Рабочая программа учебного курса Литературное чтение (1 класс) ФГОС Школа России
г.
Рабочая программа учебного курса
литературное чтение
на 2014-2015 учебный год
Класс: 1 А класс
Учитель:
Кол-во часов: 132ч, 4 часа в неделю.
Реализуется:
- на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению,
подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, 2009 г
- на основе программы общеобразовательных учреждений «Литературное чтение» автор В.Г. Горецкий, рекомендованным Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, 2004 год. На основе старой.
Учебник: Русская азбука. Учебник для 1 класса начальной школы. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская.- М.: Просвещение, 2009; Литературное чтение. Учебник для 1 класса начальной школы. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.
Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Цели предмета:
ведущей задачей обучения родному языку ставится развитие речи младшего школьника, формирование коммуникативной функции, именно в процессе использования языка реализуется зависимость между целью высказывания, его содержанием и формальными средствами (грамматикой и знаками), то есть между функциональным назначением языка и собственно языковой системой.
освоение: язык осваивается, как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущность обучения языку состоит не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с ее языковым выражением. Правильность речи обеспечивают теория языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме. В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Правильность речи обеспечивается владением лексикой, грамматикой, орфоэпией, правописанием, навыками чтения и графики русского языка;
воспитание интереса к родному языку, стремления совершенствовать культуру речи, развивать коммуникативные возможности в повседневной жизни.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
В начальной школе изучение литературного чтения имеет особое значение в развитии младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Приобретенные им знания станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, – изучение литературно-художественных произведений на основе и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений. И от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников. А также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение. Образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создает условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенности слушания и говорения. У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв их обозначающих, знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю), работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обощающий этап. На этом этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового, и выразительного чтения слов, предложений и текстов. Учащиеся знакомятся с этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием комуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. Далее начинается курс литературного чтения.
1.1. Цели учебного предмета.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность примерно 23 учебные недели по 4ч в неделю (объединяются часы учебного плана по обучению грамоте и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения, продолжительность которого составляет 9 учебных недель по 4 ч в неделю.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создает условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Обучение литературному чтению строится с учётом ведущих принципов обучения в младших классах:
- учет возрастных особенностей обучающихся,
- сочетание обучения и воспитания,
- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей,
- практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане школы на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего - 132 часа. Основное содержание обучения в рабочей программе представлено крупными блоками. Такое построение рабочей программы позволило распределить разными способами учебный материал и время для его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 10% от общего объема учебных часов, то есть 11 часов от общего учебного времени. Этот резерв будет использован на повторение изученного материала, или, при необходимости, на прохождение учебного материала в случае актированных дней в зимний период.
1.4. Ценностные ориентиры содержания образования.
Литературное чтение является мощнейшим инструментом развития человеческого мышления. Посредством данного предмета мы формируем рациональное мышление обучающихся, первичный понятийный аппарат, помогаем освоить важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, воспитываем на занятиях литературным чтением волевые качества личности, самостоятельность мышления, навыки самоконтроля. Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения литературного чтения
В ходе обучения литературному чтению обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
2.1. Личностными результатами обучающихся в 1-ом классе по литературному чтению являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы;
- наличие познавательного интереса к литературному чтению;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2.2. Метапредметными результатами по литературному чтению в 1-ом классе является:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность анализировать учебную ситуацию;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации;
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами по литературному чтению в 1-ом классе являются:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей, традиций;
- формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности;
- формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова;
- осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России;
- осознание значимости систематического чтения для личностного развития, формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, достижение определенного качества чтения – его осознанности и выразительности.
Ученик 1-го класса научится:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов,
определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части,
озаглавливать их; составлять простой план;
формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;
передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию.
Раздел «Творческая деятельность»
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, давать характеристику героя;
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
3. Содержание учебного предмета.
Содержание обучения литературному чтению в начальной школе направлено на формирование у учащихся умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение литературным чтением в основной школе.
Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания литературного чтения являются: наличие заданий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий (УУД), навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. В программе определяется также необходимый минимум практических работ, которые выполняются по итогам изучения каждой темы.
Основное содержание обучения грамоте в рабочей программе представлено разделами:
«Фонетика»,
«Графика»,
«Чтение»,
«Слово и предложение»,
«Развитие речи».
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделен слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказ повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материал; собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Основное содержание литературного чтения в рабочей программе представлено разделами:
«Виды речевой деятельности»,
«Виды читательской деятельности»,
«Круг детского чтения»,
«Литературоведческая пропедевтика»,
«Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) »
«Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке).
«Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
«Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-7 лет, читательских предпочтений младших школьников.
«Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
«Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа.
4. Учебно-тематический план.
В результате изучения литературного чтения у обучающихся 1 класса будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
№ п/п Название раздела Количество часов
1 Подготовительный период 16 часов
2 Букварный период 59 часов
3 Послебукварный период 17 часов
4 Литературное чтение 40 часов
№ урока чтения/
дата Тема Формирование понятийного аппарата Формирование УУД
Подготовительный период (16ч)
1. «Азбука» - первая учебная книга.
Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги
(обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).
Познавательные
Общеучебные:
- поиск необходимой информации;
- произвольное построение речевого высказывания;
Логические:
- анализ;
- синтез;
- классификация объектов.
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической речью.
Личностные
- самоопределение
- смыслообразование- нравственно-этическая ориентация
Познавательные
Общеучебные:
- осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- поиск и выделение необходимой информации;
- рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.
Логические:
- анализ;
- синтез;
- сравнение объектов.
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог;
2. Устная и письменная речь. Предложение.
Пословицы и поговорки.
. 3. Предложение и слово.
Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.
Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения.
4. Слово и слог.
Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. 5. Слог. Ударение.
Ударный слог.
Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы).
6. Звуки в окружающем мире и речи.
Упражнения в произнесении и слышании звуков.
7. Гласные и согласные звуки. Интонационное выделение звука на фоне слова.
Слогообразующая функция гласных звуков.
8. Как образуется слог?
Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния.
- планирование учебного сотрудничества
- владение диалогической и монологической речью
Личностные
- самоопределение
- смыслообразование- нравственно-этическая ориентация
Регулятивные
- прогнозирование
- планирование
- контроль
- коррекция
- оценка
9. Урок закрепления. Слого-звуковой анализ слов.
Работа со схемами-моделями.
Любимые сказки 10. Звук [а]. Буквы А, а.
Особенности произнесения звука а. Характеристика звука [а].
11. Звук [о]. Буквы О, о. Особенности произнесения звука, его характеристика.
12. Звук [и]. Буквы И, и.
Особенности произнесения звука, его характеристика.
13. Звук [ы]. Буква Ы, ее функция в слоге-слиянии.
Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука.
Буква ы как знак звука ы. Особенности буквы ы.
14. Гласный звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии. Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука.
Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы].
15. 16. Повторение изученных букв Букварный период (59ч)
17. . Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н.
Твёрдость и мягкость согласных звуков.
Чтение слияний согласного с гласным в слогах.
Познавательные
Общеучебные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- моделирование
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Логические:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов.
- выдвижение гипотез и их обоснование
18. Чтение слов с буквой Н, н. 19. Звуки [с], [с,]. Буква С, с. Особенности артикуляции новых звуков.
20. Чтение слов с буквой С, с.
Чтение слогов с новой буквой. 21. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к.
Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.
22. Чтение слов с буквой К, к. 23. Звуки [т], [т,]. .
Формирование навыка плавного слогового чтения.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.
Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества;
- постановка вопросов;
- управление поведением партнера;
- умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка.
Личностные
- самоопределение
- смыслообразование-нравственно-этическая ориентация.
24. Согласные звуки [т], [т,]. Буквы
Т, т.
25. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л.
Звонкие и глухие согласные.
Формирование навыка плавного слогового чтения.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. 26. Чтение слов с буквой Л, л 27. Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р, р
Особенности артикуляции звуков р, р’.
Формирование навыка плавного слогового чтения.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. 28. Чтение слов с буквой Р, р 29. Звуки [в], [в,]. Буквы В, в Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
30. Чтение слов с буквой В, в 31. Звуки [й,э][ ,э]. Буквы Е, е
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
32. Чтение слов с буквой Е, е. 33. Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
34. Чтение слов с буквой П, п 35. Звуки [м], [м,]. Буквы М, м.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
36. Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках.
37. Повторение изученного о буквах и звуках Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.
Чтение слов с изученными буквами, чтение предложений и коротких текстов. 38. Звуки [з], [з,]. Буквы З, з. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
39. Закрепление умения чтения предложений с буквами З, з.
40. Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
41. Закрепление знаний о буквах Б, б
Сопоставление букв Б-П.
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.
Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.
42. Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д.
Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
43. Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв д – т в слогах и словах.
44. Звуки [й, а],
[,а]. Буквы Я, я Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
45. Чтение текстов с буквой Я
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
46. Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
47. Смысловая связь слов в предложении.
Сопоставление слов и слогов с буквами г – кЧтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
48. Сопоставление слов и слогов с буквами г – к
49. Итоговый урок по I части «Азбуки».
Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. 50. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Буквосочетания ча, чу – закрепление.
51. Буква Ч (закрепление.) Чтение текстов с буквой Ч.
52. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков.
Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
53. Буква Ь.
Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова.
54. Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
55. Чтение текстов с буквой Ш.
56. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
57. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ.
58. Звуки [й,о],[й ,о]. Буквы Ё, ё.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии
59. Буква Ё (закрепление). 60. Звук [й,]. Буква Й.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
61. Согласный звук [й,]. Букв Й, й.
Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. 62. Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. 63. Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.
64. Звуки [й,у], [,у]. Буквы Ю, ю.
Буква Ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Буква Ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.
65. Буквы Ю, ю (зак-репление).
Буква Ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.
Буква Ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.
66. Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Отработка техники чтения.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений 67. Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление).
68. Звук [э]. Буквы Э, э.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Отработка техники чтения.
Развитие осознанности и выразительности чтения
69. Гласный Звук [э], буквы Э, э (закрепление).
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отработка техники чтения.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений 70. Буквы Щ, щ. Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отработка техники чтения.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений
71. Звук [щ,]. Буквы Щ, щ (закрепление).
72. Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отработка техники чтения.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений
73. Буквы Ф, ф (закрепление).
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отработка техники чтения.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений
74. Буквы Ь и Ъ.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений.
Отработка техники чтения
75. Русский алфавит Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов.
Послебукварный (17ч)
76. Как хорошо уметь читать.
С.Маршак «Ты эти буквы заучи»
В.Берестов «Читалочка»
Е.Чапушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений
Познавательные
Общеучебные:
- поиск необходимой информации;
- произвольное построение речевого высказывания;
Логические:
- анализ;
- синтез;
- классификация объектов.
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической речью.
Личностные
- самоопределение
- смыслообразование- нравственно-этическая ориентация
Регулятивные
- прогнозирование
- планирование
- контроль
- коррекция
- оценка
77. Одна у человека родная мать - одна у него и родина. Развитие сознательности и выразительности на материале текста К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
Анализ содержания текста. Определение основной мысли текста. Активизация и рзширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов.
Пословицы и поговорки о Родине. 78. История славянской азбуки.
В.Крупин «Первоучители словенские».
Познакомить детей с Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки. Совершенствовать навык выразительного чтения. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления. 79. История первого русского букваря.
В. Крупин. Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой.
80. А.С.Пушкин - гордость нашей Родины.
А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг.
Совершенствовать навык выразительного чтения. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления.
Коллективное обсуждение темы «Почему А.С. Пушкин – слава гордость нашей Родины?» 81. Рассказы Л.Н.Толстого для детей.
Познакомить учащихся с биографией и творчеством Л.Н. Толстого. Развивать навык чтения по ролям. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления. 82. Произведения К.Д. Ушинского для детей.
Познакомить с творчеством К.Д. Ушинского. Развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное.
Развивать навык чтения по ролям. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления 83. Стихи К.И. Чуковского.
Выставка книг К. Чуковского для детей.
Развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное.
Развивать навык чтения по ролям. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления.
84. Рассказы В.В. Бианки о животных.
Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа. Познакомить с творчеством В.В. Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления.
85. Стихи С.Я Маршака.
Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть. Познакомить с жизнью и творчеством С. Я. Маршака. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления.
86. Рассказы М.М. Пришвина о природе.
Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа. Познакомить с жизнью и творчеством М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления.
87. Стихи А.Л. Барто.
Познакомить с жизнью и творчеством А.Л. Барто. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. 88. Стихи С.В. Михалкова.
Познакомить с жизнью и творчеством С.В. Михалкова. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. 89. Веселые стихи Б.В. Заходера.
Познакомить с жизнью и творчеством Б.В.Заходера. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. 90. Стихи В.Д. Берестова.
Познакомить с жизнью и творчеством В.Д. Берестова. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. 91. Презентация про екта«Живая азбука».
Конкурс чтецов. Вспомнить, чему учились с «Азбукой». Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений о школе и учебе
92. Наши достижения. Литературное чтение (40ч.)
№ Тема урока Элементы содержания Дата
1-2 Жили – были буквы.( 8 часов)
В. Данько «Загадочные буквы»,
Ответы на вопросы по содержанию текста. Овладение понятиями: писатель, автор, произведение. 3 И. Токмакова
« Аля, Кляксич и буква А» Пересказ теста по вопросам учебника, придумывание продолжения сюжета. Обучение приёмам выразительной речи и чтения. Овладение понятиями: действующие лица. 4 С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет». Знакомство с приемами драматургии. Сравнение произведений на одну и ту же тему. 5 Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Приёмы словесного рисования. 6 И. Гамазкова «Кто как кричит?»
Придумывание весёлых историй. Словесное творчество, созвучие слов в стихотворении. Обучение приемам выразительной речи и чтения. 7 С.Маршак «Жили-были». 8 Обобщение по теме. Разноцветные странички. Обучение приемам выразительной речи и чтения. 9 Устное творчество. (7 часов)
Е. Чарушин «Теремок», Обучение чтению художественных произведений по ролям, раскрытие содержания иллюстрации к произведению. 10-11 Русская народная сказка «Рукавичка, 12-13 Русские народные песенки, потешки, небылицы. Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении. Анализ и воспроизведение текста по опорным словам и картинному плану. 14 А.С.Пушкин отрывки из произведений Обучение орфоэпически правильному произношению слов. Обучение пересказу сказки. 15 Сказки о животных. Петух и собака Л. Толстой Зайцы и лягушки Произведения малых фольклорных жанров. Предмет загадки и предмет отгадки, сравнение, сопоставление, выделение общих признаков. 16 Ушинский. Гусь и журавль Обобщение по разделу. Произведения народного словесного искусства 17 Апрель, апрель, звенит капель(5 часов)
А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков. Весна. Ласточка примчалась. Подбор нужной интонации и ритма для чтения небылиц и потешек. 18 Т. Белозёров Подснежники
С. Маршак Апрель 19 И. Токмакова Ручей. Загадки Осознанное чтение текста целыми словами 20 Е. Трутнева «Когда это бывает?»
И. Токмакова. Весна. В. Берестов. Воробушки Осознанное чтение текста целыми словами 21 Разноцветные страницы. Обобщение по разделу. Воспроизведение ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Придумывание своей концовки к сказке. 22 И в шутку и всерьез (6 часов) И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк», Г.Кружков «РРРЫ!» Особенности юмористических произведений. Отработка навыка чтения целыми словами. Обучение пересказу по опорным словам 23-24 Н.Артюхова «Саша-дразнилка». Обучение чтению художественных произведений по ролям, цепочкой, драматизация произведений. Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих ей. 25 К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет»,О.Григорьев. Стук, И.Токмакова. Разговор лютика и жучка. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении, посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним. 26 И. Пивоварова. Кулинаки-пулинаки, К.Чуковский Телефон, М.Пляцковский Помощник Обучение приемам выразительной речи и чтения с различными задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе сним. 27 Из старинных книг К.Ушинский. Развитие темпа речи и чтения. Соотнесение его с содержанием высказывания и текста. Темп речи. 28 Я и мои друзья(5 часов)
Ю Ермолаев «Лучший друг» Пересказ текста по вопросам учебника. Правила подготовки к выразительному чтению. 29 Е.Благинина «Подарок» Восстановление последовательности событий по опорным словам. Прогнозирование содержания произведения. 30 В. Орлов «Кто первый?»,
С. Михайлов «Бараны» Понимание значения слов и выражений в контексте. Устные рассказы детей о своих друзьях-игрушках 31 Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек». Выработка умений убыстрять и замедлять темп речи и чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания 32 В. Орлов «Если дружбой дорожить» Юмористические произведения Развитие умений планировать и анализировать свое выступление 33 С.Маршак «Хороший день». Развитие умения корректировать свое выступление в соответствии с целью высказывания. Подробный пересказ по рисунку. Приемы словесного рисования 34 М.Пляцковский «Сердитый Буль дог», Ю. Энти. Про дружбу. Развитие умения планировать, анализировать свое выступление 35 Из старинных книг Рассказывание –импровизация на заданную тему. 36 О братьях наших меньших(5 часов)С.Михалков Трезор, Р.Сеф Кто любит собак, В.Осеева Собака яростно лаяла, И.Токмакова Купите собаку. Сопоставление разных текстов: научно познавательного и стихотворения. Научно-познавательный текст, стихотворение. 37 М.Пляцковский Цап Царапыч, Г.сапгир. Кошка Правила подготовки к выразительному чтению 38 В. Берестов Лягушата Восстановление последовательности событий по опорным словам. Прогнозирование содержания произведения 39 В. Лунин Никого не обижай. С.Михалков «Важный совет» Понимание значения слов и выражений в контексте, устные рассказы детей о своих друзьях-игрушках 40 Д. Хармс «Храбрый еж», Н.Сладков «Лисица и Еж»
Обощение по разделу Обучение чтению художественных произведений по ролям 5. Контроль уровня обученности.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Важным моментом итоговой оценки освоения обучающимися программы по литературному чтению является достижение предметных и метапредметных результатов. В таблице приведены различные формы учёта достижений обучающихся.
Обязательные
формы и методы контроля Иные формы учета достиженийтекущая аттестация итоговая аттестация
(четверть, год) урочная
деятельность внеурочная деятельность
по предмету
- устный опрос;
- письменная
самостоятельная работа;
- диктанты;
- контрольное
списывание;
- тестовые задания;
- графическая работа;
- творческая работа. - диагностическая
контрольная работа;
- диктанты;
- контроль техники
чтения.
- анализ динамики
текущей
успеваемости.
- участие в
выставках,
конкурсах,
соревнованиях;
- участие в
деятельности
научного общества
начальной школы.
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
Результатом итоговой оценки является итоговая комплексная работа – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, которая проводится в 20 числах апреля.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
В конце учебного года проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Все результаты работ учитель фиксирует в диагностической таблице:
№ п\пФИО обучающегосяУровень владения предметными достижениями
1 Навык осмысленного и выразительного (в итоге беглого) чтения Восприятие и понимание текста посредством: слова учителя, собственных усилий, учета высказываний одноклассников. Собственно литературное развитие ученика.
1 уровень – оптимальный (80-100% выполнения работы, «5»)
2 уровень – допустимый (60-80% выполнения работы, «4»)
3 уровень – достаточный (50-60% выполнения работы, «3»)
4 уровень – критический (менее 50% выполнения работы, «2»)
Системная оценка личностных и метапредметных результатов будет выражаться в форме Портфолио (Приложение к рабочим программам).
6. Учебно-методический комплект,
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6.1. Учебно-методические комплект:
- (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, дидактические материалы и др.):
«Азбука» В.Г. Горецкий
«Литературное чтение». Учебник. 1 класс. В 2ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий., Л.А. Виноградская.
6.2. Печатные пособия:
- демонстрационный материал (наборы сюжетных картинок) в соответствии с основными темами программы обучения;
-портреты поэтов и писателей, детские книги разных типов из круга детского чтения;
6.3. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
- магнитная доска;
- интерактивная доска;
- видеомагнитофон;
- телевизор;
- персональный компьютер;
- компьютерные и информационно-коммуникативные средства;
- электронные справочные и учебные пособия,
- аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений;
- видеофильмы, мультемедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
- мультимедийный проектор.
6.4. Демонстрационные материалы
- портреты поэтов и писателей;
- демонстрационные пособия (картины художников, иллюстрации произведений);
6.5. Игры
- настольные развивающие игры;
- электронные игры развивающего характера.