Разработка урока технологии на тему Моделирование фартука (5 класс)
Темаурока: Моделирование фартука
Цель: Формирование знаний и навыков моделирования фартука.
Задачи:
образовательная: ознакомить учащихся с понятием «моделирование» и профессией модельера, отработать первоначальные навыки приемов моделирования.
развивающая: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы), развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы.
воспитывающая: воспитывать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и опрятность при работе.
Тип урока: комбинированный.
По завершении урока учащиеся должны знать: приемы технического и творческого моделирования; уметь применять их на практике.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
1. Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного и личностного выбора.
2. Коммуникативные навыки — владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
3. Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
Предметные:
1.Знакомство учащихся с понятиями «модель», «одежда», «моделирование», историй, деталями фартука, правилами моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; формирование навыков по моделированию;
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Метапредметные:
1. Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
2. Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
3. Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.
Методы: информационный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуально-самостоятельная, самоконтроль.
Оборудование: проектор, экран, ножницы, линейка закройщика, цветная бумага, клей, лекало, ткань, булавки, аксессуары.Наглядные пособия: презентация.
Дидактические материалы: ИТК, опорный конспект урока.
Словарь: моделирование, модельер-художник, технолог.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.).
Учитель: Здравствуйте, я очень рада видеть вас всех.
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
И я сегодня призываю вас совершить для себя маленькое открытие. Я желаю вам, чтобы для вас оно прошло с пользой.
Девочки, на прошлом занятии вы изучали новую для вас тему «Конструирование фартука».
Значимость этой темы можно проиллюстрировать словами стихотворения «Старый пиджак» поэта Б. Окуджавы:
Я много лет пиджак ношу,
Уже потерся и не нов он.
И я зову к себе портного
И перешить пиджак прошу.
Я говорю ему шутя:
Перекроите все иначе,
Сулит мне новую удачу
Искусство кройки и шитья.
Актуализация опорных знаний (4 мин.)
Вы узнали, что такое конструирование, чертеж, основные линии чертежа фартука.
Как называется процесс построения чертежа фартука?
Что нам необходимо, чтобы построить чертеж фартука?
Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертеж фартука?
Посмотрите на экран, перед вами чертеж фартука, дайте названия линий, выведенных на экран.
-118110635Учащиеся отвечают на вопросы:
Линия верха
Линия талии
Линия середины нижней части фартука и нагрудника
Линия бока нагрудника
Линия низа фартука
Линия бока нижней части фартука
Учитель: Хорошо! Материал прошлого урока вы усвоили.
Из ваших ответов можно сделать вывод: Конструирование- это построение чертежа выкройки изделия. Этим занимается – конструктор. Вы великолепно знаете все линии чертежа. Молодцы!
Целеполагание (2 мин). Знакомство с темой урока, целями и задачами (формулируются вместе с детьми).
Изучение нового материала (10мин.)
Сегодня мы вами начнем изучение темы «Моделирование фартука» и я немного расскажу вам о профессии модельер-художник, познакомлю вас с приемами творческого моделирования и вы самостоятельно выполните практическую работу.
Значение разнообразия (учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- Давайте посмотрим друг на друга. Какие мы?
Красивые, веселые, грустные… Я подвожу детей к ответу «Разные»
- В чем выражается эта разница? Чем мы отличаемся друг от друга?
Прической, чертами лица, цветом волос…одеждой.
- Попробуем представить, что было бы, если бы мы все стали похожи друг на друга?
Неинтересно…
Мы выбираем одежду в соответствии со своими представлениями о себе. У каждого человека свой характер, свое настроение, свое отношение к цвету и форме. Летом и зимой мы носим разную одежду. Какую?
Теплую, легкую…
Мы бываем на работе (наша работа – это школа) и дома, на прогулке и на празднике. Будет ли отличаться наша одежда в каждом из этих случаев? Как?
Дети высказывают свое мнение о назначении одежды
Несомненно, мы одеваемся в зависимости от ситуации: для занятий спортом – спортивный костюм, для работы – деловой строгий костюм или (дети могут продолжить, что можно надеть для работы), для дома – (продолжают дети, я исправляю, если допущена ошибка), на праздник – …
- В какой ситуации мы надеваем фартук?
Во время уборки, приготовления пищи…
- Вы пригласили гостей. Вам нужно накрыть стол или убрать посуду. Как сохранить свое нарядное платье от пятен?
Надеть фартук
- Тот, в котором вы протирали пыль или жарили картошку?
Другой, чистый, красивый, нарядный…
Конечно, для таких случаев необходим нарядный фартук! Вы убедились, что нам необходимы не только разные брюки, юбочки, блузки, но и фартуки.
А вы знаете, что нельзя найти более старинного предмета одежды, чем фартук. Изначально функция фартука – прикрыть обнаженное тело. Чуть позже она стала шире – не только скрыть наготу, но и определить статус человека, который его носит. С этой целью его надевали в Древнем Египте фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе.
Изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба. Потом он видоизменялся, проникал из одной страны в другую, стал частью женского и детского костюма, знаком отличия людей благородного сословия и, наоборот, деталью униформы прислуги.
Со времен средневековья фартуком пользовались, чтобы прикрыть, защитить платье.
Но уже в XVI веке женский передник стал принадлежностью туалета замужней женщины.
С 19-ого века и до середины 20-го века белые передники надевали, делая работу по кухне или по дому, в то время как разноцветные фартуки носили, принимая гостей или подавая еду. Таким образом, декоративные передники стали ассоциироваться с умелыми, хорошими домашними хозяйками.
Такие необычные передники часто делались из остатков ткани. Этим самым, хозяйка демонстрировала свою экономность и таланты к рукоделию.
А с 1920-х годов, когда многие женщины стали сами выполнять работу по дому, в каждом доме снова появился фартук.
Теперь такой фартук называется кухонным. Каждая хозяйка старается выглядеть красиво и неповторимо, даже на кухне.
2) Моделирование фартука.
Сегодня мы узнаем, как, построив один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели. Мы попытаемся освоить способ моделирования, будем заниматься моделированием.
Термин «моделирование» происходит от слова «модель» (образец) и означает изготовление вновь создаваемого изделия. Моделирование одежды – это создание новых моделей.
Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:
художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения, линиях кроя и отделки;
конструктор – изготовляет чертежи и выкройки;
технолог – разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам;
Работа любого модельера начинается с формулы: "для кого – для чего – из чего”
3)Краткое объяснение приемов моделирования (работа с модельным рядом):
а) техническое – за счет изменения деталей фартука
б) творческое – работа с цветом и отделкой.
Демонстрация моделирования фартука учителем.
Как же это происходит на практике?
Во все времена, любая женщина, девушка хочет быть красивой, изысканной, неповторимой. Мы с вами выяснили, что фартук существует двух видов и назначений: обычный – для защиты одежды от загрязнения, нарядный – для встречи гостей. Гостей мы встречаем по различным поводам, например по праздникам. Какие вы любите праздники?
Сегодня вы модельеры. Перед вами стоит задача – создать модель праздничного фартука. А какой, вы узнаете, выполнив задание. Чтобы вам было интересно работать мы будем работать модельерами в нашем ателье. Недавно прошел праздник –День матери. Нам поступил заказ: разработать коллекцию фартуков для мам.
5. Практическая работа (10 мин)
1) Для выполнения практической работы вам нужно иметь ножницы, линейку закройщика, цветную бумагу, клей, лекало, ткань, булавки, аксессуары.
2) Инструктаж по выполнению практической работы «Моделирование фартука»:
Выполнит техническое моделирование фартука в соответствии с инструкционной картой.
Выполнить творческое моделирование фартука.
Инструктаж по ТБ.
Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися предметами.
Иголка острая – не плод!
Ты лучше с нею не шути,
А то окажется она внутри.
Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота…
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Выполнение заданий. Показ образцов оформления работы
Выставка работ учащихся:
Из квадратных лоскутков
Фартук кухонный готов,
И горят на нём цветы
Небывалой красоты.
Примеряю целый час,
Надеваю - в самый раз!
6.Закрепление (3 мин):
Что такое моделирование?
Назовите способы моделирования?
Назовите профессии людей, занимающихся созданием одежды?
Анализ и оценка работ.
7. Домашнее задание (2 мин): Разработать эскиз фартука и выполнить моделирование для разных категорий людей:
для бабушки;
для младшей сестры;
для мамы;
для дедушки (для занятий столярным ремеслом) и т.д8. Итог урока. Рефлексия (3 мин):
Оцените нашу с вами работу на уроке с помощью пословиц. Выберите одну, которая, на ваш взгляд, соответствовала нашему уроку:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Всякая работа мастера хвалит
Глаза страшатся, а руки делают
Дело мастера боится
Всякий человек у дела познаётся
Любовь к труду - у людей на виду
На работу с радостью, а с работы с гордостью
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись
- Сегодня вы все великолепно справились с заданием. Молодцы! Вам понравилось работать модельерами? Тогда я желаю вам успехов и творческих достижений.
Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья!
Всем очень благодарна я.