Берегите родную природу и живите в согласии с ней. По рассказам Евгения Носова «Тридцать зёрен» и «Как ворона на крыше заблудилась».
Тема. Берегите родную природу и живите в согласии с ней. По рассказам Евгения Носова «Тридцать зёрен» и «Как ворона на крыше заблудилась».
Цели:
Обучающие: посредством анализа рассказов Е.И.Носова совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения;
Развивающие: развивать логическое мышление, культуру речи;
Воспитательные: прививать бережное отношение к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные: уметь давать аргументированные ответы на вопросы, уметь анализировать и оценивать поступки героев рассказа, учить использовать текст с целью доказательства высказанных мыслей;
Развивающие: развивать связную речь и творческие способности учеников; формировать навыки работы в парах и группах;
игрушки, раздаточный материал для рефлексии.
Воспитательные: прививать ученикам доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю.
Оборудование: ноутбук; экран; портреты и фотографии, выставка книг; иллюстрации учащихся к рассказу; аудиозапись голосов птиц и песни «Раненая птица», мягкие игрушки, раздаточные материал для рефлексии.
Тип урока: урок-беседа.
Ход Урока
I.Организационный момент
1. Рубрика «Поэтическим пером»
Учитель. «…Как воздух чист, как ясен небосклон…» Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину... Упала шишка, скрипнул сук... Ты слышишь голос тишины...
Представьте, что мы находимся в лесу. Мысленно совершим прогулку по лесу, послушаем пение птиц. Взгляните вокруг, полюбуйтесь окружающей средой. Закройте глаза и помечтайте под эти птичьи голоса о чём-то светлом и радостном.
(Аудиозапись звуков леса, голосов птиц. Релаксирующая пауза.)С какими мыслями, чувствами и настроением вы слушали звуки природы, этот разноголосый гомон птиц? О чём мечтали? (Ответы учащихся.)
2. Рефлексия «Солнце – тучка»
А теперь покажите своё настроение.
Методический комментарий. У каждого учащегося на парте лежат по 2 рисунка: изображения тучки и солнышка, такие же рисунки, только в увеличенном виде, висят постоянно на магнитной доске. Ученики поднимают один из рисунков, который соответствует их настроению.
Учитель
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и ёлки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки!
Вспоминая ваши чувства и мечты после прослушивания голосов птиц, хочется отметить, что вы мечтали о доброте и красоте, о чём следующие поучительные слова словацкого поэта П. Гвездослава
Я сорвал цветок — и он увял...
Я поймал мотылька — и он умер
у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
к Красоте
Можно только сердцем.
II. Постановка проблемного вопроса
Учитель. Давайте прочитаем тему нашего урока вслух, вдумываясь в каждое слово: «Берегите родную природу и живите в согласии с ней». В конце урока мы постараемся ответить на непростой вопрос: «В чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова?»
III. Постановка целей урока
Дома вы знакомились с рассказом Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка». Скажите, а как можно сформулировать цель нашего урока?
(Учащиеся высказывают свои мысли. Учитель помогает сформулировать цель урока.)IV. Основная часть. Работа над темой урока
Сообщение учителя ( или ученика) о писателе
— На уроках литературы мы уже знакомились с творчеством В. П. Астафьева. В. П. Астафьев — писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев,— отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево... так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».
Сообщение учителя «Очерк жизни и творчества В. П. Астафьева»
Учитель. Послушайте стихотворение, посвящённое В. П. Астафьеву «Последний поклон» (читает подготовленный ученик).
Был полон зал, все замерли и ждали,
что к нам на встречу выйдет исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
и долго будет говорить один.
Но тут с трудом поднялся к нам на сцену
седой, как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену,
крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
босое детство, белые снега,
Большая жизнь — неписаная книга,
поклон последний — память на века.
(А. Мамонова)
3. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка»
1)Беседа
Поделитесь своими чувствами, настроением, которые у вас возникли после прочтения произведения.
Прочитайте план рассказа, который вы составили дома.
(Учащиеся зачитывают 2-3 плана рассказа (остальные ученики сдают работы учителю).)
Варианты работы с планами
Рецензия планов.
Сравнение планов учащихся.
Оценивание планов и др.
2) Рублика «Юные зоологи» (сообщение о кунице подготовленными учеником)
3) Работа в парах (по карточкам)
1-я пара. Кто в этом густолесье главные жители? Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?
2-я пара. «Для детей я всегда пишу со светлой радостью,— говорил В. П. Астафьев,— и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». И он не только не лишал, а дарил радость общения со своими героями: с людьми, с животными и с существами, в которых течёт не красная, а зелёная кровь. Кто это? (Растения) Расскажите о растениях этого густолесья. Как и от кого они защищали своих жильцов?
3-я пара. Белогрудая куница. Почему она выбрала этот косогор? Чем занималась, наносила ли Белогрудка вред человеку в начале рассказа?
4) Беседа (продолжение)
* Лес надёжно хранит своих жильцов от «худого глаза и загребущих рук». Кого имеет в виду автор? А почему такое нелестное мнение о людях?
* Почему Белогрудке были противны запахи деревни? Раскройте значение эпитета «противные запахи деревни». (Чужие, опасные, неприятные)
* Почему при приближении человека она пулей «вонзалась в лесную глушь»? Что означает метафора «пулей вонзалась»? (Стремительно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног, молниеносно скрывалась.)
* Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет её самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось. Что произошло?
* Что можно сказать о Белогрудке-матери? Какой она была матерью? (Старательной)
* Подберите синонимы к этому слову. (Заботливая, внимательная, любящая)
* Справлялась ли она с материнскими обязанностями? Как относилась к своим кунятам? Докажите цитатами из текста.
* Зачитайте отрывок, в котором рассказывается, какими были новорождённые котята. Какое образное средство использует писатель, говоря о детёнышах куницы? (Сравнение, «маленькие, как бобовые стручки»)
* Какой художественный приём использует автор, чтобы показать нам величину котят? (Литоту)
5)Физкультминутка(см. приложение)
Учитель. Найдите на своих рабочих местах
икреплённые листочки с ролями. (Ученики по очереди изображают своё животное, остальные ученики за ними повторяют.)
Человек природе друг,
уважает всех вокруг:
(1) пингвинёнка и (2) зайчонка,
(3) воробья и (4) лягушонка,
(5) медвежонка и (6) лисёнка,
и (7) забавного котёнка.
(Хором.) Человек природе друг!
Знают это все вокруг!
6) Беседа (продолжение)
* Какой момент в рассказе можно назвать самым напряжённым? (Кража котят)
* Как он называется в произведениях литературы? (.Кульминация)
* Что испытала куница в один из дней, когда вернулась радостная с охоты и увидела, что гнездо пустое? В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? («Если бы Белогрудка умела кричать - закричала бы». Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знаке - тире. Оказывается, не только эпитеты, метафоры и другие образные средства передают авторскую мысль, но и знаки препинания тоже.)* Почему мальчишки похитили котят? (Чтобы превратить их в игрушку.)
(Учитель показывает игрушки.)
Учитель. Вот игрушки! Играйте ими! Помните, что не каждая вещь может стать игрушкой. Поэтому прежде чем нести домой ежа, птенца, зайчонка, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой тоже. Непонимание убивает в нём самое лучшее — чувство справедливости, милосердие. Это опустошает его изнутри.
7) Работа в группах
1-я группа. Состояние Белогрудки после того, как её котят похитили.
Сначала она чутко улавливала противные запахи деревни, при приближении человека пулей вонзалась в густолесье, а сейчас даже днём стала появляться у домов. Почему?
Поведение куницы. Докажите цитатами из текста.
2-я группа. Месть Белогрудки людям.
Почему такой мирный и скрытный зверёк стал вести себя так жестоко? Можно ли понять жестокость куницы?
(Жестокость Белогрудки легко понять и оправдать. Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек вторгся в мир природы и тем самым нарушил её покой. Если раньше кунице были противны даже запахи деревни, то теперь она может там находиться часами, днями. Белогрудка мстит за то, что у неё отобрали самое дорогое, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы.)3-я группа. Мы знаем, что Белогрудка погибает, но так ли пессимистичен, печален финал рассказа? Докажите цитатами из текста, к чему призывает писатель, заканчивая произведение на такой жизнеутверждающей ноте. Послужила ли история с куницей уроком для жителей деревень? (Пусть будет больше косогоров и других мест, где животные не прячутся от людей и не боятся их; где человек — не хозяин природы, а мудрый друг её и помощник; где люди понимают, что животные тоже могут любить и ненавидеть.)
4. Работа с иллюстрациями к рассказу
Учитель. К уроку вы готовили рисунки. Давайте послушаем их авторов.
Что оказалось в центре вашего внимания?
Какие эпизоды показались вам наиболее яркими?
Варианты роботы с рисунками
1. Слово по рисунку.
2 Цитата под рисунком из рассказа.
3. Рецензирование рисунков.
4. Обращение к чувствам детей: почему именно этот эпизод они изобразили и др.
Отзыв учасщегося о рассказе В. Астафьева «Капалуха»
(Один из учеников может прочитать ещё один рассказ Астафьева, например, «Капалуха». Можно попросить его поделиться своими впечатлениями.)Учитель. Спасибо, очень радует, что рассказ не оставил вас равнодушными. Персидский поэт Саади писал: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания хорошего человека».
V. Систематизация и обобщение изученного
1. Слово учителя с элементами беседы
Учитель. Самое большое зло, считал Астафьев,— отношение современного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них. Нужно воспитывать в себе чувство бережного отношения ко всем живым существам, с которыми мы встречаемся, будь то красивый цветок или мрачное насекомое. Охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. В нашей стране принят ряд важнейших документов об охране природы. Одним из таких документов является «Красная книга».
Красная Книга, Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт.
пусть зовёт не напрасно Красная Книга, Красная Книга!
(Из интернета)
Ученик
Охраняется Красной Книгой
столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
охраняются даже цветы!
Учитель. Давайте вспомним отдельные растения, животных и птиц, которые занесены в Красную книгу.
(Отдельные учащиеся могут подготовить небольшие выступления о животных и растениях, занесённых в Красную книгу.)
Что должен понять человек, чтобы избежать
катастрофы?
Воспитывать чувство переживания, сочувствия, доброты; прививать бережное отношение к природе, растениям, «братьям нашим меньшим». Обращаясь к молодым людям, Астафьев говорил: « Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас».
Скажите, какие цитаты подходят к проблеме,
поставленной на нашем уроке?
а) Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В. Астафьев).
б) Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать (В. Бианки).
в) Спешите творить добро, пока вы ещё не устали (Е. Антошкин).
2. Прослушивание песен «раненая птица» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)* О чём призывает задуматься вас эта песня?
Учитель. Опять же хочется процитировать
слова Виктора Петровича Астафьева: «Всё, что окружает нас — от зелёной травинки, малой птахи, солнца, согревающего нас,— всё-всё — есть часть нашей жизни, потому что человек — дитя природы, и нам без неё не прожить».
3. Творческая работа « Недописанный тезис»
Закончите предложение.
«Я благодарен (-на) природе за...».
(Ученики записывают в тетрадях, затем озвучивают свои тезисы.Учащиеся могут устно сформулировать свои высказывания.)4. Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока
Учитель. Подводя итог урока, давайте еще раз прочитаем слова, к которым мы обращались в начале урока.
Я сорвал цветок — и он увял...
Я поймал мотылька — и он умер
у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
к Красоте
Можно только сердцем.
«Прикоснуться к красоте можно только сердцем...» Скажите, в чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова? (Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем. Нужно уметь радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что надо беречь, любить и охранять всё, что нас окружает.)Ученик
Я на кусте у родника не тронул
сети паука,
Я поглядел на муравьёв:
У них домище – будь здоров!
Я долго по полю шагал и никого
не напугал.
Нигде воды не замутил, в лесу
я просто погостил!
Учитель. Какие умные и поучительные слова! Мы в природе, действительно, только гости, поэтому должны быть одинаково вежливы как с людьми, так и с деревьями, птицами, зверями и всем, что нас окружает. Ещё раз прислушайтесь к тому, что говорил В. П. Астафьев: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».
VI. Рефлексия
1. Упражнение «Комплимент»
2. «Недописанный тезис»
* Закончите предложение.
«Сегодняшний урок для меня был полезным, так как…»
3. Упражнение Эдварда де Боно «Плюс – минус – интересно» (см.приложение №2)
4. Оценивание работы учащихся на уроке с обязательным комментированием оценки (см. приложение №3,4)
VII. Домашнее задание ( по выбору учащихся)
Написать мини-сочинение (очерк, рассказ, зарисовку) «Моё отношение к природе».
Составить рекламу, слоган «Берегите природу!».
Нарисовать рисунок «Мой любимый уголок природы».
Прочитать любое произведение о взаимоотношениях человека и природы, подготовить его пересказ.
VIII. Подведение итогов уроков
1. Заключительное слово учителя
- Видимо, это удивительное авторское умение — понять переживания животного, почувствовать каким-то общим чутьём всё, что с ними происходит, и делает рассказ таким пронзительно искренним, честным, актуальным и любимым многими поколениями.
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идёт своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в её мир, а только наблюдать за ней и наслаждаться её звуками.
2. Релаксирующая пауза
(Учитель включает аудиозапись с голосами птиц.)
Учитель. И пусть как напутствие прозвучат для вас слова В. Астафьева: «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».
Урок окончен. Большое спасибо за ваш труд и неравнодушие к проблемам природы.