Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в условиях дистанционного обучения
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования в условиях дистанционного обучения
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Если в прошлом в стандартах акцент делался на предметные результаты, то в новых стандартах выделяются три вида результатов: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам обучающихся относятся: ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные компетентности, личностные качества.
Метапредметные результаты - это освоенные учащимися универсальные учебные действия. Этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Перед учителем встаёт нелёгкая задача: как построить урок, направленный на формирование и личностных, и метапредметных, и предметных результатов. Хочу поделиться своим опытом работы по проблеме «Реализация требований ФГОС НОО в условиях дистанционного обучения».
Любой урок начинается с его подготовки. Учитель четко формулирует цель и задачи урока и средства их реализации. По новым требованиям учитель может свободно формировать структуру урока, а также варьировать ее так, как ему нужно на данном конкретном уроке. Главное, чтобы всё соответствовало требованиям ФГОС. Для себя при подготовке к уроку я взяла за основу следующую структуру урока: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи, изучение нового материала, первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой, включение нового знания в систему знаний, рефлексия деятельности или итог урока.
Огромная роль на уроке принадлежит деятельности учащихся, причем на всех этапах урока. Для учителя важно правильно организовать деятельность учащегося, а в условиях дистанционного обучения это приобретает особую важность, так как здесь осуществляется индивидуальный подход и на уроке к ученику максимум внимания.
В современных условиях необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Как же организовать такую деятельность учащихся? Я применяю проблемное обучение. Конечно, учитывая условия дистанционного обучения, а также контингент обучающихся, в чистом виде применять проблемное обучение трудно. Но учитель может создавать проблемные ситуации, адаптировав их под каждого конкретного ребёнка.
Например, на этапе актуализации знаний использую следующий прием: предлагаю ученику отгадать загадку
Он всегда в работе:
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает,
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит…
Поднимите руку все,
Кто узнал его уже.
Ребёнок сам называет тему урока. Если дать задание: поставь глаголы в неопределённую форму, то это вызывает затруднение и можно перейти к изучению новой темы с помощью поставленной проблемы.
Еще приведу пример: фрагмент урока по курсу «Я познаю мир» (видео)
Такие задания, такой проблемный диалог способствуют формированию умения ставить учебные задачи, а значит планировать свою деятельность. А это – регулятивные универсальные учебные действия – требование ФГОС.
Следующий этап: изучение нового материала. Приведу пример из конспекта урока, разработанного мною по курсу «Я познаю мир» (фрагмент из конспекта).
Изучение нового материала в такой форме позволяет формировать умение найти нужную информацию, выделить главное и интерпретировать ее, заполнив таблицу. Следовательно формируем познавательные универсальные учебные действия.
На этапе первичного закрепления очень помогает прием кластер.
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. Посмотрите фрагмент урока (видео).
На этапе рефлексии можно использовать следующие приемы:
Продолжи предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно, потому что…
Мне было трудно, потому что…
Я не понял…
Можно использовать следующую таблицу:
Знал Узнал Хочу узнать
На этапе рефлексии или при подведении итогов урока можно использовать прием синквейн:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Вот примеры синквейнов, которые составляют дети:
Вода
Чистая, необходимая
Оживляет, питает, лечит
Берегите воду
Жизнь
Друг
Верный, надежный
Уважает, помогает, советует
Друг в беде не бросит
Счастье
Элементы проблемного обучения, а также правильная организация деятельности учащихся на уроке способствуют включению обучающихся в активную деятельность и развитию инициативы и ответственности. В условиях дистанционного обучения это возможно в тесном сотрудничестве с учителем. Учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.