Адаптированная программа Раз словечко, два словечко
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Белочка»
Авторская педагогическая разработка
Раз словечко, два словечка.
Адаптированная образовательная программа
Возраст детей: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор разработки:
Закутько Ольга Григорьевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 8
«Белочка»
Усть-Илимск
2016год
ПАСПОРТ
на адаптированную образовательную программу
Раздел (заполняется автором программы).
а) Закутько Ольга Григорьевна, воспитатель, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Белочка»
г. Усть-Илимск, ул. Романтиков 7, тел. 89642800446
б)Адаптированная дополнительная образовательная программа «Раз словечко, два словечка», образовательная область – познавательное развитие,
Предмет – подготовка к обучению грамоте, количество занятий – 56
в)занятия для детей 5 – 7 лет, подготовка к школе
г) с 01.10.2016 года, на базе МБДОУ «Детский сад № 8 «Белочка»
д) на основе методики Н. Зайцева «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» (пособие для обучения детей чтению с двух лет (Санкт-Петербург, НОУДО, издательство Зайцев Николай Александрович, автор, 1989);
II Раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
Адаптированная дополнительная образовательная программа «Раз словечко, два словечка» разработана в соответствии с требованиями по разработке авторских и адаптированных программ. Программа востребована в старших и подготовительных к школе группах 5 – 7 лет
Ш Раздел
Программа рассмотрена и утверждена на заседании экспертного совета по инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад № 8 «Белочка», протокол
№ 5 от « 24.05.2016г.»
М.П. Руководитель ДОУ Виноградова А.М. (дата).
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа «Раз словечко, два словечка» предназначена для подготовки детей 5 - 7 лет к школе, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе методики Н. Зайцева «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»
Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий учебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией. Программа помогает подготовить детей к школе, как успешного, уверенного в свои силы ребенка.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
Обогащается словарный запас;
Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
Раннее чтение влияет на грамотность.
Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Цель программы: формирование творческой личности и развитие головного мозга, устойчивое положительное отношение к родной речи.
Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению. Развитие языковых навыков, которые включают чтение, письмо, правильное произношение,
Задачи:
Овладевать техникой складового чтения.
Формировать умение «печатать» склады и слова в тетради.
Стимулировать познавательный интерес к чтению.
Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
Актуальность программы
Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка «Кубики Зайцева».
Сегодняшним детям, где бы они ни жили, предстоит постоянно сталкиваться с изменениями в социальной, политической, экологической, научно-технической и индустриальной сферах. Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Современные психолого-педагогические исследования показывают, чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, заложить основы креативного мышления, необходимо тщательно продумывать среду и условия развития детей, побуждающую к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Найти наиболее оптимальные пути для полноценной готовности ребенка к обучению в школе.
Именно в дошкольном возрасте совершенствуется речь детей, развивается диалогическая и монологическая речь, происходит постепенное становление всех звуков. Дети, испытывающие затруднение в речи, от напряжённого общения, начинают к пяти годам осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, испытывают смутное беспокойство, раздражение, потребность в уединении. Замкнутость, чувство собственной неполноценности перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками, они становятся неуравновешенными. Всё это может стать тормозом в развитии активности детей, инициативности, а в дальнейшем перейти в такие качества, как скрытность, равнодушие, безразличие, пассивность.
Добиться качественного результата в работе с детьми помогает и методика, разработанная Н. Зайцевым по обучению чтению и письму, которая направлена на постоянное соприкосновение с различными формами устной и письменной речи. Чтение и письмо – деятельность социальная. Дети учатся в условиях, когда риск минимальный, играя с кубиками, дети обращают внимание на размер, цвет, но не заостряют на этом внимание, им важно узнать, что изображено на этих кубиках, что побуждает к языковому развитию, взаимодействию с другими сверстниками. Выполняя задания «Составь паровозик с буквой «А», все дети включаются в процесс поиска, находят кубик с нужной буквой, они радуются своему успеху. Бумага и карандаши, визуальная информация в виде иллюстраций, схем необходимые атрибуты занятия, которые обеспечивают постоянную стимуляцию что-то делать, дети подключаются к процессу поиска решения. У них появляется естественный интерес к печатному тексту и языку, что выступает как отправная точка построения содержания языковой программы.
Эффективность программы основывается на уважении к первым попыткам ребенка читать, писать, называть буквы, склады, высказываться. Это уважение и признание выражаются в стимулировании осмысленного и целенаправленного общения. Программа повышает умственную работоспособность, создаёт необходимые условия для полноценного речевого развития, раскрывается способность ребят преодолевать нерешительность, робость, активизируется речь, формируются творческие качества личности.
Основные задачи: совершенствовать эмоциональное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста; повышать уровень языковой компетенции, уверенного речевого общения детей; формировать способности дошкольников к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; развивать воображение и ассоциативное мышление детей.
Общая характеристика программы
Данная программа позволяет сформировать речевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольный период. Важную роль в запоминании информации детьми отводится умению активно слушать, дети развивают навыки и интерес к чтению, у них развиваются представления о целях письма, формируются конкретные навыки, осваиваются правила, растет удовольствие от этих занятий, на которых они проходят путь от рисунков до более тонких попыток изображения букв. Ребенок устанавливает условности своей собственной культуры. Так, направление, в котором читаются склады и слова на странице, расположение кубиков из которых получаются слова, интервалы между словами.
В процессе работы дети обнаруживают понимание функционального аспекта письма. В свободное время, дети находят подобные сочетания слов в книжках, на стендах, они разглядывают, рассказывают друг другу о своих открытиях, делятся ими с родителями. Повторение на занятиях помогает детям понять закономерности языка и непреходящую ценность символов. В свободное время дети закрепляют буквенные символы, комбинируя и сортируя буквы, изготавливают буквы из пластилина, теста, рисуя их на песке и на снегу, манипулируют подвижными буквами. Все это развивает основные сенсомоторные элементы чтения, дает возможность создания эффективной программы воспитания грамотности, обеспечивает дошкольнику оптимальный переход на следующую ступень образовательной системы.
Основным правилом является соблюдение постепенного перехода «от частого к общему, от общего к частному» от знакомства с кубиками в виде игры до составления слов из кубиков и чтения слов по таблицам; от знакомства со словами на картинках и прочитывания слов без изображения на картинках.
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения.
Основные принципы построения программы:
- необходимые условия для развития творческого потенциала дошкольников;
- заинтересованность детей к познавательному поиску и желание к совместной активной деятельности;
- трансляция полученных знаний, применение их на практике в повседневной жизни;
- ориентировка в информационном пространстве;
- активность выбора ребенка на основе свободы (руководство самостоятельной деятельности детей, побуждению их пытливости);
- освоение родного языка, как натуральный биологический процесс, который проходит основные этапы от превращения знаков в звуки, знакомства с кубиками и слоговыми таблицами, до чтения слов и писания их на бумаге;
- развитие познавательной деятельности;
- сохранение здорового образа жизни;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- систематичность и последовательность;
- доступность и достаточность;
- наглядность;
- разнообразие игровых и творческих заданий;
- совокупность разных видов деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, конструктивная).
Место занятий в учебном плане
Программа «Раз словечко, два словечка» предлагает систему адаптационных занятий. Адаптационные занятия организуются на базе МБДОУ и имеют следующую временную структуру: обучение по заданной программе является двугодичным и проводится раз в неделю с октября по апрель (7 месяцев) во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Программа рассчитана на 56 недель. Общее количество занятий – 56.
Программа «Раз словечко, два словечка» создает предпосылки для практической подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует устную речь.
Программа направлена на то, чтобы пробудить и поддержать у ребёнка интерес к чтению, что в дальнейшем поможет ему в обучении в школе.
Этапы реализации программы
Данная программа предназначена для детей от 5 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 1 раз в неделю, с группой детей, до 10 человек, в специально отведённой игровой с использованием таблиц, карточек, игр и «кубиков Н.А.Зайцева». Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Обучение чтению и письму связано и с продуктивной, творческой деятельностью; конструированием и моделированием. Виды действий в процессе конструктивной деятельности: сравнение и сопоставление (кубики разных размеров и цвета); выделение признака из целого; особенности классификации.
Программа «Раз словечко, два словечка» (развитие речи, знакомство с буквами, складами и словами) основывается на знании особенности развития ребенка, отвечает интересам детей, учитывает особенности развития, включает в себя виды деятельности, отвечающие интересам детей, степени их социальной и эмоциональной зрелости.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Этапы Содержание работы Продолжительность
I Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева 10 мин
II Ознакомление с окружающим миром (беседа, игры, ребусы и т.д.) 10мин
III Слушание, чтение художественных произведений 3 мин
IV Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, пальчиковая гимнастика, печатание букв, слов и т.д.) 7 мин
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н. А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Этапы обучения дошкольников чтению через письмо
(по методике Н.А.Зайцева)
I этап – установочные занятия (2 часа).
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.
Задачи I этапа:
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.
Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
II этап - запоминание складов (21 час).
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи II этапа:
Введение ребёнка в знаковую систему:
а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;
в) графическое оформление склада;
г) классификация складов.
Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.
III этап – выход в слово (23 часа).
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.
Задачи III этапа:
Овладение техникой складового чтения:
а) «написание» слов по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Н. А. Зайцева.
Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.
Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.
IV этап – выход в предложение (6 часов).
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н. А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.
Задачи IV этапа:
Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
Стимулирование познавательного интереса к чтению.
V этап – выход в текст. Алфавит (4 часа).
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта проходит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.
Задачи V этапа:
Формирование чистоты и выразительности чтения.
Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.
Увеличение словарного запаса.
Формирование знания алфавита, умения называть буквы.
Планируемые результаты (новообразования ребёнка):
- появляется организованная система знаний;
- формируются поисковые навыки в процессе работы с карточками, кубиками и таблицами.
- укрепляется связь между детьми в процессе поиска, общения;
- появляется интерес к родному языку;
- повышается активность и инициативность детей в процессе обучения;
- формируется интерес к чтению, письму;
- развиваются творческие способности;
- повышение речевой активности детей;
- расширение кругозора,
- обогащение словаря;
- развиваются психические процессы: внимание, мышление, воображение, память;
- умение правильно произносить звуки;
- отчётливо и ясно произносить все слова;
- выделять из слов звуки;
- определять место звука в слове;
- повышается качество подготовки дошкольников к обучению чтению и письму;
- развивается мелкая моторика пальцев рук, точность и координация движений руки, глаз.
- формируются и закрепляются графические навыки;
Содержание программы позволяет организовать работу по трём направлениям:
- подготовка к обучению чтения;
- подготовка к обучению письму.
- умение классифицировать предметы.
Для обучения чтению используются кубики и таблицы: «золотые» кубики с гласными звуками, большие и маленькие «железные» кубики для звонких согласных, большие и маленькие «деревянные» для глухих согласных. Для быстрого распознавания и запоминания используются мнемонические приемы: деление на группы по цвету, по объему, по звучанию. Таблицы помогают распознаванию блоков и запоминанию складов. Дети запоминают расположение клеточек, ищут необходимые склады для составления слов, предложений – это своего рода тренажер для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.
Подготовка к обучению чтению построена на ритмичном проговаривании и пропевании цепочек складов с одновременным их показом, что обеспечивает их быстрому запоминанию и
развитию фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов.
«Путь к чтению лежит через письмо». На начальном этапе этот процесс проходит под видом превращение звуков в знаки, где каждый знак состоит из палочек и кружочков, что облегчает эту нелегкую работу по прописанию букв на бумаге. Составляя из палочек и кружочков определенный знак, ребенок тренируется не только писать, но и запоминает буквы гораздо быстрее, чем проговаривая их. Здесь задействуются такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление, развивается мелкая моторика пальцев рук.
Обучение чтению и письму строится в игровой форме и закрепляется в практической деятельности.
Режим занятий: один раз в неделю в течение 7 месяцев.
Срок обучения: 56 занятий
Категория участников: дети старшей и подготовительной групп.
Ожидаемые результаты:
Сформированный навык осознанного чтения.
Проявление интереса к чтению, уважение к книге.
Тематическое планирование занятий
Неделя№
занятия Кубики и таблицы Игровые упражнения. Графические навыки Цели и задачи Кол-во
часов
ОКТЯБРЬ
I этап установочные занятия (2 часа)
1 занятие
«Моё имя».
«Золотые» кубики.
Маленький:
Я,Ё,И, Е, Ю
и большой
кубик:
А,О,У,Ы,Э. Тема. «Моё имя».
Попевка №1
Игра «Как тебя зовут?»
Знакомство детей друг с другом. Правила совместной деятельности.
Сказка «Звуки и буквы»
Игры: - «Пропой золотые кубики».
- «Найди букву на кубике и пропой».
- «Составь из кубиков пары».
«Песенки на лесенках».
«Обыгрывание гласных звуков»
-А –обрадовались… Рисование гласных букв с помощью знаков (палочек и кружочков): А,О,У,Ы,Э.
Сосчитай, сколько палочек, кружочков потребуется для нужной буквы.
Познакомить детей со сказкой,
Закрепить знание о гласных звуков, формировать понятие гласный звук. Закрепить зрительный образ гласных букв. Дифференциация понятия звук – буква.
Познакомить детей с «золотыми» кубиками, учить находить нужную букву на кубике и пропевать её. 1
II
«Моя мама» «Желез-ные» большие кубики Тема. «Моя мама»
Беседа. «Для чего нужно уметь читать?»
Игры: «Паровозик»,
«Построй домик для буквы»,
«Буквы идут в гости»
«Песенки на лесенках»,
«Озвучь выбранный кубик»,
«Найди такой же кубик»
«Составь слово
МАМА из кубиков» Рисование двухэтажного домика для букв М и АРисование слово МАМА из палочек
Знакомство с окружающим миром через чтение Познакомить детей с «железными» большими кубиками,
- учить составлять в ряд кубики с буквой АБА-ВА-ГА-ДА…
Познакомить со знаком «ударение», пропеть ряд с помощью ударения.
Познакомить с понятием звонкие твердые согласные звуки.
- развивать общую
и тонкую моторику,
зрительное восприятие 1
II этап – запоминание складов (23 часа)
III- занятие «Мой папа»
«Деревян-ные» большие кубики Тема. «Мой папа»
Пение «песенок» о членах семьи. Игры: «Классификация 2» «Моя семья»
«Паровозик А», «Найди такой же кубик»
«Песенки на лесенках»
«Построй домик для буквы»,
«Буквы идут в гости»
«Составь слово
ПАПА из кубиков» Рисование двухэтажного домика для букв
П и АРисование
слова ПАПА
из палочек Знакомство с таблицей складов Н.А.Зайцева Учить пению «песенок» о членах семьи
Познакомить детей с «деревянными» большими кубиками,
- учить составлять в ряд кубики с буквой АЗакрепить гласный звук и букву А.
ПА-КА-ТА-СА…
-Учить петь ряд с помощью ударения.
Познакомить с понятием глухие согласные звуки. 1
IV
«Бабушка» «Деревян-ные» и «желез-ные» большие кубики Тема «Моя бабушка».
Пение «песенок» о членах семьи
Игра «Общая классификация «Мои родные»
Тренинг «Вместе с бабушкой своей»
Игры: «Паровозик деревянный О»,
«Паровозик железный».
Сказка «В гости»
(о том как встретились буквы Б и А и образовали слог, слово)
Упражнение «Составь слог из букв»,
«Составь слово» Рисование двухэтажного домика для букв
Б и АРисование
слова БАБА изпалочек и кружочков.
Рисование
букв,
слогов,
слов.
Рисование изображений к словам.
(составим слово «ДУБ» и нарисовать дерево) Обучать пению «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Учить различать глухие согласные от звонких с помощью составления в ряд деревянных кубиков и железных кубиков .
Закрепить гласный звук и букву О.
- Учить произносить склады в составленных рядах: БО-ВО-ГО…
ПО -ТО-КО- ХО…
Учить составлять слоги из букв, добавляя букву, составлять слово из кубиков 1
НОЯБРЬ
I
«Поезда» «Деревян-ные» и «желез-ные» большие кубики Тема. «Поезда»
Игры: «Смешные слова», «Паровозик деревянный У»,
«Паровозик железный».
Упражнение «Составь слога из букв»,
«Составь слово»
Игры на классификацию по картинкам:
«Фрукты»
«Какой фрукт спрятался?»,
«Найди фрукт, какой укажу», «Прочитай фрукт без картинки»
Рисование двухэтажного домика для букв
Т и УРисование
букв,
слогов,
слов.
Рисование изображений фруктов к словам.
Учить различать глухие согласные от звонких с помощью составления в ряд деревянных кубиков и железных кубиков
- Закрепить гласный звук и букву У.
Учить произносить склады в составленных рядах: БУ-ВУ-ГУ
ПУ -ТУ-КУ- ХУ…
Учить составлять слоги из букв, добавляя букву, составлять слово из кубиков 1
II
«Имя, отчество мамы» «Деревян-ные» и «желез-ные» большие кубики
Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы). Пение «песенок» Тема. «Имя, отчество мамы»
Игры:
«Классификация 1
«Моя семья»
Игры: «Паровозик деревянный Ы»,
«Паровозик железный».
Песенка «Петушок», Игра «Озвучить выбранный кубик», «Поезда» (работа с кубиками)
Упражнение «Составь слог из букв»,
«Составь слово»
Игры на классификацию:
«Ягоды»
«Какой ягоды не стало?»,
«Найди ягоду»,
«Прочитай слово» Рисование двухэтажного домика для букв
С и ЫРисование
букв,
слогов,
слов.
Рисование изображений ягод к словам.
Продолжать знакомство с таблицей складов Учить пению «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с)
- закреплять умения различать глухие согласные от звонких с помощью составления в ряд деревянных и железных кубиков
- Закрепить гласный звук и букву Ы.
Учить произносить склады в рядах: БЫ-ВЫ-ГЫ…
ПЫ -ТЫ-КЫ- ХЫ
Учить составлять слоги из букв, добавляя кубик, составлять слово. 1
III
Угощение для мамы «Деревян-ные» и «желез-ные» большие кубики
Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э). Пение «песенок» Тема. «Угощение для мамы»
Игры: «Паровозик деревянный»,
«Паровозик железный Э».
Упражнение «Составь слог из букв»,
«Составь слово».
«Нарисуем звуковую звезду: конфета»
Игры на классификацию:
«Домашние животные»
«Что изменилось»
«Найди животное»,
«Прочитай слово» Рисование
букв,
слогов,
слов.
Рисование животных к словам.
- закреплять умения различать глухие твердые согласные от звонких с помощью составления в ряд деревянных и железных кубиков
- Закрепить гласный звук и букву Э. - учить произносить склады в рядах:
БЭ-ВЭ-ГЭ…
ПЭ -ТЭ-КЭ - СЭ…
Учить составлять слоги из букв, добавляя букву, составлять слово из кубиков 1
IV
Сказка «Курочка Ряба» Работа с таблицами.
«Желез-ные» маленькие кубики
Составление «поездов» из кубиков (с буквой И). Пение «песенок» Тема. «В гости к сказке»
Различение на таблице
гласных звуков
Ы-И, У-Ю, А-Я,
Э-Е, О-Ё на слух.
Пение букв в ряд, парами.
Игра «Поймай звук» Игра «Наоборот»,
«Паровозик И»
Читаем сказку по таблице.
Рисование
букв,
слогов,
слов.
Рисование цветов к словам.
-Познакомить детей с «железными» маленькими кубиками,
- учить составлять в ряд кубики с буквой И пропеть ряд с помощью ударения.
Познакомить с понятием звонкие мягкие согласные звуки.
- развивать зрительное восприятие, продолжать знакомить детей с таблицей, учить
находить нужные склады по таблице и писать их. 1
ДЕКАБРЬ
I
Сказка «Репка» Составление «поездов» из кубиков (с буквами О, Ё). Пение «песенок» Тема. «В гости к сказке»
Различение звуков
Игры «Паровозик Ё»
«Наоборот», «Эхо», Игры на классификацию:
«Дикие животные»
«Что изменилось»
«Найди животное»,
«Прочитай слово».
Читаем сказку по таблице. Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание ключевых слов из сказки. Продолжать знакомить детей с «железными» маленькими кубиками,
- учить составлять в ряд кубики с буквой Ё, пропеть ряд с помощью ударения.
- закреплять понятие: звонкие мягкие согласные звуки. 1
II
«Зима» Составление «поездов» из кубиков (с буквами У, Ю). Пение «песенок»
Тема. «Зима».
Игра «Сардельки и сосиски» (работа с кубиками)
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!»
Игра «Составь слово»
Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание ключевых слов по теме «Зима»: мороз, холода, снег, стужа… - закреплять понятие: звонкие мягкие согласные звуки.
Учить понимать разницу между большими и маленькими кубиками, определяющими разницу между твердыми и мягкими согласными. 1
III
«Зимние игры и забавы» Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э, Е). Пение «песенок»
Работа с кубиком
БА, БО, БУ, БЫ, БЭ Тема. «Зимние игры и забавы», игры «Паровозик Е»
«Пропущенные звуки»
«Обыгрывание кубика: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ»
Упражнения на закрепление знаний складов. Игра «Шагаем и читаем» Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание ключевых слов по теме «Зимние игры и забавы» - закреплять понятие: звонкие мягкие согласные звуки.
Продолжать знакомство с таблицей складов Учить пению «песенок» по таблице. 1
IV
«Дед Мороз» Работа с кубиком
ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ Тема. «Дед Мороз»
«Обыгрывание кубика: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ»
Упражнения на закрепление знаний складов. Пение песни «Дед Мороз» Игра «Шагаем и читаем» Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание ключевых слов по теме «Здравствуй, Ёлка» - закреплять понятие: Твердые глухие звуки. Продолжать знакомство с таблицей складов Учить пению «песенок» по таблице.
1
ЯНВАРЬ
I
Пословицы о зиме Работа с кубиком
ДА-ДУ…
Тема. «Пословицы о зиме»
«Обыгрывание кубика: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ»
Упражнения на закрепление знаний складов. Читаем и пишем пословицы о зиме.
Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание пословиц по теме. - закреплять понятие: звонкие, твердые звуки.
- Продолжать работу по таблице складов
- Учить пению «песенок» по таблице.
1
II
Загадки о зиме Работа с кубиком
ТА-ТУ…
Тема. «Загадки о зиме»
«Обыгрывание кубика: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ»
Упражнения на закрепление знаний складов. Печатание складов Читаем и пишем загадки о зиме. Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание загадок по теме. - закреплять понятие: твердые глухие звуки. - Продолжать работу с таблицей складов Учить пению «песенок» по таблице.
1
III
«Снежинка белая» Работа с кубиком
ГА-ГУ…
Тема «Снежинка белая» «Обыгрывание кубика: ГА, ГО, ГУ, ГЫ, ГЭ»
Игра «Домики для звуков».
Чтение
чистоговорок, стихотворения по таблице Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание и рисование слов из стихотворения - закреплять понятие: звонкие, твердые звуки.
- Продолжать работу по таблице складов
- Учить пению «песенок» по таблице.
1
IV
«Одежда» Работа с кубиком
КА-КУ…
Тема «Одежда». Игры на классификацию:
«Одежда»
«Что изменилось»
«Прочитай слово».
Читаем по таблице предметы одежды. Рисование
букв, слогов,
слов.
Рисование предметов одежды и прописывание слов. - закреплять понятие: твердые глухие звуки. - Продолжать работу с таблицей складов Учить читать предметы одежды по таблице. 1
ФЕВРАЛЬ
I
«Обувь» Работа с кубиком
ЗА-ЗУ…
Тема «Обувь».
Игры на классификацию:
«Обувь»
«Что изменилось»
«Прочитай слово».
Читаем по таблице.
Чтение стихотворения
«Я умею обуваться» Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание и рисование слов из стихотворения - закреплять понятие: звонкие, твердые звуки.
- Продолжать работу по таблице складов
- Учить пению «песенок» по таблице.
1
II
«Посуда» Работа с кубиком
СА-СУ…
Тема «Посуда».
«Обыгрывание кубика: СА, СО, СУ, СЫ, СЭ»
Читаем чистоговорки.
Игры на классификацию:
«Посуда»
«Что изменилось»
«Прочитай слово».
Читаем по таблице.
Чтение отрывка из стихотворения «Федорино горе» Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание и рисование слов из стихотворения - закреплять понятие: твердые глухие звуки. - Продолжать работу с таблицей складов
- Учить читать предметы посуды по таблице.
Чтение отрывка из стихотворения «Федорино горе» 1
III
«Армия» Работа с кубиком
ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ»
Тема «Армия»
«Обыгрывание кубика: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ»
Упражнения на закрепление знаний складов.
Игры на классификацию:
«Армия»
«Что изменилось»
«Прочитай слово».
Пение песни «Наша Армия сильна»
Игра «Шагаем и читаем» Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание ключевых слов по теме. - закреплять понятие: звонкие, твердые звуки.
- Продолжать работу по таблице складов
- Учить пению «песенок» по таблице.
1
IV
«Транспорт» Работа с кубиком
ФА, ФО… Тема «Транспорт»
«Обыгрывание кубика: ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФЭ»
Упражнения на закрепление знаний складов.
Читаем стихи и по таблице и
В печатном виде.
Игры на классификацию:
«Транспорт»
«Что изменилось»
«Прочитай слово». Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание ключевых слов по теме. - закреплять понятие: твердые глухие звуки. - Продолжать работу с таблицей складов
- Учить читать транспорт по таблице.
Учить называть пропущенные буквы в словах и переписывать их
1
МАРТ
I
«Цветы для мамы» Работа с кубиком
ЦА-ЦО-ЦУ… Тема. «Цветы для мамы»
«Обыгрывание кубика: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦЕ»
Упражнения на закрепление знаний складов. Игры на классификацию:
«Цветы»
«Что изменилось»
«Прочитай слово».
Читаем стихи.
Игры на классификацию:
«Садовые цветы» Рисование букв,
слогов,
слов.
и прописывание ключевых слов по теме.
Рисование Цветов и печатание их названий. - закреплять понятие: твердые глухие звуки.
- Продолжать работу с таблицей складов
- Учить читать транспорт по таблице.
Учить называть пропущенные буквы в словах и переписывать их
1
II
«Кем быть» Работа с кубиком
ША-ШО-ШУ… Тема. «Кем быть»
«Обыгрывание кубика: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ»
Упражнения на закрепление знаний складов. Игры на классификацию:
«Профессии»
«Что изменилось»
«Прочитай слово».
Читаем стихи. Рисование букв,
слогов, слов.
и прописывание ключевых слов по теме.
Рисование предметов для каждой профессии печатание их названий. - закреплять понятие: твердые глухие согласные звуки.
- Продолжать работу с таблицей складов
- Учить читать названия профессий и предметов по таблице.
1
III
Транспорт Работа с кубиком - Ч «Обыгрывание кубика: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ»
Упражнения на закрепление знаний складов. Игры на классификацию:
«Транспорт»
«Что изменилось»
«Прочитай слово».
Читаем стихи. Рисование букв,
слогов, слов.
и прописывание ключевых слов по теме.
Рисование транспорта печатание названий. - закреплять понятие: мягкие согласные звуки.
- Продолжать работу с таблицей складов
- Учить читать названия транспорта по таблице.
- учить рисовать транспорт и подписывать его на слух. 1
Весна-краснаРабота с кубиками – Щ. Мягкие согласные
Обозначение мягкости при помощи гласных
Звуков.
Прописание и прочитывание слогов с буквой Щ.
Ребусы.
Игры: «Составь слово по первым звукам».
Рисование букв,
слогов, слов.
и прописывание ключевых слов по теме.
Отгадывание ребусов. Составление слова Весна по первым звукам. - закреплять понятие: мягкие согласные звуки.
- Продолжать работу с таблицей
- Учить читать по таблице.
- учить разгадывать кроссворды,
Составлять слова. 1
АПРЕЛЬ
Космос Ь Мягкие согласные
Обозначение мягкости в конце слова.
Ребусы.
Игры: «Составь слово по первым звукам».
Читаем чистоговорки, скороговорки, стихи.
Рисование ключевых слов по теме.
Рисование и прописывание слов
по теме печатание их названий.
Пишем чистоговорки. - закреплять понятие: мягкие согласные звуки.
- Продолжать работу с таблицей складов
- учить рисовать предметы по теме и подписывать на слух. 1
Лес
деревья Й Выделение слов
со звуком Й
Игра «Найди картинку со звуком Й»
Звуковой анализ слов «Живые звуки»
Игры на классификацию:
«Космос» Рисование деревьев, печатание их названий. - учить рисовать внимательно рассматривать
и сравнивать изображения 1
Рыбы. Я Мягкие согласные
Обозначение мягкости при помощи гласных
Игра на классификацию: «Рыбы»
Выделение слов
со звуком Я
Читаем чистоговорки, скороговорки, стихи
Рисование узоров
с использованием овала.
печатание их названий. - закреплять умение рисовать овалы и включать их в различные изображения рыб.
- учить графически воспроизводить направления. 1
Насекомые Ъ, Ь Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак
Объяснение значений букв в словах
Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков
Упражнение в звуковом анализе слов.
Игры на классификацию:
«Насекомые» Рисование ключевых слов по теме.
Рисование и прописывание слов
по теме печатание их названий.
Пишем чистоговорки. - учить проводить наклонные линии без отрыва
- закреплять умение проводить штриховку
в заданном направлении
- учить рисовать предметы по теме и подписывать на слух. 1
Список литературы
Алексеевская А.А. Озорной карандаш.- М.: Академия, 2000.
Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005.
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 1989.
Зайцев Н. А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – М.: Академия, 2009.
Никитин Б.П. «Интеллектуальные игры» Издательство «Просвещение» М.:1987 г.
16. Рыжакова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М.: Академия, 2010.
Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. – М.: Академия, 2007.
Попова Г.П., Усачева В.И. Занимательное азбуковедение. – СПб.: Речь, 2007.
Федотов М., Тропп Е. «Обучаем ребенка чтению» Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Издательство «Просвещение» М.:1971 г.