психического развития ставятся следующие задачи:
восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
развитие обще-интеллектуальных умений и навыков;
активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Основа арифметического содержания представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.
Особенности курса «Математика» для детей с ЗПР
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у обучающихся постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания. Доступная детям практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое часто возникает у них на уроке математики. С этой же целью рекомендуется представлять материал в занимательной форме, используя математические дидактические игры и упражнения.
Содержание курса «Математика»
1. Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2. Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3. Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху – снизу, ближе дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5. Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6. Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов (« и/или », «если , то », «верно/неверно, что », «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
практические
работы
контрольные
работы
1
Числа от 1 до 100. Нумерация
18
2
2
2
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100
70
2
3
3
Умножение и деление чисел от 1 до 100
25
2
4
Табличное умножение и деление
13
1
5
Итоговое повторение
10
1
Итого
136
4
9
Содержание образовательной программы
Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (70 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Умножение и деление чисел от 1 до 100 (25 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Табличное умножение и деление (13 ч)
Табличные случаи умножения и деления на 2 и 3.
Итоговое повторение (10 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел программы, название темы
Кол-во
часов
Дата
проведения
Числа от 1 до 100. Нумерация (18ч)
1.
Числа от 1 до 20.
1
2.
Числа от 1 до 20.
1
3.
Десятки. Счёт десятками до 100.
1
4.
Числа от 11 до 100. Образование чисел.
1
5.
Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.
1
6.
Однозначные и двузначные числа.
1
7.
Миллиметр.
1
8.
Миллиметр. Построение отрезков заданной длины. П/р
1
9.
Контрольная работа № 1 Стартовая диагностика
1
10.
Анализ контрольной работы. Наименьшее трехзначное число. Сотня.
1
11.
Метр. Таблица мер длины.
1
12.
Сложение и вычитание вида 30+5; 35-30; 35-5.
1
13.
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
1
14.
Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Монеты (набор и размен). П/р
1
15-16.
Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?
2
17.
Контрольная работа № 2 «Числа от 1 до 100. Нумерация».
1
18.
Работа над ошибками.
1
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (70 ч)
19.
Задачи, обратные данной.
1
20.
Сумма и разность отрезков.
1
21.
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
1
22.
13 LINK Word.Document.12 "C:\\Users\\НАДЕЖДА\\Desktop\\матем.2.docx" "OLE_LINK1" \a \r \* MERGEFORMAT 14Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. 15
1
23.
Закрепление темы «Задачи».
1
24.
Единицы времени. Час. Минута.
1
25.
Ломаная линия.
1
26.
Закрепление темы «Единицы времени». Определение времени по часам. П/р
1
27.
Странички для любознательных.
1
28.
Порядок выполнения действий. Скобки.
1
29.
Числовое выражение и его значение.
1
30.
Сравнение числовых выражений.
1
31.
Периметр многоугольника.
1
32-33.
Свойства сложения.
2
34.
Закрепление темы «Числовые выражения».
1
35.
Контрольная работа № 3 «Решение задач на сложение и вычитание».
1
36.
Работа над ошибками. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде.
1
37-39.
Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?
3
40.
Подготовка к изучению устных приемов вычислений.
1
41.
Приемы вычислений вида 36+2, 36+20.
1
42.
Приемы вычислений вида 36 – 2, 36 – 20.
1
43.
Приемы вычислений вида 26+4.
1
44.
Приемы вычислений вида 30 – 7.
1
45.
Приемы вычислений вида 60 – 24.
1
46.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание
1
47.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
1
48.
Закрепление изученного. Решение задач.
1
49.
Приемы вычислений вида 26+7.
1
50.
Приемы вычислений вида 35 – 7.
1
51-52.
Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100.
2
53-55.
Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?
3
56.
Контрольная работа № 4 «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100».
1
57.
Работа над ошибками. Буквенные выражения.
1
58.
Выражения с одной переменной вида а+28, 43-b
1
59-60.
Уравнение. Решение уравнений способом подбора.
2
61.
Проверка сложения.
1
62.
Проверка вычитания.
1
63-64
Закрепление: решение примеров, задач, уравнений, изученных видов.
2
65.
Сложение вида 45+23.
1
66.
Вычитание вида 57- 26.
1
67.
Проверка сложения и вычитания.
1
68.
Проверка сложения и вычитания.
1
69-70.
Угол. Виды углов.
2
71.
13 LINK Word.Document.12 "C:\\Users\\НАДЕЖДА\\Desktop\\матем.2.docx" "OLE_LINK2" \a \r \* MERGEFORMAT 14Сложение вида 15 37+48.
1
72.
13 LINK Word.Document.12 "C:\\Users\\НАДЕЖДА\\Desktop\\матем.2.docx" "OLE_LINK3" \a \r \* MERGEFORMAT 14Сложение вида15 37+53.
1
73-74
Прямоугольник. Построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге. П/р
2
75.
13 LINK Word.Document.12 "C:\\Users\\НАДЕЖДА\\Desktop\\матем.2.docx" "OLE_LINK4" \a \r \* MERGEFORMAT 14Сложение вида15 87+13.
1
76.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
1
77.
Вычисления вида 32+8, 40-8.
1
78.
Вычитание вида 50-24.
1
79.
Контрольная работа № 5 «Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100».
1
80.
Работа над ошибками.
1
81.
Вычитание вида 50 – 24.
1
82-83.
Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100.
2
84.
Свойство противоположных сторон прямоугольника.
1
85.
Квадрат.
1
86.
Наши проекты. Оригами.
1
87-88.
Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?
2
Умножение и деление (25ч)
89.
Конкретный смысл действия умножение.
1
90.
Конкретный смысл действия умножение.
1
91.
Прием умножения с использованием сложения.
1
92.
Задачи, раскрывающие смысл действия умножения.
1
93.
Периметр прямоугольника.
1
94.
Приемы умножения единицы и нуля.
1
95.
Названия компонентов и результата действия умножения.
1
96.
Названия компонентов и результата действия умножения.
1
97.
Переместительное свойство умножения.
1
98.
Конкретный смысл действия деление.
1
99.
Задачи, раскрывающие смысл действия деления.
1
100.
Задачи, раскрывающие смысл действия деления.
1
101.
Задачи, раскрывающие смысл действия деления.
1
102.
Контрольная работа № 6 «Решение задач на умножение и деление».
1
103.
Работа над ошибками. Решение задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления».
1
104.
Название чисел при делении.
1
105.
Название чисел при делении.
1
106.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения.
1
107.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения.
1
108.
Прием умножения и деления на 10.
1
109.
Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».
1
110.
Задачи на нахождение третьего слагаемого.
1
111.
Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?
1
112.
Контрольная работа № 7 «Умножение и деление».
1
113.
Работа над ошибками.
Табличное умножение и деление (13 ч)
114.
Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.
1
115.
Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.
1
116.
Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.
1
117.
Приемы умножения числа 2.
1
118.
Деление на 2.
1
119.
Деление на 2.
1
120.
Деление на 2.
1
121.
Умножение числа 3 и на 3.
1
122.
Умножение числа 3 и на 3.
1
123.
Деление на 3.
1
124.
Деление на 3. Закрепление.
1
125.
Контрольная работа № 8 Итоговая диагностика.
1
126.
Работа над ошибками.
1
Итоговое повторение (10 ч)
127.
Нумерация.
1
128.
Числовые и буквенные выражения.
1
129.
Равенство. Неравенство. Уравнение.
1
130.
Сложение и вычитание.
1
131.
Умножение и деление.
1
132.
Решение задач на сложение и вычитание.
1
133.
Решение задач на умножение и деление.
1
134.
Геометрические фигуры.
1
135.
Единицы измерения длины.
1
136.
Урок-соревнование.
1
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе ученик научится:
называть:
натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади;
одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
числа в пределах 100;
числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
длины отрезков;
различать:
отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
компоненты арифметических действий;
числовое выражение и его значение;
российские монеты, купюры разных достоинств;
прямые и непрямые углы;
периметр и площадь прямоугольника;
окружность и круг;
читать:
числа в пределах 100, записанные цифрами;
записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
однозначных и двузначных чисел;
числовых выражений;
моделировать:
десятичный состав двузначного числа;
алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
числовое выражение (название, как составлено);
многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
углы (прямые, непрямые);
числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами двузначные числа;
решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
вычислять значения простых и составных числовых выражений;
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
строить окружность с помощью циркуля;
выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
формулировать:
свойства умножения и деления;
определения прямоугольника и квадрата;
свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
центр и радиус окружности;
читать:
обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
луч и отрезок;
характеризовать:
расположение чисел на числовом луче;
взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
выбирать единицу длины при выполнении измерений;
обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
составлять несложные числовые выражения;
выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др.
Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ, последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
не решенная до конца задача или пример;
невыполненное задание;
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
нерациональный прием вычислений.
недоведение до конца преобразований.
наличие записи действий;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.
Оценка письменных работ по математике.
Работа, состоящая из примеров
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубых ошибки.
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия
№
Автор
Название
Год
Издательство
1.
Плешаков А.А. и др.
Сборник рабочих программ «Школа России»
2011
М.: Просвещение
2.
Моро М.И.
Поурочные планы к учебнику Моро М.И. Математика 2 класс
2011
М.: Просвещение
3.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г.
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения)
2011
М.: Просвещение
4.
Ситникова Т.Н.
КИМ Математика. 2 класс.
2012
М.: ВАКО
5.
Лободина Н.В.
Математика. 2 класс. Тренинговые упражнения.
2007
В.: Учитель
6.
Волкова С.И.
Проверочные работы. 2 класс
2014
М.: Просвещение
7.
Волкова С.И.
Контрольные работы по математике.
1-4 классы.
2014
М.: Просвещение
2. Информационно-коммуникационные средства
1. CD Электронное приложение к учебнику Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В. «Математика. 2 класс». М. Просвещение, 2012
2. CD Электронная тетрадь «Математика. 2 класс». Проект «Видеоурок», 2015
3. CD Тренажёр к учебнику М.И. Моро «Математика. 2 класс». «Бука софт», 2009
3. Материально-технические средства
1. Классная доска
2. Компьютер
3. Интерактивная доска
4. Видеопроектор
13PAGE 15
13PAGE 141615
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915